Программа по развитию визуального мышления школьника младших классов с использованием музейных предметов.
статья по русскому языку (3, 4 класс) на тему

Степухина Наталия Викторовна

Программа презназначена для использования во внеурочной деятельности и на уроках развития речи. На каждом занятии использоуется музейный предмет. Составляется его описание, мини-сочинение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vizualnogo_myshleniya_shkolnika_mladshih_klassov.doc242.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство культуры и  массовых коммуникаций

Государственный Университет культуры и искусств

   

                                 ПРОГРАММА

                     Для   Государственного Русского музея

«Развитие визуального мышления школьника младших классов

 в процессе изучения музейного предмета».

                              Разработал: Степухина Наталия Викторовна,

                                   Студент группы №502/З.

Факультет: «Музееведения и экскурсоведения»

(заочное отделение)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        САНКТ-ПЕТЕРБУРГ                                                                                                                                                                                                        

                                

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа, «Развитие визуального мышления школьника младших классов  в процессе изучения  музейного предмета», направлена на развитие и формирование визуального мышления. В процессе формирования визуального мышления  одновременно формируется словарный запас  школьника, и вместе с тем формируется речь.

Программа направлена также на воспитание эстетических и нравственных качеств личности.

Так как процесс формирования визуального мышления происходит на основе знакомства с музейными предметами: предметами изобразительного классического искусства и предметами народного быта и декоративного народного  искусства.

Данная программа  направлена на интеграцию  нескольких областей знаний, которые включены в основную программу образования начальной школы: Окружающий мир, Русский Язык, Художественный труд и Изобразительное искусство, Литературное чтение.

Так как данная программа  направлена на развитие визуального мышления школьников младших классов, то, следовательно,  возрастное  деление   будет следующим:

1КЛАСС: 6 – 7,5 лет;

2 КЛАСС: 7,5 – 8 лет;

3 КЛАСС:  8 – 9,5 лет;

4 КЛАСС: 9,5 – 10 лет.

Исходя из данной возрастной категории, следуют определённые психологические аспекты:

 6 – 7,5 лет:  возраст, когда возникает стремление к передаче сюжета, к передаче  знаний о причинно-следственных связях явлений, к воплощению эмоциональных переживаний посредством выразительных возможностей цвета. Этот период характеризуют как интеллектуальной активностью.

7,5 – 8лет: возраст, когда активизируется устная речь и происходит овладение письмом. В данный период наиболее активное визуальное мышление ребёнка, также достигает наибольшей свободы эмоциональная выразительность, что позволяет достигать наиболее лучшей  социализации ребёнка.

8 – 9,5 лет: возраст, который является  продолжением второй стадией в психологическом развитии младшего школьника. Следовательно, становление визуального мышления продолжается  в тех же аспектах, как и во втором классе.

9,5 – 10 лет: в данный период возникает интерес к созидательному творчеству. Доминирует исследовательская и созидательная активность. Появляется желание коллективного творчества.

Ещё происходит познание мира, который окружает  человека, но это познание начинает переключаться на внутренний собственный мир ребёнка. И окружающий мир познаётся уже через призму самого себя, через свои чувства.

Исходя из психологических особенностей аудитории, будут использованы различные формы, которые помогут раскрыть ту или иную тему  определённого направления по данной программе:

-  общение;

- информирование;

- творчество;

- обучение.

Каждая форма  требует определённых видов проверки эффективности: игры, творческие задание, викторины, контрольные вопросы,  сочинения, наблюдения, анкетирование родителей.

Предполагается совместная работа со многими музеями города:  Государственный Русский музей, Государственный  музей Эрмитаж, Государственный  Этнографический музей народов России, Государственный музей городской архитектуры и Государственный музей городской скульптуры.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

Ставит следующие цели :

  1. Развитие визуального мышления в процессе изучения музейного предмета.
  2. Формирование речевого словарного запаса младшего школьника в процессе изучения музейного предмета.
  3. Воспитание  эстетических и нравственных качеств личности младшего школьника.

Задачи:

1)На основе изучения музейного предмета дать представление о становлении и развитии искусств  той или иной эпохи.

2)Дать представление о той или иной технике разных мастеров, как русского, так и западноевропейского  искусства.

3)Обучить анализу произведений искусства, используя накопленные знания.

4) Используя метод анализа, развивать визуальное мышление школьника в совокупности со всеми составными формирования личности.

Преобладающие методы педагогического воздействия:

  1. повествовательный;
  2. сравнение;
  3. диалог;
  4. стимулирование самостоятельной деятельности;
  5. стимулирование творческой деятельности;
  6. игровой метод.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ АУДИТОРИИ

 Возраст: 8,5 -9 лет.

Данный возраст характеризуется тем, что в это период развития возникает потребность свободного эмоционального  выражений своих чувств и переживаний увидемового.

У детей-зрителей усиливается интерес к систематизации  построения картин, к их композиционной, пространственно-временной и событийной организации. Это проявляется и в собственных рисунках, отражающих сложные историко-литературные, сказочные, фантастические сюжеты, темы натюрмортов и пейзажей без людей и действий, психологические портреты.

В сознании ребенком мира, в его мышлении происходит качественный скачок, называемый в психологии «децентрацией».

Ребёнок   открывает существование параллельных миров. Он  обнаруживает, что могут быть другие мысли, другие оценки, отличительные от него самого. Ребёнок приходит к выводу, что существование различных миров – это нормально.

Это период, благоприятный для  обретения навыков паритетного диалога и в общении по поводу искусства, и в общении с произведениями.

В это время растёт интеллектуальная активность, усиливается интерес к познанию, новой информации, фактам и их взаимосвязям. Появляется попытка моделировать собственное понимание причинно- следственных связей. Эмоциональные переживания обретают значение качественного фона в угоду рациональному познанию, которое доминирует. При этом есть тенденция к затуханию собственной изобразительной активности и большой акцент  на словесные формы самовыражения. От непосредственного выражения впечатлений «здесь» и «теперь» ребёнок  переходит к более сдержанным и отставленным во времени реакциям, к внутреннему переживанию и стремлению к продуктивным, материализованным результатам деятельности: поделкам, макетированию, созданию книжек и комиксов, к театру.

Данная психологическая характеристика подойдет  средне статистическому ребёнку данного возраста.

Но аудитория, для которой   разработана программа. Имеет характеристику порядком ниже, чем хотелось.

Данная аудитория представляет собой детей из спальных районов города. Многие дети отстают в психологическом развитии от нормы своего возраста. Психологические особенности данной группы состоят в том, что   отсутствует попытка модулирования причинно-следственной связи в сюжете картин. Многие дети предпочитают выражать свои эмоции с помощью изобразительной деятельности, хотя для этого возраста характерно речевое высказывание своего мнения.

Многие учащиеся не проявляют инициативу в  обсуждении тех или иных проблем сюжета картин или в обсуждении техники.

Для  данной аудитории характерен  слабый  словарный запас и низкая работоспособность.

Причина такого отставания в развитии состоит в том. Что большая часть детей проживает в неблагополучных семьях или проживают в неблагополучной окружающей среде: общежития, квартирного типа, алкоголизированые семьи, отсутствие того или иного родителя.

Большинство учащихся  во внеурочное время предоставлены сами себе. Многие родители не занимаются нравственным и эстетическим воспитанием своих детей. Многие считают, что достаточно школы, которая должна (по их мнению) заниматься  воспитанием их детей.

 

  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Некрасова – Каратеева  О.Л. Дети  -   зрители. //Художественный музей в  образовательном  процессе.-  СПб: «Специальная литература»,1998. – 160-169с.

2.         Некрасова – Каратеева О.Л. Философско-психологические аспекты детского рисунка.//Образовательная деятельность художественного музея: Тр. Рос. центра

музейного педагогического и детского творчества. – Выпуск  VII. – СПб.: Гос. Рус. музей,2002. – 34 -50 с.

Поскольку  данная психологическая группа характеризуется тем, что  психологическое восприятие произведений искусства и музейных предметов не соответствует возрастному стандарту, так как большая часть детей данной психологической группы впервые знакомиться с произведениями искусства, то  автор программы считает наиболее адекватными и продуктивными методами:

  1. Метод сравнительного анализа адекватен для данной группы, так как в процессе использования данного метода учащиеся на  сравнениях делают самостоятельные выводы, что стимулирует самостоятельную речевую деятельность.

2)         Метод стимулирования самостоятельной деятельности продуктивен в совокупности

с методом сравнительного анализа, так как, сравнивая произведения искусств, учащиеся самостоятельно могут сформулировать определённые выводы по определённым вопросам.

3)         Метод повествовательный необходим для  подачи лекционного материала, который связан с творческой деятельностью того или иного мастера. Данный метод продуктивен, если информация будет сжатая и  лаконична. При использовании данного метода необходимо учитывать, что психологическими особенностями данной аудитории является слабое усвоение большого потока информации.

4)        Метод  игровой  продуктивен  на всех этапах процесса развития визуального мышления, но нельзя всё время посвящать игре , иначе у детей возникнет представление, что мир искусства – это игра.

5)        Метод диалога  является неотъемлимой частью сравнительного метода, так как  учащиеся, высказывая свои рассуждения и сравнивая произведения искусства, вступают в диалог не только со своими сверстниками, но  и вступают в диалог с преподавателем и в диалог с сами произведением  искусства.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        ТЕМАТИКО-КАЛЕНДАРНЫЙ  ПЛАН  _                                                                        (3 КЛАСС НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ)

         1 ЧАС В НЕДЕЛЮ                                                                                                          I I ЧЕТВЕРТЬ

ДАТА

            ТЕМА

ФОРМА

ВРЕМЯ

МЕСТО

ПРИМЕЧАНИЕ

10.11

Творчество И.И.Левитана

Беседа

40 мин

Класс

Репродукции картин И.И.Левитана «Золотая осень», «Берёзовая роща».

Использовать произведения русских поэтов: Н.А.Некрасова, Ф. Тютчева, А.Майкова.

17.11

Творчество И.И.Левитана

Диалог

40мин

Класс

24.11

Знакомство с русским искусством на примере коллекции Русского музея

Экскурсия

викторина

1час 15 мин

Русский музей

Провести заранее беседу о правилах посещения музея, игровые  ситуации «Мы в музее».

Провести для контроля викторину по музею.

1.12

Сравнение творчества И.И.Левитана и творчества И.И. Шишкина

 

 Сравнительный анализ, диспут

40 мин.

 

Класс

Класс разделён на три группы, каждая группа подготавливает свой анализ произведений и делает доклад.

Для  домашнего задания даётся написать сочинение.

8.12

«В музее осени»

Игра по командам

40 мин.

Класс

Класс делится на команды. Каждая команда ищет по описанию картину и определяет, автора время.

15.12

 Сравнение произведений различных эпох

Сравнительный анализ, диалог

40 мин

Класс

За неделю до урока вывешиваются репродукции известных мастеров XVI, XIX,

Даётся возможность рассмотреть картины и сделать самостоятельный вывод.

22.12

 Питер Пауль Рубенс,

«Пейзаж с радугой» и Иван Иванович Шишкин «Пейзаж в утреннем лесу»

 

Беседа, сравнительный анализ

40 мин.

Класс

В конце занятия пишется сочинение по вопросам.

III         ЧЕТВЕРТЬ

ДАТА

ТЕМА

 ФОРМА

ВРЕМЯ

МЕСТО

 ПРИМЕЧАНИЕ

12.01

Питер Пауль Рубенс, «Персей и Андромеда»

Васнецов В.М. «Богатыри»

 Сравнение и анализ

40 минут

класс

Сравнение русских богатырей и героев мифов Античности.

19.01

Васнецов Виктор Михайлович, «Богатыри»

Диалог

40 минут

класс

Составление описания одного из богатырей, описание костюма и оружия.

26.01

Быт славян

Экскурсия

1час 15 минут

Музей Этнографии

народов России.

2.02

Русский народный костюм. Орнамент

Диалог

40 минут

Класс

Составление  

орнамента    одежды.

9.02

 Русская  печь.

Творческая мастерская

40 минут

Класс

Распиши свою печь

16.02

 

 «Молодецкие игры».

   

 Игра

   

40 минут

 

Спортив

ный зал и улица.

 

Знакомство с русскими народными традициями через подвижные игры.

 

2.03

Русская трапеза

Диалог

40 минут

Класс

С помощью описания картины Б.М.Кустодьева «Купчиха за чаем» составление словесного портрета русской трапезы.

 

9.03

Народные промыслы

Гжель

Творческая мастерская

40 минут

Класс, кабинет по художественному труду.

Знакомство с гончарным промыслом на примере изделий, начиная с  XIX – XX веков.

16.03

«Давайте посидим»

Деревенские посиделки.

40 минут

Актовый зал, музей Этногра

фии

Совместное участие

детей и их родителей.

                                                                                                                           

Беседа по картине И.И.Левитана «Золотая осень».(10.11.05)

Цели:  

  1. развитие визуальное мышление .
  2. развитие творческие способности.
  3. ознакомление с творчеством И.И.Левитана.
  4. обучение  элементам рассуждения.
  5.  пополнение словарный запас учащихся.

Задачи:

  1. в процессе изучения музейного предмета развивать творческие способности развивать визуальное мышление школьника;
  2. познакомить с творчеством художника И.И.Левитана;
  3. расширить словарный запас учащихся при обучении элементам рассуждения.

Преобладающий метод педагогического воздействия.

  1. Диалог.
  2. Повествовательный.
  3. Стимулирование самостоятельной деятельности.

Проверка эффективности:

 Выборочное списывание по определённому заданию:

-  Списать предложения, которые описывают  осенние деревья.

-  Списать предложения, которые описывают землю.

-  Списать предложения, которые описывают реку.

Запись на доске

Репродукция картины И.И.Левитана  «Золотая осень».

            

                                        Левитан  Исаак Ильич

                                                              (1860 – 1900)

                                               «Золотая осень».

Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней травой. Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору бескрайние дали, полей и лесов. Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой, нежно-голубой.

Методическая разработка занятия

п/п

Предметно-

иллюстративный

ряд

Содержание

Методи

ческие

 указания

Организа-

ционные

моменты

Выразительные средства

1.

Портрет И.И.Левитана

Знакомство

с творчеством художника

Рассказ учителя (повествовательный метод)

Небольшой рассказ

по времени

(до7 минут)

Музыка Чайковского.

2.

Левитан И.И.

«Золотая осень»

Рассматривание и анализ картины

Беседа по картине  

Заранее повесить перед уроком, дать время на рассмотрение

3.

Текст - описание

Соотнесение текста с произведением.

Выборочное списывание по определённому заданию.

Проверка эффективности выбранного метода беседы.

Выборочное списывание дать по вариантам.

4.

Детские работы

Подведение итогов.

Повторение нового материала

Выборочно проверить детские работы, вслух зачитав.

 ПОЛНЫЙ   КОНСПЕКТ  БЕСЕДЫ.

План занятия

  1. Знакомство с творчеством  И.И.Левитана.
  2. Рассматривание картины И.И.Левитана «Золотая осень».
  3. Проверка эффективности.
  4. Подведение итогов занятия.

1) Знакомство с творчеством художника И.И.Левитана

-  Сегодня мы познакомимся с творчеством русского художника  Исаака Ильича Левитана.

     Художник, который воспевал красоту русской природы.

-   Как вы можете объяснить словосочетание «мастер пейзажа настроения»?

(Пейзаж, который передаёт настроение художника; художник, который с помощью пейзажа и красоты природы передаёт настроение)

-   Совершенно верно. Таким был И.И.Левитан. Он писал пейзажи таким образом, что казалось

как - будто картина дышит.

2) Рассматривание картины И.И.Левитана  «Золотая осень».

-  На доске вы видите картину   «Золотая осень».

    Как вы думаете, почему художник дал такое название совей картине?

    (Потому что кажется, что листва у деревьев покрыта золотом)

- Рассмотрите внимательно картину, каким способом или каким образом И.И.Левитан показал золотую листву?

(И.И.Левитан использовал различную технику: например, в верхнем левом углу, листва написана мелкими мазками, похожими на золотые завитки.)

(А, например, ближе к середине верхнего края полотна листва написана крупными мазками и они длиннее.)

- Совершенно, верно. Внимательно посмотрите на то, какими  тонами написана река?

( Река, в разных местах, написана по-разному.)                                                                 

(Где-то она холодного синего оттенка, где-то она тёплого синего оттенка)

- Как вы думаете, что хотел нам показать художник, используя разные оттенки синего цвета?

(Кажется, что река медленно движется)

- Молодцы! А, теперь внимательно посмотрите на землю и траву. Попробуйте сами описать оттенки земли и травы.

(Трава бурая и земля уже тоже бурого цвета, холодного коричневого оттенка)

3) Проверка эффективности.

- Молодцы! А, теперь, когда мы с вами описали картину И.И.Левитана «Золотая  осень», давайте подумаем: какое настроение хотел нам с вами передать художник? Напоминаю, что именно И.И.Левитан был первым, кто ввёл понятие «пейзаж настроения».

(И.И.Левитан хотел, чтобы мы прочувствовали, что наступит скоро зима, что природа   в последний раз показывает всю свою красоту через яркие краски.)

(И.И.Левитан хотел, чтобы зритель вместе с ним прочувствовал те ощущения, которые пережил сам художник  во время своей встречи с природой во время осени.)                                                

- Молодцы!        А теперь, вам задание: На доске дан текст, который описывает картину И.И.Левитана «Золотая осень». Каждая колонка выписывает только те предложения, которые описывают ваш  образ.

1 колонка -  деревья;

2 колонка -  землю;

3 колонка – реку.

- А теперь, давайте проверим!

1 колонка – «Багряные и жёлтые берёзы слева и бронзовые дубы справа как бы расступаются, открывая нашему взору, бескрайние дали полей и лесов».

2 колонка – «Перед нами расстилается земля, покрытая бурой осенней  травой».

3 колонка – «Кажется, что тёмная, густо-синяя вода реки медленно движется. Постепенно она становится светлой,  нежно-голубой».

 4) Подведение итогов занятия.

- Давайте вспомним, что мы с вами узнали на этом уроке.

(Мы познакомились с русским художником Исааком Ильичом Левитаном.)

(Исаак Ильич Левитан первым ввёл понятие «пейзаж настроения».)

(Исаак Ильич Левитан писал картины , где  можно было прочувствовать отношение художника к своей природе во время те  или иные времена года.)

- С каким произведением И.И.Левитана мы сегодня познакомились?

(Сегодня, мы познакомились с картиной «Золотая осень».)

-  Какие приёмы живописи  И.И.левитана мы с вами отметили?

(Мы заметили, И.И.Левитан использовал разные формы мазков для отображения листвы деревьев.)

( Каждый объект написан несколькими оттенками одного тона таким образом, что, рассматривая его, кажется, что предмет движется или дышит, например: река медленно движется.)

(Листва на берёзах шевелится, кажется, что лёгкий осенний ветерок ею шелестит.)

-  Молодцы! Сегодня все хорошо работали! Спасибо за вашу работу!

Занятие окончилось.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воробьёва В.И., С.К.Тивикова.  Сочинения по картине в начальных классах. – Тула «Родничок»; М.: «Астрель», «АСТ»; 2003 . – С.31-32; С.183-186., цв. ил.
  2. Яновский – Максимов Н.М.  Сквозь магический кристалл …О выдающихся русских художниках. //Для учащихся старших классов//. – М.: Просвещение; 1975. – С.121 – 155, ил.

  1. Аносова Е.С. Весна – большая вода. /Круглый год/. – Начальная школа  №4. – М.: Министерство образования Российской Федерации; 2002. – С.122-124,

Диалог по произведениям Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» и _                                                                                                «Берёзовая роща».(17.11.05)

Цели:

  1. Развитие визуальное мышление школьника путём сравнительного анализа произведений одного и того же  мастера.
  2. Обучение сравнительному анализу произведений искусства с помощью метода наблюдения.
  3. Воспитание нравственные  и  эстетические  качества  личности с помощью  сопоставления произведений искусства и произведений литературы.

Задачи:

  1. развивать визуальное мышление школьника;
  2. обучить сравнительному анализу произведений;
  3. обучить  наблюдению за техникой художника;
  4. воспитывать любовь к русскому искусству.

   Преобладающие методы педагогического воздействия:

   1)    Диалог.

2)   Сравнение.

3)   Стимулирование самостоятельной деятельности.

4)    Стимулирование творческой деятельности.

Проверка эффективности:

  1. Сравнительный анализ;
  2. Контрольные вопросы;
  3. Домашнее сочинение.

Оформление доски

                                                Исаак Ильич Левитан

                                                (1860 – 1900)

Репродукции:         «Золотая осень»                                                   «Берёзовая роща»

                        А.Майков. «Осень»                                         Н.А.Некрасов «Зелёный Шум»

Словарная работа: пурпур, «Смерть стелет жатву свою…», Зелёный Шум, лепечут.

п./п.

Предметно-

иллюстративный

ряд

Содержание

Методи

ческие

 указания

Организа-

ционные

моменты

Выразительные средства

1.

Портрет И.И.Левитана

 Повторение о творчестве художника

 Диалог по творчеству художника

 

по времени

(до 5 минут)

Музыка Чайковского.

2.

И.И.Левитан  

 «Берёзовая роща»

Рассматривание и анализ картины,  и соотнесение репродукции с литературными произведениями.

Диалог по сюжету картины.

Сравнительный анализ.  

Заранее повесить перед уроком, дать время на рассмотрение

«Золотая осень»  стихотворения Н.А.Некрасова и А.Майкова

3.

И.И.Левитан

«Золотая осень»

 Краткое описание картины, соотнесение со стихотворениями А.Майкова

Самостоятельная деятельность по составлению описания картины

 Частая смена деятельности, чередование рассматривания картины и стихотворения

4.

 «Золотая осень», Берёзовая роща»

Сравнение картин: техника, цветовая гамма.

Сравнительный анализ.

Самостоятельная деятельность

 Самостоятельно

Составить анализ картин, домашнее задание: сочинение, рисунки.

 КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

План занятия:

  1. Повторение  о художнике И.И.Левитане.
  2. Рассматривание  репродукции картины « Берёзовая роща»:

-    составление описания по картине;

-    чтения стихотворения Н.А.Некрасова   «Зелёный Шум»;

-   словарная работа;

-    сопоставление сюжета картины и литературного произведения.

3) Повторное рассматривание картины  «Золотая осень»:

 -   краткое описание картины;

-     чтение стихотворения А.Майкова «Осень»;

-    словарная работа;

-   сопоставление сюжета картины и литературного произведения.

4) Сравнительный анализ двух произведений искусства одного художника:

-   общие черты техники;

-   различное  использование  оттенков различных цветов;

5)  Подведение итогов занятия. Домашнее сочинение.

1)Повторение  о художнике И.И.Левитане.

- Сегодня мы на занятии продолжим знакомство с творчеством  русского художника Исаака Ильича Левитана.

- Давайте вспомним, что мы узнали про этого художника?

(Исаак Ильич Левитан  любил  русскую природу.)

(И.И.Левитан старался в своих произведениях отобразить настроение и состояние природы в определённый момент.)

(И.И. Левитан  использовал различную технику мазка для того, чтобы показать «дыхание» природы.)

- Какие картины этого великого русского художника вы уже знаете?

 («Весна – большая вода», «Золотая осень»)

-  Какое понятие вошло в живопись с творчеством И.И.Левитана?

( С его творчеством в живопись вошло понятие «пейзаж настроения».)

- Как данное понятие можно объяснить?

( Это означает, что через какое-либо пейзаж можно показать или передать настроение самого художника, и сам зритель может его прочувствовать.)

2)Рассматривание  репродукции картины « Берёзовая роща».

-  Сегодня, мы будем рассматривать картину «Берёзовая роща». Мы также будем сравнивать различные произведения И.И.Левитана. Также мы сегодня будем подбирать литературные произведения, которые наиболее подходят к картинам.

- Итак, давайте составим описание картины «Берёзовая роща».

- Как вы думаете, почему художник выбрал название «Берёзовая роща»?

(Так как пейзаж представляет собой утро в берёзовой роще.)

- Что вам подсказывает, что это утро?

(И.И.Левитан использовал различные тона зелённого оттенка.)

(Сквозь деревья пробивается луч солнца, который написан очень мягкими и тёплыми оттенками жёлтого)

- Как вы думаете, какое время года нам представлено?

( Это лето или конец весны, майское утро)

- А теперь, давайте составим полное описание картины «Берёзовая роща».

 Перед нами картина русского художника И.И. Левитана «Берёзовая роща». Мы видим, что раннее, утреннее, тёплое, летнее солнце пробивается сквозь густую зелень берёз. Солнечный луч освещает небольшую полянку в глубине рощи. На поляне и на переднем плане картины мы можем разглядеть бутоны полевых цветов.

И.И.Левитан, используя плавные переходы от тёмного, холодного, зелёного оттенка  к более тёплому и мягкому оттенку, передал всю радость пробуждения летнего утра в берёзовой роще.

- Молодцы! А. теперь, каждый  из вас запишет  только те, предложения, которые описывают листву…

можно провести выборочную проверку работ учащихся; особое внимание уделить, тем, кто затрудняется на слух записать необходимые предложения…

 - Посмотрите внимательно на доску. Как вы думаете, какое литературное произведение наиболее подходит к картине И.И.Левитана «Берёзовая роща»?

(К картине И.И.Левитана  наиболее подходит произведение Н.А.Некрасова  «Зелёный Шум»)

(Потому что только летом или в конце весны может быть зелёный шум)

- Как вы понимаете сочетание  «зелёный шум»?

(Это ветер шелестит зелёною листвой деревьев)

(Это предвестник грозы – сильный ветер)

- Давайте прочитаем выразительно стихотворение «Зелёный Шум» Н.А.Некрасова .

        Откройте учебники…

Идёт чтение вслух…

Идёт-гудёт зелёный Шум,

Зелёный шум, весенний шум!

Играючи расходится

Вдруг ветер верховой;

Качнёт кусты ольховые,

Подымет пыль цветочную,

Как облако: всё зелено,

И воздух и вода!.. (Чтение полностью)

- Вам в тексте стихотворения встретились незнакомые слова.

   Давайте, вместе дадим объяснение каждому слову.

Зелёный шум  - это пробуждение природы от спячки весной.

Лепечут -  говорят как дети маленькие, непонятно говорят.

-  А сейчас, давайте найдём различия и соответствия  между двумя произведениями разного жанра искусства (литературы и живописи).

- Что объединяет картину и литературное произведение?

(Оба произведения описывают пробуждение природы.)

(Оба произведения описывают зелень, траву, листву, цветы)

( В обоих произведениях главным моментом пробуждения является солнце.)

- Почему стихотворение «Зелёный Шум» не может полностью соответствовать картине Берёзовая роща»?

(Потому что в стихотворении говорится о пробуждении природы весной, а И.И.Левитан написал пробуждение природы ранним летним утром.)

(Потому что  И.И.Левитан написал пейзаж конкретного места, где героем выступает вся природа Берёзовой рощи,  а в стихотворении Н.А.Некрасова героями выступают все деревья и цветы, трава.)

3)Повторное рассматривание картины  «Золотая осень».

  - Посмотрите на картину, которая вам уже знакома.

    (Это  тоже картина И.И.Левитана  «Золотая осень».)

  - Совершенно верно! Давайте вспомним описание картины И.И.Левитана «Золотая осень».

  -  Опишите деревья, которые изобразил художник.

    (Перед нами  берёзы покрыты золотой листвой, которая блестит разными оттенками на осеннем солнце.)

 ( Могучие дубы расступаются перед зрителем, представляя нам поля и луга.)

 -  А теперь, опишите реку. Какая она  вам представляется?

(Река переливается различными  оттенками синего: от тёпло-голубого оттенка, до холодного синего тона.)

(Кажется, что она медленно движется в даль, как-будто унося с собой тепло.)

- Какое настроение навивает этот пейзаж?

( Когда смотришь на него, чувствуется  печаль.)

(Чувствуется, что природа готовится к зиме, к зимнему сну.)

(Чувствуется печаль художника по уходящей красоте природы.)

- Молодцы! У нас на доске осталось одно стихотворение. Вы уже догадались, какое стихотворение мы будем сейчас сопоставлять с картиной «Золотая осень».

(Аполлон Николаевич Майков, «Осень».)

 Идёт чтение стихотворения:

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу…

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

- Найдите отрывки стихотворения, которые могут соответствовать картине И.И.Левитана «Золотая осень».

- Как и во многих стихотворениях классической литературы, мы встречаем незнакомые слова.

(Они могут быть устаревшими или мало используемыми.)

- Совершенно верно.

- Найдите такие слова.

  Дайте их значение.

Пурпур – тёмно-красный или ярко-красный цвет.

«Смерть стелет жатву свою…» - наступила зима, и выпал снег.

- Прочитайте внимательно стихотворение  А.Н.Майкова «Осень».

- Проследите  за настроением автора, что с ним происходит?

(В данном стихотворении настроение  меняется  - от радостного к грустному и от грустного к радостному.)

-  Как бы вы определили это стихотворение?

(Стихотворение настроения.)

4)Сравнительный анализ двух произведений искусств  одного художника

- А теперь давайте внимательно рассмотрим обе картины И.И.Левитана.

- Одна группа класса будет рассматривать картину «Берёзовая роща», а другая группа будет рассматривать картину «Золотая осень».

-  Рассмотрите внимательно способ написания листвы, деревьев, неба.

Детям даётся время на рассмотрение картин, затем группы меняются репродукциями и сравнивают технику мазка художника.

- Давайте,  сделаем вывод. Составьте сравнительный анализ.

(Листва на картине «Золотая осень» написана резкими, похожими на круги мазками.)

(А листва на картине «Берёзовая роща» написана мазками, которые похожи на пятна различного зелёного оттенка.)

- На  какой картине листва более чётко прорисована?

( На  картине «Золотая осень» листва  более чётко прорисована.)

- Пробуйте дать своё объяснение этому явлению.

( Нам кажется, что это неслучайно.)

(Так как И.И.Левитан хотел показать зрителю увядание природы перед зимой.)

(Листвы меньше на деревьях, поэтому её следует чётче прорисовывать.)

- Хорошо, тогда почему на картине «берёзовая роща И.И.Левитан использовал другую технику прорисовки листвы тех же берёз?

(Так как художник хотел показать радость лета.)

(А радость природы можно показать через буйство листвы, когда требуется широкий мазок, похожий на зелёное пятно.)

(И.И.Левитан накладывает пятно на пятно, таким образом, чтобы разные оттенки выступали один из другого.)

5)Подведение итогов занятия. Домашнее сочинение.

 

- Молодцы!  Вы сегодня все великолепно работали. Давайте вспомним, чему мы сегодня научились, что нового узнали?

(Сегодня мы учились сравнивать разные произведения одного и того же автора.)

( Учились сопоставлять литературные  произведения и произведения живописи.)

( Узнали, каким способом художник может показать один и тот же предмет в разное время года.)

( Познакомились с новыми словами, которые могут быть устаревшими или их   употребляют только в литературной речи.)

- Спасибо всем за работу! В качестве домашнего задания  я предлагаю вам написать дома сочинение по картине И.И.Левитана   «Берёзовая роща».

- Лучшие сочинения я зачитаю в классе, и мы  сделаем  книгу лучших сочинений.

  СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воробьёва В.И., С.И.Тивикова. Сочинения по картинам в начальных классах. – Тула: «Родничок», М.: «Астрель», «АСТ»; 2003. – С.223,ил.
  2. Есенина С.А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения. 3 класс. – М.: «Грамотей»;

2005. – С.86.

3.        Ефросинина Л.А., М.И.Оморокова. Литературное чтение. 3 класс (Первая часть). – М.: «Вентана-Граф»; 2003. – С. 104,124 – 125.

4.  Яновский – Майков Н.М. сквозь магический кристалл…О выдающихся русских художниках/Для учащихся старших классов. – М.: «Просвещение»; 1975. – С. 121 – 155, цв.ил.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

«В Музее Осени» , игра.(8.12)

Цели  и задачи:

  1. Развивать наблюдательность и зрительную память.
  2. Воспитывать интерес к предметам изобразительного искусства.

Материал:

5- 6 репродукций, с которыми уже познакомились дети на уроках и в музее.

п./п.

Предметно-

иллюстративный

ряд

Содержание

Методи

ческие

 указания

Организа-

ционные

моменты

Выразительные средства

1.

 И.И.Левитан «Золотая осень»

«Берёзовая роща»

И.И.Шишкин «Утро в сосновом лесу»

 

Угадай картину

 

Проверка эффективности предыдущих занятий и экскурсии в Русский музей

 Каждая картина имеет номер, когда учащиеся угадывают картину, то они показывают её номер.

Музыка Чайковского.

2.

И.И.Левитан «Весна. Большая вода.»

И.И.Левитан «Март».

 

Составить описание картины.

Самостоятельная творческая деятельность  

 По описанию картины необходимо узнать её

«Времена года»

Чайковского

3.

Кроссворд

(см. приложение)

 

Решение кроссворда

Проверка эффективности. Самостоятельная деятельность

 

 В кроссворде зашифрованы имена художников и их произведения.

4.

 

Подведение итогов игры

 

 Фиксация результатов работы и акцент внимания детей на то, чему они научились.

 Необходимо наградить поощрительными призами ту команду, которая проиграла.

Призы, грамоты, праздничная музыка.

Ход игры:        

Участникам выдаются карточки с номерами картин.

По сигналу учителя игроки будут поднимать вверх карточки с цифрами, которые соответствуют порядковому номеру опознанной картины.

В класс пришло письмо от осени, которая приглашает ребят посетить её         художественный музей.

(На доске вывешены репродукции картин, с  которыми дети уже познакомились).

1. Угадай картину

В письме Осень говорит, что в музее находится и её самая любимая картины.

Она просит ребят узнать эту картину  среди других пейзажей по  словесному описанию.

Дети внимательно слушают описание картины и стараются  опознать картину, поднимают карточку с её номером.

2.Составь описание  для друга

 Следующее задание  - необходимо составить словесное описание картины, так чтобы по нему можно было отгадать  картину.

Каждая команда составляет по 3 описания.

3.Реши кроссворд

 Зашифрованы слова и имена художников. Их необходимо отгадать

  1. пейзажист, который создал серию картин о сосновом лесе, (Шишкин)
  2. автор картины «Золотая осень», (Левитан)
  3. дополни название «Берёзовая …», (роща)
  4. какое явление природы описал в своей картине Питер Пауль Рубенс, (радуга)
  5. как называется жанр живописи, где описывается природа или её явление, (пейзаж)
  6. как называется жанр живописи, где изображён человек в полный рост или по грудь, (портрет)

              2.   Л      

                    Е         3.       5.

                    В         Р       П

                    И  6.ПОРТРЕТ

                    Т        Щ      Й

              4. РАДУГА       З  

1.ШИШКИН                  А

                                        Ж

                                                                                                                        

4.Подведение результатов и награждение.

Подводятся итоги  игры, и награждается команда победителей.

Необходимо наградить поощрительными призами и ту команду, которая проиграла.

«Молодецкие игры», русские народные игры (16.02.06)

Цели:

  1. ознакомление с народным творчеством;
  2. развитие  ориентации в новом материале на примере игр;
  3. воспитание как нравственных качеств, так воспитание дружной семьи.

Задачи:

  1. Познакомить с русскими народными играми.
  2. Развивать ловкость и умение быстро ориентироваться в новом задании.
  3. Воспитывать нравственные качества личности.
  4. Привлекать к участию родителей.

Участники: учащиеся 3 –его класса и их родители.

п./п.

Предметно-

иллюстративный

ряд

Содержание

Методи

ческие

 указания

Организа-

ционные

моменты

Выразительные средства

1.

 

Линия на полу

 «Толчки спиной»

 Через игру знакомство с русскими забавами

 Обе команды вдоль линии спиной к сопернику.

Нужно столкнуть соперника и занять его место.

 Русские народные мелодии.

2.

 Круг

  «Борьба на поясах»

Через игру знакомство с русскими забавами    

 Два соперника (папы), взявшись за кушаки, выталкивают друг друга из круга.

3.

 

 «Русская метла»

 Через игру знакомство с русскими забавами

 Участники «скачут на мётлах» до определённого места и обратно

4.

 

 «Черепаха»

 Через игру знакомство с русскими забавами

 Парами на санках надо быстрее добраться до финиша

5.

«Гусеница»

Через игру знакомство с русскими забавами

Группы по 5 человек передвигаются на лыжах.

6.

«Подведение итогов»

Проверка эффективности через подведение результатов.

Жюри (мамы и девочки)

Ход  игры:

Учащиеся и их родители делятся на  две команды.

Команды должны быть смешанными: мальчики и их родители.

  1. «Толчки спиной»

Участник игры делятся на две команды. На поле проводится линия. Обе команды выстраиваются вдоль линии спиной к сопернику, руки игроков прижаты к туловищу. Нужно столкнуть соперника и занять его место.

2.«Борьба на поясах» _                                                                                

На площадке – круг  диаметром 1,5  метра. Два соперника (папы) обвязываются по талии кушаками (поясами из ткани 50 см х 200см), становятся в круг лицом друг другу, взявшись за кушаки, пытаются вытолкнуть друг друга из круга.

3.«Русская метла»

Участники  «скачут верхом на метле» до определённого места -  обратно и передают метлу следующему.

4.«Черепаха»        

Участники каждой команды  делятся на пары. У каждой команды – санки. Одна пара садится на санки спиной друг к другу. Нужно, как можно скорее, доехать до финиша (8 – 10 м).

Прибежать назад, держа санки за верёвку, передать  их следующей паре.

5.«Гусеница»                                        

Каждая команда делится на 3 – 4 группы по 5 человек. У участников по одной лыже на ноге и по одной палке в руке.

Первый участник помогает себе палкой при движении. Остальные держатся за палку соседа. По команде 1группа движется ко второй, затем вторая – к третьей. И так до конца.

Побеждает команда, закончившая эстафету первой.

6.Подведение итогов игры.        

Жюри (мамы и девочки) подводят итоги, проверяют правильность выполнения эстафет.

Сообщаются результаты.

И все участники приглашаются на чаепитие с пирогами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Акимова С.Н. Молодецкие игры./Педсовет/. – Моск. обл., №12.1998. – с.3

Русские народные промыслы. Гжель. (9.03.06)

ФОРМА:  Творческая мастерская.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  1. Познакомить с одним из видов русских народных промыслов, используя иллюстративный ряд примеров изделий Гжельских мастеров.
  2. Развивать самостоятельную творческую деятельность, выполняя роспись тарелок в технике «Гжель».
  3. Воспитывать  бережное  отношение к труду человека, воспитывать любовь к народному искусству, на примере рассказа о производстве изделий Гжель.

ПРЕОБЛАДАЮЩИЕ МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

  1. повествовательный;
  2. вопрос-ответ;
  3. стимулирование самостоятельной творческой деятельности.

ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ:

 Выставка работ учащихся.

ПРЕДМЕТНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ РЯД:

  1. географическая карта России;
  2. Ваза;
  3. Н.И.Бессораб. Кувшин и кружка;
  4. Квитницкая. Чайный сервиз «Орнаментальный»;
  5. Федотов. Чайный сервиз;
  6. Элементы  узоров, которые характерны для гжельских изделий.
  7. Тарелки, которые выполнили сами учащиеся.

ЗВУКОВОЙ РЯД:

Русские народные мелодии.

п./п.

Предметно-

иллюстративный

ряд

Содержание

Методи

ческие

 указания

Организа-

ционные

моменты

Выразительные средства

1.

  Географическая карта России

 

 Месторасположение промысла

 

 Повествование (7 минут)

 

На парте у каждого атлас  с картой России

 Русские народные мелодии

2.

 

Ваза

 

 Цветовая гамма

 

Вопрос-ответ, анализ орнамента, характерного для данного промысла

   

 Составить характерные особенности промысла.

 Русские народные мелодии

3.

  Н.И.Бесораб. Кувшин и кружка

 

Составление описания предмета

 

Стимулирование самостоятельной деятельности на основе анализа.

  Закрепление выводов об особенностях промысла Гжель

Русские народные мелодии

4.

Квитницкая. Чайный сервиз «Орнаментальный»

 

 Составление описания предмета

 

Стимулирование самостоятельной деятельности на основе анализа.

    Закрепление выводов об особенностях промысла Гжель

  Русские народные мелодии

5.

Федотов.

Чайный сервиз

Составление описания предмета

Стимулирование самостоятельной деятельности на основе анализа.

  Закрепление выводов об особенностях промысла Гжель

Русские народные мелодии

6.

Элементы узоров, орнамент

Творческая мастерская.

Стимулирование творческой деятельности.

Прорисовка орнамента на тренировочной полосе

Русские народные мелодии

7.

Работы самих учеников

Подведение итогов: что получилось?, что узнали.

Анализ своих работ и сравнительный анализ с произведениями мастеров

Выставка работ, хвалить необходимо всех

Русские народные мелодии

ПЛАН  ХОДА ЗАНЯТИЙ

  1. Месторасположение промысла, короткий рассказ о появлении и развитии промысла.

Желательно на парту выдать атлас с картой России.

  1. Рассматривание и  обсуждение стилистических особенностей данного промысла.

Ответы на следующие вопросы:

- какие цвета?

- какие узоры?

На партах у учащихся представлены работы гжельских мастеров в виде иллюстративного материала.

   

  1. Составление общего портрета гжельского промысла.

Описать каждую иллюстрацию.

Сделать вывод о том, какие краски и какие элементы орнамента являются основными.

Каждый верный ответ записать на доске.

 

  1. Способы прорисовки определённых узоров.

Каждый учащийся тренируется на специальной полосе.

  1. Творческая мастерская.

Роспись тарелок. Используя наглядный материал и тренировочную полосу.

  1. Выставка работ  и подведение итогов занятия.

Желательно, чтобы каждый учащийся показал свою работу.

Подводятся итоги занятия:

- что получилось?

- что нет?

- что нового для себя узнали?

        СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Воронов Н.В.Обобщение и гротеск. – Декоративное искусство СССР, 1959. - №12, с.36,37.
  2. Дулькина Т.И.Керамика Гжели XVII – XX веков. – М.Искусство. 1989.
  3. Розенвассер В.Б. Беседы об искусстве. -  М.: Просвещение,1979.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:

В результате проведённого эксперимента по внедрению программы «Развитие визуального мышления школьника в процессе изучения музейного предмета» были получены следующие данные:

На начало эксперимента (26 человек)                На  конец  III  четверти (26 человек)

   1. Словарный запас – 42 %                                                  1.   Словарный запас -  75,3%

  2.  Умение описывать        -  30%                                        2.  Умение описывать       - 54 %  

      сюжет картины                                                                      сюжет картины

  3.  Качество знаний -  47%                                                  3. Качество знаний      -   64%

  4.  Умение самостоятельно                                                4.  Умение самостоятельно    

          работать                          - 37 %                                работать                              - 68%

                                                          Исходя из данных  анализа результатов, можно сделать вывод, что даже на промежуточных результатах виден прогресс в развитии не только визуального мышления школьника 3 класса, но и результаты в развитии образного мышления, речевого запаса.

После занятий с музейными предметами и их копиями учащиеся данного класса  стали привлекать и своих родителей к накоплению дальнейших знаний   по  обогащению своего мировоззрения.

Многие родители в беседе с учителем рассказывали о том, что  вся семья  посетила тот или иной музей.

Многие родители не были в музеях нашего города ни одного раза, так как, они иногородние, и им не хватало времени, и не было желания для знакомства с музеями.

Метод стимулирования самостоятельной творческой деятельности позволил многим учащимся  самим составить словесное описание того или иного музейного объекта.

Данная система занятий позволила сформулировать у учащихся определённую систему знаний по русским художникам, по западноевропейскому искусству XVII  века, по истории славян, по особенностям народного костюма и народного промысла.

Считаю необходимым продолжить внедрение данной программы  в контекст  образования начальной школы.

Программы такого уровня позволят нетолько расширить  объём знаний  по произведениям искусства, но и позволит также подготовить учащихся начальных классов к усвоению предметов средней школы, таких как: МХК (Мировая художественная культура), истории Отечества, Всемирной истории, русского языка (развитие речи), литература.

 

 

                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе

В исследовательской работе рассмотрены теоретические основы логического мышления у младших школьников, вопросы обучения логическому мышлению....

Система задач для развития пространственного мышления учащихся младших классов

В данной работе представлены задачи на уроках геометрии, которые развивают различные виды мышления у детей. Задачи разделены на группы....

Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе

Исследовательская работа по теме "Развитие логического мышления учащихся младших классов в учебном процессе"...

Приёмы развития визуального мышления обучающихся.

Психологами доказано, что 75% (а по некоторым данным – даже 80%) информации мы воспринимаем с помощью зрения. Восприятие изображений осуществляется намного легче, чем попытки запомнить обезличенные и ...

«Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса»

 В статье рассматриваются вопросы развития визуального мышления младших школьников в процессе формирования представления о величине «масса»....

Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения.

Использование технологии развития критического мышления школьников на уроке литературного чтения....