Приёмы развития визуального мышления обучающихся.
статья ( класс) по теме

Литовченко Марина Владимировна

Психологами доказано, что 75% (а по некоторым данным – даже 80%) информации мы воспринимаем с помощью зрения. Восприятие изображений осуществляется намного легче, чем попытки запомнить обезличенные и неэмоциональные слова и цифры. Именно поэтому развитие визуального мышления должно начинаться на ранних ступенях обучения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vizualnoe_myshlenie.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

Литовченко Марина Владимировна, учитель начальных классов

ГБОУ средняя школа №511 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Приемы развития визуального мышления обучающихся.

  Психологами доказано, что 75% (а по некоторым данным – даже 80%) информации мы воспринимаем с помощью зрения. Восприятие изображений осуществляется намного легче, чем попытки запомнить обезличенные и неэмоциональные слова и цифры. Именно поэтому развитие визуального мышления должно начинаться на ранних ступенях обучения. Визуальное мышление непосредственно связано со зрением. Зрение – самый важный способ получения информации и ключевая способность любого ребенка. Часто мы говорим: «Да, я вижу» в значении «Я понимаю». Видеть – это не только смотреть, но еще и знать. Ребенок может иметь отличное  зрение, но мозг может не распознавать или упускать визуальные сигналы, поступающие в головной мозг. Поэтому ребёнку надо помочь «увидеть», то есть осознать смысл того, на что он смотрит. Визуальное мышление – это использование образов. Когда мы учим детей внимательно всматриваться, представить что-то в уме, развивается визуальное мышление. Развивать визуальное мышление означает видеть больше, чем предстает глазам, умение понимать пространство.

Почему важно развивать визуальное мышление?

   Чем лучше развито у учащихся визуальное мышление, тем лучше окажутся развиты их творческие способности, тем большему они смогут научиться. Хорошо развитого визуального мышления требуют некоторые профессии: инженерия, дизайн, ботаника, архитектура, художественное искусство, навигация и т.д. Такой тип мышления необходим тогда, когда нужно представить себе что-то: например, когда мы рисуем, играем в шахматы, разбираем какую-то схему, шьем или вяжем, собираем модель, читаем карту.

Как же развить визуальное мышление?

  В процесс развития визуального мышления включается: стимул (когда мы обеспечиваем ребенка впечатлениями), реакция (ответ) и вывод (ребёнок действует сам и учится).

Как и любой тип мышления, визуальное мышление развивается тогда, когда его используют.

   В школьном образовании всегда применяли и до сих пор применяют самые разные виды наглядности. Роль их в процессе обучения исключительна. Особенно в том случае, когда использование наглядных средств не сводится к простому иллюстрированию с целью сделать учебный курс более доступным и легким для усвоения, а становится органичной частью познавательной деятельности учащегося, средством формирования и развития не только наглядно-образного, но и абстрактно-логического мышления. Это в свою очередь требует существенной переработки и изменения традиционных наглядных средств обучения, которые должны стать динамичными, интерактивными и мультимедийными.

   В связи с этим особый интерес вызывает компьютерная визуализация учебной информации, которая позволяет наглядно представить на экране объекты и процессы во всевозможных ракурсах, в деталях, с возможностью демонстрации внутренних взаимосвязей составных частей, в том числе скрытых в реальном мире, и, что особенно важно, в развитии, во временном и пространственном движении. Обеспечивается компьютерная визуализация учебной информации специфическими наглядными средствами обучения, созданными на основе современных мультимедийных технологий, благодаря которым в процесс обучения становится возможным включать всё многообразие наглядных средств - текст, графику, звук, анимации, видеоизображения. Это, например, презентации, интерактивные карты, анимированные (динамические) опорные конспекты, интерактивные плакаты и пр. И речь в данном случае идет не о простом переводе традиционных наглядных пособий (таблиц, схем, картин, иллюстраций) в цифровой формат, а о разработке и создании совершенно новых видов наглядности. При этом ее появление вызвано не только потребностью в экспрессивной визуальной информации и зрительной стимуляции, к которым уже успели привыкнуть современные учащиеся, сколько дидактическими особенностями этого нового вида учебной наглядности.

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?

У Пети значков в 3 раза больше, чем у Миши, а вместе у них 240 значков. Сколько значков  у Пети и сколько значков у Миши?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения

Большое внимание уделяется работе с информацией, приёмам работы с текстами....

Приёмы развития критического мышления на уроках чтения в начальных классах

Сегодня жизнь диктует нам новые, более жесткие требования к организации учебного процесса в школе, к умению работать с информацией. Необходимо, чтобы у школьника формировалось аналитическое мышление, ...

Приёмы развития творческого мышления младших школьников на уроках русского языка.

Приоритеты при развитии творческих способностей личности на уроках русского языка....

Методы и приёмы развития критического мышления.

В своей работе я использую данные приёмы и методы развития критического мышления, так как  применение технологии «Критическое мышление»:– способствует активизации мышления, повышает м...

Использование приёмов развития критического мышления на уроках литературного чтения.

В сатье кратко описаны некоторые формы работы, применяемые учителем на уроках литературного чтения с целью развития критического мышления....

«Развитие визуального мышления младших школьников при формировании понятия «масса»

 В статье рассматриваются вопросы развития визуального мышления младших школьников в процессе формирования представления о величине «масса»....

Программа по развитию визуального мышления школьника младших классов с использованием музейных предметов.

Программа презназначена для использования во внеурочной деятельности и на уроках развития речи. На каждом занятии использоуется музейный предмет. Составляется его описание, мини-сочинение....