мастер класс по теме"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"
презентация к уроку (1 класс) по теме

Мастер класс для педагогов по теме "Создание проблемных ситуаций в учебном процессе". 

Цель:создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_klass1.doc48.5 КБ
Microsoft Office document icon kartochka.doc19.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников»

№ 1

- Здравствуйте, уважаемые коллеги!

№ 2

Сегодня я проведу мастер-класс на тему «Создание проблемной ситуации на уроке математики как один из способов развития познавательной активности младших школьников».

Основная идея этой темы: создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на основе использования проблемных ситуаций на уроках математики, когда мы видим постепенное угасание стремления учеников к самостоятельной деятельности, отсутствие какого бы то ни было стимула к исследованию и познанию неизвестного.

№ 3

Применение в учебном процессе  проблемных ситуаций помогает учителю выполнить одну из важных задач, поставленных национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», - формировать у учащихся самостоятельное, активное, творческое мышление.

Для развития у младшего школьника познавательного интереса необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании. Только через преодоление трудностей, решение проблем ребенок может войти в мир творчества.

Считаю, что математика начинается вовсе не со счета, что кажется очевидным, а с… загадки, проблемы. Уже в 1 классе учащиеся сталкиваются с проблемной ситуацией на уроках.

Я продемонстрирую, каким образом на уроке математики можно создать проблемную ситуацию, найти пути решения проблемы и тем самым способствовать развитию познавательного интереса у младших школьников.

- Уважаемые коллеги, вы мне поможете.

№ 4

- Итак, урок математики. 1 класс. Тема: «Задачи».

- В нашей работе сегодня принимают участие 3 команды. Давайте, разделимся на команды.

- Элементы игровых технологий наиболее эффективны в начальных классах, что связано с особенностями психического развития младшего школьника.

№ 5

№ 6

Для развития познавательного интереса у младших школьников на уроках математики я использую известные методы обучения:

- репродуктивный. Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний.

- эвристический, или частично-поисковый метод. Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.

- проблемный. Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения.

- объяснительно-иллюстративный метод. Основное назначение метода — организация усвоения информации учащимися путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия.

- Уважаемые коллеги, выберите метод, который наиболее сочетается с темой сегодняшнего мастер-класса. А остальные исключите.

- Вы совершенно правильно выбрали проблемный метод обучения.

№ 6+

- Я вижу суть проблемного обучения в противоречии между знаниями и отсутствием необходимых знаний. Возникает вопрос: «Каков путь от незнания к знанию?». Для усвоения нового материала необходимы самостоятельные поиски, связанные с исследованием предметов и явлений, с выявлением их связей, изменений, то есть возникает проблемная ситуация и требуется напряжение умственной деятельности для её решения.

Проблемное обучение эффективно способствует формированию у учащихся математического склада мышления, появлению интереса к предмету, прививает навыки исследовательской работы и желание самостоятельно решать возникшие ситуации.

Каждый вид математического задания - текстовая задача, математические цепочки, уравнения, примеры и добрая половина других упражнений, представленных в учебниках математики и дидактических материалах, и есть своего рода проблема.

№ 7

- Итак, сегодня мы рассмотрим такой вопрос: создание проблемной ситуации в ходе знакомства с задачей и её составными частями. В конце работы мы должны определить, что же такое "Задача".

 

- Использование наглядности – также одна из важнейших форм работы на уроке в начальных классах.

№ 7+

- Предлагаю вам задание: определить, есть ли среди данных текстов задача?

1.  В прошлом году ученики нашей школы заняли 5 призовых мест. В этом году 1.

2. В парке им. Ю.Гагарина было 15 белок. Потом 5 белок перебежали в парк им. А.Пушкина. Сколько белок осталось в парке Ю.Гагарина?

3. Всего на территории Ленинского района находится 12 спорткомплексов. Из них 2 около озера Смолино. Сколько спорткомплексов в районе?

- Сделать выбор и обосновать своё решение – такой приём стимулирует ребёнка к размышлению, что очень важно. Особенно, когда содержание задачи близко и понятно, связано с повседневной жизнью.

- Пожалуйста, коллеги из 1группы, какой текст исключили вы? Почему?

- Коллеги 2 группы, а вы, какой текст исключили? Почему?

- Уважаемые участники 3 группы, прочитайте задачу.

(участники 1 и 2 группы говорят, почему исключили 1 и 2 тексты, 3 группа читает задачу).

№ 8+

№8++

№8++

№ 8+++

- Давайте все вместе докажем, что это задача.

- Из каких частей состоит задача?  (Условие, вопрос, решение, ответ).

- Назовите условие? (я на доску прикрепляю карточку УСЛОВИЕ)

- Назовите вопрос? (ВОПРОС)

- Назовите решение (РЕШЕНИЕ)

 и ответ (ОТВЕТ).

№ 9

- Вернёмся к текстам, которые не являются задачами и проанализируем их: а можем ли мы помочь им превратиться в настоящие задачи? Каких частей не хватает?

- Пожалуйста, участники 1 и 2 группы составьте задачу из 1 текста, а 3 группа задачу из 2 текста.

 (1 и 2 группы составляют 1, но с разными вопросами, 3 группа – 2 и называют части задачи)

(Сколько спорткомплексов в Ленинском районе не находятся вблизи озера Смолино?)

№ 10++++

- Какой же вывод мы можем сделать?

(Составные части задачи – это условие, вопрос, решение и ответ).

№ 11

№ 12

№ 13

- А теперь посмотрим, сможете ли вы показать применить полученные знания в выполнении  творческого задания, которое, безусловно, способствует развитию познавательного интереса к изучению предмета и формированию положительной мотивации к учению в целом.

Работа в группе. (САМОСТОЯТЕЛЬНО)

- Коллеги, у вас на столах лежат карточки. Вам нужно составить задачу, соответственно требованиям, которые мы с вами сейчас обговорили, используя данные с этой карточки.

В Ленинском районе г. Челябинска:

7 заводов

17 средних школ

2 лицея

2 гимназии

4 пляжа

6 Дворцов культуры

1 кинотеатр

(Каждая группа придумывает свою задачу и задает её участникам других групп). Можно музыку включить на магнитофоне (он у нас есть, запиши что-нибудь)

(Группы задают задачи другим участникам игры, те решают задачи, проговаривая, где условие, вопрос, решение и ответ)

№ 14

№ 15

-Спасибо. Наша работа подходит к завершению. Вначале перед нами стояла проблема: что можно назвать задачей? Давайте подведём итог, ведь подведение итога – один из важных моментов урока на любой ступени обучения.

- Что же мы можем назвать задачей?

- Уважаемые коллеги! Я хотела бы услышать ваши комментарии по поводу проведённой работы. (Комментарии участников)

№16

- И в завершение работы я хотела бы поблагодарить вас за активную работу и добрые слова.

- Спасибо за сотрудничество!



Предварительный просмотр:

В Ленинском районе г. Челябинска:

7 заводов

17 средних школ

2 лицея

2 гимназии

4 пляжа

6 Дворцов культуры

1 кинотеатр


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс по теме"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Мастер класс для педагогов по теме "Создание проблемных ситуаций в учебном процессе". Цель:создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на...

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности

Создание проблемной ситуации на уроках математики как способ формирования познавательной активности...

Мастер - класс для учителей "Создание проблемной ситуации на уроках в рамках проблемного обучения"

Представляю коллегам апробированную модель педагогической деятельности по  созданию проблемных ситуаций на уроках в начальных классах (по технологии  проблемного диалога Е.Л.Мельниковой)....

Материалы для создания проблемных ситуаций на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе.

Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её. Примеры проблемных ситуаций для применения на разных уроках в начальной школе....

Создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе

В статье освещаются основные типы, правила и приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе....