Создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе
статья по математике

       В статье освещаются основные типы, правила и приемы создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Методическая статья56.94 КБ

Предварительный просмотр:

Бардышева Ольга ГеннадьевнаC:\Users\к13\Desktop\

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Учитель начальных классов первой квалификационной категории

тел.89148974317

e-mail. class="c1">Создание проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе

Уча других, мы учимся сами.

Сенека

Одним из эффективных средств, способствующих формированию познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Цель данной статьи – ознакомить с основными типами, правилами и приемами создания проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе.

Проблемная ситуация наряду с задачей и проблемой является одним из центральных понятий теории и практики проблемного обучения.[11]

Технология проблемного обучения не нова. Она получила распространение в 20-30 годах в советской и зарубежной школе. Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа Дж. Дьюи (1859-1952) [12]

Сегодня под проблемным обучением понимается “…тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся, с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена на усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций” отмечает М. И. Махмутов.[2],[4],[7]

Психологи утверждают, что существуют следующие правила создания проблемной ситуации:

  1. Для создания проблемной ситуации перед учащимися должно быть поставлено такое задание, при выполнении, которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия.
  2. Предлагаемое ученику проблемное задание должно соответствовать его интеллектуальным возможностям.
  3. Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного материала.
  4. В качестве проблемных заданий могут служить: учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п.
  5. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.
  6. Возникшую проблемную ситуацию должен формулировать учитель.[3],[8]

Можно выделить четыре наиболее характерных типа проблемных ситуаций.[1]

Первый тип.

Проблемные ситуации чаще всего возникают тогда, когда учащиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Второй тип.

Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путём решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Третий тип.

Проблемная ситуация возникает тогда, когда имеется противоречие между практически достигнутым результатом и отсутствием у учащихся знаний для его теоретического обоснования.

Четвёртый тип.

Этот тип следует считать самым распространённым.

Проблемные ситуации возникают, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной и жизненной ситуации, т.е. в случае осознании учащимися недостаточности прежних знаний для объяснения нового факта. [1],[5],[6]

Постановка учебной проблемы и поиск решения могут осуществляться двумя принципиально важными путями:

  • классическим;
  • сокращенным.

Классический” путь к учебной проблеме лежит в создании проблемной ситуации. В зависимости от эмоциональной реакции учеников проблемные ситуации делятся на две группы – “с удивлением” и “с затруднением”.[9],[10]

Рассмотрим приём создания проблемной ситуации “с удивлением”.

Урок математики 2 класс.

Цель: ввести скобки как средство обозначения порядка действий.

Учащиеся выполняют вычисления по двум различным программам, приводящим к одинаковым выражениям, но различным результатам.

1 программа

Из числа 8 вычесть 3. К полученной разности прибавить 4.

8-3+4=9.

2 программа

К числу 3 прибавить 4. Из числа 8 вычесть полученную сумму.

8-3+4=1.

– Что вы замечаете?

Выражения в левой части обоих равенств одинаковые, а их значение, разные.

(Предъявление двух противоречивых фактов – создание проблемной ситуации “с удивлением”).

– Почему получились разные ответы?

– Сравните выражения – чем они похожи? Чем отличаются?

– Какое действие выполняли первым в 1 выражении, какое вторым?

(Дети устанавливают, что разные ответы получились из-за порядка действий.)

– Как вы определите цель нашего урока?

В основе проблемных ситуаций с “затруднением” лежит противоречие между необходимостью и невозможностью выполнить требования учителя.

Урок математики 3 класс.

Тема: Умножение двузначного числа на однозначное.

Во время актуализации опорных знаний даю задания, основанные на знании таблицы умножения, с которым учащиеся легко справляются. Последний пример – 12* 7? – “выбивается” из общего ряда и вызывает у детей затруднение.

– Почему вы не можете решить этот пример?

– Мы не можем умножить двузначное число на однозначное.

К “сокращённым” приёмам создания проблемной ситуации относятся: – побуждающий диалог от проблемной ситуации;

– подводящий к проблеме диалог;

– приём “яркое пятно”.

Подводящий диалог представляет собой систему посильных ученикам вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят детей к открытию нужной мысли. В его структуру входят репродуктивные задания (вспомните, выполните уже привычное), и мыслительные (проанализируйте, сравните), но последний вопрос учителя будет обязательно на обобщение, на подведения итогов всего пройденного пути. Для разворачивания подводящего диалога не нужно создавать проблемную ситуацию: как правило, он прекрасно выстраивается “от повторения”.

Урок математики 2 класс.

Тема: Переместительное свойство умножения.

– Ребята, чему равна площадь прямоугольника?

(Площадь прямоугольника равна произведению длин его сторон.)

– Найдите площадь прямоугольника со сторонами А и Б.

– Какими способами делали?

(Можно А умножить на Б, а можно Б умножить на А.)

– Зависит ли площадь прямоугольника от способа вычислений?

(Нет)

– Зависит ли значение произведения от порядка действий?

(Нет, не зависит)

– Какое же свойство умножения мы открыли?

(Переместительное свойство: от перестановки множителей сумма не меняется).

В качестве “яркого пятна” могут быть использованы сказки, легенды, случаи из истории, науки и повседневной жизни, словом любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание, но при этом связанный с темой урока.

Урок математики 1 класс.

Цель: знакомство с понятием числового отрезка.

(Приём “Актуальность” с элементами “яркого пятна”)

– В одном большом – пребольшом городе жил маленький Паровозик. Дома все его любили, и Паровозику жилось хорошо. Только одна беда у него была – не умел он считать, не умел складывать и вычитать числа. И вот тогда старый Умный Паровоз посоветовал ему отправиться в путешествие и переименовать станции, которые Паровозик проезжать.

“Ты построишь, – сказал Умный Паровоз, – волшебный отрезок, который называется “числовым отрезком” (учебная проблема). Он станет твоим верным другом, и помощником и научит решать даже самые трудные примеры.”

Т.В.Кудрявцев указывал на то, что “проблемное обучение заключается в создании (организации) перед учащимися проблемных ситуаций, осознании, “принятии” и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности первых и под общим направляющим руководством последнего”. При таком использовании методов проблемного обучения на уроках станет возможным приобщать детей к работе творческого характера, прививать им навыки самостоятельной работы. Проблемные ситуации актуальны и по сей день!

Список литературы

1. Арженовская С.А. Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательного интереса школьников. – Б., 2009.

2. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемного обучения. М., 1983.

3. Занков Л.В. О начальном обучении. М.: АПН РСФСР, 1963.

4. Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М., 1985.

5. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть ІІІ: Проблемные уроки. - Ростов-н/Д: Изд-во «Учитель», 2005.

6. Лернер И. Я. Проблемное обучение. – М: «Наука», 1980.

7. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика,1975.

8. Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения. Школа 2100. Образовательная программа и пути ее реализации. М.: Баласс, 1999.

9. Мочалова Н.М. Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань: Изд-во Казанского унив-та, 1979.

10. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. М., 1986.

11. Понурова Г. А. Проблемный подход в обучении географии в средней школе. – М: «Просвещение», 1991.

11. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.


[1] Типология представлена Кудрявцевым Т. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проблемных ситуаций на уроках математики в начальной школе как средство развития творческого мышления детей.

        Развитие у школьников творческого мышления одна из важнейших задач в сегодняшней школе. Стремление реализовать себя, проявить свои возможности – это то направляющее ...

Проблемные ситуации на уроках математики в начальной школе

Этот материал помогает учителю работать над созданием проблемных ситуаций на уроках математики с целью активизировать деятельность учащихся....

мастер класс по теме"Создание проблемных ситуаций на уроках математики"

Мастер класс для педагогов по теме "Создание проблемных ситуаций в учебном процессе". Цель:создать условия для формирования высокого уровня развития познавательных интересов младших школьников на...

Материалы для создания проблемных ситуаций на уроках математики, окружающего мира, русского языка в начальной школе.

Справиться с проблемой позволяет только действие. Нужно решить её. Примеры проблемных ситуаций для применения на разных уроках в начальной школе....