Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования через тьюторское сопровождение ребёнка.
статья по теме

Белобородова Елена Михайловна

Формы работы по преемственности дошкольного и начального образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon preemstvennost_doshkolnogo_i_nachalnogo_obrazovaniya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Белобородова Елена Михайловна

МБОУ СОШ № 5 г. Геленджик

Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования через тьюторское сопровождение ребёнка.

           Школа начинается с перехода от дошкольного образа жизни к школьному. Это не одномоментное действие, а период знакомства, когда постепенно ребенок показывает свои умения, педагог открывает стороны школьной жизни, когда дети договариваются о способах взаимоотношения на уроке и во внеурочное время.

          Современная семья, имеющая, как правило, одного ребенка, живущая в быстром социальном темпе, без поддержки бабушек и дедушек, нуждается в широком и разнообразном спектре услуг, направленных на образование ребенка и сопровождение самих родителей в поисках условий раннего образования, адекватного их ожиданиям. Поэтому запрос родителей на бережное отношение и особое внимание к своему ребенку значительно возрастает.

        Чтобы первоклассник чувствовал себя принятым и спокойным и начал учиться с тем багажом умений, которые у него есть, чтобы педагог мог определить стартовые возможности каждого, необходимо организовывать переход от дошкольного детства к школьному обучению как процесс:

- чтобы у учащихся развивалась самостоятельность, надо дать им опыт самостоятельной работы;

- чтобы воспитывались лидерские качества - надо организовать для ребенка управленческий опыт;          

- чтобы ребенок учился с интересом - надо работать с его интересом.

       Перед ребенком возникает много проблем, с которыми ему самому не справиться:

  • несогласованность программ дошкольного учреждения и школ;
  • резкая смена социального статуса ребенка, повышение требований к нему со стороны взрослых при поступлении в школу.
  • смена основного вида деятельности (с игровой на учебную).
  • резкая смена режима дня, повышение физической и психической нагрузки и отсутствие в школьном пространстве возможностей для разгрузки.

 

        Цель предлагаемого исследовательского проекта: обеспечить ребёнку адаптированный переход  из дошкольного учреждения в начальную школу.

        Задачи:

  1. Сопровождение индивидуальных интересов ребенка в процессе его взросления.
  2.  Формирование и развитие у первоклассников учебного интереса.
  3. Накопление социальных умений.
  4. Приобщение семьи к образовательному процессу и процессу перехода ребенка от дошкольного детства к школьному обучению.

        Гипотеза исследования:  можно предположить, что тьюторское сопровождение ребёнка при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу будет способствовать более быстрой и легкой его адаптации.

        Новизна исследования заключается в том, что  благодаря тьюторскому сопровождению  перехода из дошкольного периода в школьный, мы получим не только основу для решения многих проблем и трудностей этого этапа детской жизни, но преимущества на старте образовательной жизни ребенка, как осмысленное отношение к учению, умение и желание учиться, сохранение инициативности, повышенный жизненный тонус.

       Практическая значимость определяется возможным внедрением полученных результатов в деятельность педагогов начальной школы, их положительным воздействием на самочувствие, здоровье, развитие, взросление каждого ребенка с учетом его индивидуальных интересов и ожиданий семьи.

      Этапы работы над проектом:

  1. Анализ собственной педагогической деятельности, сбор информации, обсуждение данной темы с педагогами других школ.
  2.  Проектирование работы по организации перехода ребёнка от дошкольного к школьному образованию.
  3. Реализация основных идей тьюторского сопровождения ребёнка при переходе от дошкольного к школьному образованию.
  4. Анализ результатов реализации проекта.

      Обсуждая с коллегами перевод детей с нулевой ступени на первую, обработав огромное количество информации, полученной из Интернета, литературы школы «Эврика – развитие», участвуя в проекте «Индивидуализация в образовании» мы пришли к выводу, что для успешного обучения в первом классе необходим еще один этап не совсем учения, а скорее игровых форм, но не на материале, который ляжет в основу обучения.

Это нужно для того, чтобы возбудить любопытство и внимание ребенка к будущей учебной работе и тем новым отношениям, которые будут между учеником и учителем.

     План реализации проекта:

Для успешного перехода детей из дошкольного учреждения в начальную школу нами были предприняты следующие шаги:

  1. Встречи с воспитателями детских садов, составление первичной характеристики каждого ребёнка.
  2. Встречи с родителями будущих первоклассников на территории детского сада. Была проведена презентация образовательного учреждения, его традиций, успехов, УМК, режима работы будущих первоклассников. Мы постарались также  ответить  на многочисленные вопросы родителей (ведь на тот момент  многие родители еще не определились, в какой школе будет обучаться их ребенок).
  3. Знакомство с будущими учениками (посещение занятий в детском саду, праздников, встречи с родителями во время мероприятий).

Когда были сформированы классы и стали известны списки будущих учеников, можно было приступать к конкретным формам работы. Проанализировав списочный состав, мы выяснили, что в классе будут обучаться дети из 8 детских садов и 2 детей, вообще не посещавших дошкольные учреждения.

  1. Первое родительское собрание, которое было проведено в форме круглого стола.

С цель определения социального заказа со стороны родителей им был предложен вопрос: «Что бы вы хотели, чтобы школа дала вашему ребенку? Определите 7 ценностей. Создана также инициативная группа родителей, которая является связующим звеном между учителем и родителями класса. По результатам анкетирования составлена карта интересов каждого ребенка и его семьи.

  1. Встреча с учащимися на территории школы в игровой форме: психологические игры на выявление интересов ребенка; творческие задания на взаимодействие детей и взрослых в коллективе.
  2. Организация и проведение подготовительных курсов, целью которых являлось пропедевтика математики и русского языка, развитие умственных способностей с учётом возраста и индивидуальных особенностей, психологическая подготовка к систематическому обучению в школе.
  3. Организация двух пространств: игрового и учебного, что позволяет ребенку не обрывать дошкольные формы, а плавно переходить к школьным, а педагогу -  наблюдать, что привлекает ребенка, чтобы проектировать средства включения и удержания его в учебном пространстве. Три месяца, пока  шла подготовка к школе, зонирование учебного класса помогло определить мотивацию ребят.
  4. Использование групповых и коллективных форм работы. Групповая работа способствует развитию коммуникативных качеств, создаёт ситуацию поддержки, способствует развитию активности ребёнка.
  5. Консультации психолога (диагностика), для отслеживания динамики адаптационного периода.
  6. Составление портфолио ребенка совместно с родителями, психологом, педагогами дополнительного образования.

            Работа по адаптации ребёнка при переходе из дошкольного учреждения в начальную школу не заканчивается в первом классе. Для достижения поставленных задач необходимо продолжать тьюторское сопровождение ребёнка в течение всех четырёх лет обучения в начальной школе.

         В результате тьюторского сопровождения каждого ребёнка при переходе из детского дошкольного учреждения в начальную школу, а потом и в течение всего периода обучения в 1-4 классах, мы получим основу для решения многих проблем и трудностей  не только переходного этапа детской жизни, но и  осмысленное отношение к учению, умение и желание учиться, сохранение инициативности, индивидуальности каждого ученика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О ПРОБЛЕМЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О необходимости преемственности между детским садом и начальной школой...

Преемственность дошкольного и начального образования как одно из условий непрерывного образования

Материал предназначен для обобщения опыта при организации приемственности  в учреждении типа начальная школа-детский сад...

План работы школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 учебный год

Представлен план работы Школы по обеспечению преемственности дошкольного и начального общего образования на 2016/2017 уч.г....

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

laquo;Если мы поставим правильно дошкольноевоспитание ребят, мы тем самымподнимем школу на более высокую ступень...».Н. К. Крупская...

«Обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования в соответствии с ФГОС»

Если мы поставим правильно дошкольное воспитание ребят, мы тем самым поднимем школу на более высокую ступень.Н. И. Крупская...

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования

Игровые технологии как средство обеспечения преемственности дошкольного и начального школьного образования...