Рабочая программа по ЗОЖ
рабочая программа (4 класс) на тему

Цыбульская Лариса Ивановна

Рабочая программа по ЗОЖ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zozh_4-a_klass.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гусинская средняя общеобразовательная школа

Краснинского района Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей

начальных классов

протокол   № 1 от

Руководитель ШМО

___________(_____________)

Согласовано

Зам.  директора по УВР МБОУ Гусинской СОШ

___________(___________)

«        »                       2014г

Утверждаю

приказ  №       от

Директор МБОУ Гусинской СОШ

____________(Егорова С.Ф.)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по формированию экологической культуры,

здорового и безопасного образа жизни

(4 «А» класс)

         составила Цыбульская Лариса Ивановна

      учитель начальных классов

       

        Гусино

          2014 – 2015

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Пояснительная записка

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования экологической культуры,  здорового и безопасного образа жизни  обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
  • СанПиН;
  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);
  • Об организации обучения  в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);
  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо  МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
  • Концепция УМК «Школа 21 века».

Главной целью программы является создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ),  использование полученных знаний в практике.

 Формирование у детей и их родителей ответственного отношения к здоровому образу жизни,  сохранение и укрепление здоровья детей младшего школьного возраста, воспитание полезных привычек и  пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.

Задачи программы:

  • формирование представлений о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • формирование потребности у ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития;
  • формирование представлений о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;
  • формирование культуры взаимодействия с природой, окружающим нас миром;
  • формирование знаний учащихся о здоровой семье, роли родителей в воспитании здоровых детей;
  • воспитание потребности в выполнении правил личной гигиены и развить готовность на основе ее использования самостоятельно поддерживать свое здоровье;
  • воспитание потребности в занятии физической культурой, спортом, закаливании и совершенствовании физических способностей и возможностей организма человека;
  • воспитание гуманистических ориентиров поведения, исключающих жестокость, насилие над личностью.

Программа реализуется как на уроках, так и во внеклассной работе.

Данная программа включает в себя пять взаимосвязанных разделов:

  1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры,
  2. Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся,
  3. Организация физкультурно-оздоровительной работы,
  4. Реализация дополнительных образовательных программ,
  5. Организация просветительской работы с родителями (законными представителями).

Перечисленные разделы программы определяют основные направления работы педагогического коллектива по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования.

В основу программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни положены принципы:

 – актуальности.  Он отражает насущные проблемы, связанные со здоровьем детей, гигиеническими, культурными, социальными нормами и ценностями; обеспечивает знакомство учащихся с наиболее важной гигиенической информацией;

доступности. В соответствии с этим принципом младшим школьникам предлагается оптимальный для усвоения объем информации, который предполагает сочетание изложения гигиенической информации теоретического характера с примерами и демонстрациями, что  улучшает его восприятие. Предусматривает использование ситуационных задач с необходимостью выбора и принятия решения, ролевых игр, информационного поиска, рисования.

–  положительного ориентирования. В соответствии с этим принципом уделяется значительное внимание позитивным, с точки зрения здоровья, стилям жизни, их благотворному влиянию на здоровье. Реализация данного принципа, т.е. показ положительных примеров, более эффективна, чем показ отрицательных последствий негативного в отношении здоровья и поведения.

последовательности. Он предусматривает выделение основных этапов и блоков, а также их логическую преемственность в процессе его осуществления;

системности определяет постоянный, регулярный характер его осуществления, что позволяет усвоить знания, имеющие отношения к здоровью, в виде целостной системы;

сознательности и активности направлен на повышение активности учащихся в вопросах здоровья, что возможно только при осознании  ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих. Этот принцип выступает в качестве основополагающего для изучения форм поведения и стилей жизни.

В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как состояние «полного физического, психического и социального благополучия», а не только как отсутствие болезней и физических недостатков.   Для образовательной системы «Гармония»  характерна, прежде всего, гармония  разных  видов здоровья – физического, психо-эмоционального, духовно-нравственого, интеллектуального, социального.  Известно, что состояние здоровья  зависит от образа жизни, значительную часть которой ребёнок проводит в школе.  Поэтому Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни   в школе начинается с продумывания построения и реализации здоровьесохраняющего, безопасного для здоровья обучающихся учебного процесса. Затем рассматриваются просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни.

Образовательная система «Гармония» обеспечивает здоровый образ жизни через здоровые уроки, построенные методически грамотно, без психологических перегрузок, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей младшего школьного возраста. Она обеспечивает понимание ребёнком изучаемых вопросов, создаёт условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создает для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.  

Просветительская и мотивационная работа, ориентированная на здоровый образ жизни, направлена на формирование у школьников представления о человеке как о главной ценности общества. Она формирует элементарные представления ребёнка о себе самом, о функциях своего  собственного  организма, детям даются начальные представления о здоровье, основных способах закаливания организма, о способах укрепления здоровья  средствами физической культуры и спорта.

Формирование ценностного отношения к здоровью и  здоровому образу жизни путём использования возможностей УМК «Гармония», УМК «Школа 21 века» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Гармония», УМК «Школа 21 века».

Система учебников УМК «Гармония», УМК «Школа 21 века» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми  проблем, связанных с безопасностью жизни,  укреплением собственного физического, нравственного и  духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?»,  «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

В курсе «Русский язык» при выполнении  упражнений на уроках обучающиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика,  соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

В курсе «Литературное чтение» уделяется большое внимание формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют  разделы,  темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация»  показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Обучающиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Основы религиозных культур и светской этики» тема духовного здоровья, образования, труда, природы проходит через содержание всех учебников, но наиболее убедительно раскрывается на специальных уроках: «Православное учение о человеке», «Христианин в труде», «Отношение христиан к природе», «Зачем творить добро?»  и др.

Основные направления просветительской и мотивационной работы

Направление

деятельности

Задачи

Содержание

Санитарно-просветительская работа по формированию

 здорового образа жизни

1. Знакомство детей, родителей с основными понятиями – здоровье, здоровый образ жизни.

2. Формирование навыков здорового образа жизни, гигиены, правил   личной безопасности.

3. Обеспечение условий для мотивации и стимулирования здорового образа жизни  

– Проведение уроков здоровья,

проведение классных часов и общешкольных мероприятий по пропаганде здорового образа жизни, формированию навыков ЗОЖ, гигиены и личной безопасности

Профилактическая деятельность

1. Обеспечение условий для ранней диагностики заболеваний, профилактики здоровья.

2. Создание условий, предотвращающих ухудшение состояние здоровья.

3. Обеспечение помощи детям, перенесшим заболевания, в адаптации к учебному процессу.

4. Профилактика травматизма        

–  Система мер по улучшению питания детей: режим питания; эстетика помещений; пропаганда культуры питания в семье.

– Система мер по улучшению санитарии и гигиены: генеральные уборки классных комнат, школы; соблюдение санитарно-гигиенических требований.

– Система мер по предупреждению травматизма: оформление уголков по технике безопасности; проведение инструктажа с детьми.  

– Профилактика утомляемости: проведение физкультминуток на уроках, подвижных перемен; оборудование зон отдыха.

Физкультурно-оздоровительная, спортивно-массовая работа

1.    Укрепление здоровья детей средствами физической культуры и спорта.

2.  Пропаганда физической культуры, спорта, туризма в семье.    

 3. Всемерное развитие и содействие детскому и взрослому спорту и туризму.

– Увеличение объёма и повышение качества оздоровительной и спортивно-массовой работы в ОУ: организация подвижных игр;          соревнований по отдельным видам спорта;

дни здоровья.

– Привлечение к организации физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работе с детьми родителей.

   Здоровьесберегающая  инфраструктура образовательного учреждения включает:

·соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

·наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;

·организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков, обедов;

·оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;

·наличие помещений для медицинского персонала;

·наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, психолог).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

Связи, устанавливаемые для реализации программы

  • Внутренние: учитель физкультуры,  социальный педагог, психолог, школьный библиотекарь.
  • Внешние: детская библиотека, сельская амбулатория.

Предполагаемый результат реализации  программы:

  •   стабильность показателей физического и психического здоровья детей;
  •   сокращение количества уроков, пропущенных по болезни;
  •   активизация интереса детей к занятиям физической культурой;
  •   рост числа учащихся, занимающихся в спортивных секциях, кружках по интересам;
  •   высокий уровень сплочения детского коллектива;
  •   активное участие родителей в делах класса;
  •   способность выпускника начальной школы соблюдать правила ЗОЖ.

В результате обучения и воспитания по данной программе планируется приобретение обучающимися знаний:

  • об основных компонентах культуры своего здоровья и здорового образа жизни;
  • по формированию у детей понятия ценности здоровья, его сохранения и укрепления;
  • по формированию элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек.

Программа действий педагогического коллектива

на четвертом году обучения

Направления

работы

Задачи, решаемые на каждом направлении

Формы деятельности

Сроки

Ответственные

1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры

• соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;

• создание условий для обеспечения максимально комфортного и здорового пребывания учащихся в школе

Обеспечение температурного и светового режима в классных помещениях и коридорах школы

В течение года

Зам. директора по АХЧ

Организация горячего питания, охватывающего наибольший процент учащихся

Сентябрь, январь

Директор

Кл. рук.

Соблюдение санитарно-гигиенического режима в школе.

До 07.09.12

Директор

Кл. рук.

Обеспечение своевременного медосмотра.

До 21.09.12.

Директор

Организация проведения зарядок

постоянно

Кл. рук.

Организация работы ГПД , контроль соблюдения режима дня

В течение года

Зам. директора

Организация активного отдыха учащихся на переменах

В течение года

Кл. рук.

Организация внеурочной деятельности

В течение года

Зам. директораРук. кружков

Оформление информационных стендов в коридорах школы, в классе,пропагандирующих ЗОЖ

В течение года

Зам. директора

Кл. рук.

2. Организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся

• соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

В течение года

Кл. рук.

Оптимизации учебной нагрузки учащихся

В течение года

Зам. директор

Обеспечение двигательной активности учащихся в течение учебного дня

В течение года

Кл. рук.

Организация внеурочной деятельности во второй половине дня

В течение года

Зам. директора

Психологическое сопровождение учащихся

В течение года

Педагог-психолог

3. Организация физкультурно-оздоровительной работы

• обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся;

• сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья.

Проведение мониторинга по выявлению детей с отклонениями в здоровье, определение групп здоровья учащихся

сентябрь

Мед. работники

Распределение обучающихся по уровню физического развития

сентябрь

Учитель физ.культуры

Определение уровня физической подготовки учащихся

сентябрь

Учитель физ.культуры

Учет посещаемости школьных занятий учащимися

В течение года

Кл. рук.

мед. работник

Вовлечение учащихся с ослабленным здоровьем в работу спортивных кружков и секций

сентябрь

Кл. рук.

Организация гимнастики в начале учебного дня, проведение двух физкультминуток в течение одного урока

В течение года

Кл. рук.

Диспансеризация (осмотр узкими специалистами)

1 раз в год

Мед. работники

Витаминотерапия

декабрь-март

Мед. работники

4. Реализация дополнительных образовательных программ

• внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.

Дни здоровья

1 раз в четверть

15.09.12

Зам. директора, учителя физкультуры

Беседы по ЗОЖ

В течение года

Кл. руководители

Мед. работники

Тренировка вывода учащихся из здания школы

По графику школы

Зам.директора, кл.рук.

Проведение кл. часов по темам ЗОЖ

В течение года

Кл. рук.

Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»

февраль

Кл. рук.

Викторина на знание правил дорожного движения

18-23.11

Кл. рук.

Обновление материалов в уголках безопасности дорожного движения

регулярно

Кл. рук.

Соревнования «Весёлые старты»

2 раза в год

Учителя физ. культуры

5. Организация просветительской работы с родителями

(законными представителями)

• Приобщение семьи к оздоровительной работе;

• организация совместной работы педагогов и родителей по вопросам здоровья ребенка.

Классное родительское собрание  «Как сберечь здоровье ребенка».

декабрь

Кл. рук.

Индивидуальные беседы с родителями о ЗОЖ третьеклассников

По необходимости

Кл. рук.

Социальный педагог

Организация однодневных походов на природу совместно с родителями «Кто здоровый образ жизни ведет, тот в походы в лес идет »

май

Родители,

Кл. рук.

Работа с родителями.

          Главная задача – сформировать здоровый досуг семьи. В 4 классе будет продолжена совместная работа с родителями учащихся по всем направлениям программы,  проведено родительское собрание на тему: «Как сберечь здоровье ребенка».

Тематика консультативных встреч:

  • Гигиенические требования к организации домашней учебной работы.
  • Комплекс микропауз при выполнении домашней работы.
  • От чего зависит работоспособность младших школьников.
  • Утомляемость младших школьников, способы предупреждения утомляемости.
  • Профилактика близорукости.
  • Профилактика нарушения осанки.
  • Упражнения на развития внимания.
  • Упражнения на развитие зрительной и слуховой памяти.
  • Упражнения на развитие логического мышления.
  • Компьютер. Безопасный режим работы и др.

Циклограмма работы класса

Ежедневно

Утренняя гимнастика (перед уроками),

контроль за тепловым, санитарным режимом и освещенностью,

охват горячим питанием, выполнение динамических пауз,

 профилактических упражнений и самомассажа на уроках,

прогулки. Организация классного ученического дежурства. Влажная уборка, проветривание классной комнаты.

Еженедельно

Работа в кружках, спортивных секциях,

проведение уроков на свежем воздухе.

Ежемесячно

консультационные встречи с родителями,

генеральная уборка классной комнаты.

Один раз в четверть

Беседы по ТБ во время каникул,  профилактика гриппа и других вирусных инфекций. День здоровья.

Один раз в год

Медицинский осмотр, заполнение паспорта класса.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ

Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование

Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...