Тема «Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований
учебно-методический материал по теме

Аширова Мунира Рауфовна

 

Проблема  преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием  актуальна  во  все  времена. Как  решить  проблему  преемственности  между  ДОО  и  начальной  школой? Этот  вопрос  сегодня  ставят  перед  собой  и  педагоги, и  психологи  образовательной  среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Школа  и  детский  сад  -  два  смежных  звена  в  системе  образования. Если  ребёнок  оказывается  неподготовленным  к  школьным  занятиям, в  классе  он  испытывает  дискомфорт, так  как  здесь  меняется  его  социальная  позиция, он  включается  в  особый  режим. Поэтому  в  учебно-воспитательной  работе  школы  и  любого  дошкольного  учреждения, обеспечивающего  необходимую  подготовку  к  школе, должна  существовать  преемственность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_seminare_realnoe1.docx474.72 КБ
Файл prezentatsiya_k_vystupleniyu_novoe.pptx2.02 МБ

Предварительный просмотр:

Тема «Реализация преемственности  между ДОУ и начальной  школой в условиях
       Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований»

                                                                                    МОАУ «Лицей №7» Аширова М.Р.

 «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда

опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

     Проблема  преемственности  между  дошкольным  и  начальным  образованием  актуальна  во  все  времена. Как  решить  проблему  преемственности  между  ДОО  и  начальной  школой? Этот  вопрос  сегодня  ставят  перед  собой  и  педагоги, и  психологи  образовательной  среды.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. В основе Стандарта лежит  системно-деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования.

Школа  и  детский  сад  -  два  смежных  звена  в  системе  образования. Если  ребёнок  оказывается  неподготовленным  к  школьным  занятиям, в  классе  он  испытывает  дискомфорт, так  как  здесь  меняется  его  социальная  позиция, он  включается  в  особый  режим. Поэтому  в  учебно-воспитательной  работе  школы  и  любого  дошкольного  учреждения, обеспечивающего  необходимую  подготовку  к  школе, должна  существовать  преемственность.

Рассмотрим преемственность с позиции школы и с позиции детского сада.

(Слайд) Преемственность  с  позиции  школы – это  опора  на  те  знания, навыки  и  умения, которые  имеются  у  ребёнка,  пройденное  осмысливается  на  более  высоком  уровне. Организация  работы  в  школе  должна  происходить  с  учётом  дошкольного  понятийного  и  операционного  уровня  развития  ребёнка.

(Слайд) Преемственность  с  точки  зрения  детского  сада – это  ориентация  на  требования  школы,  формирование  тех  знаний, умений  и  навыков, которые  необходимы  для  дальнейшего  обучения  в  школе. Преемственность  обеспечивает  постепенное  развитие  и  углубление  знаний, усложнение  требований  к  умственной  деятельности, формирование  личного  и  общественного  поведения.

Установление  преемственности  между  детским  садом  и  школой  способствует  сближению  условий  воспитания  и  обучения  детей  дошкольного  и  младшего  школьного  возраста. Благодаря  этому  переход  к  новым  условиям  школьного  обучения  осуществляется  с  наименьшими  для  детей  психологическими  трудностями.

Но несмотря на проводимую работу,  на сегодняшний день перед нами стоят актуальные вопросы подготовки детей к школе с учетом ФГТ:

  • разный уровень психического и физического здоровья детей;
  • разный уровень знаний у детей; предпосылок формирования УУД;
  • разная степень развития мотивов  учения;
  • разный уровень родительской и педагогической компетенции.

Многочисленные   исследования  по  вопросу  осуществления  преемственности  связей  между  детским  садом  и  школой  позволяют  выделить  следующие  параметры:

( Слайд)1.Преемственность  в  содержании  обучения  и  воспитания.

                2.Преемственность  в  формах  и  методах  работы.

                3.Преемственность  педагогических  требований  и  условий  воспитания  детей.

Сформировавшиеся  в  детском  саду  многочисленные  привычки,  навыки,  знания  составляют  необходимый  фундамент, на  котором  строится  всё  дальнейшее  обучение  и  воспитание.  Они  помогают  ребёнку  быстрее  включиться  в  новые  условия.

Существуют проблемы  при  обеспечении  преемственности  детского  сада  и  школы

(Слайд) 1.Одной  из проблем  является  выбор  школы  для  обучения  ребёнка  и  выбор  программы  обучения. Среди  сегодняшнего  разнообразия  общеобразовательных учреждений, которые  предлагают  широкий  спектр  образовательных  услуг,  множество  программ (что,  в  принципе,  положительный  момент), но определиться  родителям  с  выбором  очень  непросто. Ведь  необходимо  учитывать  особенности  психики  и  физическое  состояние  ребёнка  (зону  его  ближайшего  развития),  специфику  предлагаемых  программ,  личностные  качества  учителя  и  многое  другое.

В  процессе  четырёхлетнего  психологического  сопровождения  ребёнка  в  детском  саду  уже  определили  его  психологический  портрет,  который,  как  потом  оказывается,  никому  не  нужен,  нигде  не  учитывается.  И  при   переходе  в  начальную  школу  ребёнок  опять  неоднократно  обследуется.  Упущенное  время  «работает»  против  него,  а  возможные  проблемы,  затянувшаяся  адаптация,  потеря  любознательности,  проблемы  взаимоотношений  в  коллективе  сверстников,  проблемы  в  общении  со  взрослыми,  ведут  к  неуспешности  в  последующем  обучении.

( Слайд) Непосредственный  контакт  психологов  детского  сада  и  школы,  встречи  родителей  и  детей  с  будущими  педагогами,  знакомство  с  образовательными  программами  до   поступления  ребёнка  в  школу,  помогут  определиться  с  выбором  школы  и  предотвратить  возможные  негативные  последствия.

( Слайд) 2.Тревожит  и  проблема  завышенных  требований  к  готовности  ребёнка  к  школьному  обучению  в  части  школ (особенно  лицеев  и  гимназий). Ведь не секрет, что часто на пороге начальной школы ребёнку предлагаются задания, нацеленные на выявление сформированности у него навыков счета, знания букв, геометрических фигур, на развитие логики, кругозора дошкольника.  Отсюда  и  потребность  родителей  соответствовать  требованиям  высокого  уровня  развития  ребёнка  без  учёта  его  индивидуальных  особенностей.  Приходится  содержание  дошкольного  образования  выстраивать  в  « школьной»  логике  -  практикуется  раннее  обучение  детей  подготовительных  групп  письму,  чтению,  усложнённой  математике,  вместо  развития  познавательных  процессов.  Игра  и  другие  специфичные  для  этого  возраста  виды  деятельности  вытесняются  такими  занятиями.  Повышенные  нагрузки,  переутомление,  ухудшение  здоровья  детей,  снижение  учебной  мотивации,  потеря  интереса  к  учёбе,  отсутствие  творческого  начала  провоцируют  неврозы  детей  и  другие  нежелательные  явления  при  переходе  к  школьному  образованию.

(Слайд) Сотрудничество  психологов  детских  садов  и  школ  по  проблеме  преемственности,  формирование  у  педагогов  понимания  значимости  процесса  развития  ребёнка, а  не  накопление  знаний,  поможет  исправить  эту  негативную  практику,  сохранить  здоровье  детей,  не  ущемляя  законное  право  ребёнка  на  образование.  

 Нельзя  не  сказать  и  о  следующей проблеме

(Слайд) 3.Проблеме  недостаточного  использования  игровой  деятельности  при  переходе  детей  в  школу. А  ведь  резкая  перемена  основного  вида  деятельности  ведёт  к  стрессу  и  дезадаптации  детей.    Использование  игровых  технологий  в  первых  классах  способствует  облегчению  адаптации  детей,  повышению  интереса,  ускорению  обучения.

 ( Слайд) Работа  по  преемственности  даёт  возможность  совместно  с  педагогом-психологом  школы  разработать  ряд  мероприятий  для  учителей  начальных  классов  по  осознанию  возрастных  особенностей  детей  и  выделению  основных  приёмов  в  работе,  характерных  данному  возрастному  периоду.

Механизмом решения данной проблемы является последовательное выполнение следующих этапов:

(Слайд) 1.Заключение  договора  между  детским  садом  и  школой  по  обеспечению  преемственности.    

  1. Составление  проекта   совместной  деятельности  по  обеспечению  преемственности.
  2. Проведение  профилактических  мероприятий (« День  открытых  дверей», « День  Знаний»,  совместные  праздники  и  т.д.)
  3. Работа  по обеспечению  готовности  детей  к  обучению  в  школе  (диагностика  и  коррекция  развития  детей).

5.Планирование  совместной  деятельности  по  адаптации  детей  в  школе.

6. Координация деятельности ДОО и начальной школы:

  • Результаты итоговой диагностики воспитанников ДОУ необходимо передавать в школы, они должны учитываться при составлении рабочих программ учителей начальных классов.
  •  На наш взгляд, целесообразно проведение единого мониторинга уровня развития первоклассников в начале адаптационного периода, который отразит особенности развития детей в период перехода к новому виду деятельности – учению,  и позволит осуществить внешнюю оценку качества образовательных услуг, предоставляемых ДОУ и зафиксировать точку отчета в оценке динамики достижения  обучащимися планируемых результатов освоения ООП НОО.

Создание единого образовательного пространства, связывающего  дошкольные  и  школьные  годы  ведется по  трём основным   направлениям:

  • методическая работа с педагогами;
  • работа с детьми;
  • работа с родителями. 
  • Методическая работа с педагогами – это ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев “портрета выпускника”, поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательных технологий, используемых педагогами ДОУ и лицеем, круглые столы; открытые уроки.

 

  Хочется сказать, что вся работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста должна исходить из принципа "не навреди” и быть направлена на сохранение физического здоровья, эмоционального благополучия и индивидуального развития каждого ребенка, чему способствует организация всей работы учителя начальных классов, ориентирующегося на осуществление преемственности с ДОУ.

  • Согласованная  и  дружная  работа  с  психологом  школы  позволяет  оценить  адаптацию  выпускников  детского  сада,  поговорить  о  каждом  ребёнке,  постараться  помочь  ему,  основываясь  на  данные  наблюдений,  проведённых  за  ним  ещё  в  детском  саду.
  •  Работа с детьми

Традиционной  формой  знакомства  будущих  первоклассников  с лицеем  является  предшкольная подготовка. Предшкольное образование  в нашей стране не носит обязательного характера и может быть лишь рекомендовано как эффективный способ выравнивания стартовых возможностей будущих первоклассников.

На базе лицея ежегодно работает «Школа дошколят».  Школа дошколят является ориентиром дальнейшего обучения в школе. Мы вносим свои коррективы в соответствии со спецификой обучения в лицее. Ежегодно мы набираем 4 группы по 20 человек. Занятия  в группах ведут учителя будущих первоклассников. Каждый учитель ведет определённый предмет, это даёт возможность будущим первоклассникам узнать своего учителя.

        Занятия по подготовке детей в лицее  осуществляются по программе «Ступеньки детства» и  рассчитаны на 32 недели,  проводятся по пятницам, организуются 4 занятия по 30 минут с физкультурными минутками для снятия усталости.

Предусмотрены также перемены по 10 минут с подвижными играми под руководством учителей.

Задачи занятий :

  • создать благоприятные условия для адаптации дошкольников к обучению в школе;
  • активизировать внимание, мышление, речь, память, развить мелкую моторику детей;
  • способствовать формированию познавательной активности, психологической готовности и мотивации детей к обучению.

            Важной частью программы «Ступеньки детства» является изучение динамики развития детей, исследование уровня их функциональной готовности к обучению.

(Слайд с занятия)

     Занятия строятся в занимательной игровой форме .Учебный материал подаётся в сравнении, сопоставлении, что побуждает детей рассуждать, анализировать и делать собственные выводы, а также учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов.

   

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Такое сотрудничество ради детей и позволяет нам добиваться положительных результатов в работе. Данные ежегодно проводимого мониторинга адаптации  показывают, что у 85% наших выпускников высокий уровень адаптации к школе, у 15% средний уровень адаптации, а дезадаптированных детей нет.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях Федеральных государственных образовательных и Федеральных государственных требований

Слайд 2

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком». Л. С. Выготский

Слайд 3

Проблемы при обеспечении преемственности детского сада и школы

Слайд 4

1. Выбор школы для обучения ребёнка и выбор программы обучения. Непосредственный контакт психологов детского сада и школы, встречи родителей и детей с будущими педагогами, знакомство с образовательными программами до поступления ребёнка в школу, помогут определиться с выбором школы и предотвратить возможные негативные последствия.

Слайд 5

2.Проблема завышенных требований к готовности ребёнка к школьному обучению в части школ. Сотрудничество психологов детских садов и школ по проблеме преемственности, формирование у педагогов понимания значимости процесса развития ребёнка, а не накопление знаний, поможет исправить эту негативную практику, сохранить здоровье детей, не ущемляя законное право ребёнка на образование.

Слайд 6

3. Проблема недостаточного использования игровой деятельности при переходе детей в школу. Работа по преемственности даёт возможность совместно с педагогом-психологом школы разработать ряд мероприятий для учителей начальных классов по осознанию возрастных особенностей детей и выделению основных приёмов в работе, характерных данному возрастному периоду.

Слайд 7

Механизм решения проблемы преемственности детского сада и начальной школы

Слайд 8

1. Заключение договора между детским садом и школой по обеспечению преемственности. 2. Составление проекта совместной деятельности по обеспечению преемственности. 3. Проведение профилактических мероприятий (« День открытых дверей», « День Знаний», совместные праздники и т.д.) 4. Планирование совместной деятельности по адаптации детей в школе (неделя «Содружество»). 5. Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе. Механизм решения проблемы преемственности

Слайд 9

Параметры по осуществлению преемственности 1.Преемственность в содержании обучения и воспитания. 2.Преемственность в формах и методах работы. 3.Преемственность педагогических требований и условий воспитания детей.

Слайд 10

Основные направления методическая работа с педагогами работа с детьми работа с родителями

Слайд 12

Анкетирование «Готов ли ваш ребенок к школе?» «Насколько вы готовы быть родителем школьника?» 44% родителей утверждают, что их дети готовы к обучению в школе 44 % сомневаются в полной готовности 12 % родителей сделали вывод, что их дети еще не готовы к обучению.

Слайд 13

Школа дошколят

Слайд 14

Целью подготовительного курса является развитие детей старшего дошкольного возраста, позволяющие им в дальнейшем успешно усвоить программу начальной школы . Задачи занятий создать благоприятные условия для адаптации дошкольников к обучению в школе; активизировать внимание, мышление, речь, память, развить мелкую моторику детей; способствовать формированию познавательной активности, психологической готовности и мотивации детей к обучению.

Слайд 15

Благодарим за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»

Доклад на тему:«Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями Федерального Государственного Образовательного стандарта.»...

Доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования».

Краткий доклад на тему: «Основные направления деятельности образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья обучающихся в рамках реализации федеральных государственных образовател...

"Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям"

Дошкольное воспитание по Федеральным Государственным Требованиям – одна из самых главных задач, которая стоит перед родителями и воспитателями. Именно в детском возрасте происходит формирование х...

Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта. Достижение планируемых результатов

Сложившаяся сегодня система оценки учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Это направленность оценки исключительно на внешний контроль, а не на поддержку улучшения результатов, ориента...

Сборник статей участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего обучения академика Л.В. Занкова», посвященной 55-летию системы

Статья в сборнике участников Межрегиональной научно-практической конференции «Реализация требований Федерального государственного образовательного стандарта средствами системы развивающего о...

Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Статья по теме "Психологические требования к личности учителя и психолого-педагогическая компетентность в условиях реализации ФГОС"....