Игра как способ подготовки ребенка к обучению в школе.
статья (1 класс) на тему

Арбузникова Марина Викторовна

Современные родители озадачены поиском способов эффективной подготовки детей к обучению в школе. В ход идет все: курсы раннего развития ребенка, занятия с логопедом и психологом, репетиторство. Порой у ребенка совсем не остается времени на игру, а ведь именно игра является ведущей деятельностью дошкольника. Именно в игре ребенок учится подчинять свои действия правилам, управлять своим поведением. В игре развиваются и познавательные процессы, так необходимые  ребенку в школе: воображение, мыслительные операции, память, внимание. Игра - это не просто детские шалости, это серьезный механизм развития личности маленького человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra_kak_sposob_podgotovki_rebenka_k_obucheniyu_v_shkole.doc61.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как способ подготовки ребенка к обучению в школе.

Как подготовить ребенка к школе? Этим вопросом обеспокоены неравнодушные родители практически с самого рождения малыша. Однажды я была свидетелем разговора, в котором отец годовалого мальчика рассказывал о поисках творческого кружка или школы раннего развития для своего малыша. Однако мы забыли о замечательном средстве, об игре. Уважаемые взрослые, мамы и папы, бабушки и дедушки, задумайтесь только, что происходит с нами и нашими детьми в последнее время, вспомните собственное детство. Игры во дворе и на природе, веселые дни рождения, праздники и домашние спектакли, в которых принимали участие и дети, и взрослые, где все это? В наш технический век ребенок отдыхает у телевизора или общается с Интернетом, в лучшем случае с друзьями  хмурой толпой шатается по улицам, пугая прохожих. А ведь игра – это не только интересное времяпровождение, А. С. Макаренко писал: "Игра имеет важное значение в жизни ребенка... Каков ребенок в игре, таким во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре..." Значит, игра, ее организация - ключ в руках родителей, ключ в организации воспитания ребенка.

В игре формируются многие особенности личности ребенка. Игра - это своеобразная школа подготовки к труду. В игре вырабатывается ловкость, находчивость, выдержка, активность. Игра - это и школа общения для ребенка.

Последнее время педагоги и родители все больше стремятся загружать дошкольников «полезной» содержательной деятельностью, предполагая, что таким образом они в будущем избавят детей от школьных трудностей. Фактически школьный тип обучения вошел в дошкольное воспитание. Группы детского сада мало чем отличаются от школьных классов. В современных группах и школьных классах обязательно есть и игровая, и учебная зона со всеми школьными принадлежностями: парты, учительский стол, классная доска. В дошкольных учреждениях жизнь ребенка четко регламентирована, и специалисты в течение дня проводят с малышами различные занятия. У дошкольников не остается времени для игры. Некоторые родители так спешат вырастить вундеркиндов — логически рассуждающих, абстрактно мыслящих, и не только на родном языке, но и на нескольких иностранных, что забывают о возрасте ребенка.

Ребенок — материал гибкий, хорошо поддающийся дрессуре, но раннее обучение основам грамоты, счету не является залогом дальнейшего беспроблемного обучения. Чаще всего бывает наоборот, «маленькие гении», радующие родителей и воспитателей, в начальной школе учатся посредственно и ничем не отличаются от других детей.

Школьная практика показывает, что при подготовке детей к обучению в школе недостаточно развития познавательных процессов, формирования значимых для школьного обучения предметно-специфических знаний, умений и навыков. Это важные показатели готовности к обучению в школе, но не предопределяющие переход к новой форме деятельности. Можно привести много примеров того, как дошкольник, казалось бы хорошо подготовленный к обучению в школе, если судить по объему его знаний, умению читать и писать печатными буквами, попадает в число трудных учеников. Школа и уроки в школе не являются для такого ребенка чем-то новым, необычным, притягивающим, манящим. Чаще всего, отвечая на вопрос: «Хочешь ли ты учиться в школе?» – такой ребенок отвечает: «Я уже научился», «Я уже хожу в школу, там совсем неинтересно» или «В школе скучно, там совсем маленькие перемены» и т.п.

Выделение различных подходов при решении проблемы психологической готовности детей к обучению в школе свидетельствует о многогранности и сложности этого понятия. Позиции ученых существенно расходятся в выборе ключевого компонента структуры психологической готовности детей к обучению в школе. Вместе с тем следует отметить, что позиции психологов едины в понимании значения дошкольного возраста для перехода на новую возрастную ступень развития. Дошкольный возраст является чувствительным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности.

Рассматривая психологическую готовность в рамках генетического подхода, Е.Е.Кравцова выделяет три важнейших компонента психологической готовности детей к обучению в школе: общение ребенка со взрослым, взаимодействие со сверстниками и новое отношение к самому себе.

Развитие общения со сверстниками происходит в игре, которая, по мнению Д.Б.Эльконина, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте. В рамках ведущей деятельности появляется и созревает новое психологическое новообразование — воображение. В игре ребенок может представить себя в роли пирата или принца, в роли доброго или злого волшебника, в роли победителя или побежденного. Примеривая к себе разные роли, проигрывая их в разных ситуациях, ребенок приобретает умение отрываться от конкретной действительности, видеть мир в разных его проявлениях, видеть разные стороны жизни.

Высший уровень развития воображения и есть та основа, на которой развивается новообразование кризиса семи лет, обеспечивающее безболезненный переход от игры к учебной деятельности. Успешность обучения в школе в значительной степени зависит от того, прошел ли ребенок кризис семи лет.

Дети, психологически не готовые к обучению в школе, имеют существенные изъяны в развитии воображения  в сфере общения со взрослыми и сверстниками, препятствующие вхождению в кризис семи лет и успешному его прохождению. Трудности прохождения этого возрастного кризиса связаны с отсутствием у ребенка способности к общению во внеситуативной позиции, что прямо и непосредственно детерминировано развитием новообразования дошкольного возраста — воображения.

Условием и средством развития воображения в дошкольном возрасте является игра. Освоение ребенком всех видов детской игры способствует появлению особой внутренней позиции, характеризующей высокий уровень развития произвольного воображения. Детская игра неоднородна и качественно меняется на протяжении дошкольного возраста.

В возрасте 3-4-х лет, выполняя действия с предметами, ребенок учится задавать смысл предметным ситуациям и отношениям. На этой стадии игрушка-зайка идет в гости к игрушке-медвежонку и для угощения нужны чашечки, блюдечки и настоящий чай, а для того чтобы сварить кашу для куклы, можно в чашку насыпать крупы и залить водой, а потом все это долго мешать.

Развитие воображения на втором этапе (4,5–6 лет) предполагает организацию уже не наличной ситуации, а собственного опыта ребенка. Теперь ребенок может играть с предметами-заместителями (кубик может быть зайчиком и ли лисичкой). Действуя с предметами, ребенок опирается на личный опыт, выступает субъектом деятельности, активно владеющим различными, ранее усвоенными системами норм, способами действий и эталонов.

Специфика третьего этапа развития воображения (6–7 лет) — наличие определенной внутренней роли, или позиции, которая позволяет ребенку самостоятельно задавать предметные отношения, их смысл в зависимости от целостного сюжета или замысла. В одной детской игре, построенной на основе сюжета кинофильма «Белое солнце пустыни», по задумке автора игры красноармеец Петруша женился и уехал со своей невестой в свадебное путешествие на Кипр. Жили они долго, и родились у них детки.

На рубеже раннего и младшего дошкольного возраста возникают первые виды самостоятельной детской игры — элементарная режиссерская и образная игра.

Режиссерская игра получила свое название из-за специфичности игровых действий ребенка и схожести с действиями режиссера в театре или на съемочной площадке. В режиссерской игре ребенок выступает один за всех: он и режиссер, и сценарист, и актер, и зритель. Одна девочка сказала, когда ее спросили, кто она в своей игре, что она хозяйка своих кукол и ее куклы делают то, что хочет она. В режиссерской игре ребенок играет по сюжету, который он сам придумал, опираясь на опыт собственных переживаний. Посмотрел ребенок фильм, не понравился ему конец этого фильма или какой-то момент, и малыш начинает переигрывать не понравившийся ему фрагмент. Он играет по сюжету фильма, но финальная часть игры будет отличаться от финала фильма. Играя в «войнушку», мальчик играет и за «наших», и за «чужих». Солдаты его армии попадают в перестрелку и погибают, тогда ребенок устраивает помпезные похороны, прославляя своих героев.

Причиной появления детской режиссерской игры является высокий уровень развития предметной деятельности. Умение ребенка действовать с различными предметами, соединяя их в единый сюжет, придавая этим действиям смысл, развивается в раннем детстве на основе изучения свойств предмета и переноса функций с одного предмета на другой, на основе действий с предметами-заместителями. Овладев режиссерской игрой, ребенок сумеет подыграть реальному партнеру в сюжетно-ролевой игре, может играть в одну и ту же игру по-разному, придумывая новые сюжеты.

Почти одновременно с режиссерской игрой появляется еще один вид самостоятельной детской игры — образной, или образно-ролевой. Отличительной чертой этой игры является то, что ребенок принимает на себя своеобразную роль, которую правильнее будет назвать игровым персонажем — образом. Игра состоит в том, что ребенок воображает себя кем угодно и чем угодно и, соответственно, ведет себя так, как полагается действовать воображаемому объекту. В этой игре ребенок как бы изнутри познает объекты окружающего мира, отождествляя себя с ними.

Особенностью игр этого типа является то, что ребенок выделяет и воспроизводит какое-то ключевое действие или специфическую позу, позволяющую ему удерживать воображаемый образ и быть именно тем, с чем он себя отождествил. Для образно-ролевой игры нужны костюмы, лоскуты ткани для драпировки, маскировки, ножницы и цветная бумага, с помощью которых можно создавать декорации, атрибуты, наряды, которые необходимы ребенку  для полноты ощущений себя в выбранном образе.

 В этой игре ребенок может быть одновременно и шофером, и машиной. Малыш изображает водителя в машине, который едет с большой скоростью по дороге, он имитирует наличие руля, вращая руками перед собой. Во время остановки «водитель» выходит из машины, как будто открывает и закрывает дверь и ставит машину под охрану на сигнализацию. Именно в этой игре по-настоящему осуществляется перенос функции с одного предмета на другой, что способствует развитию детского воображения.                                                                                                      Источником развития  образно-ролевой игры является общение. Роли и образы ребенок черпает из своего ближайшего окружения, его водитель будет похож на дядю Васю, который живет в соседнем доме и приезжает во двор на большой машине и разрешает всем детям покрутить руль, посидеть в кабине. Образно-ролевая игра дает возможность ребенку по-новому общаться со взрослым. Для того чтобы не произошло застревания в одном образе, ребенку нужные новые впечатления и новые ситуации общения. Организовывая образно-ролевую игру, можно учить ребенка проигрывать один и тот же образ, но в разных ситуациях или дать ему возможность изображать разные эмоциональные состояния: добродушия, раздражения, усталости, радости, печали.

В своем развитии эти виды детской игры приводят к становлению сюжетно-ролевой игры, в которой главными становятся собственно человеческие роли и отношения. Сюжетно-ролевая игра начинается с распределения ролей, но для этого дети должны договориться с партнером, во что и как они будут играть, затем удерживать свою роль, действовать и говорить согласно той роли, которую ребенок на себя принимает, и одновременно следить за всеми действиями партнера.      

В сюжетно-ролевой игре, наряду с ознакомлением с миром взрослых и усвоением определенных социальных отношений и норм, складываются психические процессы, развиваются качества, необходимые для дальнейшего обучения в школе. В сюжетно-ролевой игре основное внимание ребенка направлено на социальные отношения людей. Чем богаче опыт ребенка, тем многообразнее сюжеты игры. Сходили дети на цирковое представление, начинают играть в «цирк», посмотрели фильм о жизни первобытных людей — играют в «древний мир», прочитали взрослые им мифы Древней Греции — дети играют в «подвиги Геракла».                                      

Новые яркие впечатления могут разнообразить и расширить набор классических сюжетно-ролевых игр: в магазин, в больницу, в школу, в дочки-матери. В каждой из этих игр есть свои правила, детерминированные социальными ролевыми отношениями. Продавец должен быть вежливым и культурно обслуживать покупателя, мама может отчитывать ребенка за проступок, учитель учит учеников, врач выписывает рецепт и говорит пациенту стандартный набор фраз: «на что жалуетесь», «что у вас болит», «откройте рот, я посмотрю ваше горло».

Роль взрослого в сюжетно-ролевой игре заключается в том, чтобы помочь выбрать сюжет, а в случае «пробуксовывания» игры — подкинуть новую идею.

К концу дошкольного периода развитие сюжетно-ролевой игры приводит к закономерному появлению игр с правилами. К ним относится большинство дидактических, настольно-печатных, подвижных, спортивно-соревновательных игр. В играх по правилам ребенок научается сознательно подчиняться правилам, следить за своими действиями и действиями партнеров.

Развитие этого вида игры имеет решающее значение для формирования предпосылок учебной деятельности (постановка учебной задачи, выбор действий, направленных на ее достижение, контроль и оценка достигнутого результата), потому что в играх с правилами сначала дети договариваются, во что они будут играть, другими словами — они ставят друг перед другом учебную задачу, потом они договариваются, как следует играть в выбранную ими игру. Ведь даже в «прятки» можно играть по-разному: можно отвернуться и, досчитав до десяти, идти искать спрятавшихся, а можно разбивать связку палочек, и пока ведущий не соберет все палочки, он не может идти искать тех, кто спрятался.

Завершает развитие игры в дошкольном возрасте снова режиссерская игра, но уже на более высоком уровне. Она по-прежнему предполагает придумывание сюжета, объединяющего разные предметы, в ней ребенок также исполняет все роли, но сюжет становится сложнее, предметная представленность иногда служит лишь пусковым механизмом, уступая место собственному творчеству, роли трудно выделить, так как чаще всего действия заменяются речью ребенка. В этой игре ребенок научается следить за своими эмоциями, анализировать их и таким образом управлять ими. Он накапливает в игре свой опыт, действует в определенной предметной среде. Все это способствует появлению и развитию внутренней позиции, дает ребенку возможность осмысливать и переосмысливать ситуацию. В этой игре проявляются все особенности воображения ребенка, что дает ему возможность действовать, исходя из внутренней позиции. Внутренняя позиция крепнет, качественно меняя воображение. Ребенок, переходящий на этот уровень развития воображения, способен не только осмыслить сделанное им самим, но и придать смысл тому, что сделали другие.

Режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссерская игра способствуют формированию воображения в дошкольном возрасте. К концу дошкольного возраста игра достигает высокого уровня развития, подготавливая переход к новой ведущей деятельности — учебной.

Каждый вид детской игры вносит свой особый вклад в развитие психики и личности ребенка-дошкольника. Закономерность смены ведущих видов игровой деятельности обеспечивает полноценное психическое развитие в дошкольном возрасте.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии, 1961. —№ 2.
  2. Кравцова Е.Е. Разбуди в ребенке волшебника. — М.: Просвещение: Учебная литература, 1996.
  3. Никитин Б.П. Развивающие игры. http://www.myword.ru 
  4. Сербина Е. Развивающие игры для детей. - Москва: Ространсфер, 1999.
  5. Ховрина Гелена Психологические особенности коррекционной работы с детьми, не готовыми к обучению в школе. http://psy.1september.ru
  6. Эльконин Д.Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания для подготовки дошкольников к обучению в школе

Предлагаю возможные варианты заданий для подготовки к обучению в школе....

Подготовка ребенка к обучению в школе.

В статье представлены рекомендации   родителям по подготовке ребенка к обучению в школе....

ПРОЕКТ ПРОГРАММЫ АВТОРСКОГО КУРСА ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ "Школа раннего развития"

Предлагаемый курс «Школа раннего развития» состоит из трех блоков:1. «Обучение грамоте и развитие речи (с национально-региональным компонентом)»2.      «Математика и логика»3....

методичка для родителей "Подготовка ребенка к обучению в школе"

Поступление в первый класс – это очень ответственный момент в жизни подрастающего ребенка. Родители постоянно беспокоятся о том, когда же нужно начинать заниматься с малышом, чтобы подготовить е...

Подготовка ребенка к обучению в школе

Данный материал будет востребован на общешкольном, классном родительском собрании будущих первоклассников....

«Психология дошкольного возраста» на тему: 1.Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. 2.Психологическая характеристика ребенка 5-7 лет.

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ...


 

Комментарии

Лысенко Марина Михайловна

Спасибо