Урок русского языка 2 класс " Имя прилагательное"
план-конспект урока (2 класс) на тему

Некрасова Марина Львовна

УМК "Перспектива" конспект урока " Имя прилагательное . Обобщение"2 класс 2015 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Имя прилагательное                                                                                                                                 

Цель урока: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи                        

Задачи урока: учить правильному написанию имен прилагательных;

        развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте;                                              

        подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные к                                                            

        существительным;

        развивать умения работать самостоятельно, в парах,     группах,

        создавая условия для воспитания взаимовыручки, дружбы.

Организационный момент

Ребята, вдохните аромат распустившихся цветов. Звучит музыка П. И. Чайковского « Вальс цветов» на слайдах появляются ( ромашки, розы, маки, одуванчики, подснежники, тюльпаны).

Актуализация знаний

Чтение текста из учебника (слушание  упр. 141)

1.Словарная работа

- Какие цветы узнали на слайдах? Запомнили в тексте?

- Ромашки, розы, маки, подснежники, одуванчики, тюльпаны.

- Запишите названия цветов в тетрадь в единственном числе.

-Какие слова написать было просто? Почему?

( Роза, мак) – нет орфограмм

Какие слова вызвали затруднения при написании?

Как написали? (подснежник, одуванчик, ромашка)  Кто прав? Где посмотреть?

( в  орфографическом словаре- Одуванчик, подснежник, ромашка, )

- Подчеркните опасные места.  Какие части речи написали?

( имена существительные)

_ Докажите. ( нарицательные, неодушевленные, в единственном   числе).

- А как будет во множественном числе? Разберите по составу слово  подснежники.              

Назовите слово в каком  звуков меньше, чем букв.      ( тюльпан)

Сделайте звукобуквенный анализ этого слова ( количество слогов, звуков, букв)

Подберите к данным существительным  имена прилагательные.      

            ( самостоятельная работа по карточкам)  

                                   Карточка №1                                                                                                                    

        Одуванчик (какой? )...........................................................................

        Подснежник  (какой?)…………………………………………………

        Ромашка (какая?)………………………………………………………

(дети зачитывают свои варианты)

- Проанализируйте свою работу и скажите тему нашего урока.

Имя прилагательное  (Выбрали из записей на доске)

        Работа по теме урока        

- Что такое имя прилагательное?

1. Работа в парах

- Составьте определение имени прилагательного. Впишите  недостающие слова.

        Карточка №2

Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает ……………………………………………………………………..

Отвечает на вопросы………………………………………………

Согласуется, употребляется с именем……………………………….

Дополним определение имени прилагательного.

Имена прилагательные ещё отвечают на вопросы: чей?, чьи?

Например: чей? Мамин, папин, Мишин, Костин - это имена прилагательные; чьи? Лисьи, заячьи, медвежьи.  

Сравните свои карточки с определением. Оцените свою работу по                                 « цветочной шкале»                                            

2..Самостоятельная работа (работа над предложением)                                                                       Составьте предложение. Запишите  его. (Нежный подснежник зацветает  весной.)  Подчеркните орфограммы. Найдите главные члены. Обозначьте части речи.   Анализ предложения. Оцените  свою работу по шкале.. 

  С какой частью речи согласуется имя прилагательное? В каком числе? Что сообщает о подснежнике имя прилагательное?

А, как вы думаете, какую роль играет имя прилагательное в речи? ( Делает нашу речь красивой, выразительной)

Это предстоит доказать выполнив следующее задание

3. Работа в группах (три группы)

- Получите 2 конверта. В одном – инструкция, а в другом тексты для работы. Внимательно прочитайте  инструкцию и выполните задание.

- Какие правила нужно выполнять, работая в группах?

(повторяют правила)

Инструкция

Внимательно прочитайте текст. Определите, какие части речи пропущены? Вставьте пропущенные слова, используя  слова для справок. (Вклеить  слова в текст) .Прочитайте текст выразительно. Подготовьте ответы на вопросы.

Какие части речи пропущены? Что обозначают? На какие вопросы отвечают?

                Текст№1

        Подснежник. Первый …………………..  цветок. ………………      ,      …………………, пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его ………………….чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался ………………..и беззащитным. 
Но сколько в нём жизни, смелости, отваги. Не побоялся, первым вылез из ………………земли. 
Настоящий герой.

Слова для справок: весенний, чистый, свежий, фарфоровая,  хрупким, мёрзлой.                                                

Текст №2

Утром люди,  идущие по тропинке в долину увидели ………… ,      ………..  розу на поле белых роз . Она была ………………………   ,    ……………,     ………………  и от неё исходил …………….  аромат. И люди просто застывали в немом восторге, улыбались и долго- долго стояли рядом, любуясь ею.

Слова  для справок: яркую, алую, прекрасная, восхитительная , нежная, чудесный .

Текст №3

Мой ……………….цветок – ромашка. Я не представляю себе лето без этого цветка. …………     ,        …………….солнышко в окружении ………………………….ресничек! Очень ………        ,           ……….и очень ……………цветок. Его можно встретить повсюду.

А как здорово летом набрести вдруг на целый луг ромашек! В  ……………зелени травы они приветливо кивают всем своими ……………………..головками.

Слова для справок : любимый ,маленькое, жёлтое, белоснежных, скромный, простой. нежный,  высокой, белыми.

        (Дети зачитывают тексты и отвечают на вопросы) – Какие трудности возникали при выполнении данного задания? Как с ними справлялись?

-Какие части речи помогли нам представить красоту цветов? Какую роль играет имя прилагательное в нашей речи?

Продолжи предложения . Имя прилагательное помогает нам видеть. . . . . ., слышать…………., ощущать…………..предметов.

Оцените свою работу в группах на шкале цветов.

Вывод: имя  прилагательное  делает  нашу  речь  выразительной, яркой, красочной.

Физминутка (цветок распускается)

4.  Работа на компьютерах

Выполните задание  « Помоги пчелке»

Поработайте в парах

 - Какие прилагательные вставили? ( Антонимы.  Что такое антонимы?)

 Оцените свою работу по «шкале цветов» (У доски проверка)

4 . Гимнастика для глаз. Проследите за движущемся предметом на экране.

Найдите в папке проверочную работу. Поможем Ане занять первое место. В награду ей - красивый букет.

5. Проверочная работа на компьютере (самостоятельная работа)

Проверка у доски.

Оцените свою работу по «шкале цветов»

6. Самостоятельная работа в тетради. (Р. Т. Стр. 48, упр. 179)

-Оцените свою работу по «шкале цветов».

Итог урока

Что повторили об имени прилагательном? Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?

Продолжи предложение.

- Без имени прилагательного наша жизнь была бы…………………………..

И чтобы она была краше, посадим свою клумбу, (дети выходят и «сажают цветы»)

  1. Выходят дети, у которых все цветы красные.
  2. Выходят дети, у которых есть жёлтые цветы.
  3. Выходят дети, у которых есть белые цветы.
  4. Прикрепляют «шкалу цветов» на клумбе
  5. Учитель прикрепляет свой цветок

Домашнее задание. 



Предварительный просмотр:

Тема урока: имя прилагательное

Цель: обобщить имеющиеся знания об имени прилагательном как части речи

Задачи: Личностные УУД :проявлять интерес к изучению темы.

Познавательные УУД: уметь делать выводы на основе наблюдений, уметь находить информацию из справочника (словаря).

Регулятивные УУД: планирование и оценивание своих действий.

 Коммуникативные УУД: согласование действий с партнёром;

умение отстаивать свою точку зрения и точно выражать свои мысли.

Методы: проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.

Форма обучения: индивидуальная, в парах, групповая.

Тип: урок закрепления.  

Технология урока:  технология деятельностного метода.

Планируемые результаты: учащиеся научатся самостоятельно делать  выводы на основе своих наблюдений и сравнений;  выполнять творческие задания; делать выводы, слушать собеседника и вести диалог; оценивать  себя, границы своего знания и незнания; работать в парах, в группе и оценивать товарища.

Оборудование:  на парте каждой группы лежат: конверты с заданиями для групповой работы, инструкции  по выполнению, карточки для индивидуальной работы, работы  в   парах,  шкала для рефлексии «цветы».

Ход урока

Цель этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Мотивирование к учебной деятельности

Создание благоприятной рабочей обстановки (личностные УУД).

«Вальс цветов»

Фото цветов

Рассаживаются и слушают музыку, рассматривают цветы, запоминают.

2. Актуализация  знаний в учебном действии

Словарная работа

Работа по карточкам

 Карточка №1

Одуванчик какой?

Подснежник какой?

Ромашка какая?

3. Работа по теме урока

Работа в парах

Карточка №2

 Имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает

Отвечает на вопросы:

Согласуется:

 

Работа над деформированным  предложением.

Нежный подснежник зацветает весной.

Умение записать полученные слова, запомнить словарные слова (развитие памяти).

Определить отличительные особенности имён прилагательных, обосновывать своё мнение, выполнять учебное задание в соответствии с целью, использовать речевые средства для представления результата

Актуализировать знания о группе слов, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы,: какой?, какая?, какое?, какие?

(Регулятивные УУД планирование и оценивание своих действий.)

Умение правильно составить

связь слов в предложении (правильное построение грамматических предложений).

Выделить изученные орфограммы, определить главные члены предложения.

Анализ предложения.

Чтение  текста (упр.141, стр. 101)

Организация проверки

Организация самостоятельной работы

Назовите тему урока. Поставьте  задачи перед собой.

Организация работы и проверки (в парах)

 

Демонстрирует слова для предложения.

Записывают слова: роза, подснежник, одуванчик, ромашка, тюльпан

Разбор по составу : подснежники. Звукобуквенный анализ слова тюльпан.  

Подбирают имена прилагательные к заданным вопросам. Самостоятельно анализируют  и выбирают тему урока. Озвучивают задачи урока

Составляют определение, проверяют и оценивают свою работу.  

Составляют и записывают предложение, подчёркивают орфограммы в нём, определяют главные  члены, части речи, которыми они выражены. Оценивают результаты выполненного задания  (рефлексия)

Групповая работа

Текст № 1

Подснежник. Первый ……………

цветок.

………………….,

……………………., пахнущий весной, он появился на проталинке среди пропитавшегося влагой снега. Его ………….. чашечка светилась ослепительной белизной. Он казался…………… и беззащитным. Но сколько в нём жизни, смелости и отваги. Не побоялся, первым вылез из …………..

  земли. Настоящий герой.

Слова для справок :весенний, чистый, свежий, фарфоровая, хрупким, мёрзлой.  

Познавательные УУД

  Выбор  имен прилагательных, составление текста, обоснование своего мнения. Регулятивные УУД.

Проверка результатов выполненного задания,  преодоление трудностей

(умение выбрать оптимальный вариант для разрешения проблемы).

Коммуникативные УУД – согласование действий с партнёрами  в группе.

Дифференциация заданий.

Уметь делать выводы на основе наблюдений.

 Организация групповой работы. Помощь в выполнении

 Читают инструкцию, намечают план работы. Вставляют имена прилагательные в текст. Готовятся к выразительному чтению текста, отвечают на вопросы. Оценивают свою работу в группах по «шкале цветов».

Физкультминутка

 

Выполняют упражнения «цветок распускается»

4. Работа на компьютерах

(в парах)

Упражнение «Помоги пчёлке»

В данные предложения вставить имена прилагательные (антонимы)

Строить предложения с именем прилагательным, подбирая вопрос и анализируя значения

Пошаговая  инструкция по выполнению задания

На компьютерах вставляют прилагательные в предложения, обосновывают свой выбор, делают выводы о значении в речи имени прилагательного. Оценивают свою работу по «шкале цветов»

5. Итоговая проверочная работа (на компьютерах)

  • Определение имени прилагательного
  • Вопросы, на которые отвечает имя прилагательное
  • Нахождение имён прилагательных среди других частей речи

 Познавательные УУД: определять имя прилагательное и обосновывать своё мнение; строить предложения с именем прилагательным. Регулятивные имения УУД: проверять результат выполненного задания. Коммуникативные УУД: формулировать монологическое высказывание. Предметные УУД: подбирать вопрос к имени прилагательному, изменять имена прилагательные по числам. Писать орфограммы в новых словах.  

Наблюдение за выполнением задания, индивидуальная помощь.

Самостоятельное выполнение работы, самопроверка и  самооценка.

Рефлексия

Умение высказывать своё мнение, оценивать свою работу, работу класса, отстаивать свою точку зрения.

Оцените свою работу на уроке.

Оценивание работы на уроке «посадка клумбы»

Итог урока

Оценивание своих действий

Чему учились на уроке?

Что нового узнали на уроке?

Пригодится ли вам эта тема урока в жизни?

Ответы обучающихся

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Имя прилагательное (обобщение) 4 класс, УМК "Школа России"

Это итоговый урок по теме "Имя прилагательное". На уроке закрепляются знания об имени прилагательном,отрабатывается навык умения определять грамматические признаки им. прилагательного, проверять безуд...

урок русского языка "Имя прилагательное"

Урок русского языка по теме "Имя прилагательное", проведенный во 2 классе. Дети очень хорошо воспринимают презентацию, но у меня презентация не загрузилась, память большая. Надо как-то сжать до 3 МБ. ...

Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;вос...

Урок русского языка "Имя прилагательное.Обобщающий урок"

Презентация к уроку русского языка по теме "Имя прилагательное.Обобщающий урок."...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...