Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Залалтдинова Ляля Джавдятовна

 

Это урок объяснения нового материала. Цель которого познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

На уроке используется:мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3класса, 2 часть Рамзаева, презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok.docx27.67 КБ
Office presentation icon otkrytyy_urok.ppt2.69 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Имя прилагательное как часть речи.


Цель: познакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи;

 развивать умение распознавать имена прилагательные в речи;
воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам.

Задачи: 
1. Дать понятие об имени прилагательном; научить находить
прилагательные в речи;
2. Формировать умение распознавать прилагательные в речи;
3. Воспитывать умение чувствовать: понимать и любить красоту родной природы; бережно относиться к птицам, пробуждать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: урок объяснения нового материала.


Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, интерактивная доска, сигнальные картинки к рефлексии, учебник для 3класса, 2 часть Рамзаева, презентация к уроку.


Интеграция на уроке: русский язык, окружающий мир.


Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой. 
- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст нам сил, аккуратности, уверенности в знаниях. (Слайды 1). 

2. Проверка домашнего задания. 

Цель: Ребята, дома,  вы написали сочинение на тему: «Как я могу помочь птицам зимой?», . Слайд 

- Вспомните, каких животных мы называем птицами?

- Чем питаются птицы?

- Все ли птицы улетают в тёплые края?

- Какие не улетают? Почему?

- Действительно, эти птицы не боятся морозов, еду могут найти даже зимой. Но всё-таки птичкам зимой очень тяжело. Из десяти одна или две доживают до весны. Вот тут на помощь им приходит человек.

- Так как же мы можем помочь птицам? Кто желает прочитать своё сочинение? (2-3 человека), оценить: тема тобой раскрыта, ты выразил свои чувства, личное отношение к увиденному. Кому понравилось это сочинение? Вывод: Молодцы! Вы хорошо поработали!

 

3. Актуализация и мотивация. Теперь откроем тетради, запишем число и классная работа (хожу по классу, слежу за посадкой).

Цель: - Я заметила, что не все ребята красиво написали…

- Как вы думаете, почему так получилось? (посадка неправильная, тетрадь лежит без наклона, ручку держат неправильно, неаккуратно пишут буквы)

- Как это исправить? (потренироваться, минутка чистописания) Что мы для этого делаем на уроке русского языка? (проводим минутку чистописания)

- Какие вы у меня молодцы!

- Сегодня, на этом уроке мы много узнаем, поймём.
Помогут нам в этом птицы. Мы их на урок позовём.
Слайд3

- Посмотрите на экран. Каких птиц вы узнали? (…) Ястре…, лебе…ь, голу…ь, дроз….
- Прочитаем их название. Какие из них зимующие? (ястреб и голубь).

- На какую орфограмму все эти слова? (парные согласные на конце слова)

- Вспомним, как проверяются парные согласные на конце слова?

- Назовите пропущенные буквы в этих словах. ( б, д ).

а) Минутка чистописания.
Цель. Именно эти буквы мы и повторим сегодня на чистописании (Слайды 3 - образец).
Чередуем написание данных букв в соединении. Кто повторит правило? Чтобы красиво писать, нужно правильно сидеть!

- Как хорошо у вас получилось. Найдите и обведите самую красивую букву.

- Поднимите руку у кого такая буква есть.

б) Азбука добрых слов. Вспомните и назовите добрые слова, которые начинаются с этих букв.(добрый, душевный, дружелюбный, доброжелательная, достойное, благородный, бережливый, благополучный).(слайд). Молодцы! Посмотрите на экран, я знаю ещё несколько таких слов. Прочитайте их.

4. Сообщение темы и целей.

- На какие вопросы отвечают все эти слова? Вспомните, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы, какой?, какая?, какое?, какие? (признак предмета).

- Кто догадался, какая тема нашего урока? Имя прилагательное. (слайд).

- Вы правы. Тема нашего урока: «Имя прилагательное». - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (…)

- Цель нашего урока: «познакомиться с именем прилагательным; развивать умение распознавать имена прилагательные в речи; воспитывать любовь к природе, заботливое отношение к птицам» (слайд ) 

 

5. Разминка для глаз (слайд).

Цель. Нам предстоит серьёзная работа на уроке. Давайте к ней подготовимся и выполним небольшую разминку для глаз. Смотрите внимательно на экран и следите глазами за движением птицы .

Вывод. Выполняйте упражнения для глаз и дома, они помогут снять напряжение и усталость.

 

6. Изучение нового материала. Сядьте красиво, продолжим урок. Посмотрите внимательно на экран, сравните эти два текста. . Слайд

- Прочитает (…)

 

Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны.

 

Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.


- Какой текст вам нравится больше? Почему? (более точное описание, более красивый текст).

- Назовите слова, которые помогли украсить этот текст. Что они обозначают? На какие вопросы отвечают (выделяются на слайде цветом)

- Вы догадались, какие это части речи? (имя прилагательное)

На доске - опорная схема.

Вывод. Итак, имя прилагательное - это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой?, какая?, какое?, какие?
- Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи? (Они украшают речь, дают точное описание предмета)

 

7. Первичное закрепление.

- Проверим наши предположения. Откройте учебники на с. 47, прочитайте правило. Вслух прочитает (…).Вы были правы.
А теперь давайте закрепим наши знания. Внимание на экран.

а) наблюдение над ролью имён прилагательных в речи. (Слайд ). 
- Прочитайте слова.

Непоседа … ,
Птица … ,
Птица … ,
Самая … .
- Можем ли мы догадаться, о какой птичке идёт речь? Почему это сделать трудно? (не указаны признаки).
- Давайте попробуем вставить пропущенные слова: (пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая).
б) словарная работа 

- О какой птице идёт речь? (сорока). Какое это слово? (словарное) Какие слова помогли нам угадать эту птицу? (говорливая….) На какой вопрос отвечают все эти слова? (какая?) А что обозначают эти слова? (признак предмета) Какой частью речи они являются? (прилагательные).
- Запишите загадку и отгадку самостоятельно. Подчеркните имена прилагательные волнистой линией. – Какие слова вы подчеркнули? Почему? (имена прилагательные). Что такое имя прилагательное?

Вывод: Имя прилагательное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? и обозначают признак предмета (опорная схема на доске).
- Молодцы! Вы отлично поработали, а теперь пора отдохнуть в зимнем лесу.

 

8. Физкультминутка (звучит музыка)

Здравствуй, лес – зимний лес,

Полный сказок и чудес!

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?  Какая птица?

Всё открой, не утаи.

Ты же видишь -  Мы свои. 

 - Мы отдохнули, продолжим наш урок.

 

9. Закрепление изученного материала.
1. - А теперь мы поработаем в нашей постоянной рубрике «Давай подумаем» и вспомним ещё об одной красивой птице.
- Перед вами деформированное предложение, которое мы должны восстановить и записать красиво
(Слайд). 

К, прилетели, кормушке, снегири, красногрудые.

 

- Запишите это предложение. Как на письме оформляются предложения? Дай характеристику предложению, подчеркните главные члены и укажите, какими частями речи они выражены. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях).

- Вспомним тему урока. (Имя прилагательное) На какие вопросы оно отвечает (…). Есть ли имена прилагательные в этом предложении (снегири (какие?) красногрудые)

- Как подчеркнём? (…) Подчеркните волнистой линией.
- Ребята, а вы знаете, почему птица снегирь имеет такое название?

- Птица, снегирь, названа так, потому что прилетает к нам с севера вместе с первым снегом. Есть такая народная примета.

- Как только пойдет первый снежок – жди снегиря.
- А почему именно зимой птичкам требуется больше заботы и внимания от нас? (холодно, голодно, меньше корма)

- А что лично мы с вами, наш класс сделал для птиц. На уроке технологии мы сделали кормушки. Выходит ученик с кормушкой читает стихотворение.

Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз,
К своему окну.
Чтоб без песен
Не пришлось
Нам встречать весну.
А. Яшин

Вывод: Ребята, помните, что зимой птицам нужна наша забота.

2. Самостоятельная, дифференцированная работа. - Следующее задание сложнее, вы будете выполнять его самостоятельно в группах.
Возьмите карточки. 2 и 3 группа прочитайте задание самостоятельно.

1группе комментирует учитель.

1 группа – подбери к существительному соответствующее ему по смыслу имя прилагательное. Соедини стрелкой, подчеркни волнистой линией прилагательное.

 

дятел чёрный
ворон красноголовый
сова пёстрый
зяблик спящая

 

2 группа - найдите в тексте имена прилагательные, подчеркните их волнистой линией.

 

На краю леса жила белая сова. Она была большая. Крылья у птицы широкие. Клюв крючком.

 

3 группа – вставьте подходящие по смыслу прилагательные, подчеркните их.

Синица.

В наших местах живёт … синица. Эта птица … . Песни у синицы ….

Слова для справок: быстрая , рыжий, звонкие, красивая, круглое.

Проверка: 1 группа – на экране с помощью учителя.

2 группа и 3 группа – проверяет на обороте листа самостоятельно.

Вывод: Кто справился без ошибок, поднимите руки. (…) - Кто допустил ошибки? (…) - Ничего страшного, на следующих уроках мы будем закреплять эту тему.

- А сейчас я хочу проверить, на сколько вы были внимательны и как усвоили тему урока. Проведем мини-тест.

- Перед вами лежат листы. Прочитайте задание, найдите правильный ответ и отметьте его галочкой.

- Внимание на экран! Если вы выбрали ответы под буквами , которые мы повторяли на чистописании ,а именно б и д, то тест вы выполнили на «отлично» и тема вами усвоена!

12. Итог урока. 

- Подведём итог урока. … Пожалуйста! ( подготовленный ученик)

Я слово ищу необычное, звучное,
Особое, сильное, самое лучшее,
Короткое, длинное, красное, синее,
Неброское, яркое, очень красивое,
Оно уменьшительное или ласкательное,
А называют его… прилагательное.
- Какая часть речи помогла вам правильно ответить на вопрос? Что она обозначает? На какие вопросы отвечает? Какую роль имя прилагательное играет в нашей речи?

Выставление оценок. Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Особенно хочу отметить…, вы за урок получают. … А также все получат оценки за сочинение и за самостоятельную работу на карточках..

 12. Домашнее задание. Дома вы выполните задание по группам.

1 группа – Тест по теме: «Имя прилагательное».
1. Имя прилагательное обозначает:
а). предмет;
б). признак предмета;
в). действие предмета;
2. Имя прилагательное связано по смыслу:
а). с прилагательным;
б). с глаголом;
в). с существительным;
3. имя прилагательное отвечает на вопросы:
а). что делает? что сделает?;
б). какой?, какая?, какое?, какие?
в). кто? что?
4. Имена прилагательные подчёркиваем:
а). волнистой линией;
б). одной чертой;
в). двумя чертами.
стр.48 упр.470
(слайд) 
Прочитайте задание. Как вы его поняли? Составьте текст устно, используя слова, названия признаков.

13. Рефлексия. - Дети, вы молодцы! Хорошо поработали. Откройте конверты и покажите своё настроение, а я покажу вам своё (слайд моё настроение).

- Я рада, что наши настроения совпадают.

- Встаньте, спасибо за урок, урок окончен.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 9

Зима для птиц – время года, и подкормить их в этот период – значит спасти сотни тысяч друзей от смерти, дать им возможность дождаться весны. Зима для птиц – самое тяжёлое время года, и подкормить их в этот трудный период – значит спасти сотни тысяч наших пернатых друзей от голодной смерти, дать им возможность дождаться тёплой весны.

Слайд 10

Непоседа ________ , Птица ______________ , Птица ___________ , Самая __________ . пёстрая, длиннохвостая, говорливая, болтливая. сорока пёстрая длиннохвостая говорливая болтливая

Слайд 11

С о рока - с о -ро-ка Лексическое значение Птица с белыми перьями на крыльях, издающая ха­ рактерный крик — стрекотание.

Слайд 12

Непоседа , Птица , Птица , Самая . сорока пёстрая длиннохвостая говорливая болтливая

Слайд 22

Имя прилагательное -обозначает признак предмета; -отвечает на вопросы какая?, какой?, какое?, какие? -подчёркиваем волнистой линией.

Слайд 25

Моё настроение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Имя прилагательное как часть речи.

Цели:Образовательные – усовершенствование знаний учащихся об имени прилагательном как части речи: обобщённом лексическом значении прилагательных, их  изменении  по родам, числам и ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи" + презентация (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование знаний об имени прилагательном; формирование знаний о начальной форме имени прилагательного; формирование знаний о взаимосвязи имени прилагательного и имени сущ...

Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Сравнение" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: углубление знаний об имени прилагательном и о взаимосвязи имени прилагательного и имени существительного; углубление знаний о прилагательных-синонимах и прилагательных-антон...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...

Технологическая карта урока русского языка «Имя прилагательное как часть речи» (УМК «Школа России», 3 класс)

Цель урока: формирование знаний об имени прилагательном как части речи.Задачи урокаДидактические:формировать умение определять имя прилагательное;развивать умение распознавать прилагательное среди дру...

Технологическая карта урока Русского языка "Имя прилагательное как часть речи.Роль в речи человека" (3 класс, УМК "Перспектива")

Тип урока: урок «открытия» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представлений о роли имен прилагательных в речи человека;Задачи урока Дидактические:1. Уметь находить им...