Рабочая учебная программа по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки" для детей 5 лет
рабочая программа на тему

Киржаева Елена Васильевна

Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        

                                            Рабочая учебная программа

                по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки"

                для детей 5 лет

                МБОУ  "СОШ №32"

                Энгельсского муниципального района

                Саратовской области

                на 2014 - 2015 учебный год

                                                                                    Составитель:

                                                                                     Киржаева Е.В.,

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                                     высшей квалификационной

                                                                                     категории

Пояснительная записка к рабочей учебной программе по предшкольной подготовке "Солнечные ступеньки".

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

В этот период задача всех окружающих ребёнка взрослых (родителей, воспитателей, учителей) - обеспечить благоприятные условия для всесторонней полноценной подготовки дошкольника к обучению в школе. 

Переход от дошкольного детства к школьному – один из самых ответственных этапов человеческой жизни. Для детского организма адаптация к переменам требует огромного напряжения всех жизненных сил, перестройки работы организма. 

С приходом в школу изменяется образ жизни ребёнка, устанавливается  новая система отношений с окружающими людьми, выдвигаются новые задачи, складываются новые формы деятельности. Когда же можно говорить о том, что ребёнок готов к обучению в школе?  Большинство родителей считает, что его ребёнок готов к школе, если он умеет читать и считать. Однако  исследования психологов и  многолетний опыт педагогов – практиков показывает, что высокий уровень интеллектуального развития детей не всегда совпадает с их личностной готовностью к школе, у детей не сформировано положительное отношение к новому образу жизни, предстоящим изменениям условий, правил, требований. Особое значение в личностной готовности ребёнка к школе имеет мотивационный план, т. е. «внутренняя позиция школьника», которая выражается в стремлении ребёнка выполнять общественно значимую и оцениваемую деятельность (учебную). Мотивационная готовность  дошкольника к обучению в школе  находит своё выражение в:

- наличии чётких представлений о школе и формах школьного поведения;

- заинтересованном отношении к учению и учебной деятельности;

- наличии социальных мотивов и умении подчиняться школьным требованиям.

«Внутренняя позиция школьника»  начинает формироваться благодаря тому, что в детском саду и дома, с 5-6 лет, начинается подготовка детей к школе, которая призвана решать две основные задачи:

- всестороннее воспитание ребёнка;

- специальная подготовка  к усвоению тех предметов, которые ребёнок будет изучать в школе.

 Для формирования  «внутренней позиции школьника» надо  создать условия, чтобы он хоть на несколько минут побыл  настоящим учеником: посидел за партой, пообщался  с учителем, привык к нему и его требования.  Актуальной становится предшкольная подготовка  дошкольников в стенах школы, когда учитель начальных классов имеет возможность провести коррекцию недостаточно развитых у детей предпосылок к систематическому обучению с целью достижения  требуемого уровня готовности к школе.

Данная рабочая программа  является комплексной, разработана на основе серии тетрадей для дошкольного образования "Солнечные ступеньки", обеспечивает полноценную подготовку детей 5 лет к обучению в школе.

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

  • создание образовательной среды, способствующей развитию интеллектуальной, мотивационной и эмоционально-волевой сферы дошкольника;
  • подготовка дошкольников к новой социальной роли – роли ученика;
  • формирование положительного отношения к школе.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

  • сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей, готовящихся к обучению в школе;
  • развивать любознательность, активность, инициативность, самостоятельность дошкольников;
  • воспитывать у каждого ребёнка чувство собственного достоинства, самоуважения, стремление к активной деятельности и творчеству;
  • формировать чёткие представления о школе и формах школьного поведения;
  • укреплять и развивать эмоционально – положительное отношение ребёнка к школе, желание учиться;  
  • воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость и доброжелательность к людям;
  • создавать необходимые условия, способствующие формированию предпосылок общеучебных умений и навыков, познавательному, эмоциональному, нравственному развитию ребёнка

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММЫ:

Данная программа содержит четыре комплексных блока:

  1. Знакомство с окружающим миром.
  2. Подготовка к письму.
  3. Математика.
  4. Творчество.


     Пояснительная записка к блоку "Знакомство с окружающим миром".

          Рабочая программа блока "Знакомство с окружающим миром" имеет социально-педагогическую направленность.  Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. Знакомство с окружающим миром" (часть 1- "Предметы", часть 2- "Природа").

          Основная задача - в доступной занимательной форме пополнить запас знаний детей об окружающем мире.

          Программа блока "Знакомство с окружающим миром" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 60 занятий за год.

           В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: групповая работа, игры, самостоятельное выполнение заданий в тетради.

         Занятия ориентированы на  развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности, творческих способностей и познавательной активности детей 5лет.        

          Выполняя задания в тетради, ребёнок развивает координацию движений рук и пальцев, совершенствует речевое развитие, внимание, память, мышление.

             На занятиях дети научатся:        

- классифицировать предметы и объекты природы;

- называть группы предметов и объектов природы  обобщающими словами;

- выделять существенные признаки групп предметов и объектов природы.

              К концу обучения дети должны знать:

- названия игр и игрушек, посуды, одежды, головных уборов, обуви, мебели, школьных принадлежностей, электроприборов, инструментов, музыкальных инструментов, спортивных принадлежностей, транспорта (наземного, воздушного, водного), профессий, техники, овощей, фруктов, ягод, цветов, деревьев, грибов, животных (домашних и диких), животных Севера и жарких стран, обитателей морей, птиц, в том числе домашних, рыб, насекомых.

             Должны иметь представление:

- о видах посуды;

- о сезонной одежде, головных уборах и обуви;

- о принадлежности инструментов людям разных профессий;

- какие  спортивные принадлежности необходимы спортсменам разных видов спорта;

- чем похожи и чем отличаются виды транспорта;

- о людях разных профессий;

- о растительном и животном мире частей света;

- о пользе овощей, фруктов и ягод;

- чем похожи и чем отличаются домашние животные от диких;

- об обитателях морей и рек.

                               Календарно-тематическое планирование.

п/п

          Тема занятия

Количество часов

         Дата

Корректировка

1-2

Игрушки.

2

3-4

Посуда.

2

5-6

Одежда.

2

7-8

Головные уборы.

2

9-10

Обувь.

2

11-12

Мебель.

2

13-14

Школьные принадлежности.

2

15-16

Электроприборы.

2

17-18

Инструменты.

2

19-20

Музыкальные инструменты.

2

21-22

Спортивные принадлежности.

2

23-24

Наземный транспорт.

2

25-26

Воздушный транспорт.

2

27-28

Водный транспорт.

2

29-30

Профессии.

2

31

Техника.

1

32-33

Овощи.

2

34-35

Фрукты.

2

36-37

Ягоды.

2

38-39

Цветы.

2

40-41

Деревья.

2

42-43

Грибы.

2

44-45

Домашние животные.

2

46-47

Дикие животные.

2

48

Животные Севера.

1

49-50

Животные жарких стран.

2

51-52

Обитатели моря.

2

53-54

Птицы.

2

55-56

Домашние птицы.

2

57-58

Рыбы.

2

59-60

Насекомые.

2

               Пояснительная записка к блоку "Подготовка к письму".

         

          Дошкольный курс подготовки детей к письму призван обеспечить качественную подготовку детей 5 лет к обучению в начальной школе. При этом готовность детей 5 лет к школьному обучению определяется не умением писать, а тем, в какую деятельность это умение включено.

          Рабочая программа блока "Подготовка к письму" имеет социально - педагогическую направленность. Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Папка дошкольника": "Знакомство с клеточками", "Раскраска - пропись".

          Основная задача - развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму, формирование начальных графических навыков.

          Программа блока "Подготовка к письму" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут, всего 30 занятий за год.

           На занятиях создаются условия для формирования правильного навыка письма:

- положение пальцев при письме;

- положение кисти при письме;

- нажим при письме;

- положение тела при письме.

          Основными в системе работы по подготовке к письму являются упражнения - обведение по контуру и штриховка в разных направлениях и с разным нажимом на карандаш, продолжение написания различных графических элементов в тетрадных сетках (в клетку и в линию) и копирование рисунков. На занятиях используются пальчиковая гимнастика и весёлые подвижные игры (речь + движение).

          К концу обучения дети научатся:

- ориентироваться на листе бумаги в клетку и в линию;

- выполнять графические диктанты;

- в точности копировать предложенные схемы рисунков;

- обводить рисунок по пунктирным линиям и раскрашивать;

- писать различные графические элементы в тетрадных сетках (в клетку и линию).

                                  Календарно – тематическое планирование.

п/п

             Тема занятия

Количество часов

          Дата

Корректировка

                                                      «Знакомство с клеточками»

1

Длинная и короткая прямая линии.

1

2

Флажки. Графическая моторика.

1

3

Домики. Графическая моторика.

1

4

Ёлочки.  Графическая моторика.

1

5

Машины.  Графическая моторика.

1

6

Цветочки.  Графическая моторика.

1

7

Кораблики. Графическая моторика.

1

8

Грибочки. Графическая моторика.

1

9

Вишенки. Графическая моторика.

1

10

Рыбки. Графическая моторика.

1

11

Бабочки. Графическая моторика.

1

12

Зонтики. Графическая моторика.

1

13

Чашечки. Графическая моторика.

1

14

Самолётики. Графическая моторика.

1

15

Мячики. Графическая моторика.

1

                                                      « Раскраска – пропись»

16

Штриховка. Домик.

1

17

Длинная и короткая наклонные линии с закруглением вверху и внизу.

1

18

Штриховка. Фрукты.

1

19

Длинная наклонная линия с петелькой вверху и внизу.

1

20

Штриховка. Мячик.

1

21

Овал.

1

22-23

Полуовал.

2

24

Штриховка. Вертолётик.

1

25

Штриховка. Шарик.

1

26

Росчерк на строке.

1

27

Штриховка. Чашечка.

1

28

Росчерк на строке.

1

29

Штриховка. Одежда.

1

30

Штриховка. Птицы.

1

                                   

       

                      Пояснительная записка к блоку "Математика".

          Рабочая программа блока "Математика" имеет социально-педагогическую направленность.  Реализация содержания настоящей программы возможна на основании серии "Рабочие тетради дошкольников. Математика малышам" (часть 1, часть 2).

          Основная задача - ознакомление детей с математическими понятиями и развитие логического мышления.

           Программа блока "Математика" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 2 занятия в неделю продолжительностью 20 минут, всего 60 занятий за год.

           Программа отражает современные научные взгляды на способы организации развивающего обучения, обеспечивает решение задач интеллектуального и личностного развития детей, формирование у них познавательных интересов и творческого мышления, способствует сохранению и поддержке их здоровья.

           Программа ориентирована на развитие мышления, зрительного и слухового восприятия, памяти, творческих способностей детей, их интереса к математике.

           К концу обучения по программе предполагается продвижение детей в развитии мышления, речи, психических функций, формирование у них познавательных интересов, коммуникативных умений и творческих способностей.

           К концу обучения дети научатся:

- сравнивать предметы по величине;

- считать в пределах десяти (прямой счёт);

- соотносить цифру с количеством предметов.

           Обучающиеся познакомятся:

- с геометрическими фигурами;

- с понятиями "много" - "мало", "много" - "один", "столько же, сколько", "больше" - "меньше", "выше" - "ниже", "шире" - "уже" и т.д.;

- цифрами от 1 до 9;

- количественным и порядковым значением чисел.

                   

                         Календарно-тематическое планирование.

п/п

Тема занятия

Количество часов

            Дата

Корректировка

1-3

Свойства предметов. Большой – маленький.

3

4-5

Свойства предметов. Длинный – короткий.

2

6-7

Свойства предметов. Высокий – низкий.

2

8-9

Свойства предметов. Широкий – узкий.

2

10-11

Пространственные отношения: под, на, над, перед, около.

2

12-13

Пространственные отношения: справа, слева.

2

14-15

Геометрические фигуры. Круг.

2

16-17

Геометрические фигуры. Квадрат.

2

18-19

Геометрические фигуры. Треугольник.

2

20-21

Геометрические фигуры. Прямоугольник.

2

22-23

Геометрические фигуры. Овал.

2

24-25

Закрепление. Геометрические фигуры.

2

26-27

Понятия «много» - «мало».

2

28-29

Много – один.

2

30-32

Сравнение предметов. Исключение «лишнего».

3

33

Счёт предметов. Больше, меньше, столько же.

1

34-35

Число и цифра 1.

2

36-37

Число и цифра 2.

2

38-39

Число и цифра 3.

2

40-41

Число и цифра 4.

2

42-43

Число и цифра 5.

2

44-45

Число и цифра 6.

2

46-47

Число и цифра 7.

2

48-49

Число и цифра 8.

2

50-51

Число и цифра 9.

2

52-53

Число 10.

2

54-55

Счёт предметов.

2

56-57

Счёт предметов. Понятия «столько же, сколько …».

2

58-60

Числа от 1 до 10. Счёт предметов.

3

                          Пояснительная записка к блоку "Творчество". 

          Рабочая программа блока "Творчество" имеет социально -педагогическую направленность.

        Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста художественно-творческих способностей.

         Основные задачи:

- Развивать у ребёнка любовь к прекрасному, обогащать его духовный мир.

-  Развивать восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, этическое отношение к окружающей действительности.

-  Приобщать к искусству, как неотъемлемой части духовной и материальной культуры.

- Формировать эстетическое отношение к миру и способствовать художественному развитию ребёнка средствами искусства.

-  Развивать художественные способности ребёнка.

-  Развивать детское творчество в различных видах детской деятельности.

            Программа блока "Творчество" учитывает возрастные и психологические особенности детей 5 лет, предусматривает 1 занятие в неделю продолжительностью 20 минут, всего 30 занятий за год.

            В рамках одного занятия представлен широкий спектр различных видов деятельности: лепка, рисование, аппликация, оригами, вырезание, достраивание до образа.

           К концу обучения дети научатся:

- лепить предметы из пластилина;

- пользоваться стекой;

- обращаться с ножницами;

- вырезать по контуру;

- пользоваться клеем;

- рисовать и лепить по представлению;

- составлять узоры из геометрических фигур;

- достраивать до образа;

- аккуратно выполнять работы.

                            Календарно-тематическое планирование.

п/п

              Тема занятия

Количество часов

  Дата

Корректировка

1

Лепка из пластилина. Фрукты и овощи.

1

2

Цвет (нанесение мазков). Рисование и раскрашивание солнышка.

1

3

Рисуем насекомых. Бабочка.

1

4

Лепка из пластилина .Жираф.

1

5

Знакомство с ножницами. Правила безопасного обращения. Цветы.

1

6

Вырезание рыб для «аквариума».

1

7

Лепка морских животных. Кит.

1

8

Аппликация. Кораблик.

1

9

Рисование на тему «Я и моя семья».

1

10

Рисование по представлению

« Моя любимая игрушка».

1

11

Лепка из пластилина посуды.

1

12

Рисование животных по трафарету.

1

13

Аппликация «Букет цветов».

1

14

Вырезание из бумаги снежинок.

1

15

Вырезание из бумаги ёлочки.

1

16

Составление узора из геометрических фигур.

1

17

Рисуем любимого героя из мультфильма.

1

18

Достраивание до образа обрезков цветной бумаги.

1

19

Рисование гриба по образцу.

1

20

Лепка из пластилина. Грибы.

1

21

Аппликация «Кисть винограда»

1

22

Рисование по представлению «Дом, в котором я живу».

1

23-24

Лепка декоративная “Разукрасим мир пластилином” (лепка по картону).

2

25

Оригами “Зайчик”, “Кораблик”. 

1

26

Рисование красками “Кляксография”. Работа по развитию воображения.

1

27

Лепка из пластилина и крупы “Герои сказок ”.

1

28

Оригами “Птица”.

1

29

Рисование карандашами. Предметное рисование “Самое смешное и самое грустное”.

1

30

Бумагопластика “Из простой бумаги мастерим как маги”.

1

                           

           Учебно - методический комплект состоит из учебных пособий:

1."Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"- "Математика малышам (часть 1, часть 2). 

2."Солнечные ступеньки", серия "Рабочие тетради дошкольника"- "Знакомство с окружающим миром" (часть 1, часть 2).

3."Солнечные ступеньки", серия "Папка дошкольника": "Знакомство с клеточками", "Раскраска - пропись".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса предшкольной подготовки для детей 6-7 лет "АБВГДейка"

Основной   целью  подготовительного класса является  всестороннее  гармоничное развитие детей, подготовка  их к переходу на качественно новый этап развития от игровой к у...

Рабочая учебная программа по модулю литературного чтения «Тамбовские писатели – детям»

Курс «Тамбовские писатели – детям» является модулем курса литературного чтения в начальной школе и изучается во втором полугодии 1-4 классов в объеме 1 ч. в неделю.Рабочая программа к курсу «Тамбовски...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 1 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Программа  по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи)  составлена на основе программы по русскому языку (обучению грамоте и развитию речи) специальной (коррекционной) образовательн...

Рабочая учебная программа по русскому языку учащихся 6 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по русскому языку составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллек...

Рабочая учебная программа по математике учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

. Рабочая учебная программа по математике составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллекту...

Рабочая учебная программа по чтению учащихся 9 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе основного общего образования для умственно отсталых детей

Рабочая учебная программа по чтению составлена на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы образования обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальным...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА клуб «Первые шаги» подготовка детей 5-6 лет к обучению в школе (дополнительное образование).Отличная программа....