Приемы развития пространственных представлений младших школьников.
статья на тему

Ларюшкина Полина Викторовна

При формировании таких отношений основными практическими

действиями ребенка должны выступать действия по раскрашиванию

предметных картинок, рисование «дорожек», обозначение предметов

буквами, с помощью которых фиксируется результат мыслительной

деятельности по осознанию опыта ориентации в привычном пространстве и

начинается овладение простейшими графическими умениями. В частности,  И.

В. Шадрина рекомендует при формировании названных отношений

использование, например, таких заданий:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы развития пространственных представлений

младших школьников.

Изучая методические разработки и рекомендации о путях и способах

формирования пространственных представлений у учащихся, можно заметить,

что подавляющее большинство из них (и теоретически, и исходя из опыта

работы) приходят к выводу о необходимости:

·   используя способность детей шестилетнего возраста к

восприятию формы начинать формирование пространственных представлений

с первых уроков математики в 1-м классе. При знакомстве учеников с

геометрическими фигурами следует опираться не только на зрительное

восприятие образа ребенком, но и на все другие анализаторы, учитывая мнение

психолога Е. Г. Ананьева о том, что связующая роль между всеми

анализаторами принадлежит двигательно-кинестетическому анализатору;

·  придерживаясь последовательности изучения геометрического

материала в начальной школе, предусмотренного учебными программами по

математике,  в первую очередь помочь детям осмыслить основные

пространственные отношения, какие, как: быть впереди, находиться между,

находиться на противоположной стороне, быть внутри, следовать за, и так

далее. Среди них особым видом выделяются такие отношения, как: справа –

слева, ближе – дальше, вверху – внизу, над – под, оперирование которыми, в

силу их относительности, вызывает значительные трудности.

При формировании таких отношений основными практическими

действиями ребенка должны выступать действия по раскрашиванию

предметных картинок, рисование «дорожек», обозначение предметов

буквами, с помощью которых фиксируется результат мыслительной

деятельности по осознанию опыта ориентации в привычном пространстве и

начинается овладение простейшими графическими умениями. В частности,  И.

В. Шадрина рекомендует при формировании названных отношений

использование, например, таких заданий:

1.     http://www.referat.ru/cache/referats/27270/image002.gifРаскрась кольца пирамидки, если желтое кольцо

находится между красным и синим кольцами, а синее между желтым и

зеленым.

  1. Мартышка, попугай, слоненок и удав отправляются в путешествие.

«Все садятся в вагоны, следующие за мной», - приказала мартышка. «Я поеду

между слоненком и удавом», - сказал попугай.  «А  я поеду за попугаем», -

промолвил слоненок. Обозначьте нужной буквой  вагон, в котором поедет

каждый из друзей.

http://www.referat.ru/cache/referats/27270/image006.gif

Формирование пространственных представлений  учеников начальных

классов может осуществляться путем использования некоторых

топологических свойств поверхностей (в частности отсутствия связи между

формой и размером). Для этого можно применять такие задания, как

раскрашивание многоугольных областей, построение плоских графов, поиск

путей в графе. Различные способы вложения в пространство можно увидеть,

экспериментируя с узлами и зацеплениями, и так далее.

Способствует и расширяет возможности формирования пространственных

представлений  младших школьников также применение упражнений на

изменение формы фигуры в результате растяжения или сжатия с

использованием сетки параллелограммов.

Достаточно большие возможности, по мнению многих авторов, дают

для формирования пространственных представлений упражнения на

развитие умений представить мысленно различные положения и форму

предметов при изучении многогранников. При этом многогранники

рассматриваются как тела, ограниченные замкнутой поверхностью,

состоящей из плоских кусков. Естественно, что развитие таких умений

должно опираться на практические упражнения с развертками

многогранников.

По мнению Т. М. Щегловой, кандидата психологических наук,

преподавателя Шуйского госпединститута, формированию пространственных

представлений должно отводиться постоянное внимание не только на

отдельных уроках (с ответствующими темами), а в течение всего периода

обучения математике в начальной школе, то есть на всех уроках, содержащих

геометрический материал.  При этом, по ее утверждению, необходимо

придерживаться последовательности, которая соответствует интуитивной

логике детей в ознакомлении с соответствующими понятиями, опираясь на

практическую деятельность учеников в сочетании с дидактически

обоснованной игровой формой.

Преподаватели Московского Государственного педагогического

института  Г. Г. Кочеткова и Е. А. Крапивина  приходят к выводу о том,

что формирование пространственных представлений может и должно

производиться уже на этапе изучения с младшими школьниками таких

понятий, как точка, линия, отрезок, прямоугольник и так далее.

Геометрические задания, по их мнению – с которым следует согласиться,

будут способствовать развитию пространственных представлений, если

операции по выполнению этих заданий будут связаны с поворотами фигур и

одновременным активным включением в объяснение таких понятий, как вверх

– вниз, влево – вправо и т.д.

Большие возможности для проведения таких упражнений

предоставляются, если использовать на уроках математики кубики из детского

конструктора, а при отсутствии таковых – обычные деревянные кубики,

которые можно сделать в школьных мастерских. Делая пометки на одной или

двух гранях кубика в виде точек разного цвета или окрашивая их в разные

цвета, можно составить целые серии упражнений разной направленности и

разного уровня сложности для формирования и развития пространственных

представлений учеников начального звена обучения.  Эти серии можно

условно разделить на несколько групп по степени сложности и глубине

формирования пространственных представлений у учащихся:

1 группа.  «Оперирование моделью кубика». Располагая кубик к

ученику фронтальной гранью с пометкой, можно выполнить такие

упражнения:

а) кубик повернули на один оборот влево. Какое положение займет

модель кубика? Найди это положение на чертеже?

б) поверни модель кубика так, чтобы он занял указанное на чертеже

положение. И т.д.

2 группа. «Оперирование образом в фиксированной системе отсчета,

совпадающей со «схемой тела».

Осуществляются повороты кубика на один оборот вправо (влево) в строго

фиксированной фронтальной системе отсчета. Оперирование

пространственным образом происходит в результате перекодировки

образа, то есть перехода из трехмерного пространства в двумерное

путем вычленения плоского элемента объемной формы. Ребенок

осуществляет мысленное вращение не самого кубика а лишь его

передней грани.

Не описывая подробно механизм выполнения упражнений, можно

выделить еще две группы подобных заданий:

3 группа. «Соотнесение рисунков на гранях кубика с изменением их

положения в пространстве»;

4 группа.  «Переориентировка кубика в результате нескольких

поворотов».

Учитывая тот факт, что эффективным средством познания

пространства для младшего школьника являются его собственные

практические действия с объектами, целесообразно и необходимо при

выполнении упражнений с кубиками использовать модели кубиков

каждым ребенком с целью практической проверки высказанных догадок

и гипотез. При таком подходе к выполнению упражнений на

расположение пространственных объектов по отношению друг к другу

относительно «схемы своего тела» или других точек отсчета,  узнавание

и изображение этих объектов и их проекций на чертеже или рисунке

представляют достаточную ценность как для формирования

пространственных представлений, так и для развития пространственного

мышления младших школьников.

Подводя  итог сказанному выше, можно утвердительно сказать о

том, что поступление названных учебников «Моя математика» в школы

даст возможность учителям начального звена обучения более системно

и продуктивней осуществлять развитие пространственных представлений

младших школьников. Из курсов педагогики и методики математики известно,

что деятельность может быть репродуктивной и продуктивной.

Репродуктивная деятельность сводится к воспроизведению воспринимаемой

информации. Лишь продуктивная деятельность связана с активной работой

мышления и находит своё выражение в таких мыслительных операциях, как

анализ и синтез, сравнение, классификация и обобщение. Включение этих

операций в процесс усвоения содержания  обеспечивает реализацию

продуктивной деятельности младших школьников, без которой невозможен

процесс формирования пространственных представлений и пространственного

мышления.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

ФОРМИРОВАНИЕ И КОРРЕКЦИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Отчет по методической теме на городском Методическом объединении учителей начальных классов г. Североморска....

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией....

Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией....