Методическая разработка / Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Харламова Наталия Михайловна

Методическая разработка рекомендована педагогам работающим с детьми с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат № 31 Невского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка

Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»

Авторы:

Андреева Н.К.

Козырева И.В.

Еремеева А.А.

Харламова Н.М.

Санкт-Петербург

2020


Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией.

Актуальность проекта.

Развитие пространственных представлений младших школьников мы считаем одной из важных задач обучения в школе, благодаря их немалому значению для социально-бытовой ориентировке, усвоения знаний и навыков, как в учебной, так и практической деятельности. Дети с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью приходя в школу имеют очень слабо развитые пространственные представления, плохо ориентируются в пространстве класса, школы, и даже собственного тела. Одним из эффективных средств формирования пространственных представлений являются подвижные игры. Для подтверждения выдвинутого нами предположения была проведена опытно-экспериментальная работа,  направленная на формирование пространственных представлений у детей младшего школьного возраста с использованием подвижных игр.  Проект может реализовываться на уроках развития речи, ознакомления с окружающим миром, математики, физической культуры, ППО, музыкальной ритмики, ИЗО,  и во внеурочной деятельности. Полученные знания в ходе реализации анной программы могут быть использованы учащимися в учебно-бытовой, социально-коммуникативной, социально-трудовой деятельности, а так же предшествуют изучению таких учебных курсов как геометрия, география, физика, ОБЖ и пр.

Вид проекта: игровой групповой краткосрочный.

Участники проекта. Проект «Подвижные игры для развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией» создан педагогами и учениками 2в и 1в классов.

Сроки реализации проекта январь-февраль 2020 года.

Цель проекта: развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией.

Организация играющих детей – главное условие для положительного результата игры. Игра проходит интересно, если она соответствует уровню развития детей.

Задачи проекта:

  • Развитие познавательной сферы ребёнка с ОВЗ;
  • Обогащение представлений об окружающем мире;
  • Развитие коммуникативных навыков игровыми методами, обогащение словарного запаса;
  • Развитие двигательной сферы, включая мелкую моторику;
  • Развитие эмоционально-волевой сферы игровыми методами. Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
  •  Развитие когнитивной сферы  игровыми методами.
  • Развивать умение играть в коллективе.

Планируемые результаты

Личностные УУД:

Положительное отношение к игре, к  познавательной деятельности, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена  общества, способность к самооценке своих действий, поступков.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения задания, определение последовательности действий.

Познавательные УУД:

Создание и нахождение путей выхода из проблемной ситуации; выполнение действий по заданному алгоритму, выполнение заданий с использованием материального объекта.

Коммуникативные УУД:

Вступать в диалог с педагогом, одноклассниками, соблюдая правила речевого поведения; слушать и отвечать на вопросы; строить небольшие монологические высказывания.

Предметные:

Умение различать правую и левую стороны тела, ориентироваться в пространстве класса, различать эмоции окружающих.

Этапы реализации проекта

  1. Установочный этап (1-е занятие). Игры, направленные на установление контакта. Знакомство с дневником наблюдения. Игра «Дружба начинается с улыбки», «Узнай меня».

Дружба начинается с улыбки

Ход игры: сидящие в кругу берутся за руки, смотрят соседу в глаза и дарят ему молча самую добрую улыбку по очереди.

Узнай меня

Ход игры: ведущий стоит спиной к участникам игры. Один из участников дотрагивается рукой до плеча ведущего. Теперь ведущий должен узнать кто до него дотронулся. Если ведущий не узнает ребенка, то тогда даются подсказки (описание внешности). Ведущий должен повернуться и узнать по отношению игрока, который до него дотронулся и назвать его имя.

Работа с дневником самонаблюдения

На занятии предлагается 2 таблички и 2 рисунка с изображением эмоций радости и грусти (скуки).

https://static.independent.co.uk/s3fs-public/thumbnails/image/2014/02/17/19/p35-smiley.jpg

  1. Диагностический этап (2-е занятие). Игра, способствующая выявлению возможностей каждого ребенка, раскрывающего сильную и слабую стороны. Игра «Солнышко», «Лицом  друг к  другу».

Солнышко. Содержание: ребятам предлагается показать правую руку, левую руку; правый глаз, левый глаз и т.д.

Лицом друг к другу. Дети стоят попарно лицом друг  к другу, надо определить сначала у себя, затем у товарища левый глаз, правое ухо и т.д.

Работа с дневником самонаблюдения. На занятии дополняется и расширяется эмоциональный словарь и изобразительные средства эмоцией злости(гнева).

https://www.psyoffice.ru/uploads/news/18/2018/2018-09-1/article-117396-0.jpg

  1. Поддерживающий этап (3-е занятие). Игры, направленные на укрепление сильной стороны ребенка. Распределение ролей по ЗУН. Игра “Обезьянки”, “Путаница”,  “Назови соседей”. 

Обезьянки. Игра проводится без учета зеркального отражения частей тела. Детям надо, повторяя все действия за педагогом, показать и назвать части лица, головы.

Путаница. Детям предлагают правой рукой закрыть левый глаз; левой рукой показать правое ухо и правую ногу; дотянуться левой рукой до правого носка, а правой рукой - до левой пятки и т.д.

Назови соседей. Детям предлагается назвать соседей, которые находятся слева и справа, впереди и позади.

Работа с дневником самонаблюдения На занятии дополняется и расширяется эмоциональный словарь и изобразительные средства эмоцией  интерес.

                            Смотреть исходное изображение

  1. Коррекционно-развивающий этап (4-6 занятия). Игры, направленные на коррекцию сенсорного развития. Игра «Определи по следу», «Песочные строители», "Корабли".

Определи по следу. Оборудование: песочница.

На песке в разных направлениях отпечатаны отпечатки ног и рук. Нужно определить, от какой ноги или руки (левой или правой) этот отпечаток.

Песочный строитель. Оборудование: песочница, миниатюрные фигурки. Ход игры: Педагог: жители песочной страны просят помочь им построить домики. Для начала нам надо наметить на песке, где будет строиться тот или иной дом. Например: колобок любит только дома круглой формы, лиса – только прямоугольной, а волк – хочет жить в квадратном доме и т.д.. Мы должны помочь обитателям песочницы.

В середине будет жить колобок, над ним будет жить волк, а лиса будет жить в верхнем правом углу.

Корабли. Все дети садятся вдоль одной из сторон ковра, на котором лежат табуретки (в виде перевёрнутых контейнеров) на одинаковом расстоянии друг от друга. Это «острова» в море, а каждый из детей будет по очереди «кораблём». На каждом острове кто-то живёт (игрушка или карточка с изображением животного спрятана под табуреткой). Ребёнок выбирает к кому он отправится, а педагог даёт ориентиры, указав место отправной точки. Добравшись до нужного «острова» ребёнок поднимает табуретку, чтобы убедиться в правильности выполнения задания.

Вариант 1: педагог даёт поэтапные направления движения. Например, пройди вперёд два острова, поверни налево, пройди ещё один остров, поверни направо, пройди ещё один остров – ищи.

Вариант 2: педагог даёт ориентир расположения «острова» относительно других. Например, этот «остров» синего цвета, находится слева, а перед ним – белый «остров».

Вариант 3: педагог даёт ребёнку схему расположения «островов» и даёт указания по схеме, после чего ребёнок пытается найти нужный «остров» на ковре. Например, на схеме (3х3) нужный «остров» справа наверху, и т.п.

Работа с дневником самонаблюдения. На занятиях дополняется и расширяется эмоциональный словарь и изобразительные средства эмоциями  обида, вина

https://img2.freepng.ru/20180621/qox/kisspng-smiley-emoticon-emotion-computer-icons-sadness-5b2bc0188cb7f3.7245380215295938805764.jpg    https://starkovtattoo.spb.ru/images/800/DSC100804525.png

  1. Диагностический этап (7-е занятие). Игры диагностического характера (те же игры, что использовались ранее). Игра «Солнышко», «Лицом  друг к  другу».

Солнышко. Содержание: ребятам предлагается показать правую руку, левую руку; правый глаз, левый глаз и т.д.

Лицом друг к другу. Дети стоят попарно лицом друг  к другу, надо определить сначала у себя, затем у товарища левый глаз, правое ухо и т.д.

  1. Интегративный этап (8-е занятие). Цикл игр, закрепляющих и развивающих полученный игровой опыт. Игра «Мы едем в гости», «Давай меняться», «Лабиринт Гарри Поттера».

Мы едем в гости

Оборудование: песочница, миниатюрные игрушки.

Ход игры: Педагог: Мы едем в гости в зайчику. Где живет зайчик? (Зайчик живет в лесу). В каком углу песочницы растет лес? (Ответ, например: «в верху песочницы»). Дальше едем в гости к кошке. Где живет кошка? (Кошка живет в доме). В каком углу построен дом? (Ответы детей) и т.д.

Давай меняться

Дети стоят на ковре на одинаковом расстоянии друг от друга. Педагог даёт инструкции по передвижению в пространстве кому-то одному из детей для нахождения определённого места в пространстве по заданным ориентирам. Например, Саша, встань так, чтобы справа от тебя была стена, а перед тобой была Полина. Если Саша отыскал место верно, то ребёнок, стоящий на этом месте, встаёт на Сашино место.

Лабиринт Гарри Поттера

Педагог раздаёт каждому ребёнку лист, на котором нарисован лабиринт и стрелочкой указано начало пути. Затем детям предлагается помочь найти дорогу к кубку, для этого необходимо выполнить инструкции, а затем проверить правильность их выполнения. Вначале лист с лабиринтом надо расположить так, чтобы вход в него был слева (справа, вверху, внизу), затем идти по нему (вести линию) до поворота, поворачивать в нужную сторону по инструкции. Например, вход в лабиринт внизу, идём вверх, влево, вверх, вправо, вниз. Дойдя до конца, дети могут себя проверить: воспитатель этот же маршрут нарисовал маркером на пленке, наложив её на свой лист, ребёнок видит – весь ли путь он проделал верно.

Работа с дневником самонаблюдения. На занятиях дополняется и расширяется эмоциональный словарь и изобразительные средства эмоциями удовольствие.


Заключение

      В данной методической разработке обобщена и систематизирована работа по проведению проекта «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией», решены поставленные задачи, достигнута цель: развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией.

     Работа, проведенная с детьми, дала положительную динамику на установление контакта между собой, способствовало раскрытию сильной и слабой стороны каждого ребенка и развитие сенсорного восприятия в готовности обучающихся к активному творческому сотрудничеству. Таким образом, подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией, будут являться эффективным средством формирования пространственных представлений у детей младшего школьного возраста.

     Данная разработка была представлена на методическом объединении учителей начальных классов и была одобрена педагогами. Все материалы, представленные в методической разработке, опубликованы на сайте nsportal.ru.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы развития пространственных представлений младших школьников.

При формировании таких отношений основными практическимидействиями ребенка должны выступать действия по раскрашиваниюпредметных картинок, рисование «дорожек», обозначение предметовбуквами, с помощью к...

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Формирование и развитие пространственных представлений у школьников с ОВЗ»

Цель данной программы – развитие пространственных представлений гнозиса как важной базовой составляющей психической деятельности, на основе которой формируются такие важные учебные навыки, как с...

Методическая разработка разучивания подвижной игры "Космонавты" с детьми 1 - 3 классов начальной школы

Игра - естественный спутник жизни ребенка. В игре "Космонавты" ребёнок получает умственное и физическое развитие, нравственное воспитание. Игра объединяет детей, развивает умение контактиров...

Методическая разработка по подвижным играм с детьми ОВЗ

Картотека подвижных игр в группе продлённого дня с детьми ОВЗ...

Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией....

Методическая разработка Проект «Подвижные игры для развития пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией»

Проект предназначен для учителей и воспитателей начальной школы для детей с ОВЗ и направлен на развитие пространственных представлений у школьников с сенсорной и интеллектуальной депривацией....