Методические рекомендации по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ
учебно-методический материал (1 класс) по теме

Ерастова Надежда Владимировна

Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнений мы руководствовались принципами организации коррекционно – педагогического процесса: последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное казенное общеобразовательное учреждение, реализующее адаптированные основные общеобразовательные программы

"Школа № 3"

Статья

Методические рекомендации

по формированию каллиграфических навыков

у учащихся младшего школьного  возраста

с  ОВЗ

Составила:

учитель начальных классов

 Н.В.Ерастова

г. Комсомольск на Амуре

2017 г.

 Методические рекомендации по формированию каллиграфических

          навыков у учащихся младшего школьного  возраста  с  ОВЗ

     Анализ результатов исследования работ учащихся с ОВЗ по формированию каллиграфических навыков показал необходимым разработать систему специальных упражнений. Разрабатывая систему специальных упражнений мы руководствовались принципами организации коррекционно – педагогического процесса: последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированного подхода.

     В соответствии с принципом последовательности и систематичности мы разработали систему упражнений.

     Система упражнений составлялась с учётом направлений коррекционной работы:

     Первым направлением в работе было развитие общей ручной моторики и развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук, зрительно моторной координации. Прежде всего, каждый урок должен начинаться с гимнастики кисти и пальцев рук. Это может быть пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением:

Этот пальчик хочет спать

Этот пальчик – прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В школу нам идти пора.

     Эффективным упражнением по развитию ручной моторики является выполнение фигурок из пальцев. Учащиеся проговаривают четверостишие и выполняют фигуры из пальцев: “Домик”. – Дом стоит с трубой и крышей, на “балкон гулять я вышел”. Ладони учащихся направлены под уголком, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию. Упражнение “Лодочка”: - лодочка плывёт по речке, оставляя на воде колечки. Обе ладони учащихся поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик). Данные упражнения можно начать с медленного темпа и постепенно ускорять. При этом сначала образец выполнения фигуры показывает учитель, а затем вместе с учащимися.

     Кроме того, развивать мелкую моторику можно в ходе физкультминуток. Вот упражнения позволяющие совершенствовать мелкую моторику и координацию движения рук.

     Упражнения выполнять по 2-3 минуты.

  1. Сгибание кисти в кулак и разгибание её в позе супинации пронации (ладонь вверх и вниз).
  2. Супинация и пронация кисти, смена быстрая и медленная.
  3. Круговые движения кистями при свободно согнутых пальцах.
  4. Свободное нахлопывание кисть по парте.
  5. Отведение и приведение кисти.
  6. Противопоставление пальцев.
  7. Разведение пальцев.
  8. Свободное постукивание пальцев по парте.

     Предложенные упражнения рекомендуется проводить ежедневно. Кроме того необходимо проводить самомассаж каждого пальца, круговыми движениями начиная от ногтя к основанию. При этом меняя руки.

     Считаем важным выполнять упражнения на формирование дифференцированных движений пальцев рук: нанизывание бус, пуговиц, колечек на шнурок в определённой последовательности. Растёгивание и застёгивание с использованием различных видов застёжек: липучки, кнопки, пуговиц, крючки, молнии, шнурки.

     Кроме того, важным в формировании каллиграфических навыков считаем упражнения связанные с выполнением фигурок из палочек: “Квадрат” : - четыре палочки сложил и вот квадратик получил. “Очки”: - очки помогают книги читать, писать, рисовать, готовить, вязать. “Грибок”: - в лес с корзинной я пошёл, у пенька грибок нашёл. Уместно задавать вопрос: - сколько палочек возьмём для построения квадрата, очков, гриба. Для выполнения этих заданий необходимо использовать схему рисунка, на котором чётко видно построение предмета. Задания по мере усвоения усложняются. Упражнения предусматривают межпредметные с уроками: ритмики, ручного труда, математики.

     Вторым направлением в работе является развитие пространственной ориентации на классной доске и на месте бумаги большого формата.

     В работе использовались упражнения для движения кисти слева направо и справа налево без перерывов. Данные упражнения сначала выполняются в воздухе, по нарисованному на доске с большого расстояния, затем на альбомном листе.

     Затем упражнения для движения кисти справа налево и обратно с включением полувращательных движений кисти.

      Исходя из психофизиологических особенностей учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью, детям со среднем уровнем развития каллиграфических навыков мы указывали направление движения руки. Детям с низким уровнем развития мы прописывали упражнения карандашом и красным цветом обозначали начало движения руки.

     Далее необходимо проводить упражнения для движения кисти сверху вниз и снизу вверх. Эти упражнения позволяют сформировать навык при письме букв – п,т,р.

     При письме элементов букв – ш,и,в необходимо выполнять упражнения для движения кисти и предплечья, движения пальцев и кисти. Упражнения выполняются сначала в воздухе затем на листе большого формата.

     При письме элементов букв – з,у,д выполняются упражнения, выполняемые движением руки по часовой стрелке.

     При письме элементов букв – В,з,З,е,Е используется упражнение для движения сверху вниз или снизу вверх по часовой и против часовой стрелки. Движения выполняются кистью и пальцами.

     Основываясь на знаниях психофизиологических особенностей учащихся младшего школьного возраста с умственной отсталостью детям со среднем уровнем развития обозначали начало упражнения, а заканчивали упражнение  они самостоятельно. Детям с низким уровнем развития обозначали начало упражнения красным цветом, а далее прописывали упражнение простым карандашом. И дети вели по карандашу ручкой.

     Третьим направлением было развитие навыка штриховки, закрашивание контуров предметов. Эти упражнения заключаются в обведении геометрических фигур, в вычерчивании их по готовым контурным линиям или соединительным точкам, в штриховке и раскрашивании их в разных направлениях. Данные упражнения выполняются на уроках и во внеурочное время, на самоподготовках. Перед выполнением упражнений следует закрепить с учащимися пространственную ориентацию. Данные упражнения выполняются без линейки на альбомном листе.

     Виды упражнений:

- обводка по шаблону или трафарету

-обводка по контуру

-соединение по точкам

     Используя индивидуально – дифференцированный подход в обучении мы предлагали детям со среднем уровнем развития заштриховать предмет в двух разных направлениях. Детям с низким уровнем развития сначала предлагали заштриховать половину предмета, а затем весь предмет. При этом, учитель вместе с учеником начинал штриховку и показывал начало, используя слова: ведём сверху вниз, слева направо, наискосок.  

     После подобных упражнений учащиеся переходят к выполнению письменных работ в тетради.

     Поэтому следующим направлением в работе по формированию графических навыков было развитие умения работать в тетради. Для этого, прежде всего мы знакомили учащихся с правильной посадкой во время письма, учили их бережно относиться к тетради, пользоваться письменными принадлежностями.

     На первых порах мы выполняли упражнение состоящие из коротких и длинных отрезков прямых линий, располагающихся в разных направлениях.

     Прежде чем дети писали простейшие элементы – письмо палочек, мы давали им понять, что такое наклонная прямая черта и прямая ненаклонная черта. Дети видели разницу в написании ненаклонной и наклонной черты, наклонённой вправо и влево.  

     Упражнения располагали по трудностям их выполнения.

     Следующим видом упражнений по трудности было рисование кривых линий.

     Дети со среднем уровнем развития нуждались в том чтобы им отдельно показывали способ изображения линии. Ученикам с высоким уровнем развития достаточно было написать линию при них. Они следили за письмом учителя и изображали букву. Детям с низким уровнем развития помогали индивидуально, непосредственно руководя их движениями. При этом ребёнок мускульно ощущал, какое движение необходимо совершить в тот или иной момент.

     Кроме того данные упражнения отрабатывают нужный наклон, равномерное расстояние между буквами, величину надстрочных элементов.

     Далее упражнение на рисование бордюров из геометрических фигур.

     Перед выполнением важно вспомнить геометрические фигуры. Сначала учитель показывал образец на доске, объяснял последовательность его выполнения, употребляя слова: вправо, влево, вверх, вниз, закругляем. Рисовали в воздухе, затем в тетрадях. Эти упражнения позволяют соблюдать линейность при письме. Работа проводится в течении первого года обучения и в последующих классах.

     Детям со среднем уровнем развития обозначали начало фигуры красным цветом, далее они сами строили фигуру в нужном направлении. Детям с низким уровнем развития рисовали контур фигуры точками, по которым они должны были вести карандашом и соединять точки.

     После упражнений в рисовании простейших орнаментов и бордюров мы переходили к письму элементов букв. Это следующее направление в работе по формированию каллиграфических навыков.

     Упражнения в написании каждого элемента мы проводили по следующему плану.

  1. Рассматривание учащимися предложенного образца, обведение его указкой.
  2. Прослушивание объяснения, как пишется элемент, и наблюдение за процессом его написания учителем.
  3. Обведение учащимися готового образца элемента на доске, в воздухе, а затем в тетради.
  4. Подробное написание по контуру в тетради.
  5. Самостоятельное написание учащимися с высоким и среднем уровнем развития.

Детям с низким уровнем развития контуры элементов прописывали карандашом, обозначали точками, пунктирными линиями, указывали направление движения руки.

Виды упражнений:

     - прямая палочка

     - прямая палочка с закруглением вверху

     

     Данное упражнение служит так же правильному формированию высоты надстрочных элементов.

     - прямая палочка с закруглением внизу

-прямая палочка с закруглением внизу и вверху

     - петелька вверху и внизу

     Упражнения, используемые на уроках, служат правильному формированию высоты надстрочных элементов и длине подстрочных элементов.

     Детям со среднем уровнем развития показывали отдельно способ изображения элемента. Им достаточно было написать элемент на доске. Они следили за письмом учителя и изображали элемент в тетрадях.

     Детям с низким уровнем развития помогали индивидуально, непосредственно руководя их движениями. При этом ребёнок мускульно ощущал, какое движение необходимо совершить.

     Рекомендуется переходить от одного вида упражнений к другому только тогда, когда будут выполнены условия того или иного упражнения (соблюдение параллельности, равномерности, одинаковой величины элементов).

     Упражнения вводятся на уроках систематически.

     Кроме того, считаем важным для формирования каллиграфических навыков, у учащихся следующие упражнения для отработки нужного наклона, одинакового расстояния между буквами:

     Кроме того, работа над равномерным расстоянием между элементами проводится на каждом уроке в течение первого года обучения и продолжается в последующих классах. Данные упражнения вызвали трудности у детей с низким уровнем развития, поэтому данной группе детей выделили рабочую строку красным цветом, указали начало упражнения, направление движения линии, контур обводили карандашом или точками.

     Работа над одинаковой высотой надстрочных и длиной подстрочных элементов так же мы считаем важной при формировании каллиграфических навыков:

    Важно напомнить учащимся, что при выполнении упражнений мы будем выходить над рабочей строкой и под рабочую строку. Чётко объяснить, откуда начинаем писать и куда ведём, используя слова: вверх, вниз, вправо, закругляем, делаем петельку. Детям с низким уровнем развития мы выделили верхнюю рабочую строку красным цветом. Когда прописывали элементы, которые должны выходить над строкой выделяли нижнюю рабочую строку, а когда писали элементы, которые должны выходить под рабочую строку выделяли красным цветом верхнюю рабочую строку. И давали детям указания, что красная строка показывает выходить за её пределы нельзя.

     Необходимо ввести упражнения для работы над соединениями букв. В процессе отработки соединений букв пользовались следующим алгоритмом.

     1.если следующая буква в сочетании относится к верхнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы продолжить до верхней линейки рабочей строки.

     2.если следующая буква в сочетании относится к нижнему виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно отвести вправо, немного выше нижней линейки строки.

     3.если следующая буква в сочетании относится к среднеплавному виду соединения, то линию от предшествующей буквы нужно довести до середины строки и, не останавливаясь, плавно перейти к начертанию первого двигательного элемента.

     Учащиеся со среднем и низким уровнем развития сначала не так легко было привыкнуть, в каком буквосочетании, какое соединение использовать. Учащиеся переносили какой – либо приём на разные буквосочетания. Мы постоянно отрабатывали правильные, нужные соединения в упражнениях и буквосочетаниях, наиболее удобные для них.

     Считаем важным, обучать детей естественным движениям, не вводя искусственные, хотя бы и однотипные соединения верхнего повтора.

     Для учащихся со среднем и низким уровнем развития обозначали начало и конец элемента или буквы, а ученики сами соединяли его с недостающим элементом. Детям с низким уровнем развития помогали индивидуально, руководя их движениями.  

     Далее учащимся предлагали упражнения для работы  над формой отдельных букв. Например, над формой буквы Т т.

     При анализе формы букв мы использовали конверт с отдельными элементами букв. Сначала учащиеся рассматривают букву на таблице, считают сколько элементов, что это за элементы, на что похожа буква.

     Затем достают элементы из конверта и составляют букву. Эту работу мы проводили на уроках и во внеурочное время, для закрепления

     Игры с буквами из “шершавой” бумаги (бархатной, гофрированной, наждачной) так же развивают каллиграфический навык у учащихся.

     Игры “Определи на ощупь”, “Найди нужную букву”, “Покажи букву”. Учащиеся многократно проводили рукой по букве, ощупывали её и называли. Таким образом, они запоминали форму и единовременно усваивали способ написания этой буквы.

     Эти игры мы проводили с постепенными усложнениями: от обучения ощупывающим действиям, под руководством педагога для учащихся со среднем и низким уровнем развития, к самостоятельному выполнению задания.

     Мы использовали пропись – раскраску с учащимися.

     Пропись – раскраску рекомендуется использовать в качестве материала во внеурочное время, на самоподготовке, при закреплении буквы. Можно разукрасить пирамиду в разные цвета. Работа предусматривает межпредметные связи уроками рисования, математики, развитие речи.

     Можно задавать вопросы:

  - Сколько колец у пирамидки?

  - Сколько элементов у буквы “т”

  - Какими цветами закрасим кольца?

     Работа над формой букв проводилась систематически на каждом уроке. Очень важным является овладение учащимися формой букв на первом и втором году обучения.

     Мы формировали зрительно – двигательный образ письменной буквы и привычку писать аккуратно. Для сознательного овладения формой букв важно, чтобы дети видели и знали:

     а) общее, что характерно для письма всех букв, то есть умели выделить основной и соединительные элементы движения в письме любой буквы.,

     б) особенно, то, что образует характерную форму именно этой буквы, знали пропорции буквы.,

     в) то, как пишется та или иная буква.,

     г) могли бы отличить правильно написанную букву от неправильной, указать, в чём ошибка в письме букв, почему буква написана неправильно, и как нужно исправить ошибку.

     Таким образом, система специальных упражнений по формированию каллиграфических навыков у учащихся младшего школьного возраста с ОВЗ, дала частичный положительный результат. В связи, с чем можно говорить о том, что система специальных упражнений по формированию каллиграфических навыков правильно подобранна нами с учётом принципов последовательности, систематичности и индивидуально – дифференцированного подхода.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ФОРМИРОВАНИЕ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ОВЗ»

Система работы по формированию каллиграфических навыков   1-4 классы коррекционной школы VIII вида....

Современные подходы формирования каллиграфических навыков у учащихся младших классов с нарушением речи.

В настоящее время у методистов возникает вопрос: «Что случилось с почерком, почему так много ошибок, почему обучение письму вызывает наибольшие трудности в начальной школе?»К сожалению, количество дет...

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )

ПИСЬМО С « СЕКРЕТОМ» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся по методике В.А.Илюхиной )...

Формирование каллиграфических навыков у детей младшего школьного возраста

В данной статье рассмотрены основные методы формирования каллирафических навыков у младших школьников.Для эффективного овладения детьми навыками чистописания необходимо вести работу в комплексе, испол...

Методические рекомендации по формированию орфографического навыка у младших школьников с умственной отсталостью

В данной статье представлены методические рекомендации, которые могут широко использоваться учителями начальных классов при проведении уроков русского языка....