Характеристика коллектива
методическая разработка на тему

характеристика

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл har-ka_kollektiva.docx243.64 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическая характеристика коллектива.

I. Характеристика классного коллектива

В 3 «Б» классе 21 обучающихся, девочек – 13, мальчиков – 8. Дети близки по возрасту, 3 человека 11 лет, 10 человек по 10 лет, 1 человека 9 лет.

Все обучающиеся прилежны, опрятны, обеспечены учебниками и необходимыми школьными принадлежностями. Это позволяет сделать вывод, что родители заботятся о своих детях. Все дети получают горячее питание, что опять же говорит о должном внимании родителей к здоровью своих детей.

Дети подвижны, шустры, импульсивны, жизнерадостны. Любят обучающиеся подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы. Они с удовольствием поют, танцуют, инсценируют сказки.

В этом учебном году дети самостоятельно общим решением выбрали президента класса. Им стал пользующаяся всеобщим уважением и авторитетом  Влад С. Дети организовали творческие группы по интересам, выбрали название и цвет (цвета радуги) для своей группы. Каждый ребенок в классе имеет сменяемое по четвертям общественное поручение внутри своей группы.

Среди детского коллектива можно выделить группы детей, которые дружат между собой как в школе, так и за ее пределами.

Можно отметить, что все дети с удовольствием выполняют поручения учителя: раздают тетради, поливают цветы, ответственно относятся к дежурству по классу. Нужно отметить и недисциплинированность отдельных учащихся, которая проявилась, когда класс принимал участие в субботнике (Влад Б.).

Основная масса детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу, творческие кружки в Доме Детского Творчества, Доме Культуры

Легко и с удовольствием учатся: Юлианна С., Влад С., Илья А., Ярослав Н. Способны, но не уверены в себе: Влад Б, Эльвира А., Анастасия В. . Слабо успевают Антон Х, Никита Е.

 Различны дети по характеру, темпераменту, уровню воспитанности. Гиперактивные:  Влад Б.; спокойный и нерешительный: Егор Р. Есть в классе леворукие дети. Это Влад Б. Учебный процесс и воспитательную работу в классе нужно планировать с учетом возрастных и психологических особенностей детей, которые были рассмотрены выше.

II. Анализ воспитательной работы в 4 «А» классе

Воспитательная работа была направлена на формирование у учащихся сознательного отношения к учебе, нравственно – этических качеств личности через взаимодействие семьи и школы.

Для выполнения этой цели проведены мероприятия, которые способствовали воспитанию нравственно–этических качеств личности.

Темы классных часов были запланированы по основным направлениям нравственного просвещения учащихся. («Скромный, не хвастает добрыми делами», «О бескорыстии и дружбе», «Любить Родину – значит быть ей полезным», «Соблюдай правила жизни в коллективе» и другие). Формированию нравственных качеств личности способствовали коллективные подвижные игры на свежем воздухе (игры народов мира, спортивные игры), соревнования творческих групп при проведении викторин, посещение болеющих одноклассников, благотворительный сбор книг для школьной библиотеки, участие в «неделе Доброты»

Экскурсии в природу, разучивание песен, стихотворений и танцев; оформление и выпуск стенгазет, составление композиций из природного материала; участие в конкурсах «Мисс Осень» и «Весна» воспитывало у детей эстетические качества, чувство меры..

Устный журнал «Память» был организован для воспитания чувства патриотизма. Каждая творческая группа готовила сообщение о людях, погибших при защите нашей Родины.

Для реализации цели воспитания организованы мероприятия совместно с родителями. На каникулах были проведены: семейный вечер «Моя семья – моя радость», игра – викторина «Мы в ответе за нашу планету», музыкальная программа «Рождественские встречи».

Проведение педагогических лекториев позволило рассмотреть такие вопросы, как стили семейного воспитания, особенности темперамента младших школьников. На родительских собраниях были прочитаны не только лекции, но и шло обсуждение рассматриваемого вопроса. Созданный клуб «Консультант» помог решить индивидуальные проблемы отдельных семей. Хочется отметить активную работу родительского комитета в организации внеклассных мероприятий.

По итогам успеваемости за прошлый учебный год в классе 3 отличника: Юлианна С., Влад С., Илья Н, Боря С, Маша З.; 21 ученик успевают на «3»,«4»,«5», неуспевающих – нет.

Лидерами класса являются Сухочева Юлианна и Земка Мария, а среди мальчиков – Сергеев Влад. В актив класса входят Эливира П., Настя А.

Все ученики посещают кружки и спортивные секции при школе, ДДТ и ДШИ.

Теперь, после большой проделанной работы, можно сказать, что дети стали инициативны, более самостоятельны в принятии решений, требовательны к себе, проявляют заботу друг о друге. Все дети очень доброжелательные, с развитым чувством сопереживания.

Все ученики в классе имеют постоянные общественные поручения, к которым относятся добросовестно.

Большую помощь классному руководителю в подготовке различных мероприятий, школьных и классных делах оказывают родители и актив класса. Средний возраст родителей – 34 лет. Треть родителей имеет высшее образование. Все родители интересуются успехами своих детей. Условия жизни детей в семьях хорошие, взаимоотношения чаще ровные, доброжелательные.

Ребята чувствуют себя  частью коллектива, участвуют в большинстве видов деятельности. Не хотели бы покидать свой класс (даже новички). Считают, что взаимоотношения между членами группы и отношения с учителями примерно такие же, как и в большинстве классов. Отношение к делу (учебе) оценивают  выше, чем в большинстве классов.

Психологический климат в коллективе оценивается, скорее как благоприятный.

В ходе составления характеристики, я диагностические методики.

Диагностические методики

1. Выявление психологического климата в классе

Инструкция. Просим вас на каждую из характеристик класса выбрать и отметить один из предложенных ответов, который наиболее соответствует вашему мнению:

а — совершенно согласен с этим        5 баллов

б — согласен с этим        4 балла

в — согласен, но не совсем        3 балла

г — не согласен с этим        2 балла

д — совершенно не согласен с этим                                      1 балл.

№ п/п

Вопросы

Ответы

1

Ученики нашего класса любят и хотят учиться вместе

а б в г д

2

Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу

а б в г д

3

Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу

а б в г д

4

Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом

а б в г д

5

Ученики нашего класса всегда помогают друг другу в учебе

а б в г д

6

Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время

а б в г д

7

Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы

а б в г д

8

Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей

а б в г д

9

Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

а б в г д

10

Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе

а б в г д

11

Ученики нашего класса дружны и доброжелательны

а б в г д

Далее сводим данные по классу в общую таблицу:

Суждение (номер вопроса)

Количество ответов

Сумма

а

б

     в

г

    д

1. Ученики любят и хотят учиться

13

4

      1

   2

1

21

2. Ученики нашего класса хорошо относятся друг к другу

    9

    4

     6

    1

    1

21

3. Ученики нашего класса готовы выполнить любую необходимую работу

    16

    4

     1

    0

    0

21

4. Ученики нашего класса редко ссорятся друг с другом

    17

    3

    1

    0

    0

21

5. Ученики нашего класса всегда помогают друг другу в учебе

   15

    5

     1

    0

     0

21

6. Ученики нашего класса часто бывают все вместе в свободное от занятий время

    14

    4

     3

     0

     0

21

7. Ученики нашего класса довольны результатами своей учебы

     12

    4

     3

     1

    1

21

8. Ученики нашего класса всегда считаются с мнением товарищей

     10

    5

     3

     2

    1

21

9. Все внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно

     18

    2

     1

    0

    0

21

10. Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе

   15

    3

     2

    1

    1

21

11. Ученики дружны и доброжелательны

   16

   4

     1

    0

    0

21

Количество ответов

   155

    42

     23

     7

    5

21

Количество баллов

   775

   168

    69

    14

    5

        1031

На основе полученных данных вычисляется коэффициент, характеризующий психологический климат в данном классе (К), по формуле:

K = (n-11N):44N,

где n — общее количество баллов; N — число учащихся, принявших участие в эксперименте.

К= (1031 – 11*21): 44*21= (1031 – 231):924= 800:924=0,865

Если К больше или равен 0,5, можно сделать вывод о том, что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера. Если К принимает значения от 0,3 до 0,5, то однозначные выводы делать нельзя, необходимо провести дополнительные исследования или наблюдения. Если К меньше 0,3, это говорит о неблагоприятном психологическом климате в классе.

Таким образом, сделаем вывод, о том что в классе царит благоприятная психологическая атмосфера.

2. СОЦИОМЕТРИЯ

Цель: выявление структуры межличностных отношений в классе, основанных на симпатиях и эмоциональных связях.

Материал: чистые листы для заполнения учащимися класса; перечень вопросов, на которые предстоит ответить учащимся. В зависимости от характера выявляемых в классе отношений вопросы могут быть различными. Например: «С кем из учеников твоего класса ты хотел бы вместе готовиться к контрольной работе по математике?», «С кем из одноклассников ты хотел бы отдыхать?», «Кого из одноклассников ты пригласил бы на день рождения?» и др.

Лучше если одни вопросы (социометрические критерии выбора) будут направлены на выявление эмоциональных связей, другие - деловых.

Инструкция испытуемым: «Ответьте, пожалуйста, на вопрос. Для этого подпишите свои листочки (иначе результаты будет невозможно обработать). Теперь ответьте на вопрос (зачитывается вопрос): «С кем бы ты хотел сидеть за партой?» . При этом обозначьте, кого из членов своего класса вы выберете в первую очередь, кого - во вторую и кого - в третью. Напишите соответствующие фамилии. Выборов не должно быть больше трех».

Ход выполнения: социометрическая процедура может протекать путем социометрического опроса. Учащимся предлагается подписать свой листок и написать на нем фамилии выбранных им одноклассников. Количество выборов может быть ограниченным. В любом случае, согласно инструкции, учащимся предлагается соблюдать последовательность предпочтений: указать фамилии тех одноклассников, кого они выбирают в первую (1), во второю (2) и в третью (3) очередь.

После окончания опроса листочки учащихся собираются. Надо проверить, все ли они подписаны. Если кто-либо из учеников не захотел никого выбрать, он сдает чистый листок с указанием своей фамилии на нем.

Обработка социометрических данных

1 этап. Заполнение социометрической матрицы.

Список класса

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

1

Авдеева К.

3

2

2

2

Алехина А.

2

3

Амиранашвили Н.

3

1

3

3

4

Аникеев Я.

1

1

2

3

3

5

Бычихин В.

3

2

6

Долгих Э.

2

2

1

2

2

3

7

Евдокимов В.

2

3

1

8

Жиров В.

2

2

9

Звягтнцев Н.

2

3

1

3

10

Земка М.

2

2

3

11

Князева А.

2

2

3

12

Малетин В.

2

3

1

2

2

2

13

Малышев А.

3

1

3

1

14

Минакова А.

1

1

2

1

15

Монахов А.

2

3

16

Моссула Б.

3

1

1

17

Самотекин И.

2

1

1

3

1

18

Сергеев В.

1

2

2

3

2

19

Сидоров А.

1

2

3

2

20

Сикорский В.

1

3

2

1

21

Сухочева Ю.

3

2

3

3

1

2

2

Всего выборов

6

2

3

2

6

3

2

5

1

8

5

5

2

4

2

9

5

4

5

6

10

Первых выборов

0

2

2

2

1

1

1

2

1

0

3

2

2

0

4

3

1

2

4

0

1

Данные анкет  заносятся в социометрическую таблицу, в которой по горизонтали и по вертикали расположен полный списочный состав класса, желательно в алфавитном порядке.

Все учащиеся  класса в зависимости от полученных выборов и отвержений распределяются по статусным группам:

  • 3 и более — лидер
  • 2 и более — предпочитаемый
  • 1 и более – принятый
  • До 1 - изолированный

Построение социограммы.

Цель построения социограммы — выявить существующие в классе микрогруппы, установить характер взаимоотношений в них, выделить социометрическую «звезду» из группы популярных.

Для построения социограммы используется система условных обозначений:

               

В кружок (квадрат)  вписывается фамилия или инициалы учащегося, над фамилией указывается  число положительных выборов, под фамилией — число отрицательных выборов.

                                                                                                   

Работу с общей социограммой  лучше всего начинать с изображения системы  положительных выборов. Для этого на большом листе, в его левой части, изображается социограмма положительных выборов мальчиков, в правой — социограмма положительных выборов девочек. Выбирается самый высокостатусный ученик (ученица), затем вокруг него изображаются знаки тех уч-ся, которые его выбирают (или которым он отдал предпочтение). Если «высокостатусных» детей несколько, то их знаки  все выносятся на лист. Таким образом определяются микрогруппы в классе.  

На социограмму положительных выборов накладываются важнейшие  отрицательные связи:

  1. Взаимные отвержения.
  2. Отрицательные выборы, адресованные высокостатусным и «звездам».
  3. Отрицательные выборы внутри микрогрупп.
  4. Отрицательные связи между центральными фигурами различных микрогрупп.
  5. Отрицательные связи между мальчиками и девочками.

C:\Users\Komp\Desktop\158717_html_m231130f5.png

Результатом социометрического опроса является создание микрогруппы, сформированной на принципах взаимного доверия и взаимоподдержки. По результатам нашего исследования можно сделать следующие выводы. Малая группа является частью непосредственной социальной среды человека.

Анализ педагогической диагностики класса показывает,  что не все дети могут обратиться за помощью к учителям, что необходимо продолжить работу над созданием психологического климата в коллективе, чтобы все учащиеся чувствовали себя комфортно и могли реализовать свои способности.

В классе отсутствует ярко выраженный лидер. Любой из учеников в определённой ситуации может им стать и повести за собой остальных. Большинство учеников класса открыты и легки в общении, но есть закрытые, тревожные и недоверчивые дети. За небольшим исключением класс неконфликтен, дети легко идут на контакт с педагогами и одноклассниками, вовлекаются в различные виды деятельности.

3. Изучение сплоченности класса

Исследование проводится в два этапа. На первом измеряются параметры:

А) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности.

Испытуемым предлагается список 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке:

ТРУДОЛЮБИЕ

Д

 ДЕЛОВИТОСТЬ

Д

ПРИНЦИПИАЛЬНОСТЬ

М

 СКРОМНОСТЬ

М

ВЕСЕЛОСТЬ

Э

 ДРУЖЕЛЮБИЕ

М

АККУРАТНОСТЬ

Д

 СДЕРЖАННОСТЬ

Э

ЧЕСТНОСТЬ

М

 СПРАВЕДЛИВОСТЬ

М

ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ

Д

 ОБЩИТЕЛЬНОСТЬ

Э

ПОРЯДОЧНОСТЬ

М

 АКТИВНОСТЬ

Д

ОРГАНИЗОВАННОСТЬ

Д

 ИСКРЕННОСТЬ

Э

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

Э

 НАСТОЙЧИВОСТЬ

Д

ПРИВЕТЛИВОЧТЬ

Э

ОБАЯТЕЛЬНОСТЬ

Э

 ДОБРОТА

М

Инструкция: - Выберите из списка 5 качеств, которые вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.

Обработка результатов:

Подсчитывается

  • общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;
  • количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств.

Вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества по формуле:

http://www.studfiles.ru/html/2706/597/html_FhUq9IBn51.aUsh/htmlconvd-CrrMzI_html_15297136.gif

Где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств,

N – число школьников в группе.

Км= 57: (5*21) * 100%= 0, 542*100=54,2

Интерпретация:

Если К> 55% или Кд+Км  >60%, то групповая сплоченность высокая – оценка 3 балла.

Если     Км   > 55% - сплоченность средняя, оценка 2 балла, в остальных случаях – низкая.

Таким образом, групповая сплоченность высокая – оценка 3 балла.

Б) ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ)

Список качеств тот же, инструкция:

  • Выберите из списка 5 качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы

Обработка результатов:

Подсчитать:

  • Общее число испытуемых (N);
  • Количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);
  • Количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1).

Вычислить коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:

С= (56-3):5*21*100%= 50,4

Интерпретация:

Если С> 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла,

если 30% < C < 50% , среднее, оценка – 2 балла,

в остальных случаях - низкое, 1 балл .      

В итоге, С> 50%, ЦОЕ высокое, оценка 3 балла

На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития классного коллектива.

Вычисляется сумма баллов по двум параметрам по формуле: И = К + С

И= 5+5= 10

Интерпретация:

Если И > 6 – уровень групповой сплоченности и развитие коллектива высокие,

Если И = 4-5, средние, в остальных случаях – низкие.

Сделаем общий вывод: уровень групповой сплоченности и развитие коллектива высокие, обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития классного коллектива больше 6, конкретно – равен 10.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика классного коллектива

Получая первый класс, всегда даю краткую характеристику каждому ученику....

ПРИМЕРНАЯ СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА

Данная характеристика поможет классному руководителю дать оценку уровня развития коллектива класса, сильные и слабые стороны класса, задачи, которые  можно  поставить по совершен...

Психолого-педагогическая характеристика классного коллектива.

Анализ психологических особенностей, социализации и успешной адаптации учащихся 4 класса. Выявление одаренных детей и детей, требующих особого внимания....

психолого-педагогическая характеристика коллектива

психолого-педагогическая характеристика коллектива...

Анализ воспитательной работы и характеристика учебного коллектива

Анализ воспитательной работы и характеристика учебного коллектива...

Характеристика классного коллектива

Характеристика классного коллектива...

Психолого-педагогическая характеристика ученического коллектива 4 Б класса .

Может пригодиться в работе классного руководителя как шаблон к разделу "Психолого-педагогическая характеристика класса" в плане воспитателной работы....