«Системно-деятельностный подход в формировании УУД у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи»
статья на тему

Объедкова Светлана Васильевна

В статье рассказывается о  реализации  системно-деятельностного подхода в в работе с  детьми с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-_deyatelnostnyy_podhod_v_rabote_s_detmi_s_tnr.docx21.21 КБ

Предварительный просмотр:

МК ОУ "Начальная школа - детский сад № 235"
Объедкова С.В., учитель начальных классов

г. Новокузнецк

«Системно-деятельностный  подход  в формировании УУД

 у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи» 

Все мы знаем, что  системно-деятельностный подход  является методологической основой стандартов начального общего образования нового поколения. Основная идея системно-деятельностного подхода состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Поэтому начать свою статью  я бы хотела словами  К.Д. Ушинского, которые  отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно-деятельностного подхода.

“Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал”

 Согласно системно - деятельностному подходу, актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия.

Китайская мудрость гласит «Расскажи мне - и я забуду. Покажи мне – и я запомню. Вовлеки меня - и я пойму».

Поэтому, именно учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем обучающихся на уроке.

 В свою очередь современный урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на  определённых дидактических принципах:

1) Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3) Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Казалось бы, что всё предельно ясно и понятно в реализации  системно-деятельностного подхода в учебном процессе. Но всё ли так просто, когда речь идёт о ФГОС для детей с ОВЗ? Работая в учреждении для детей с ТНР мы столкнулись с рядом проблем.

Дети с тяжелыми нарушениями речи – это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения, влияющие на становление психики.

Особенности детей с ТНР

  • недоразвитие всей познавательной деятельности (восприятие, память, мышление, речь), особенно на уровне  произвольности и осознанности;
  • внимание  характеризуется неустойчивостью, трудностями включения, переключения,  и распределения;
  • наблюдается  сужение объема внимания, быстрое забывание материала, особенно вербального (речевого);
  • снижена активная направленность  в процессе припоминания последовательности событий, сюжетной линии текста;
  • недоразвитие  мыслительных операций, снижение способности  к абстрагированию, обобщению.
  •  детям с речевой патологией легче выполнять  задания, представленные не в речевом, а в наглядном виде;
  • большинство детей с нарушениями речи имеют  двигательные расстройства; они моторно неловки, характеризуются импульсивностью, хаотичностью движений;
  • дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, имеют пониженную работоспособность

Таким обучающимся, как правило, сложно самостоятельно добывать знания. Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не всегда могут найти границы между знанием и незнанием.

Они не в состоянии поставить цель.  Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе).

Поэтому школа  должна стать для  таких детей  не только  источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. И времени на это им придётся потратить гораздо больше, чем ученикам обычных школ.

Для того чтобы снять излишнее напряжение учеников, чтобы сделать процесс обучения психологически комфортным и добиться полного раскрытия всех интеллектуальных возможностей детей с ОВЗ, необходимо соблюдать определенные методические принципы.

  1. Учителю, реализующему задачи коррекционно-развивающего образования, необходимо знать и понимать причины трудностей младших школьников в учении (это мониторинговая деятельность педагога);
  2. Для создания психологического комфорта и ситуации успеха в учении необходимо учитывать и уважать индивидуальные особенности детей.
  3. Учебный материал следует предъявлять в поэтапной и логической последовательности, при которой каждый отрезок продолжает предыдущий и подготавливает усвоение последующего.
  4. В основу учебного процесса должны быть положены как коллективная форма деятельности, так и групповая и работа в парах.
  5. Использовать  как проектные методы обучения,

 проблемные, исследовательские, так и репродуктивные, объяснительно- иллюстративные.

  1. Стремиться к тому, чтобы  деятельность учеников в процессе обучения в большей степени  носила самостоятельный характер.

Следование данным  принципам позволит педагогу   формировать основные умения учебной деятельности, развивать  творческие  способности обучающихся, формировать  у них активную жизненную позицию, коммуникативные навыки.

Систематическая работа в этом направлении позволит добиваться высоких результатов в обучении.

Конечно, мы должны учить детей учиться, используя новые формы и методы работы.  Но наряду с новыми технологиями, в работе с детьми имеющими ОВЗ, мы не должны забывать положительные наработки традиционной системы образования. Просто каждый педагог должен использовать их в новом ключе в соответствии с новыми требованиями ФГОС для детей с ОВЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "РАЗВИТИЕ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Участие в студенческой научно-практической конференции "Актуальные проблемы обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями - 2012" факультета специальной педагогики и психологии ...

ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИХ КОМПОНЕНТОВ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЁЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.

Особенности фонетико-фонематических компонентов речи младших школьников  с ТНР и рекомендации по их развитию на уроках русского языка....

Использование кинезиологических упражнений в работе с младшими школьниками, имеющими тяжёлые нарушения речи.

В качестве коррекционно-педагогических условий, направленных на развитие и гармонизацию нервной системы ребенка, в целом, и деятельности мозговых структур, в частности, я опираюсь на  кинезиологи...

Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи в процессе внеурочной деятельности

Основной формой организации работы по развитию коммуникативных универсальных учебных действий во внеурочной деятельности является  групповая работа. В данной статье рассматривается содержание эта...

"Обучение пересказу младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи". Журнал "Образование Нижнекамского муниципального района", №7, 2017 год

Основная задача логопедического воздействия на детей с тяжёлыми нарушениями речи  - научить связно и последовательно излагать свои мысли....

"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.

В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...

Дифференциальная диагностика дислексии у младших школьников с тяжёлыми нарушениями речи

В данной презентации рассмотрены :1.особенности формирования процесса чтения;2. классификация, по которой выделены нарушения чтения;3.этиология и механизмы дислексии;4. виды дислексии (приведены приме...