КУРСОВОЙ ПРОЕКТ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»
проект (1 класс) на тему

Кузнецова Гульнара

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovoy_proekt_kuznetsova_g.f.docx26.26 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Мордовский республиканский институт образования

КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ, ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«В МИРЕ ПРОФЕССИЙ»

ВЫПОЛНИЛА: КУЗНЕЦОВА Г.Ф.

ВОСПИТАТЕЛЬ ГПД

МОУ «ЛЯМБИРСКАЯ СОШ №2»

ЛЯМБИРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

САРАНСК 2018

Пояснительная записка

Профориентация – в настоящее время является важным направлением работы образовательных учреждений.

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства.

К выбору своей будущей профессии нужно серьезно готовить ребенка. Ему необходимо знать, кем работают его родители или работали бабушки и дедушки, познакомить со спецификой различных профессий, требованиями, которые они предъявляют к человеку, а также интересоваться, кем он хочет стать, когда вырастет. Чем больше ребенок впитает информации и чем более разнообразна и богата она будет, тем легче ему будет сделать в будущем свой решающий выбор, который определит его жизнь. У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее начало подготовки ребенка к выбору будущей профессии заключается не в навязывании ребенку того, кем он должен стать, по мнению родителей (потому что, например, многие в роду работают в этой сфере), а в том, чтобы познакомить ребенка с различными видами труда, чтобы облегчить ему самостоятельный выбор в дальнейшем. Чем больше разных умений и навыков приобретет ребенок в детстве, тем лучше он будет знать и оценивать свои возможности в более старшем возрасте. Мы готовим детей к тому, чтобы они в свое время – каким бы далеким нам сейчас это время ни казалось – могли смело вступить в самостоятельную жизнь.

Значит, мы хотим, чтобы наши дети:

- понимали, что труд, работа занимают в жизни людей очень важное место, что труд – это, по сути, основа жизни;

- уважали всех, кто трудится, и ценили плоды их труда;

- познакомились бы с тем, что делают люди разных профессий, с помощью каких орудий и машин, и что получается в результате;

- были готовы трудиться сами — по причине, что это им нравится и интересно, и потому, что это надо;

- учились бы труду, овладевая необходимыми навыками, трудились бы, принося пользу людям, и развивали бы свои трудовые способности.

Мир профессий в обществе – сложная, динамичная, постоянно развивающаяся система. Отношение к профессии вырабатывается в процессе социализации личности. Большое влияние на детей оказывает эмоциональное отношение взрослого к труду. Знакомство детей с трудом взрослых - это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально-эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми. Дети получают возможность расширить и уточнить знания о профессиях, активизировать словарный запас.

Курс «В мире профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности во 2 классе.

Цель программы: формирование представлений обучающихся   1 класса  разнообразии профессий и значимости труда в жизни человека.

Задачи программы:

- расширять знания детей о мире профессий и профессиональных качествах; в доступной форме познакомить с содержанием различных профессий;

- углублять знания о том, что люди должны делать и знать, чтобы научиться определенной профессии, обогащать речь детей профессиональной лексикой;

- стимулировать проявление отрицательного отношения к лени и небрежности в труде и учебе, небережливости и равнодушию к результатам труда людей;

- воспитывать уважительное отношение к людям различных профессий и результатам их труда, понимание его роли в жизни человека.

Особенности программы

Программа данного курса рассчитана на реализацию среди учащихся начальной школы и призвана формировать учебно-познавательные мотивы младших школьников, дать возможность испытать себя в приближённой к реальности игровой ситуации. Предполагается средствами материала программы формировать целостное знание, потребность в творческой деятельности, развивать интеллектуальные и творческие возможности ребёнка на начальной стадии образования.

Способы, формы, методы и технологии работы

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Основные виды деятельности учащихся:

-навыки дискуссионного общения;

-игра.

Кроме того выделяют следующие методы работы:

 -поисковые;

-объяснительно-иллюстративные;

-проблемного изложения;

-исследовательские -игровые методы обучения.

Прогнозируемые результаты

*участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;

*расширение кругозора о мире профессий,

*заинтересованность в развитии своих способностей,

*участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,

*возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности.

Формы контроля

1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.

2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем я хочу стать»

Средства, необходимые для внедрения программы

- мультимедийное оборудование

- раздаточный материал

- интернет-ресурсы.

 Программа разработана для детей 7-8 лет. Занятия проводятся один час в неделю (продолжительность занятий 45 минут).

Срок реализации программы - 2 года. Количество часов 1 класс: – 16 ч.

Учебно-тематический план 1 класс

Дата

Тема занятия

Кол- во часов

Основное содержание

Ресурсы, оборудование

Введение в мир профессий 5 ч

1.

Зачем человек трудится?

1

Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде»

Презентация Разрезные карточки с пословицами

1.

Какие профессии ты знаешь?

1

Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!»

Презентация

1.

Мир интересных профессий

1

Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель.

Презентация

1.

Чем пахнут ремесла?

1

Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак?

Презентация

1.

Кем я хочу стать?

1

Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?»

Листы, краски, иллюстрации с изображением людей раз- личных профессий

Профессии в школе 2 ч

1.

Профессия-учитель

1

Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа»

Презентация — клип «Учитель»

1.

Профессия- библиотекарь

1

Экскурсия в школьную библиотеку

Знакомство с различными профессиями 4 ч

1.

Профессия— продавец

1

Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Презентация Весы

1.

Профессия— парикмахер

1

Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую

1.

Профессия— повар

1

Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара.

1.

Профессия — врач

1

Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице»

Презентация Халат врача, ап- течка.

Проект «Азбука профессий» 5ч

1.

Представление мини-проектов на буквы А-Д

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д

1.

Представление мини-проектов на буквы Е-К

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К

1.

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р

1.

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я

1

Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я

1.

Оформление результатов проекта

1

Создание папки «Азбука профессий».

Список литературы

1. Профориентационные игры для учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации / Ханты-Мансийск, 2014 г.

2. Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов на Дону, издательство ИПК и ПРО, 2008 г.

 3. Журкова А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных возрастных этапах: учеб, пособие / А.Я. Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

4. Игумнова Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой???: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова. - Новосибирск, 1994.

 5. Кугач А.Н., Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [Текст ]: учеб, пособие / А.Н. Кугач, С.В. Турыгина. - Ярославль, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа внеурочной деятельности "в мире профессий"

программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы....

Программа внеурочной деятельности "В мире профессий"

Реализует социальное направление внеурочной деятельности во 2 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «В мире профессий»

Проблема выбора профессий не является для младшего школьника злободневной. Специфика профориентационной работы в 1—4-м классах состоит в том, что акцент делается на развитие психологических ресурсов л...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 3 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 3 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности «В мире профессий» 2 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "В мире профессий"

Программа внеурочной деятельности «В мире профессий» для 1-4 классов  составлена на основе требований к результатам освоения основой образовательной программы начального общего образо...