программа внеурочной деятельности "в мире профессий"
рабочая программа по теме

программа в мире прфессий расчитана на детей начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v_mire_professiy.doc161.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. Концепция модернизации российского образования на период до 2010г предусматривает профильное обучение на старшей ступени общеобразовательной школы, целью которого является самоопределение учащихся, формирование адекватного представления о своих возможностях. То есть, профильное образование – это углубление знаний, склонностей, совершенствование ранее полученных навыков через создание системы специализированной подготовки в старших классах общеобразовательной школы.

         Существует много программ по предпрофильной и профильной подготовке учащихся 8 – 11 классов, но всё же подросток не успевает сделать осознанный выбор. В связи с этим необходимо определить роль и место профориентационной работы в начальной школе. Чтобы ребёнок осознанно сделал свой выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, т. е с профессиями людей, хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

         Ученики 1 – 4 классов ещё далеки от выбора профессии, но правильно проведённая с ними  профориентационная работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения школьников в старших классах. Поэтому прфориентационная работа с младшими школьниками имеет специфический характер и отличается от работы со средними и старшими классами. Особенность профориентационной работы в первую очередь, заключается в том, что при работе с младшими классами целью является подготовка основы для выбора профессии. Детей нужно постепенно вводить в мир профессий. Соответственно, профориентационная работа в младших классах заключается в проведении профессионального просветительства. 

       Перед педагогами начальной школы стоит задача: создание условий для формирования у детей младшего возраста единой картины о мире труда, профессий, воспитания творческой активности, способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека. Все это определяет современное направление профориентации в школе: создание условий для самопознания, самореализации умственного и физического потенциала  в трудовой деятельности, подхода к себе, как к субъекту труда, выражающемуся впоследствии в профессиональной мобильности личности.

        Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но, поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем.

Цель программы: подготовить основу для предпрофильной ориентации учащихся младших классов путём создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Задачи:

  1. формирование единой картины о мире труда и разнообразии профессий;
  1. обогащение представлений о различных сторонах  профессий;
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, творческой активности, и  

    способности ориентироваться в многообразии трудовой деятельности человека.

Программа состоит из четырёх частей

  1. профессии, связанные с природой( 9часов)  - для учащихся 1 классов;
  1. профессии наших мам ( 9часов) - для учащихся 2 классов;
  1. профессии наших пап( 9часов)  - для учащихся 3 классов;
  1. профессии, связанные с путешествиями ( 9часов) - для учащихся 4 классов.

Занятия проводятся один раз в месяц в течение учебного года.

        Содержание и структура занятий в начальных классах определяется возрастными особенностями младших школьников. Наиболее распространённым методом профориентации в младших классах является беседа. Важно, чтобы она была логично связана с учебным материалом и проходила при активном участии детей. Для этого ученикам можно предварительно дать несложные задания, которые отвечают теме беседы. Прфориентационная беседа не является каким-то отдельным методом, она используется в сочетании с другими методами профориентации. Например, при проведении беседы по конкретной профессии желательно использовать наглядные методы (телевидение, кинофильмы, презентации) и практические (игры, тренинговые задания).

        Важная роль в профориентационной работе принадлежит внеклассным мероприятиям. Правильно организованные  мероприятия развивают способности детей, их творческую активность. В процессе внеклассной профориентационной работы происходит расширение, углубление, закрепление основных профориентационных идей; выбор содержания профориентационной внеклассной работы направлен на создание возможностей для проявления самостоятельности и творчества учеников в разных сферах деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, и др.). Все формы внеклассной работы способствуют активному применению знаний  имеющихся, у учеников, и стимулируют  усвоение новых понятий, умений и навыков, необходимых для будущей предпрофильной ориентации.

Критерии успешности прохождения программы

Высокий уровень - умение самостоятельно подготовить развернутое описание профессии, определить способности, которые необходимы данной профессии, и подобрать задания для проверки  этих способностей.

Средний уровень - умение подготовить с помощью родителей развернутое описание профессии, но недостаточно точно определяет способности, которые необходимы для данной профессии. Ему нужна помощь в подборе заданий для проверки этих способностей.

Низкий уровень - умение подготовить краткое описание профессии, но не определяет способности, которые необходимы для данной профессии.

Формы контроля

  1. Рефлексия по каждому занятию в форме вербального проговаривания, письменного выражения своего отношения к теме.
  2. По итогам курса обучающиеся выполняют самостоятельную работу — творческое эссе по теме: «Кем и каким я хочу стать»

Предполагаемый результат

Учащиеся должны:

  1. владеть информацией о разнообразии мира профессий в сфере «Человек- природа», «Человек- человек», «Человек- техника»;
  2. владеть специальной терминологией;
  3. понимать значимость труда людей в жизни человека и общества;
  4. выделять иерархию понятий, вычленять более широкие и более узкие понятия, находить связи между родовыми и видовыми понятиями;
  5. объективно оценивать свои собственные силы, возможности, выделять и опираться на свои позитивные качества;
  6. устанавливать внутренние взаимосвязи между наблюдаемыми предметами и явлениями, сравнивать ситуации, явления, предметы между собой;
  7. самостоятельно добывать новую информацию при помощи дополнительной литературы;
  8. устанавливать отношения в трудовых группах;
  9. организовывать свою работу и работу товарищей;
  10. самостоятельно подготовить развёрнутое описание профессии, определить способности, которые необходимы людям данной профессии.

Учебно – тематический план

Для учащихся 1 классов ( 9часов) – профессии, связанные с природой

Цель: Формирование начальных знаний, умений и навыков о труде и культуре

           труда.

Задачи:

  1. познакомить с трудом окружающих людей и их профессиями;
  1. воспитывать уважение к людям разных профессий;
  1. дать понятие о значении труда в жизни человека и раскрыть важность и необходимость труда для общества;
  1. дать понятие о значении труда в сфере «Человек – природа»

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Путешествие в мир профессий сельского хозяйства

1

1

2

У бабушки в деревне

1

1

3

Ловись рыбка

1

1

4

Труженики леса

1

1

5

Хлеб – всему голова

1

1

6

 Профессия овощевод

1

1

7

Знакомьтесь. агроном

1

1

8

Профессия цветовод

1

1

9

Все работы хороши, выбирай на вкус

1

1

Итого

9

6

3

Для учащихся 2 классов ( 9часов) – профессии наших мам

Цель: Продолжить знакомство с трудом окружающих людей, углублять их

           представления о разных профессиях.

Задачи:

  1. расширить круг представлений о труде взрослых;
  1. дать понятие о значении труда в сфере «Человек-человек»;
  1. научить устанавливать межличностные отношения в трудовых группах, осваивать различные умения и навыки специфической трудовой деятельности;
  1. вырабатывать начальные навыки организации своей работы и работы товарищей;
  1. дать почувствовать силу и красоту человеческого труда.

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

В магазине

1

1

2

В библиотеке

1

1

3

Весёлая портняжка

1

1

4

Расти здоровым

1

1

5

Я в учителя пойду

1

1

6

Кухонный переполох

1

1

7

Причёски такие разные

1

1

8

Профессии наших мам

1

1

9

Кем быть?

1

1

Итого

9

4

5

Для учащихся 3 классов ( 9часов) – профессии наших пап

Цель: продолжить развитие общетрудовых знаний, умений и навыков.

Задачи:

  1. дать понятие о значении труда в сфере «Человек – техника»;
  1. расширить знания о производственной деятельности людей и о технике;
  1. научить проявлять активность и инициативу в поисках полезных дел;
  1. воспитывать чувство ответственности за качество выполняемой работы;
  1. вырабатывать ответственность к выполнению общественных обязанностей.

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Заводская проходная

1

1

2

Строим дом

1

1

3

У кого мастерок, у кого молоток

1

1

4

Весёлый мастерок

1

1

5

Профессия водитель

1

1

6

Осторожно огонь

1

1

7

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат

1

1

8

Профессия шахтёр

1

1

9

Все профессии нужны, все профессии важны

1

1

Итого

9

6

3

Для учащихся 4 классов ( 9часов) – профессии связанные с путешествиями

Цель: обобщить и углубить представления о труде и мире профессий.

Задачи:

  1. обобщить знания о значении труда человека;
  1. расширять и углублять представления о различных профессиях;
  1. закладывать основы нравственных представлений, моральных норм и правил поведения;
  1. воспитывать потребность быть полезным людям;
  1. воспитывать нравственные и трудовые основы выбора учащимися жизненного пути.

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теория

практика

1

Куда уходят поезда

1

1

2

Высоко в облаках

1

1

3

Космическое путешествие

1

1

4

Морское путешествие

1

1

5

На арене цирка

1

1

6

Профессии наших родителей

1

1

7

Кем быть? Каким быть?

1

1

8

Профессиоведческий турнир

1

1

9

Путешествие по городу мастеров

1

1

Итого

9

3

6

Содержание программы

1 класс. Профессии связанные с природой

1.Путешествие в мир профессий сельского хозяйства.

Вводное занятие. Введение понятия профессия.

Профориентационные игры.

2.У бабушки в деревне. 1ч.

Профессии ветеринар, зооинженер, пчеловод, коневод, зоолог.

Игра: «По зоопарку», просмотр мультфильма «Айболит»

3.Ловись рыбка. 1ч        

Профессия рыболов.

Введение понятий рыболовная сеть, рыболовная снасть, айсберг, маяк.

Игры: «Подлёдный лов», «Рассказ рыбака», «Кашалот»

4.Труженики леса . 1ч.

             

Профессии лесник, лесничий, лесовод.

Введение понятия кокарда.

Игры: «Что изменилось», «Назови растение», «Угадай-ка»

5.Хлеб – всему голова. 1ч        

Профессии хлебороб, комбайнёр, тракторист, мельник.

Игры: «Угадай хлеб», «Испеки хлеб», «Путаница»                                                                                                                                                                                                                                

6. Профессия овощевод. 1ч.                        

Профессия овощевод

Игры: «Разложи вслепую», «Увернись»

7.Знакомьтесь. Агроном . 1ч            

Профессия агроном.

Игры: «рассказ по кругу», «Кто использует в работе».

8.Профессия цветовод. 1ч

               

Профессия цветовод.

Игры: «Анаграммы»,  «Склеенные слова», «Из семени в цветок», «Добрые слова».

9.Все работы хороши, выбирай на вкус. 1ч

Конкурсная программа по теме : «Профессии связанные с природой»

               

2 класс. Профессии наших мам;

  1. В магазине 1ч.

Профессии продавец, кассир, товаровед.

Игры : «Умей промолчать», «Магазин»

  1. В библиотеке 1ч.

Профессия библиотекарь.

Введение понятий стеллаж, каталог, формуляр, аннотация.

 Игры: «Угадай-ка», «Что изменилось».

3.Портной. 1ч.

Профессии портной, швея, закройщик, модельер.

Введение понятий: специализация, лекало, выкройка, заказчик.

4.Расти здоровым .1ч.

Профессия врач.

Игры: «Неоконченные предложения», «Учимся оказывать первую  медицинскую помощь»

«Вызов врача»

5. Я в учителя пойду.1ч.

Профессия учитель.

Разыгрывание ситуаций из школьной жизни.

6.Кухонный переполох.1ч

Профессия повар.

Введение понятий: поварня, кухонная утварь, шумовка, мутовка, ступка, кокотница, дуршлаг.

Игры «Из чего готовят борщ», «Ох, и крутится мама на кухне», «Как у матушки на кухне».

7. Такие разные причёски.1ч.

Профессии парикмахер, стилист, визажист, косметолог.

Введение понятий: парик, пробор, прядь, чёлка, локон, кудри.

Практическая работа: эскиз причёски

8.Профессии наших мам.1ч.

Профессии родителей.

Выступление родителей по специальному плану.

Игротека: «Кто это создал», «Пантомима», «Чёрный ящик»

9.Кем быть?.1ч.

Конкурсная программа по теме: «Профессии наших мам»

3 класс. Профессии наших пап;

1

Заводская проходная. 1ч

Профессии токарь, программист.

Выполнение вычислительных заданий.

2

Строим дом. 1ч

Профессии столяр, стекольщик, штукатур, маляр, машинист, крановщик, стропальщик.

Введение понятий: бульдозер, панелевоз, бетономешалка

3

У кого мастерок, у кого молоток. 1ч

Рабочие инструменты.

Игры: «Назови мастера». Разгадывание кроссвордов.

4

Весёлый мастерок.. 1ч

Профессии швея, скульптор, конструктор, архитектор.

Введение понятий: конструкция, скульптура, древесина.

5

Профессия водитель. 1ч

Профессия водитель.

Игры: «Глазомер», «Неуловимый шнур», «Самый внимательный».

6

Осторожно огонь. 1ч

Профессия пожарного.

Введение понятия: огнетушитель.

Игры: «В дыму», «Вызов по телефону пожарной команды»

7

Я б в спасатели пошёл пусть меня научат. 1ч

Профессия спасатель, оперативный дежурный.

8

Профессия шахтёр. 1ч

Профессия шахтёр.

Введение понятий: угольный пласт, шахта, вахта.

9

Все профессии нужны, все профессии важны. 1ч

Конкурсная программа по теме: «Профессии наших пап»

4 класс. Профессии  связанные с путешествиями.

1 Куда уходят поезда. 1ч.

Профессии  машинист, проводник.

Введение понятий рельсы, шпалы, электровоз, семафор.

Просмотр фильма «Железный конь»

Викторина. Игры: «Что изменилось», «Не пропусти свою букву», «Кассир», «Проводник»

2 Высоко в облаках. 1ч.

Профессии авиации: диспетчер, кассир, радист, токарь, пилот, стюардесса.

Введение понятия авиация.

Игры: «Летает -не летает», «Приведи самолёт в порт»

3 Космическое путешествие.1ч.

Профессия космонавт.

Введение понятий скафандр, инвентаризация

Конкурсная программа.

4 Морское путешествие.1ч.

Профессии: матрос, рулевой моторист, судовой электромеханик, судоводитель.

Введение понятий: гирокомпас, трап, штурвал, рубка, шлюз, адмиралтейство.

Игротека.

5 На арене цирка.1ч.

Профессии: клоун, канатоходец, акробат, фокусник, дрессировщик.

Театрализация. «На арене цирка»

6 Профессии наших родителей.1ч.

Профессии связанными с путешествиями.

Выступление родителей по заранее подготовленному плану.

Игротека: «Профессиограмма», «Узнай героя», «Кто использует в работе»,

 «Противоположные качества», «Угадай профессию»

7 Кем быть? Каким быть?1ч.

Игровая программа.

Введение понятий должность, профессия.

Игры: «Профессия или должность», «В моём доме живут», «Собери пословицу», «Подскажи профессию»

8 Профессиоведческий турнир.1ч.

Конкурсная программа. Профессии агроном, маляр, штукатур, режиссёр.

Конкурсы: «Третий лишний», «Что ни шаг, то профессия», «Конкурс пантомимы»

9 Путешествие по городу мастеров.1ч.

Конкурсная программа по теме: «Профессии такие разные»

Список литературы

  1. Асмолов, А.Г. Ягодин, Г.А. Образование как расширение возможностей развития личности [ Текст ] / А.Г. Асмолов, Г.А. Ягодин // Вопросы психологии. – 1992. - №1.

С.6-13.

  1. Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте [ Текст ] / Л.И. Божович. – М., 1968.

  1. Дмитриев, Ю. Соседи по планете [ Текст ]  / Ю. Дмитриев. -  СП «Юнисам»,1985.

  1. Журкова,А.Я. Чистякова С.Н. Методика формирования профессионального самоопределения школьников на различных  возрастных этапах [ Текст ]: учеб, пособие / А.Я Журкова, С.Н. Чистякова. - Кемерово, 1996.

  1. Загребина, Г.В. Давай устроим праздник [ Текст ] / Г.В. Загребина. -  Ярославль, 2003.

  1. Игумнова, Е. Банкир, фермер иль портной… кто же я буду такой??? [ Текст ]: учеб. пособие для преподавателей / Е. Игумнова.  -  Новосибирск, 1994

  1. Кугач, А.Н. Турыгина, С.В. Школьные праздники, конкурсы, шоу-программы [ Текст ]: учеб, пособие / А.Н. Кугач,  С.В.  Турыгина. -  Ярославль, 2004.  

  1. Левитан, Е.П.  Малышам о звёздах и планетах [ Текст ] / Е.П.  Левитан. -  М.; «Педагогика-Пресс», 1981.

  1. Образцова, Т.Н. Ролевые игры для детей [ Текст ] / Т.Н.  Образцова. - М.: ООО “Этрол”, ООО “ИКТЦ “ЛАДА”, 2005.

  1. Психология развивающейся личности [ Текст ] / сост. А.В. Петровский. – М., 1987.

  1. Разумихина, Г. Будь, пожалуйста, счастлив! [ Текст ] / Г. Разумихина. – М., 1990.

  1. Федин, С. Игры в пути [ Текст ]: учеб, пособие / С. Федин. - М.; 2000.

  1. Формирование социально активной личности в младшем школьном возрасте [ Текст ] / сост. А. Дмитриева, А. Попова. – М.: Прометей, 1993.

  1. Яровая, Л. Н., Жиренко, О.Е. Внеклассные мероприятия,  2 класс [ Текст ]: учеб, пособие /  Л. Н.  Яровая, О.Е. Жиренко. -  М: «Вако», 2004

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №63»

УТВЕРЖДАЮ:

Директор  МОУ «Начальная Общеобразовательная

 школа №63»

        ____________________        С.Г Зуевич

        «_____» _________________20   г

Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению

«В мире профессий»

для 1 - 4 классов, 1 час в месяц

Автор-составитель:

Симченко О. Ю., учитель начальных классов МОУ «Начальная общеобразовательная школа №63»

Кемерово, 2011

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Начальная общеобразовательная школа №63»

Рецензия

на программу «В мире профессий»

учителя начальных классов МОУ «НОШ № 63» г. Кемерово

Симченко Ольги Юрьевны

В современных условиях, когда выросло расслоение в обществе, ощутимо трансформировались его ценностные ориентации, резко изменилась структура рынка труда, по-новому складываются условия для образования, трудоустройства, самореализации молодежи. В этой связи актуальное значение приобретают задачи, связанные не только с повышением качества образования, но и с социализацией и профессиональным самоопределением подрастающего поколения. Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии здесь и сейчас. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности, её социальной, гражданской и ценностной идентичности на всех возрастных этапах, то на этапе начальной школы она жизненно необходима.

Автор-составитель предлагает учебную программу, целью которой является подготовка основы для предпрофильной ориентации младших школьников путем создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.

Программа рассчитана на 4 года обучения (1-4 класс), содержит четкие установки на достижимый и осязаемый результат (представления о том, что должны знать, уметь и применять в жизни обучающиеся). Она состоит из 4 частей, каждая из которых раскрывает тот или иной аспект ознакомления с разнообразным спектром профессий (например, профессии, связанные с природой, профессии родителей, др.). Занятия проводятся с периодичностью 1 раз в месяц в форме бесед с использованием разнообразных наглядных методов, что способствует активизации познавательной деятельности и мотивации младших школьников к изучению мира профессий.

Большое значение автор-составитель придает формированию у школьников рефлексивных умений в процессе освоения программы. Учитывая, что осознанность (рефлективность) деятельности младшего

подростка-школьника становится приоритетным направлением развития образования (ФГОС нового поколения), необходимо признать, что данный аспект актуален и его реализация также ориентирована на практическое решение существующей проблемы социализации детей.

Программа содержит: пояснительную записку, учебный и учебно- тематический планы, содержание, списки литературы для детей и преподавателей, контрольные вопросы и конспекты занятий по основным темам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

Программа внеурочной деятельности " Мир профессий"

Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств....

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий»

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, учитывая интересы обучающихся, была разработана программа внеурочной деятельности научно-познава...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС 2018-2019

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс...