Программа внеурочной деятельности " Мир профессий"
рабочая программа (4 класс)

Светлана Степановна Попова

Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_professiy_4_klass.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Мир профессий»

(кружок)

Составитель программы                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                      Попова Светлана Степановна, учитель

 начальных классов МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

2019

4класс

  1. Пояснительная записка

 

Рабочая программа внеурочной деятельности клуба «Мир профессий» составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции Российской Федерации
  2. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.12 № 273-ФЗ
  3. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приложение к приказу Минобрнауки РФ от 06.10 2009г. № 373).
  4. Фундаментального ядра содержания общего образования под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. М., «Просвещение», 20011
  5. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ УИП №3
  6. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ УИП №3
  7. Учебного плана МБОУ СОШ УИП №3 на 2019-2020 учебный год.

С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения воспитательный процесс должен строиться на основе развития у школьников психологической готовности к выбору, профессиональному и личностному самоопределению. Правильный выбор профессии – один из значимых факторов успешности в жизни человека. В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Учеба в школе выявляет избирательное отношение школьника к разным учебным предметам. У отдельных детей очень рано обнаруживается интерес к некоторым из них, склонность к определенному виду деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной.

Перед младшими школьниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, то младший школьный возраст можно рассматривать как подготовительный, закладывающий основы для профессионального самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка 7-10 лет ограничены его пока небогатым жизненным опытом - работа мамы и папы, воспитателя в детском саду и учителя в школе, профессии летчика, полицейского, разведчика, но об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и весьма поверхностно.

  1. Характеристика курса

Основным методом реализации программы является метод проблемного обучения, позволяющий путём создания проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий. Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определённой профессии, поэтому дети имеют возможность расширить свои представления о мире профессий, а также в силу возрастных возможностей исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.

Связь межпредметных областей с внеурочной деятельностью Изучение программы внеурочной деятельности по социальному направлению «Введение в мир профессий» тесно связано с такими дисциплинами как «Математика», «Русский язык», «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Окружающий мир».

           Актуальность.  Мир профессий огромен. Найти свое место в нем, обрести уверенность в себе, стать профессионалом – процесс длительный. Проблема профессиональной ориентации с учётом личностных факторов становится в наши дни, как никогда актуальна.  Данной программой определяется, что обучающиеся понимают роль и место психологической компетентности в построении правильно жизненной стратегии и успешного достижения поставленных целей. Успешность профессионального самоопределения тесно связана с общим развитием личности, показателем психического развития, способностью к самоанализу, уровнем мотивации.

Программа «Мир профессий» направлена на расширение кругозора младших школьников по профориентации и создание условий для формирования личностных качеств.

Цель: формирование у обучающихся знаний о мире профессий и создание условий для успешной профориентации младших подростков в будущем.

Задачи:

Образовательные:

- расширять у детей представления о разнообразии профессий на основе характерных трудовых процессов и результатов труда, представлении о структуре труда (цель, мотив, материал, трудовые действия, результат);

- расширять знания детей о родных людях, их профессиях, значимости их труда в семье и обществе;

- активизировать в речи слова, родовые понятия и видовые обобщения, связанные с темой, учить выражать свое отношение к той или иной профессии.

Воспитательные:

 -  воспитывать в детях чувство уважения к труду взрослых.

 - расширение кругозора, уточнение представлений об окружающем мире, создание положительной основы для воспитания социально-личностных чувств;

 - воспитание физических, психологических, социальных качеств, необходимых для полноценного развития личности.

           Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» построена таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей.  Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.

Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.

 Принципы реализации программы:

Научность;

Доступность;

Целесообразность;

Наглядность.

Формы организации занятий внеурочной деятельности по профориентации при реализации программы «Мир профессий» основана на индивидуальной, парной, групповой и массовой работах (выступления, защита проектов). Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Занятия проводятся в форме дидактических и ролевых игр, составление интервью, чтение и составление текстов по темам разделов, драматизация диалога.

С целью эффективности и результативности занятия содержат следующие виды деятельности:

-      игровая деятельность (ролевые игры);

-       чтение и составление текстов по темам разделов;

-       изобразительная деятельность;

-       драматизация диалога;

-       прослушивание монологов;

-       разучивание текстов;

-       интервьюирование;

-       проектная деятельность;

-     выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.

С целью достижения качественных результатов учебный процесс должен быть оснащен современными техническими средствами, средствами изобразительной наглядности, видео и фото реквизитами.

Во время каникул деятельность может видоизменяться (оформление страничек портфолио и защита проектов).

2.Общая характеристика учебного предмета.

Первый модуль программы «Экономика и мы»

          Одной из важнейших потребностей современной школы является воспитание делового человека, личности с развитым экономическим мышлением, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений.  Главная особенность и принципиальное отличие предмета «Экономика и мы"- это приоритет общечеловеческих нравственных ценностей. Как сквозная тема проходит рассмотрение морально-этических принципов цивилизованного предпринимательства.   Настоящий предмет для начальной школы не ставит своей целью всеобщий охват экономических категорий и понятий. Учащимся предлагается ряд базовых понятий, из которых складывается фундамент будущего изучения экономики. Представлены наиболее яркие, характерные экономические категории, а также те, на которых могут складываться острые интриги, межличностные конфликты.

    Содержание программы неоднородно. Его можно соотнести с тремя различными уровнями подачи материала, каждый из которых имеет свою специфику и требует особого подхода. С другой стороны, каждый уровень неотделим от других, образуя триединую, комплексную форму. Ученики должны четко представлять себе цель, которая достигается с помощью экономического инструментария.

   Одно из основных направлений - осмысление детьми жизненных ситуаций, которые вызвали появление базисных экономических категорий. Большое внимание уделяется связям между экономикой, историей, географией, естествознанием, математикой. Усвоение экономических знаний построено на принципе сотворчества, преломляясь через опыт бытия. Ученик переносит на себя возникающие экономические, бытовые ситуации, сопоставляет свое мнение и поступки с мнением и поступками персонажей книги. Главное на этой стадии обучения - не столько усвоение знаний и фактов, сколько пробуждение интереса к учебному предмету, осознание его жизненной важности.

В связи с тем, что предмет «Экономика и мы» ориентирован на получение высокого результата в общем развитии детей, основной акцент в программе сделан на самостоятельном приобретении школьниками новых знаний.                              

Основной целью экономического образования и воспитания младших школьников является:                                                                                                                                          формирование элементарных экономических представлений, необходимых в практической деятельности, и начала экономической культуры.                                                                                     Реализация поставленной цели осуществляется при решении следующих задач:

  • с помощью экономических категорий и понятий содействовать целостному восприятию и широкому охвату картины окружающего мира, важной составной частью которого являются экономические отношения;
  •  способствовать общему развитию школьников: развивать мышление, эмоционально-волевую сферу, формировать нравственные качества;
  •  формировать знания, умения, навыки, необходимые ученику в жизни и для продолжения изучения предмета в следующем звене школы;
  •  развивать культуру экономического мышления, научить детей пользоваться экономическим инструментарием.

Второй модуль программы «Основы технической грамотности с элементами моделирования на ПК

Актуальность данного курса обусловлена тем, что в современной России приоритетным направлением становится развитие наукоемких и высокотехнологических производств. В связи с этим возникает потребность привлечения в сферу науки, техники и производства большого числа работников, которые должны обладать хорошо развитыми пространственными представлениями.

Наметился и активно разрабатывается информационный подход, сущность которого состоит в том, что графический язык рассматривается как язык делового общения, принятый в науке и технике.

Спецкурс «Основы технической грамотность» приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области современного производства, содействует развитию технического мышления, познавательных способностей учащихся. Предлагаемый курс позволит школьникам углубить и расширить свои знания в области графических дисциплин. Он направлен на развитие творческих способностей, пространственного воображения, образного мышления обучающихся и повышение их интереса к изучению основам инженерной графики. Кроме того, занятия данного курса оказывают большое влияние на воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда.

  1. Описание места программы «МИР профессий» в учебном плане  

Программа внеурочной деятельности по социальному направлению «Мир профессий» предназначена для обучающихся 1-4 классов, с учётом реализации её учителями начальных классов, занимающимися вопросами профессионального просветительства, профориентационной работой, социальной адаптацией   детей в возрасте от 7 до 11 лет.

Данная программа составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю: 4 классы - 34 ч. в год

На изучение   программы внеурочной деятельности «Мир профессий» в 4 классе отводится:

Количество часов в год – 34 (1 час в неделю).

Количество часов в неделю – 1.

Количество часов в     I четверти – 9.

Количество часов во II четверти – 7.

Количество часов в    III четверти – 10.

Количество часов в    IV четверти – 8.     

      Программа внеурочной деятельности «Мир профессий» для 4 класса состоит из двух разделов:

1.        Экономика.

2.        Основы технической грамотности с элементами моделирования на ПК

4.Содержание программы

В первом разделе «Экономика» (17 часов) продолжается развитие обще трудовых знаний, умений и навыков, знакомство с экономическими терминами, выработка первых навыков составления бюджета. Проявляется активность и инициатива в поисках полезных дел. Воспитывается чувство ответственности за качество выполняемой работы.

Во втором разделе «Инженерные профессии» (17 часов) учащиеся расширят знания в области графических дисциплин, что способствует   развитию творческих способностей, пространственного воображения, образного мышления обучающихся и повышение их интереса к изучению основам инженерной графики.

4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

программы занятий внеурочной деятельности по профориентации

«Мир профессий» для обучающихся 4 классов общеобразовательной школы.

«Экономика и мы» (17 часов)

Содержание курса

Аудиторных

Сроки прохождения

1.

Труд и работа.

2 ч.

2.

Домашнее хозяйство.

1ч.

3.

Понятие о покупателе и продавце.

2ч.

4.

Понятие услуги.

2 ч.

5.

Начальное представление об оптовой и розничной торговле.

1 ч.

6.

Понятие бюджета: семейного, государственного.

2 ч.

7.

Банк как финансовый посредник.

2ч.

8.

Начальное представление о конкуренции.

1ч.

9.

Приусадебное хозяйство. Запасы.

1 ч.

10.

Понятие страхования.

1ч.

11.

Договор. Условия договора.

1 ч.

12.

Итоговое занятие.

1 ч.

Всего

17 часов

 

«Основы технической грамотности с элементами моделирования на ПК» 

(17 часов)

Содержание курса

Аудиторных

Сроки прохождения

1.

Введение

1 ч.

2.

Основы компьютерного черчения

2ч.

3.

Техника выполнения чертежей и правила их оформления

2ч.

4.

Технический рисунок

1 ч.

5.

Художественный рисунок

1 ч.

6.

Чтение и выполнение чертежей

2 ч.

7.

3D моделирование

2ч.

8.

Моделирование

1ч.

9.

Геометрическое построение.

1 ч.

10.

Архитектурные и строительные чертежи и модели.

1ч.

11.

Проекты и индивидуальные задания

2 ч.

12.

Заключительное занятие

1 ч.

Всего

17 часов

6.   Виды контроля.

1) Стартовый контроль.

В сентябре в начале изучения курса внеурочной деятельности проводится стартовая диагностика указанных выше личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся.

2) Итоговый контроль.

Защита проекта – разработка модели изделия, не рассматриваемой в рамках курса.

По итогам проекта вновь проводится диагностика личностных, предметных и метапредметных результатов учащихся. Далее сравниваются результаты со стартовой диагностикой, и дается оценка результативности курса.

Основными формами учёта знаний и умений анкетирование детей; тестирование на проверку знаний учащихся, практические работы проверка и контроль разработки учащегося, проекта и соответствие созданной модели данному проекту.

Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования

Графических и творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио».

Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

  1. . Информационно-методическое обеспечение.

    Цифровые образовательные ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа:http://school-collection.edu.ru

2. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В.Занкова. – Режим доступа:http://zankov.ru

3. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа:http://nachalka/info/about/193

4. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва.

5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа :http://nsc.1september.ru/urok

Технические средства обучения.

1. Персональный компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

8 . Список литературы

1. Программа внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова/Сост. Е.Н. Петрова.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2012

2. Смирнова Т.В. Учебник. Белка и компания: экономика для детей в сказках, играх и задачках. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом«Федоров», 2009

3. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Путешествие в компании Белки и ее друзей:

задачник-рабочая тетрадь по экономике. 2-3 классы : в 2 частях.- Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011

4. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации к факультативному курсу «Экономика». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательcкий дом «Федоров», 2009

5. Смирнова Т.В. Экономический сказочный словарь. - Самара: Издательский дом«Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2009

6. Смирнова Т.В., Проснякова Т.Н. Методические рекомендации, ответы и пояснения к задачнику-рабочей тетради по экономике «Путешествие в компании Белки и ее друзей». - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература»,2009

7. Золотарева Т.В. Белка и компания. Экономическая настольная игра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий" 3 класс

Программа внеурочных занятий для учащихся 3 класса по дужовно-нравственному воспитанию "Мир профессий"...

Программа внеурочной деятельности "Все профессии нужны, все профессии важны"

Сроки реализации программы 33 чВозраст детей: 7-8 лет (1 класс)Направление: социальноеВид: модифицированная...

Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп профессий»

В соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, учитывая интересы обучающихся, была разработана программа внеурочной деятельности научно-познава...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «МИР ПРОФЕССИЙ» 4 КЛАСС 2018-2019

В жизни каждого человека профессиональная деятельность занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего ребенка...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука профессий" 1-4 класс...

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий"

Программа внеурочной деятельности "Мир профессий", 1 класс...