Развитие навыка осознанного, правильного и беглого чтения у младших школьников.
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс)

Ляшенко Наталья Юрьевна

Упражнения для развития навыка  осознанного,  правильного и беглого  чтения  у младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКОУ Поселковая СОШ

Доклад

«Развитие навыка осознанного,

правильного и беглого  чтения

у младших школьников»

учителя начальных классов

Ляшенко Н. Ю.

2019-2020 уч. г.

Сухомлинский отмечал: «Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками мелодиями окружающего мира».

Задача учителя и родителей научить ребёнка читать так, чтобы чтение доставляло удовольствие, привить потребность в чтении, так как чтение прежде всего играет важную роль в образовании, воспитании и развитии ученика.

 Включать в уроки необходимо самые различные упражнения, чтобы привлечь внимание, развивать мышление, память и ,конечно, развивать технику чтения.

Все упражнения разделены на группы:

 для развития сознательного чтения;

для формирования правильности чтения;

 для развития беглости чтения; для развития выразительности.

Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения.

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются? Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2. Назови одним словом. Чиж, грач, сова, ласточка, стриж. Зелёный, синий, красный, жёлтый.

3.Какое слово лишнее и почему? Ель, сосна, кед, осина.

4. Чем похожи следующие слова? Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

5. Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог. Колос, рота, ваза. (корова)

Слова могут быть напечатаны на доске, на индивидуальных карточках. Учитывая индивидуальные способности класса или ученика ( если работа по карточкам) слова можно поделить на слоги. Прежде чем выполнить задание слова обязательно нужно прочитать. Хоровое чтение, жужжащее, чтение «спринт», индивидуальное чтение – можно применить для выполнения задания. После такой работы ученик выполняет задание и не замечает того, что он читал.

Эти упражнения дают возможность поработать над техникой чтения, ведь прежде всего надо прочесть какую-то группу слов, а затем подумать, применить логическое мышление, выполнить задание.

Вторая группа – игры по составлению слов со словами.

В эту группу входят упражнения также предполагающие прежде всего прочесть какую-то группу , а затем выполнить задание. Найди слово в слове, подбери пару, закончи предложение, различные ребусы, шарады, загадки.

Третья группа – работа с деформированными текстами; неоконченными рассказами, работа с текстами учебника.

Задания этой группы способствуют развитию речи учащегося. Это начальный этап работы над текстом больших произведений.

1. Составь текст (перестановка предложений). Тексты подбираются по теме урока.

2. Составь предложение (3-4) к теме урока. Можно дать слова помощники.

3. Закончи рассказ. Даётся 2-3 предложения, продолжают дети.

4. Прочитай текст, ответь на вопросы.

5.Расположи вопросы по порядку содержания текста. Зачитай ответ на второй вопрос.

6. Задай вопросы по тексту или части текста.

7.Работа над заголовком.

Докажи, что заголовок выбран правильно, сопровождая его текстом.

Подбери к заглавию часть текста.

Озаглавь части.

8.Выборочное чтение.

9. Пересказ по вопросам и без них.

10.Составление плана текста.

 Упражнения для формирования правильности чтения.

упражнения, направленные на развитие внимания, памяти 

1. Выбери слова на данный звук ( чтение четверостишия, предложения, текста).

2.Придумай название продуктов на данный звук.

3.Встаньте те, у кого в имени, отчестве, фамилии есть данный звук.

4.Покажи название 5-6 предметов. Выбери название предмета, в котором один слог, два слога.

5.Повтори скороговорку, предложение, текст.

6.Заучи четверостишие.

7. Повтори слова на тему, добавляя своё. Игра «Снежный ком».

упражнения со словами:

это перевёртыши, сквозная буква, лесенка , послоговое чтение слов, имеющих сложный слоговой и морфемный состав.

Упражнения для развития беглости чтения.

Упражнения для развития поля зрения – работа со словарными блоками, по вертикали которых спрятано слово. Дети читают слова, а сами глазами следят по буквам которые выделены.

Работа по созерцанию зелёной точки. На карточки ставим зелёную точку и концентрируем взгляд на ней. В это время называем предметы справа, слева, вверху, внизу.

Работа по таблице Шульте. Развитие поля зрения по вертикали, горизонтали.

сок Света ива              носки место кресло        сам каток клетка            кукла кукла           магазин рак

Чтение столбиков с трафаретами. Дети, используя трафарет , читают слова в столбиках:

Чек красный защёлка универмаг

Работа по таблицам. Пособие состоит из 4-х блоков, в каждом блоке по 5 столбиков слов. Работа проводится так: называется слово которое отыскивается. ( таблица).

Наборы по Т.Н.Федоренко.

Тексты зрительных диктантов. Методика профессора И.П. Федоренко, гласит, что при работе над книгой важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена таким образом, что запоминается не то, что постоянно перед глазами, а то, что мелькает: то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие-то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить длинные упражнения, длинные по времени; мы должны упражнения проводить короткими порциями, но с большей частотой.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения.

Режим щадящего чтения – это такой режим, когда ребенок прочитывает одну – две строчки и после этого получит кратковременный отдых.

Такой режим автоматически получается, если ребенок просматривает диафильмы, слайды: 2 строчки под кадром прочитал, посмотрел картинку – отдохнул. Следующий кадр – опять две строчки прочитал, опять посмотрел картинку.

Упражнения для активизации органов речи:

скороговорки, чистоговорки,

 различные виды чтения шёпотом, затем громко, затем про себя,

 хоровое чтение, чтение в парах, чтение одновременно с ведущим,

чтение с убыстрением темпа,

 чтение с переходом на незнакомый текст,

жужжащее чтение,

 чтение «спринт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи у младших школьников, которые испытывают трудности в обучении.

Актуальность настоящей работы обусловлена, во-первых, недостаточным изучением особенностей грамматического строя речи у младших школьников с  трудностями в обучении; во-вторых, увеличен...

Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность

Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...

« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »

Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Возрастные особенности развития универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников.

В статье описываются возрастные особенности развития коммуникативных УУД....

Развитие грамматического строя речи у младших школьников

курсовая работа по методике преподавания русского языка...

Развитие творческого воображения как способ развития творческих способностей и одарённости младшего школьника.

В концепции представлены возрастные особенности воображения младших школьников, диагностика воображения по П. Торрансу, методы, средства и способы стимулирования творческой активности, а также техноло...