Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.
статья

Нелли Викторовна Рябцева

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития. 

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребенка в школе.

 Практика логопедической работы показывает, что часто на первый план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это одна из причин возникновения дисграфии и дислексии у школьников. В ходе обучения детей, страдающих общим недоразвитием речи, обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры слова представляет для  них особенно большую трудность и требует специального внимания учителя-логопеда. Процесс овладения слоговым составом слова может быть понят только в его связи с общим и речевым развитием ребенка, в частности состоянием его слухового восприятия, уровнем его артикуляционных возможностей, развитием мотивационной стороны деятельности и т.д. Различные научно-методические подходы в коррекции структуры слова у детей с речевой патологией были разработаны такими авторами, как  Маркова А.К., Агранович З.Е., Ткаченко Т.А., Бабина Г. В. и другими. А.К. Маркова выделяет два основных аспекта работы над слоговой структурой слова: работа по воспроизведению и работа по различению структуры слова. Главное внимание уделяется уточнению контура (длины) слова, на начальных этапах используются только правильно произносимые слова. Т.А. Ткаченко предлагает следующие основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова: - наличие фонетико-фонематической базы, т.е. определенного уровня развития фонематического восприятия и произносительных навыков; - в начале обучения ребенку предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки; - по мере усложнения речевого материала для коррекции расширяется и звуковая палитра используемых слов; - на этапе формирования слоговой структуры весь речевой материал ребенок проговаривает отраженно. На этапе закрепления навыков воспроизводятся стихи, скороговорки. На заключительном этапе навыки окончательно автоматизируются в самостоятельной речи. - в качестве вспомогательного средства используются зрительные и жестовые символы звуков; - в случае трудностей, слово произносится медленно, при одновременном отхлопывании его слогового  контура; - закрепление значения отработанного слова.           З.Е. Агранович предлагает  следующую методику коррекционной работы по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Она включает в себя два этапа: - подготовительный  (работа проводится на невербальном и вербальном материале; цель данного этапа – подготовить ребенка к усвоению ритмической структуры слов родного языка); - собственно коррекционный ( работа ведется на вербальном материале; цель этого этапа – непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов). Он состоит из нескольких уровней: уровень гласных звуков; уровень слогов; уровень слова; фонематический и слоговой анализ слов; фонематический и слоговой синтез слов; фонематические представления. Г. В. Бабина предлагает свою систему работы по коррекции слоговой структуры слова. Работа проводится в определенной последовательности. Вначале формируются пространственные представления и оптико-пространственные ориентации (ориентировка в собственном теле, в трехмерном пространстве, в двухмерном пространстве). Затем проводится работа по развитию моторных функций: совершенствуются общие движения и действия (отрабатывается темп и ритм), мелкая моторика рук, координация пальцев рук и органов артикуляции при выполнении совместных движений. Следующий этап формирования слоговой структуры слова – восприятие и проговаривание лексических единиц: гласных звуков, слогов, слов. Анализируя опыт вышеперечисленных авторов, мы в своей работе используем следующую  систему игровых приемов и  упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей с патологией речевого развития, адаптированную с учетом возрастных и речевых возможностей детей. Она основывается на следующих принципах: - все упражнения проводятся в игровой форме; - лексический материал должен состоять из правильно произносимых звуков; - создавать игровые поощрения, побуждающие к активному участию на занятии; - отработанные слоговые сочетания, включаются в слова и предложения; - создать условия для мотивации и положительных эмоций к занятиям; - как вспомогательное средство используются зрительные символы звуков; - новые слова произносятся с одновременным отхлопыванием, отстукиванием слогового контура; - уточняется лексическое значение новых слов. Работу по коррекции слоговой структуры слова можно разделить на три этапа: Подготовительный этап: упражнения на развитие слухового внимания, выполнять простые инструкции взрослого, знакомство со звучанием простых музыкальных  инструментов, умение различать громкую и шепотную речь, развитие темпа и ритма. Примеры  игровых упражнений. Игры на развитие слуховой памяти.   1.         «Запоминай и выполняй.» Выполнение ребенком 4-6 простых действий- словесных инструкций (встань, подойди к окну, возьми куклу), задания говорятся шепотом на расстоянии 4-5 метров.   2.         «Наведи порядок.» Логопед называет 5 картинок, ребенок должен разложить их в той же последовательности.   3.         «Наседка и цыплята». Наседка (логопед) стучит в бубен или металлофон 1-2-3 раза, а ребенок столько же раз пищит. Игры на развитие слухового внимания.   1.         «Где позвонили?». Один ребенок с закрытыми глазами угадывает, где зазвучал инструмент, и показывает направление рукой. Если угадал, то тот кто звонил становится водящим.   2.         «Тихо-громко». Логопед стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий – шагом, под более громкий – бегут.   3.         « Узнай по звуку». Логопед производит шумы разными предметами за ширмой (бросает на пол ложку, мяч, мнет бумагу, хлопает в ладоши,…), а дети отгадывают что это был за звук. Игры на развитие речевого слуха.   1.«Кто летает (плавает, бегает)?» Произносится ряд слов (сокол, молоко, рыба, комар,…), дети в нужный момент имитируют руками полет и произносят – летит.   2.«Горшочек». Дети передают друг другу мяч. При слове ХОЛОДНЫЙ – мяч можно трогать, а при слове ГОРЯЧИЙ – нельзя.   3.«Называй, не зевай». Дети получают по две картинки, названия которых сходны по звуковому составу. Педагог произносит слова, а имеющий нужную картинку поднимает и называет ее. Коррекционный этап: дифференциация длинных и коротких слов, отхлопывание предложенного рисунка слова, проговаривание сочетаний из одинаковых согласных и разных гласных звуков с разным ударением, повторять сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков. Примеры: Игровые приемы в работе с гласными звуками.   1.         «Узнай плач Аленушки». АААААААА-АОУАУОУА…   2.         «Споем начало (середину, конец)» - из предложенных 3-х гласных звуков ребенок поет один в заданной позиции.   3.         «Узнай по губам». Взрослый молча артикулирует гласные, а дети узнают и повторяют вслух звуки. Игровые приемы в работе со слогами.   1.         «Посчитай». Дети воспроизводят хлопками услышанное количество слогов.   2.         «Бусы». Нанизывание бусин, колец с одновременным произнесением цепочки слогов (па каждое кольцо- один слог).   3.         «Вспомни чужой голосок». Логопед показывает изображение животных, птиц; дети произносят звукоподражания (корова, баран, курица: МУ-БЕ-КО; картинки убираются, слоги повторяются по памяти. Заключительный этап: закрепление слогового рисунка 3-4-х-сложных слов, с закрытыми и открытыми слогами, включать их в предложения, состоящих из правильно произносимых звуков. Примеры: Игровые приемы в работе со словами. «Прятки». Логопед говорит ребенку, что животные играют в прятки, а затем предлагает посмотреть и сказать, кто куда спрятался (зайчик под кустом, медведь за пеньком, белка за елкой). «Подумай и назови». Логопед раскладывает картинки перед ребенком, уточняя названия предметов, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать»(едет кто?-мальчик, едет что?-вагон, машина). «Что ты делаешь?» Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит: «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?» (я копаю, я катаю, я бегаю, я гуляю, я кидаю).     Учитывая важность всех этапов коррекции слоговой структуры слова, участие воспитателя в работе над этой проблемой является важной. Воспитатель на своих занятиях проводит игры для развития и закрепления полученных навыков на занятиях логопеда по преодолению нарушений слоговой структуры слова. Для достижения лучшего результата в этой проблеме необходима помощь и со стороны родителей. При выполнении домашнего задания с детьми родителям даются рекомендации и различные игровые упражнения по закреплению полученных навыков на занятиях с логопедом по преодолению нарушений слоговой структуры слова. В своих разработках большое внимание уделила наглядному материалу, который способствует привлечению внимания детей и увеличению объема запоминания. А так же при соотнесении слова с картинкой у ребенка развивается наглядно-образное мышление, которое стимулирует познавательную активность ребенка. Данный материал приносит положительный результат в работе. Наши воспитанники: - овладевают умением воспроизводить слова как простого, так и сложного слогового состава; - у детей развивается фонематическое восприятие; - преодолеваются лексико-грамматические трудности; - совершенствуется зрительное и слуховое внимание; - нормализуется речевое и физиологическое дыхание; - активизируется и обогащается словарный запас; - развивается грамотная речь, мышление, память; - формируются важнейшие качества личности (самостоятельность). У детей появляется уверенность в себе, которая в дальнейшем поможет им в общении со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные подходы в системе коррекционной работы по формированию слоговой структуры слова у детей младшего школьного возраста с ОНР»

По итогам диагностики, проделанной за последние пять лет, наблюдаю среди поступающих в школу увеличение числа детей с речевыми нарушениями, со слабой школьной готовностью. Одним из наиболее тяжелых и ...

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....

Выступление на тему: «Формирование слоговой структуры слова у детей с I-II уровнем речевого развития через систему игровых упражнений»

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность речевого общения – одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребёнка...

Коррекция слоговой структуры слова у детей с моторной алалией

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноц...