Коррекция слоговой структуры слова у детей с моторной алалией
методическая разработка по логопедии (1, 2 класс)

Талтыгина Галина Анатольевна

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_korrektsiya_slogovoy_struktury_rechi.docx47.77 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад «Коррекция слоговой структуры речи»

Учитель-логопед МАОУ «СОШ №5»

Талтыгина Г.А.

Одной из важных задач в общей системе коррекционно-логопедической работы является формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи, дающей возможность полноценного речевого общения. Применение коррекционной системы, разработанной согласно особенностям нарушения слоговой структуры у детей, позволяет значительно снизить выраженность данного нарушения или полностью его устранить как в устной, так и в письменной речи.

В системе языка с тремя основными составляющими - фонетикой, лексикой и грамматикой - слоговая структура занимает особое место. С одной стороны, это, несомненно, часть произносительной стороны речи - фонетики (Т.Г.Егоров, Н.Х.Швачкин и другие). Но с другой – существует связь между структурными искажениями слов и их семантической недостаточностью (Р.Е.Левина, А.К.Маркова и другие). Поэтому лексические единицы, а именно слова с малознакомым значением, чаще подвергаются изменениям на слоговом уровне.

В соответствии с принципами психолого-педагогичекой классификации речевых нарушений выделяется категория детей с общим недоразвитием речи (ОНР), при котором отмечается недостаточная сформированность основных языковых структур. Речь страдает как целостная функциональная система, и нарушаются такие ее компоненты, как фонетика, лексика и грамматический строй. При осложненных формах ОНР помимо перечисленных компонентов речи нарушается и слоговая структура слова, то есть взаиморасположение и связь слогов в слове. При этом речь ребенка имеет выраженные отклонения в воспроизведении слогового состава слова, которые могут проявляться следующим образом:

  1. Нарушение количества слогов: сокращение (пропуск) слога – «моток» – «молоток»;

- опускание слогообразующей гласной – «пинино» – «пианино»;

- увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных – «команата» – «комната».

2. Нарушение последовательности слогов в слове:

  • перестановка слогов – «деворе» – «дерево»;
  • перестановка звуков в соседних слогах – «гебемот» – «бегемот».
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • сокращение стечений согласных – «тул» – «стул»;
  • вставки согласных в слог – «лимонт» – «лимон».

4. Уподобление слогов – «кококосы » – «абрикосы».

5. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) – «били...били...билитекарь» – «библиотекарь».

6. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими) – «нананасы»–«ананасы».

7. Контаминации (смешение элементов слов) – «в холодильнице» – «в хлебнице, в холодильнике».

Преобладание ошибок, выражающихся перестановкой или добавлением слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Сокращение количества слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы. При этом нарушения слоговой структуры слова сохраняются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко искажается при включении этого слова во фразу или в самостоятельную речь. Большое значение для правильного произнесения слогового состава слова имеет степень знакомства со словом. Малознакомые слова искажаются чаще, чем слова, хорошо известные ребенку. Анализ данных научно-методической литературы по проблемам нарушения и коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста позволяет сделать вывод о том, что этот вопрос является малоизученным и недостаточно описанным. О важности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью является одним из главных факторов для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова лежит в основе овладения грамотой и успешного обучения ребенка в школе.

Логопедическая работа по устранению нарушений слоговой структуры слова не может ограничиваться коррекционной задачей исправления лишь данного недостатка. Необходимо развивать фонематическое восприятие, словарный запас, грамматические формы и интеллектуальные функции: мышление, память, внимание. Поэтому требуется разнообразный учебный материал, который следует преподносить в игровой форме. На его поиск учитель-логопед обычно затрачивает значительные усилия. Необходимый лексический материал в форме разнообразных игр и игровых упражнений специалисты могут найти в данном пособии.

В его основу положен принцип системного подхода к коррекции речевых нарушений, а также классификация А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (используются односложные, двусложные, трехсложные и четырехсложные слова), так и в степени сложности слога (открытый – закрытый, прямой – обратный, слог со стечением согласных и без него). Таким образом были выделены следующие темы:

1. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов.

2. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов.

3. Односложные слова.

4. Двусложные слова с закрытым слогом.

5. Двусложные слова со стечением согласных в середине слова.

6. Двусложные слова, состоящие из закрытых слогов.

7. Трехсложные слова с закрытым слогом.

8. Трехсложные слова со стечением согласных.

9. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом.

10. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных.

11. Односложные слова со стечением согласных в начале или в середине слова.

12. Двусложные слова с двумя стечениями согласных.

13. Трехсложные слова со стечением согласных в начале и в середине слова.

14. Многосложные слова, состоящие из открытых слогов.

Наиболее эффективные результаты по преодолению нарушений слоговой структуры слов достигаются при проведении тщательной подготовительной работы. Необходима коррекция не только звукопроизношения, но и слухо-моторных координаций (например, воспроизведение ритмов по слуховому образцу), коррекция речевого дыхания, развитие артикуляционного праксиса. Такая работа облегчает детям артикуляционные переключения и предотвращает пропуски и замены слогов.

Аэлита Капитоновна Маркова указывала на то, что логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова осуществляется в 2-х направлениях:

1 направление – развитие имитативной способности ребенка – на отраженной речи логопед мотивирует ребенка воспроизвести только слоговой контур слова, то есть количество слогов и ударность (например, «ла-ла-би» - воробьи). На этом этапе мы не требуем четкого произношения.

2 направление – отработка слоговой структуры. Работа на данном этапе опирается на принципы, которые разработала А.К. Маркова:

1 принцип – системность в работе: формирование слоговой структуры слова

2 принцип - первоначально слово должно включать звуки раннего онтогенеза (панама, колено).

Сама работа по формированию слоговой структуры состоит из двух этапов: подготовительный и основной.

Подготовительный этап работы.

Первоначально учим детей слышать и слушать, а затем воспроизводить. Работа строится на неречевых ритмических моделях.

1-я задача: научить воспринимать и воспроизводить неречевые ритмические структуры (отстукивания, отхлопывания). Вся работа происходит в условиях предметной (или иной ведущей) деятельности. Очень важно. Чтобы ритмические структуры являлись отражением реального устройства слова.

Начинаем работать с равномерных ритмических структур, то есть имеющих одинаковый размер паузы. Затем предлагаем запомнить и воспроизвести не равномерные структуры. После этого выделяем ударный элемент (на хлопках):

мо – ло – ко

2-я задача: научить детей различать на слух длинные и короткие слова; для обозначения коротких слов используется короткая палочка, а для длинных – длинная.

3-я задача: научить ребенка на слух дифференцировать слоговые ряды по длине (в игровой ситуации).

Например: на материала игры «Волк и семеро козлят».

Волк стучится: тук-тук-тук

Коза стучится: тук-тук

Логопед: Давайте, ребята, не будем пускать волка.

Основной этап работы.

1-я задача: преодоление кинетической апраксии; нужно научить ребенка овладеть своими органами артикуляции и плавно переключаться с одного уклада на другой.

Начинаем работать на материале гласных звуков. Учим ребенка первоначально произносить несколько гласных звуков в игровой ситуации (например, «ау»), постепенно наращивая этот ряд. По мере увеличения количества гласных в ряду формируется плавильное переключение, предполагающее изменение последовательности гласных в ряду (например: эуа). После того, как отработаны гласные звуки, переходим к новому материалу – цепочке слогов (в игровой ситуации). Логопед учит произносить слог, меняя в нем гласные звуки (например: па-пу, па-пи). Первоначально в двухсложных, а потом в трехсложных моделях.

Затем переходим к более сложному заданию: произносим такие цепочки, в которых меняем согласный звук (например: па-ка, па-та-ка).

После этой предварительной работы ребенку можно предложить упражнения артикуляционного порядка (артикуляционная гимнастика). Сначала простые упражнения (открыть и закрыть рот; улыбка и трубочка), затем более сложные (широко открыть рот – язык вверх-вниз).

В рамках первой задачи учим детей имитировать звукоподражания (например: ко-ко, мяу-мяу) и от них переходим к словам первого класса по слоговой структуре.

Первые слова, которые автоматизируются в речи представляют собой модели, состоящие из однотипных слогов (например: мама, папа, тетя). И затем отрабатываем на этой основе четыре класса слоговых моделей.

Необходим эмоциональный фактор в работе. Логопед должен относиться к работе с творчеством, воображением, чтобы ребенку было интересно.

2-я задача: научить детей произносить слова со стечением согласных.

Стечения могут быть в середине, в начале слова, а так же в середине и в начале.

Самый легкий вариант – стечение на стыке слогов. Логопед начинает работу с того, что слова со стечениями согласных произносятся поочередно. Первый слог произносит сам логопед, а дети добавляют второй слог, который должен быть одинаковым во всех произносимых словах. Упражнение проводиться с опорой на денотаты (например: кошка, мышка, палка). Можно вводить слова, новые по семантике. А.К. Маркова «способ поочередного произнесения».

Нецелесообразно предлагать детям хором произносить слова – не дает возможности осуществить контроль за речью алалика.

Строго осуществляется подбор лексического материала на первых занятиях; рекомендуется использовать те слова, в которых стечения согласных представлены звуками, разными по способу образования (например: кофта).

Автоматизация начинается с работы над словами, где стечение в начале слов; логопед использует способ наращивания открытого слога добавочным согласным звуком (например: -ка, ска -, - зка).

3-я задача: работа, направленная на предупреждение перестановки слогов в слове.

Ребенку необходимо показывать, как эта работа важна. С этой целью используют бинарное противопоставление (например, гора – рога).

Сопоставления разного порядка с предметными картинками должны показать ребенку, что слоги в словах переставлять нельзя. После такого сопоставления начинаем ребенка готовить слоговому анализу.

1-я задача: научить детей в разных словах (разных позициях) слышать / находить одинаковые слоги (например: вата – канава) как в ударном слоге так и в безударном положении;

2-я задача: учить детей с одним и тем же кусочком слова (слогом) придумывать слова:

- различные по семантике;

- по частям речи (слова – предметы);

3-я задача: научить детей интегрировать слоги.

Например:

Л: Ребята, ловите кусочки слова «ха» и «му». Какое слово вы поймали? (муха)

Задания на трансформацию слов:

- изменение порядка слогов;

- добавление лишнего слова;

- изъятие слова или слога

Л: Как из слова шина сделать слово машина?

Л: Как сделать из слова ключ два кусочка? (ключи)

Коррекционная работа по развитию слоговой структуры слов состоит из нескольких этапов. Особое значение на каждом этапе отводится работе анализаторов, причём не только речевого, но также слухового, зрительного и тактильного. От того, насколько продуманно скомбинирован лексический материал с работой различных анализаторов, зависит успешность логопедической работы.

I этап. Работа с гласными звуками и буквами.

В процессе развития слогового анализа в речевом плане важным является умение выделять гласные звуки в словах (в слове столько слогов, сколько гласных). Опора на гласные звуки позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных или их добавления.

Детям предлагаются следующие задания:

- Знакомство с гласными «звуковиками». Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог – комочек.

Звуковики (артикуляция гласных)

- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И).

- Показ детьми беззвучной утрированной артикуляции (только гласные первого ряда + И).

- Пение серий звуков с чёткой артикуляцией с опорой на звуковиков и без опоры: ОА, УИ, АИУ, ИОУ и т. п. (необходимый ряд звуковиков выставляется на наборном полотне или доске).

- Пение серий звуков с выделением ударного звука: АИУ, АИУ, АИУ и т.п. (подготовительная работа к определению ударного слога).

- Образование йотированных гласных второго ряда (согласный звук Й + гласный звук). Правило: звука два – буква одна.

- Пение серий гласных первого и второго ряда с чёткой артикуляцией с опорой на буквы (без опоры на звуковиков) ЕА, ЮИ, АЁУ, ЯУО и т. п.

- Пение гласных первого и второго ряда с выделением ударного гласного (опора на серию карточек с буквами).

II этап: Коррекционная работа на уровне слога.

Степень сложности слогового анализа во многом зависит от характера слогов и их произносительной трудности. В прямом слоге (ту) звуки более тесно слиты в произношении, чем в обратном (ут). Вследствие этого в процессе слогового деления дети часто видят в одном слоге два слога, называя звуки (у-т-ка). В связи с этим особое внимание уделяется выделению обратного слога как единого целого.

Слоги изучаются в следующей последовательности:

  • обратные: АМ, ОХ, УТ и т. п.;
  • прямые: ЛО, НУ, ДЯ и т. п;
  • со стечением согласных:
  1. КРА, СТО, ПТУ и т. п;
  2. ОФТ, УНК, ИЛП и т. п;
  3. ДОЛ, НУС, МИТ и т. п;

Детям предлагаются следующие задания:

- «Слепить комочек», если логопед произнесёт слог. Объяснить свой выбор,

например:
СТА –
это слог, потому что здесь есть гласный А.
М или КЛ –
это не слог, потому что здесь нет гласного.

- Составление слоговых таблиц

- Чтение слоговых таблиц с различными типами слогов.

- Запись слогов различных типов под диктовку с выделением гласных.

- Подбор слов на заданный слог в определённой позиции, например:

КА_____

___КА___

_____КА

КА_____

___КА___

_____КА

КА_____

___КА___

_____КА

КАша

приКАзы

иголКА

КАбина

расКАты

улитКА

КАпитан

стаКАны

кукушКА

III этап. Коррекционная работа на уровне слова.

Коррекционно-логопедическая работа на III этапе ведётся последовательно в соответствии с 13-ю основными группами/классами слоговой структуры слов:

  1. двусложные слова из открытых слогов (муха, ноты, ваза…);
  2. трёхсложные слова из открытых слогов (лопата, кубики, малина…);
  3. односложные слова из закрытого слога (мак, жук, лес…);
  4. двухсложные слова с закрытым слогом (лимон, веник, каток…);
  5. двухсложные слова со стечением в середине слова (вилка, буквы, майка…);
  6. двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных (чайник, костюм…);
  7. трёхсложные слова с закрытым слогом (телефон, капитан, магазин…) и т. д.

Детям предлагаются следующие задания:

- Назвать в слове гласные. Утрированно показать артикуляцию каждого гласного. Предлагаются слова, произношение которых не отличается от написания. «Слепить комочки», чётко назвав каждый слог.

- Разложить картинки под схемами, например:

___и____а

___е____а

___о____а

Описание: ошка. Вилка. Кепка.

- Соединить «комочки» стрелками, чтобы получилось слово: шок, пе, ту; на, та, ком; из, ка, буш и т.п.

Описание: И КЛУБ КА

- Разделить слова на слоги, ладошками «слепив комочки». Поменять слоги местами. Записать пары слов. Например: насос – сосна, банка – кабан, мышка – камыш, и т. п.

- Придумать ряд слов так, чтобы последний слог одного слова стал первым слогом следующего, например: рыба – баран – ранка – каша – ... и т. д.

- Отгадывание ребусов позволяет детям более полно прочувствовать и увидеть слоговую структуру слов, с которыми приходится оперировать, например: тигры, напёрсток, одиннадцать.

- Изменять слова по образцу, добавляя по одному слогу. На каждый слог «лепить комочек».

Описание: обавляем слог

Примерные слова: кот, бант, стол, шар, винт, зонт, ключ, мяч, винт.

- Дидактические игры, в которых задействованы общая и мелкая моторика.

Работа над многосложными словами рассчитана на длительное время. Каждое слово разбирается на слоги. Каждый слог отрабатывается отдельно, с утрированной артикуляцией и сжиманием ладоней «комочком». Особое внимание уделяется проговариванию слогов со стечением согласных: кры-жов-ник, спут-ник, шлаг-ба-ум, под-гля-ды-вать, вспо-ми-нать, скла-ды-вать. Затем слоги необходимо плавно соединить. Логопеду нужно внимательно следить, чтобы во время синтеза не было пропусков, перестановок, добавлений и искажений.

В работе над многосложными словами, помимо вышеперечисленных заданий, можно предложить следующее:

- Составление одного слова из двух, например: сам летает – самолёт, голубые глаза – голубоглазый, тёмные волосы – темноволосый, быстрые ноги – быстроногий, длинные уши – длинноухий, любить тепло – теплолюбивый, дарить благо – благодарить, благодарный и т.п.

- Подбор других слов для каждого слога многосложного слова, например:

По

Бе

Ди

Те

Ли

Поезд

Берег

Дима

Тема

Линия

Cапоги

Бедать

Родина

Тело

Улица

Многосложные слова удобно разделить на группы: существительные, прилагательные, глаголы. Сюда должны входить сложные слова, встречающиеся в учебниках русского языка и чтения для начальной школы. На логопедических занятиях проводится работа с таблицей из 6-8 слов. Дома дети закрепляют плавное утрированное произношение данных слов. Параллельно проводится работа по написанию этих слов. Акцент делается на письмо с проговариванием, причём проговаривание тоже утрированное, которое позволяет более активно включать в работу анализаторы, участвующие в процессе образования письменной речи.

IV этап: Коррекционная работа на уровне предложения и текста.

Следующим этапом является отработка слоговой структуры слов на материале предложений, чистоговорок, текстов, стихов.

Конкретный лексический материал учитель-логопед подбирает самостоятельно в зависимости от уровня речевого развития детей.

Детям можно предложить следующие задания:

- Заучивание чистоговорок с различными типами слогов и повторяющимся слоговым рядом, например: ша-ша-ша – мама моет малыша; ичка-ичка – на дереве птичка.

- Придумывание чистоговорок на заданный слог: ла-ла-ла – ….

- Договорить незаконченные слова в предложениях, отгадать загадки (слоговая структура отгадок усложняется постепенно).

- Игра «Шифровка» (отстучать ритмическую структуру слов в предложении), например:

Коик пил мооо. -

Описание: хема предложения

- Чтение предложений и связных текстов с предварительным делением слов на слоги.

- Чтение текста с утрированным проговариванием пропущенных слов, либо слов, вместо которых нарисована картинка.

Коррекционно-логопедическая работа должна носить дифференцированный характер, учитывающий структуру дефекта, психологические особенности детей. Большое значение придаётся организационному и эмоциональному уровню занятий и каждого этапа занятия в отдельности. Предпочтение отдаётся групповой работе как обеспечивающей тренировку коммуникативных возможностей детей.

При систематизированной работе и подключении в коррекционный процесс речевого, слухового, зрительного и тактильного анализаторов наблюдается положительная динамика развития слоговой структуры слов, что сразу же отражается в письменных работах детей.

На логопедическом занятии целесообразно проводить следующие игры, упражнения:

КОНЕЦ СЛОВА ЗА ТОБОЙ Логопед, бросая мяч ребенку, называет первый слог слова. Ребенок, возвращая мяч, добавляет заданный слог, а затем произносит слово полностью. Значение незнакомых ребенку слов необходимо уточнить.

НАЙДИ И НАЗОВИ Перед ребенком – картинки, на каждой из которой изображено несколько предметов. Логопед говорит: – Я назову предмет, а ты найди картинку, где таких предметов несколько, и назови их: с окончанием И с окончанием Ы.

ВЫПОЛНИ КОМАНДУ Логопед говорит: – Представь, что я командир. Я буду отдавать приказы, а ты – выполнять их и называть то, что делаешь.

ВЫБЕРИ КАРТИНКИ Задачи: учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа; упражнять в согласовании притяжательных местоимений «моя», «моё», «мои» с именами существительными в роде и числе

ЛИТЕРАТУРА

1. Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей. – СПб., 2000.

2. Бабина Г.В., Сафонкина Т.С. Нарушения слоговой структуры слова у учащихся школы ТНР и их влияние на овладение грамотой // Принципы и методы коррекции нарушений речи: Сб. – СПб., 1997.

3. Воробьева В,К. Курс лекций по предмету «Алалия» - 2004.

4. Лопухина И.С. Логопедия. – М., 1996. 8. Маркова А.К. О преодолении нарушений слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Совещание-семинар по вопросам специального обучения в школе для детей с ТНР. – М., 1964.

5. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи // Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1961.

6. Румянцева Л.И. Значение ритмико-слоговой структуры слова в процессе чтения. – М., 1952. – Вып. 42.

7. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова Система коррекционных упражнений для детей 5 – 7 лет. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкотерапия как средство коррекции слоговой структуры слова в условиях школьного логопункта

Логопедическая работа по коррекции нарушений  слоговой структуры слова представляет собой часть общей коррекционной работы в преодолении речевых нарушений. Сегодня активно происходит модерни...

КОРРЕКЦИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА, КАК ПРЕДПОСЫЛКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

Нарушение слоговой структуры слова характеризуется  трудностями в произношении слов  сложного  слогового  состава: нарушение порядка в слове, пропуски, добавление новых слогов или ...

Формирование и коррекция слоговой структуры слова у детей с патологией речевого развития.

Об актуальности данной проблемы говорит тот факт, что своевременное овладение правильной речью имеет значение для становления полноценной личности ребенка, а усвоение слоговой структуры слова является...

Методическая разработка "Некоторые приемы формирования слоговой структуры слова у детей с моторной алалией"

В разработке предложены упражнения по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей с тяжелой формой алаллии. Будет полезно для начинающих логопедов....

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Данная статья посвящена вопросам коррекционной работы над звукослоговой структурой слова у детей с нарушениями речи, поэтапному коррекционно-логопедическому воздействию....