План урока "Каша - кормилица наша"
методическая разработка (2 класс)

Дронова Татьяна Владимировна

Разработка урока по предмету Русский родной язык.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_uroka_kasha.docx27.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Каша - кормилица наша»

  Цель урока:

Выяснить, что значила каша для наших предков. Изучить информацию в различных источниках о кашах. Собрать информацию о «знаменитых» кашах. Узнать, что называют «кашей» и какие виды каши бывают. Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.

Развивать творческое воображение, мышление, речь. Расширять кругозор, обогащать словарный запас учащихся.

Воспитывать интерес и уважение к культуре, быту русского народа, к народным традициям. Воспитывать познавательный интерес к прошлому русского народа.

Тип урока: комбинированный

Универсальные учебные действия.

- личностные результаты: проявление познавательных мотивов к новому учебному материалу; стремление к приобретению новых знаний и  умений; способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

- метапредметные результаты:

а) Познавательные УУД:

формулировать проблему с помощью учителя; выделять и формулировать познавательную цель с помощью учителя; строить речевое   высказывание в устной форме, уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, справочные материалы, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

б) Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; контролировать действия партнёра. уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в группе, формулировать собственное мнение.

в) Регулятивные УУД:

 уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя,   принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

     - предметные результаты:  Выяснить, что значила каша для наших предков. Узнать, что называют кашей и какие виды каш бывают.   Сделать подборку пословиц, поговорок и литературных произведений о каше.


Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный момент.

Цель этапа: создать положительный эмоциональный настрой; условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

 Урок начинается с представления детьми фрагмента сказки «Каша из топора».

 

-Из чего варили кашу в сказке?

-Хотели бы вы отведать такой каши? Почему?

 

2.Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

СЛАЙД 1

Цель этапа: повторить материал, необходимый для усвоения нового.

 -Какую кашу вы любите больше всего?

-Какие каши  готовит ваша мама, бабушка?

-Из чего готовят каши?

СЛАЙД 2

Учитель на слайде   показывает.

  1. Пшенная каша готовится из зёрен пшеницы. 
  2. Овсяная каша готовится из зёрен овса.
  3. Манная каша готовится из зерен ячменяпревращённых в очень мелкую крупу.
  4. Рисовая каша готовится из зёрен риса.
  5. Гречневая каша готовится из зерен гречихи.
  6. Перловая каша готовится из зерен проса.

3.Постановка цели и задач урока.

Цель этапа:

планирование урока, постановка целей и задач .

-Кто из вас когда-нибудь пробовал Суворовскую кашу? Гурьевскую кашу?

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

- Какие цели поставим на уроке?

4.Открытие новых знаний

Цель: умения решать учебно-познавательные задачи.

Откройте учебник на стр.31-32.

Разделимся в группы. Каждая группа получает своё задание. Время на работу 7 минут.

СЛАЙД 3

СЛАЙД 4

Мы не упомянули еще об одной каше,  упомянутой в одной из сказок  А.С. Пушкина.

Послушайте отрывок из сказки «О попе и о работнике его Балде».

 Из чего варили эту кашу?

СЛАЙД 5

Давайте проверим.

Почему Балда попросил у попа именно вареную полбу?

5.Физминутка

6.Продолжение работы над темой

- Ребята, дома вы должны были найти толкование слова каша. Кто нашел? Каким источником пользовались?

  1. В толковом словаре Д.Н. Ушакова даётся толкование слова каша: Кушанье из крупы, вареной в воде или молоке.
  2. В толковом словаре Даля. Каша – это густоватая пища, крупа вареная на воде или на молоке.
  3. В толковом словаре Ожегова каша - это кушанье из сваренной или запаренной крупы.

Каша - традиционное блюдо русской кухни. Часто можно услышать выражение русская каша.

-Как вы думаете, другие народы варили кашу? Конечно, варили. Но на Руси каша – это не только кушанье. Это целая философия жизни. Об этом мы и поговорим.

 

У некоторых народов при сватовстве невеста должна была подать гостям пшенную кашу. Замуж брали только ту, у которой каша получалась рассыпчатой

Кроме того, в давние времена без каши не было праздника. Кашу варили на Рождество, на свадьбу, на крестины и т.д. Кашу варили и на похороны, поминки. Ели кашу все – и бедные и богатые.

Каша на Руси была не только просто едой, но и обрядовым блюдом, при приготовлении которого появлялись устойчивые выражения.

Готовилась каша обязательно перед большими сражениями, а уж на победных пирах без «победной» каши не обходилось.

При рождении ребёнка варилась 
«бабина каша», так встречали новорождённого, эту кашу должен был съесть отец.

Кашу варили при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть «мирную кашу».

В старину в школе начало учебного года отмечалось совместной трапезой – все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».

Кашу обязательно готовили по случаю начала большого дела. Отсюда выражение «заварить кашу».

7.  Работа в паре

Русский народ сложил много пословиц и поговорок про кашу.

Работа с пословицами. «Собери пословицу»  

СЛАЙД 6

щи да каша
Хороша кашка, 

пища наша

если про кашу не забудешь

да мала чашка 

здоровым будешь


8. Подведение итогов занятия

Цель этапа: подведение итогов урока, планирование дальнейшей деятельности.

Что нового узнали на уроке?

Какое задание было самым трудным? Самым интересным?

Подводит обучающихся к выводу

9.Рефлексия

Оценивают свои достижения с помощью «Лестницы успеха» СЛАЙД 7
Составление устного мини - эссе.

10.Домашнее задание

 

Написать рецепт каши, которую  любят готовить в твоей семье. Творчески подойти к оформлению рецепта.

 

Ребята  инсценируют сказку «Каша из топора».

На  слайде допущены ошибки (Приём «Лови ошибку»)

Дети по ходу объяснения подают условный знак, исправляя ошибки.

Отвечают на вопросы . Определяют тему и  цели урока.

 

Ученики объединяются в группы. Читают текст. Делятся  информацией, которую узнали из своего отрывка. По  двое представителей  от каждой группы пересказывают   прочитанное.

Остальные дети оценивают пересказ.

 Дети высказывают предположения.

Дети самостоятельно ищут ответ на вопрос в учебнике.

Дети устанавливают логические связи и  пытаются обосновать свой ответ.

Дети зачитывают толкования, которые нашли в дополнительных источниках информации.

Ученики находят в учебнике примеры, по каким случаям жизни готовилась на Руси каша. Используем пометки на полях   Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

V –уже знал

- _ думал иначе

+ _ новое для меня

? _ не понял

 

Работают в паре. Взаимопроверка.

Подводят итог урока

Отвечают на вопросы

Трое учащихся   в течение тридцати секунд      делятся своими мыслями по поводу своих успехов или неудач на уроке, по своему отношению к новым знаниям.

 

 

 

 

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Русская каша-кормилица наша".

Рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; познакомить со злаковыми растениями; закрепить навыки гигиены....

Внеурочная деятельность "Каша-кормилица наша"

Материал содержит конспект занятия и презентацию по данной теме....

Раздатка кроссворда к уроку родного русского 2 класс по теме "Каша - кормилица наша"

Раздатка кроссворда к уроку родного русского 2 класс по теме "Каша - кормилица наша"...

«Земля-кормилица наша»

Всё, чем нас щедро одаривают сад и огород, выросло благодаря почве. Почва-это верхний слой суши, на котором растут растения. Почву можно назвать настоящим чудом природы. Жизнь людей и животных тесно с...

План конспект занятия "Наши друзья - витамины"

Внеклассное занятие на тему здорового образа жизни: "Наши друзья - витамины". Целью занятия является познакомить детей с понятием витамины; рассказать о пользевитаминов, их значении в ж...

Внеклассное мероприятие "Каша - кормилица наша"

Цель: сформировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак. Задачи: - рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья; - учить различать и ...