Развитие речи будущих первоклассников
материал

Шириева Ландыш Илгизовна

Выступление предназначено для родителей будущих первоклассников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Выступление27.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3»

г. Мензелинска Республики Татарстан

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на собрании родителей                                                 будущих первоклассников

на тему:

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ»

                           Подготовила

                                                    учитель начальных классов

первой квалификационной категории

                                                    Шириева Ландыш Илгизовна

Мензелинск 2019г.

               Ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Родители должны внимательно следить за тем, как развивается ребенок.

          Начать свое выступление я хотела бы с притчи о древнегреческом баснописце Эзопе.

          Однажды на пир к богатому и знатному купцу пришли гости. Кто-то из них сказал хозяину:

- Всему городу известно, что у тебя остроумный и находчивый раб. Пошли его на базар, пусть принесет нам самое прекрасное, что есть на свете.

          Хозяин позвал Эзопа:

- Ты слышишь, Эзоп? Вот тебе деньги, сходи на базар и купи самое прекрасное, что есть на свете.

           Раб уходит и возвращается с подносом, покрытым салфеткой. Ее поднимают, а там лежит язык.

- Эзоп, ты же принес язык!

- А разве это не самое прекрасное, что есть на свете? Языком мы произносим слова нежности, верности, любви; языком мы провозглашаем мир, языком мы произносим слово «свобода».

           Через некоторое время кто-то подсказал хозяину:

- Пусть твой раб пойдет и принесет самое ужасное, что есть на свете.

           Вновь Эзоп возвращается с тем же подносом. Под салфеткой лежит язык. Удивлению гостей нет предела.

- Эзоп, ты же опять принес язык!

- А разве это не самое ужасное? Языком мы произносим слова ненависти, языком мы объявляем войну, языком мы произносим слово «раб».

           Из этой притчи понятно, что культура речи – это составная часть общей культуры человека, умение точно, выразительно передавать свои мысли. Именно от того как мы общаемся со своими детьми, зависит развитие культуры речи ребенка.

           Речь – способность, которая  формируется постепенно, вместе с развитием ребенка.

        Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит его психическое развитие.         Готовность или неготовность ребёнка к школьному обучению во многом определяется уровнем его речевого развития.

          Школа – один из самых важных этапов в жизни каждого человека. В основе обучения лежит познавательный процесс. Известно, что вершина познавательных процессов — мышление и речь.

        Речевая готовность является важнейшим показателем интеллектуальной готовности к школе. Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем легче ему будет осваивать образовательную программу.         Кроме того,  речь –  основа процесса общения, поэтому  правильная, хорошо развитая речь предопределяет успешность коммуникативной деятельности ребёнка. 

Родителям в первую очередь следует обратить внимание на:

  • Правильное произношение всех звуков речи
  • Умение различать звуки речи на слух
  • Владение навыками звукового анализа и синтеза
  • Словарный запас
  • Сформированность грамматического строя речи 
  • Связную речь
  • Речевую коммуникацию
  • Мелкую моторику рук и психические процессы (память, внимание, мышление, восприятие)

     Итак, какова задачи и цели педагога на занятиях по развитию речи с дошколятами (Работа по слайдам)

         Неправильное звукопроизношение (фонетические нарушения) может вызвать проблемы на письме, но не всегда, а при недостаточности фонематического восприятия. Что же происходит, если у ребенка к моменту поступления в школу в произношение отсутствуют или искажаются какие-то звуки, а возможно, он только – только их исправил, а автоматизация этих звуков еще не закончилась. При данных нарушениях очень часто ребенок пишет так, как говорит. Например, если он не произносит звук Р, то вместо слова «КОРОВА», возможно, напишет «КОЙОВА», потому что именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит.

         Может быть и так, что физический слух у ребенка прекрасный, и звукопроизношение в норме, но вот звуки речи он слышит по-своему. Возможно, он будет путать звуки, близкие по звучанию: глухие – звонкие. Тогда вместо «ДУПЛО» он напишет «ТУПЛО». При плохом различении твердых и мягких звуков у него могут встретиться такие примеры в тетради, как «МАЧ» (мяч), «КОНКИ» (коньки). Кроме этого, ребенок не может выделить заданный звук в слове, из определенных звуков сложить слово, то есть не владеет процессом звуко-буквенного анализа и синтеза. Это говорит о фонематических нарушениях, о сложности звуко-буквенного анализа.

          У ребенка могут быть лексико-грамматические нарушения. Это в первую очередь нарушения слоговой структуры. Мы, взрослые, часто умиляемся тому, как смешно говорят наши малыши, и не исправляем их. «КУБОВИЦА» (пуговица), «СКОРОДА» (сковорода) – в устах трёхлетнего карапуза это действительно звучит очень мило. Но когда так говорит ребенок шести-семи лет, здесь уже плакать надо. Потому что именно так он потом и напишет. Кроме того, к этой же категории относятся ошибки, которые мы называем аграмматизмами. Это неправильное использование грамматических категорий: числа, рода, падежа и в речи, и на письме. «ДОМ СТОЯЛА ЗА РЕКОЙ», «ЛИСА И ЛИСЯТА ГУЛЯЛА В ЛЕСЕ». Все вышеперечисленное  приводит к нарушению письменной речи. Если вовремя обратить на это внимание, проблему можно предотвратить или, коль она уже возникла, справиться с ней.

           Очень часто дети говорят, что детеныши свиньи – «свинята», овцы – «овчата», лисы – «лисенки», курицы – «птенчики».

           

            Очень хорошо, если ребенок в своей речи употребляет такие предлоги, как из-за, из-под, между, около. Когда ребенку показываешь картинку и спрашиваешь: «Где сидит кошка?», ребенок скажет: «Кошка сидит под стулом». Но когда у ребенка спросишь: «Откуда вылезет кошка?» в основном ответы детей: «Кошка вылезет из стула». «Разве кошка сидит внутри стула?» Ребенок понимает, что сказал неправильно, но как сказать, какое слово применить ребенок не знает. «Кошка вылезет из-под стула».

               

Общие рекомендации по подготовке ребёнка к школьному обучению.

  1. Каждый день читайте ребёнку и обсуждайте прочитанное.
  2. Поощряйте в ребёнке стремление задавать вопросы.
  3. Увеличивайте словарный запас ребёнка.
  4. Составляйте вместе с ребёнком рассказы по картинкам. Сначала начните вы, затем попросите малыша продолжить рассказ. Можете прочитать короткие рассказы, и каждый раз просите пересказать его. Обратите внимание на то, пересказал ли вам ребёнок главную мысль, описал ли второстепенные детали, или рассказ не получается.
  5. Учите с ребёнком стихотворения наизусть.
  6. В разговоре с ребёнком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними. Обратите внимание на то, знает ли малыш названия предметов.
  7. Учите ребёнка сравнивать, находить общее и различное в предметах: «Что на этой картине по-другому?», «Что изменилось?», «Чем эти корзинки похожи?» и т.д.
  8. Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.
  9. Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремитесь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее -тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

Воспитание детей – сложный процесс. Проявите изобретательность в выборе средств воспитания, а главное не забывайте, что одно из самых надёжных – добрый пример родителей. Почаще возвращайтесь памятью в своё детство – это хорошая школа жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Программа по развитию речи будущих первоклассников

В программе даны пояснительная записка, цели и задачи, содержание работы, количество часов, календарно-тематическое планирование занятий с дошкольниками в "Школе раннего развития" при подготовке детей...

Развитие речи будущего первоклассника. Игры для развития лексики, грамматического строя речи, на внимание.

В работе по приемственности детский сад- школа всегда встаёт вопрос о подготовке будущих первоклассников к школьному обучению. Одной из проблемм как раз и является развитие речи детей. Доклад содержит...

Рекомендации психолога по развитию внимания будущих первоклассников

Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребёнка в школе.Лишь к  началу обучения в школе у ребёнка постепенно формируется произвольное внимание. Оно развивается ин...

На что следует обратить внимание в развитии речи будущего первоклассника

На что необходимо обратить внимание в речевом развитии будущего первоклассника...

Программа "Школа развития для будущих первоклассников"

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляет преемственность между дошкольным и начальным общим образованием....

Программа группы познавательного развития Школа будущего первоклассника « Знайка»

laquo;Средняя общеобразовательная школа № 5»г. о. Серпухов           Программа группы познавательного развития Школа будущего пе...