Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ
статья

Горохова Марина Сергеевна

Структура адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_struktura_aop.docx27.88 КБ

Предварительный просмотр:

Автор разработчик: Горохова М.С.,

учитель начальных классов

Разработка и реализация адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ

Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (лица с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, с нарушениями речи, интеллекта, расстройствами аутистического спектра), детей инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Сроки освоения  АОП обучающимися с ЗПР  (вида 7.2) 5 лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса.Объем учебного материала разбит на два года. Для обучающихся с ЗПР 1 класс выполняет функцию подготовительного. По программе на первый год обучения отводится меньший объём учебного материала. Работа с учебником в 1 классе предполагается не по всем учебным предметам.

При разработке рабочих адаптированных программ для детей, обучающихся на дому, руководствовались АООП НОО и ФГОС ОВЗ.

Структура АОП

  1. Пояснительная записка.
  2. Описание места предмета в учебном плане.
  3. Тематическое распределение количества часов.
  4. Планируемые результаты освоения учебного предмета.
  5. Содержание учебного предмета.
  6. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.
  8. Календарно-тематическое планирование.

Остановимся подробнее на каждом разделе.

Пояснительная записка включает в себя следующие пункты:

  1. Нормативные документы, регламентирующие составление программы. (Закон об образовании РФ, ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, письмом Минобрнауки, СанПиН, адаптированными программами и рекомендациями Р. Д. Тригер, Ю. А. Костенковой, С. Г. Шевченко, Г. М. Капустиной и других авторов).
  2. Цель курса.
  3. Задачи курса (включая задачи коррекционно-развивающего характера).В пояснительной записке обозначается цель, общие и конкретные задачи изучения учебного предмета или курса коррекционно-развивающей области в соотнесении с психологическими особенностями и особыми образовательными потребностями обучающихся с ЗПР, определяющими необходимость разработки специальных учебных программ. Цели и общие задачи по каждому предмету формулируются в полном соответствии с приведенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР (вида 7.2).
  4. Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета (курса). В разделе пояснительной записки общая характеристика и коррекционно-развивающее значение предмета (курса) упор делается именно на коррекционно-развивающее значение предмета, которое также соотносится с особыми образовательными потребностями детей. Там же отражается специфика учебного предмета или курса.
  5. Значение предмета (курса) в общей системе коррекционно-развивающей работы.

В этом разделе пояснительной записки коррекционная сущность конкретного предмета соотносится с его ролью в целях освоения других предметов или курсов коррекционно-развивающей области, а также с необходимыми для реализации программами внеурочной деятельности.

В разделе место предмета (курса) в учебном плане приводится общее количество учебных недель и часов, отводимых по учебному плану на предмет (курс), а также указывается длительность занятий.

В рамках модели вариативного обучения детей с ОВЗ обучение осуществляется:

1. Индивидуально на дому;

2. Индивидуально с применением дистанционных технологий;

3. Групповое обучение с применением дистанционных технологий;

4. Обучение с классом с применением дистанционных технологий;

5. Обучение в образовательном учреждении в классе;

6. Обучение в образовательном учреждении в группе.

Следующий раздел – тематическое распределение количества часов.

В нём прописываются разделы, указывается количество часов, которое отводится на изучение каждого раздела по годам.

Планируемые результаты складываются из предметных, личностных, метапредметных и отражают формирование сферы жизненной компетенции. Предметные результаты указываются как общие, так и конкретные, соответствующие задачам на каждый год обучения. Структура и содержание освоения АОП должны адекватно отражать требования ФГОС ОВЗ, передавать специфику образовательного процесса, соответствовать возрастным возможностям и особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ. Ведущую роль у детей с ОВЗ играют личностные результаты. Они включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные)  компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые для достижения основной цели современного образования, введение обучающихся в культуру, овладение ими социально-культурным опытом.

Содержание учебного предмета программы индивидуального обучения на дому совпадает с содержанием ООП НОО. Включает в себя название разделов, тем, которые входят в этот раздел и количество часов, которое отводится на изучение каждой темы по годам.

Основное содержание предмета (курса) обучающихся с ЗПР (вида 7.2) выбрано из АООП НОО.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Этот раздел представлен в виде таблицы, которая состоит из следующих граф:

  • содержание курса (указываются основные разделы);
  • тематическое планирование (прописаны вопросы, которые обсуждаются, произведения, которые изучаются);
  • количество часов, которое отводится на каждый раздел по годам;
  • характеристика деятельности учащихся.

Следующий раздел - описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.

Структурный элемент программы включает перечень используемой литературы, а также важно указание иных средств обучения (в зависимости от особенностей ребенка, в соответствии с заключениями ПМПК):

- печатные пособия (например, с увеличенным шрифтом);

- экранно-звуковые пособия (могут быть в цифровом виде);

- технические средства обучения (средства ИКТ, например, клавиатура с большими кнопками, электронная лупа);

- цифровые образовательные ресурсы;

- учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;

- демонстрационные пособия.

Помимо учебников и рабочих тетрадей, используемых непосредственно в обучении, важно конкретизировать перечень учебно-методических комплектов, методических публикаций и пр., Важно ориентироваться на перечень АООП НОО обучающихся с ЗПР, поскольку они нуждаются в разнообразной наглядности и практических действиях, облегчающих достижение ожидаемых результатов образования.

Последний раздел образовательной программы – календарно-тематическое планирование.

Особенность программы индивидуального обучения на дому: в графе о проведённом занятии по плану и фактически указывается, в какой форме было проведен урок: индивидуально, дистанционно, в образовательном учреждении и пр.

Для обучающихся с ЗПР (в связи с их психологическими особенностями) прогнозировать достижение определенного результата в КТП в ограниченный по времени срок (особенно когда речь идет о личностных и метапредметных результатах) совершенно невозможно.

По этой причине возможно минимизировать определение количества часов на ту или иную тему. Познавательные возможности обучающихся с ЗПР могут существенно отличаться, так же как и субъективная сложность для них того или иного учебного содержания. Педагог составляет КТП самостоятельно. Вместе с тем обязательным является соблюдение обозначенной в КТП последовательности изучения определенных тем, наличие предусмотренного повторения – закрепления изученного материала.Прочность усвоения обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения определяется увеличенными часами на изучение сложных для понимания тем, межпредметными связями, предполагающими неоднократное обращение к изучаемому предметному материалу на уроках и во внеурочной деятельности. При реализации рабочих программ учебных предметов вариативность определяется уровнем сформированности познавательной деятельности и системы произвольной регуляции обучающихся.

При обучении по адаптированной программе изменяется не содержание образовательной программы, а способы, методы, приемы подачи материала.
Важны средства адаптации учебного материала индивидуально для каждого ребёнка в зависимости от его индивидуальных особенностей в развитии.

Педагогами используются следующие методические приемы:

  • Поэтапное разъяснение заданий.
  • Повторение учащимся инструкции к выполнению задания.
  • Обеспечение аудио-визуальными техническими средствами обучения.
  • Чередование занятий и физкультурных пауз.
  • Предоставление дополнительного времени для завершения задания.
  • Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения и др.

Ключевые  моменты разработки адаптированной образовательной программы:

  • При составлении адаптированных рабочих программ руководствуемся в первую очередь ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, АООП НОО;
  • В пояснительной записке отражаем общую цель и конкретные цели и задачи, а также указываем коррекционно-развивающее значение предмета;
  • Прописывая планируемые результаты изучения учебного предмета (курса), особое внимание уделяем личностным результатам, поскольку именно они играют главную роль в формировании сферы жизненной компетенции.
  • Перечисляя учебно-методические и материально-технические средства обучения, конкретизируем перечень учебных комплектов в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
  • При составлении КТП каждый педагог ориентируется на особые образовательные возможности обучающихся. Для детей с ЗПР ( вида 7.2) КТП составляется на 5 лет (вводится 1 дополнительный класс). При составлении КТП для детей с ОВЗ указывается, в какой форме проводится занятие: индивидуально, дистанционно, в образовательном учреждении и пр.
  • При составлении АОП вы можете пользоваться сайтом fgosreestr.ru

 «Если ребёнок не может учиться так,

как мы учим, может быть,

 мы должны учить так, как он умеет».

Игнасио Эстрада

Используемые источники:

  1. http://минобрнауки.рф/
  2. http://fgosreestr.ru/
  3. http://school18.admsurgut.ru/-5-/innovation/innovation_stg1602/

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Данные рекомендации адресованы работникам образовательных учреждений (административным работникам, педагогам, психологам, классным руководителям, логопедам, тьюторам, и др. специалистам), ответственны...

Рабочая программа по литературному чтению по адаптированной образовательной программе для детей с ЗПР

Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Начальные классы 1-4.-М.: изд...

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) психолого-медико-педагогической комисси

Реализация адаптированной образовательной программы и индивидуального учебного плана учащегося с ОВЗ в образовательной организации с учетом рекомендаций индивидуальной программы реабилитации и (или) п...

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2 класса по адаптированной образовательной программе для детей с УО

Рабочая программа учебного предмета «Речевая практика» - 68 часов для ученицы 2  класса по адаптированной образовательной программе  для детей с УО....

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» - 35 часов для ученика 7класса по адаптированной образовательной программе для детей с ТУО

Рабочая программа учебного предмета «Сельскохозяйственный труд» - 35 часов для ученика 7класса по адаптированной образовательной программе  для детей с  ТУО...

Взаимодействие семьи и школы при реализации адаптированной образовательной программы

Реализация адаптированной основной образовательной программы требует создания в образовательной организации особых условий, соответствующих особым образовательным потребностям детей с ОВЗ. Важным при ...