"Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ"
статья (4 класс)

Яшпатрова Любовь Петровна

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования  является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих правил такой образовательной среды является критерий ее доступности для ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

«Внедрение инновационных технологий

развития и сопровождения ребёнка с ОВЗ»

     Образование детей с ОВЗ предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов: оздоровление, воспитание, коррекция нарушения развития, использование эффективных педагогических технологий.  

    Использование методов арттерапии на уроках  - залог эффективности работы учителя.

Арттерапия  является одним из методов практической коррекции при работе с детьми с ОВЗ. Она является специализированной формой психотерапии. В основе арттерапии лежат искусство и творчество.

Арттерапия применяется и как самостоятельный метод, и как метод, дополняющий другие техники. Благодаря своей универсальности, арттерапияспособна решить огромный спектр задач. Применяют арттерапию в работе со взрослыми, подростками, детьми.

Наши воспитанники являются особой категорией. Для них искусство является способом профилактики и коррекции отклонений в развитии.

Арттерапия (от англ. art, искусство) – это вид психотерапии и психологической коррекции, основанный на искусстве и творчестве. Возникла она в 30-е годы прошлого столетия. Впервые как метод психологической коррекции арттерапию применили при работе с эмоционально-личностными проблемами детей. С тех пор этот метод получил широкое распространение во всём мире.

Основная цель арттерапии – гармонизация развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.  Важнейшим принципом данного метода является одобрение и принятие всех продуктов творческой деятельности ребенка. 

Среди основных функций арттерапии можно выделить следующие:

  • катарсистическая – арттерапия способствует очищению, освобождению от негативных  внутренних  состояний;
  • регулятивная–арттерапия способствует снятию нервно-психического напряжения, моделированию положительного психоэмоционального состояния, регуляции психосоматических процессов;
  • коммуникативно-рефлексивная – арттерапия обеспечивает коррекцию нарушений общения, способствует формированию  адекватной самооценки, межличностного поведения.

 

Выделяют две формы арттерапии:

  • пассивная – человек «потребляет» художественные произведения, созданные другими людьми;
  • активная –человек сам создаёт продукты творчества.

 

Сегодня арттерапия включает в себя: музыкотерапию, имаготерапию, изотерапию, библиотерапию, кинезитерапию. Каждый из этих видов арттерапии подразделяется на подвиды.

 Виды арттерапии и эффект от применения этих методов на уроках.

1. Музыкотерапия

Музыкотерапия – метод арттерапии, использующий музыку в качестве средства коррекции. Такие занятия проводят в индивидуальной и групповой формах.  Этот метод оказывает регулирующее влияние на психовегетативные процессы; способствует развитию эстетических потребностей.

 

2. Имаготерапия

Имаготерапия (от лат. – образ) – психотерапевтический метод, относящийся к группе методов игровой психотерапии. В его основе лежит театрализация.

В имаготерапии выделяют следующие подвиды: куклотерапию, образно-ролевуюдрамтерапию, психодраму.

Куклотерапия – метод арттерапии, который активно мы используем в работе с детьми, основанный на идентификации с образом любимого героя сказки, мультфильма, с любимой игрушкой.

Технология проведения заключается в разыгрывании с куклой сюжета, когда решается сложная для ребенка задача. Кукла попадает в сложную историю и успешно с ней справляется. При этом по мере разворачивания сюжета эмоциональное напряжение ребёнка нарастает, достигнув максимума, сменяется бурными поведенческими эмоциональными реакциями, радостью, и, тем самым, снятием нервно-психического напряжения.

Образно-ролевая драмтерапия – метод арттерапии, осуществляющий «реконструкцию поведенческой реакции» через разыгрывание по ролям и драматизацию сюжета. В составе репертуара могут быть и специально составленные сюжеты, и известные произведения, например сказки. Психодрама – метод психотерапии, распространённый по всему миру.

 Сущность психодрамы состоит в разыгрывании не готовых ролей, а импровизаций на тему проблемной ситуации.

Конечно, этот метод требует от учителя умения быстро перестроиться, импровизировать, из « ниоткуда сделать чудо».

 Как и образно-ролевая драмтерапия , психодрама позволяет отрабатывать социальные способы поведения.

 

3. Изотерапия

Изотерапия – одно из направлений арттерапии, предполагающий использование методов изобразительного искусства.

Мы  широко используем этот метод в работе с детьми. В дело идут различные материалы, позволяющие создать художественное произведение: краски, карандаши, пластилин, цветную бумагу и т.д.

Выделяют два направления изотерапии:

  • пассивное – использование уже готовых произведений изобразительного искусства для их анализа и интерпретации;
  • активное – самостоятельные творческие проявления в изобразительной деятельности.

 

Используя изотерапию в коррекционной работе, необходимо учитывать, что целями и задачами изотерапии является самовыражение в рисунке и моделирование проблемной ситуации; качество рисунка в изотерапии не выступает важным критерием его оценки;

4. Библиотерапия

Библиотерапия - коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния

Художественным материалом для чтения могут быть произведения различных литературных жанров. Конечно, в своей работе с малышами мы активно используем сказки, в первую очередь, русские-народные.

В последнее время появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия. Сказкотерапия подразумевает использование сказочной формы.

Среди достоинств библиотерапии можно выделить разнообразие и богатство средств воздействия, интимность, длительность, силу впечатления, повторяемость., и, конечно, доступность. 

Сказкотерапию используют для интеграции личности, совершенствования взаимодействий с окружающим миром, расширения сознания, развития творческих способностей. Посредством сказкотерапии оказывают помощь агрессивным детям, неуверенным, застенчивым, детям с проблемами принятия своих чувств. Сказкотерапия предоставляет нам широкое поле для работы:

  • использование сказки как метафоры;
  • рисование по мотивам сказки;
  • обсуждение поведения и мотивов действий персонажа;
  • проигрывание эпизодов сказки;
  • использование сказки как притчи-нравоучения;
  • творческая работа по мотивам сказки.

 

Применение арттерапии в   школе

Арттерапия как метод психологической коррекции используется в олигофренопедагогике  применительно к различным вариантам отклонений в развитии детей.

При проведении арттерапии с детьми с ОВЗ нам необходимо соблюдать основные принципы психокоррекционной работы:

  • принцип единства коррекции и развития;
  • принцип взаимосвязи коррекции и компенсации;
  • принцип учёта возрастных психологических и индивидуальных особенностей развития ребенка;
  • принцип комплексности методов психолого-педагогического воздействия;
  • принцип личностно- ориентированного и деятельностного подхода на уроке;
  • принцип оптимистического подхода, т е организации атмосферы успеха на уроке;

Выводы:

На всех возрастных этапах и со всеми категориями детей можно использовать все виды арттерапии. Однако их применение будет иметь свою специфику.

Для использования арттерапевтических методик в коррекционной работе с детьми с  ОВЗ наиболее сензитивным ( благоприятным) является возраст  7-8 лет.

Наиболее распространены в психокоррекционной работе с детьми младшего школьного возраста такие методы арттерапии, как изотерапия, сказкотерапия, имаготерапия, музыкотерапия.

 С помощью данных методов учитель  решает образовательные и коррекционные  задачи конкретного урока  и  психологические проблемы детей.

  Применение арттерапевтических методик на уроках при работе с детьми с ОВЗ  позволяет решить большой спектр психолого-педагогических  задач. Однако при работе необходимо учитывать индивидуальные особенности ребёнка, уникальность структуры вторичных нарушений психики( речи, мышления, самосознания), развитие ситуации  на уроке в данный момент времени.

И, конечно, сам учитель должен стараться быть и художником, и музыкантом, и артистом, и фокусником, короче говоря – волшебником!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация здоровьесберегающей образовательной среды на уроках учителя МБОУ СОШ №8 ЩМР Любови Петровны Данильченко

Учитель рассказывает о целях, задачах и результатах здоровьесберегающего обучения....

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД

Создание образовательной среды и определение пространств для организации деятельности учащегося в ГПД...

Особенности организации комфортной образовательной среды в реализации ФГОС третьего поколения.

Комфортное состояние учащихся в школе - одно из условий повышения эффективности обучения.Комфортное состояние – это не внешнее бездействие или полное расслабление, напротив, это активное состоян...

Методическая разработка "Организация инклюзивной образовательной среды в условиях образовательной школы"

Данная разработка поможет учителям начальной школы организовать работу с детьми в инклюзивном классе....

«Особенности организации коррекционно-развивающего обучения детей с ОВЗ средствами информационно-образовательной среды образовательного учреждения в условиях пандемии»

Внедрение в процесс обучения младших школьников информационных технологий обеспечивает доступ к различным информационным ресурсам и способствует обогащению содержания обучения, придает ему логический ...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВИРТУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ОКРУЖАЮЩЕМ ПРОСТРАНСТВЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

В статье рассматриваются вызовы современных технологий дополненной реальности и возможности их применения в образовательной среде. Описываются возможности Интернет-сервисов в работе учителя и классног...

Особенности организации «безбарьерной» образовательной среды для учащихся с ОВЗ

В настоящее время актуальной проблемой инклюзивного образования, стоящей перед организацией комплексной помощи детям, является создание «безбарьерной» образовательной среды. Одним из общих...