Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке.
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Сидоркина Ирина Михайловна

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по пространственной ориентировке.

Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по пространственной ориентировке. Общая  1-4 класс

В рамках реализации новых подходов и стратегических  преобразований, которые регламентируются  Федеральными Государственными образовательными Стандартами,  в сегодняшнем образовании детей с проблемами в развитии особое место отводится комплексной диагностике и мониторингу достижений детьми планируемых результатов в освоении различных коррекционных программ.

Работа по пространственной ориентировке, являясь одним из важнейших направлений коррекционно-образовательного  процесса в классах для детей с нарушением зрения тоже строится с учетом новых подходов к развитию, обучению и воспитанию детей, имеющих функциональные расстройства зрительного анализатора.

Признавая  основным принципом  в коррекционной работе  принцип гуманизма, провозглашающий личность ребенка как самую большую ценность, тифлопедагоги   стараются создать оптимальные условия для социализации детей, которые гарантировали бы каждому воспитаннику с нарушением зрения успешное усвоение основной общеобразовательной программы  школьного образования.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения планируемых результатов освоения коррекционной программы по пространственной ориентировке.

Мониторинг проводится с целью оперативного отслеживания уровня развития всех социальных навыков ребенка с нарушением зрения и уровня овладения им навыками и умениями, представленными в коррекционной программе.

Мониторинг  по  пространственной ориентировке осуществляется тифлопедагогами в соответствии с диагностическими методиками, описанными в программах по социально-бытовой ориентировке , в литературе, методических пособиях, освещающих проблемы развития зрительного восприятия у младших с нарушением зрения и в материалах, предоставленных кафедрой тифлопедагогики РГПУ им. А. И. Герцена.

Приступая к разработке диагностического инструментария по определению уровня пространственной ориентировки  я исходила из современных научных данных, доказывающих факт наличия  в процессе зрительного восприятия достаточно большого числа функций. Поэтому разработанный нами диагностический инструментарий представляет из себя комплексную систему, позволяющую оценить разные стороны зрительного восприятия, разные его функции. В эту систему входят различные дидактические игры, диагностические карты, разработанные тифлопедагогами.

Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития  каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить материал для разработки индивидуальных коррекционных программ по ПО и разработать для каждого воспитанника с нарушением зрения личностно-ориентированное коррекционно-педагогическое сопровождение.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по ПО   обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения коррекционной  программы и включает описание цели,  форм, периодичности и содержания мониторинга, оценку результатов, которые составляют Паспорт мониторинга.

Цель мониторинга – изучение динамики достижений детей по всем направлениям развития и достижения планируемых промежуточных и итоговых  освоения детьми с нарушениием зрения коррекционной программы по ПО .

Основными объектами исследования являются  выявление понятий о первоначальных и адекватных представлений по пространственной ориентировке в  окружающей действительности Формирование необходимых специальных умений и навыков самостоятельного овладения замкнутым и свободным пространством, ориентировки в нем. Формирование, обогащение, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Развитие умения использовать сохранные анализаторы при ориентировке. Формирование потребности в самостоятельной ориентировке, преодоление страха пространства и неуверенности в своих силах...

Субъект мониторинга – дети младшего школьного возраста, имеющие нарушения зрения.

Формы мониторинга -   игровые коррекционно-диагностические  занятия, наблюдения за деятельностью детей в режимные моменты, анализ продуктов детской деятельности.

Периодичность и сроки проведения мониторинга:

Стартовый этап: 1-3 неделя сентября

Итоговый этап: 2-3 неделя мая

Оценка функций зрительного восприятия.

Оценка уровня овладения навыками и умениями, представленными в программе по развитию зрительного восприятия осуществляется по трехбалльной   шкале.

Не выполняет - 0

Выполняет с физической подсказкой - 1 

Выполняет со словесной подскок - 2

Выполняет самостоятельно - 3

Оценка проходит во время диагностического обследования детей.

Описание системы мониторинга.

Мониторинг проводится тифлопедагогами на основе индивидуального диагностического обследования каждого ребенка.

В ходе мониторинга заполняется таблица, баллы проставляются по параметрам  в соответствующие графы таблицы.

Затем подсчитывается показатель по каждому ребенку по строке. Общая сумма баллов проставляется в графу таблицы «итого». 

Полученный показатель учитывается для определения индивидуального маршрута ребенка, учета итоговых результатов формирования уровня ПО  и овладения необходимыми навыками и умениями по всем разделам программы по ПО .

Когда получены результаты изучения всех детей, подсчитывается итоговый показатель в классе в целом. Средний показатель по параметру получается при сложении баллов по столбцу и  делении его на количество детей в классе.

Этот показатель используется для учета   результатов по каждому классу по всем  классам начальной школы.

В конце учебного года после подсчета итоговых показателей в классе  делается качественный и количественный анализ, который отражается в сравнительной диаграмме (на начало, середину и конец года), позволяющей увидеть достижение стабильных положительных промежуточных и итоговых результатов развития зрительного восприятия воспитанников.

Полученные результаты мониторинга позволяют не только наглядно оценить эффективность проделанной работы и наметить перспективы коррекционной работы в указанном направлении относительно всей группы детей и каждого ребенка в отдельности, но и позволяют разработать  инструмент взаимодействия всех участников образовательного процесса :учителей, психологов, дефектологов, логопедов, тифлопедагогов, детей, воспитателей, родителей.

Мониторинг един для всех классов, для прослеживания развития ребенка . 1-4 класс. Сводная. Ведется на протяжении 4 лет.

Начало года

Конец года

Развитие анализаторов

1.Умение  использовать анализаторы в пространственной ориентировке.

2.Использование в качестве ориентиров характерные свойства и признаки предметов (запахи, звуки, характер поверхности).

3.Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.

Развитие навыков ориентировки в микропространстве

4. ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом.

5. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом.

6. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось – для двухмерного и трехмерного пространства.

7. Ориентировка на схемах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на схемах.

Предметные и пространственные представления.

8. Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство класса, спальни, столовой, квартиры (мебель, посуда, одежда). Использование предметных и пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке

9. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами, контурными и силуэтными изображениями.

10. Обследование представлений об объектах города (улица, тротуар, проезжая часть, светофор, подземные и наземные переходы, остановки, жилые дома, киоски, магазины, расположенные вблизи школы), городском транспорте (троллейбус, трамвай, автобус, маршрутное такси, машины, метро).

 Ориентировка в замкнутом и свободном пространстве, изучение уровня сформированности топографических представлений

11.Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу «карта – путь». Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем.

12 Самостоятельная и свободная ориентировка в школе, на пришкольном участке, на прилегающих к школе улицах.

13 Знание правил перехода улицы для слабовидящих обучающихся

14. Самостоятельное составление плана замкнутого и свободного пространства по словесному описанию.

 Всего 14 параметров. Каждый верно полученный результат оценивается как 1 балл.

На основании суммы баллов в графе «итоговый средний показатель» определяется уровень зрительного восприятия каждого 

Не выполняет - 0

Выполняет с физической подсказкой - 1 

Выполняет со словесной подскок - 2

Выполняет самостоятельно - 3

От 0 до 12 – низкий уровень

От 12 -24 – уровень ближе к среднему

От 24-20 – средний уровень

От  20-36 – уровень выше среднего

От 36-42 – высокий уровень


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)

Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном и...

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы          Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...

"Технологии достижения планируемых результатов освоения программ НОО по предметам"

Раскрыты основные принципы системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального образования, принципы безотметочного обучения, приёмы оценочной деят...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по развитию зрительного восприятия

Мониторинг позволяет сделать качественный и количественный анализ развития зрительного восприятия каждого ребенка и наметить пути и объем коррекционно-развивающей работы. А также, позволяет получить м...

Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения программы по социально-бытовой ориентировке в школе для слабовидящих детей.

Одной из важнейших предпосылок для создания таких оптимальных для детей с функциональными нарушениями зрения условий является организация системы мониторинга достижения детьми с нарушением зрения план...