Комплексная оценка достижения планируемых результатов освоения программы начального образования на межпредметной основе (литературное чтение и окружающий мир)
методическая разработка (1 класс) по теме

Ильницкая Татьяна Леонидовна

           Для проведения комплексной оценки разработаны специ­альные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в кото­рых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или зада­ний.

           В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых нап­равлена на оценку достижения планируемых результатов по од­ной из оцениваемых программ. Время на выполнение каждой части составляет один урок. Работа выполняется в два дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл planiruemye_rezultaty_po_chteniyu.docx46.09 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексна оценка  достижения

планируемых результатов освоения программы

начального образования

на межпредметной основе

(литературное чтение и окружающий мир)

Одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи на основе:

- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, знаковых и информационных системах;

- умений учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

- обобщенных способов деятельности;

- коммуникативных и информационных умений.

В связи с этим, к предметным работам, целью которых является оценка достижения планируемых результатов по математике и русскому языку в итоговую оценку включается комплексная проверочная работа. Ее целью является оценка достижения планируемых результатов по двум междисциплинарным программам «Чтение: работа с информацией» и «Программа формирования универсальных учебных действий», т. е. оценка способности выпускников начальной школы работать с информацией, представленной, в различном виде (в виде литературных и научно-познавательных текстов, таблиц, диаграмм, графиков и др.), и решать учебные и практические задачи на основе сформированных предметных знаний и умений, а также универсальных учебных действий на межпредметной основе.

В связи с тем, что вышеназванные междисциплинарные программы впервые вводятся в практику работы начальной школы, и требуется еще дополнительная корректировка как их содержания, так и методов оценки, в данной книге даются только общие подходы к проведению комплексной итоговой работы. Эти подходы конкретизируются на примерах экспериментально проверенного инструментария.

Программа «Чтение: работа с информацией» имеет сложную структуру, в которой для целей итоговой оценки условно можно выделить следующие четыре блока учебных действий (умений):

        блок «Получение, поиск и фиксация информации»: осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; находить информацию, заданную в явном иди неявном виде;

        блок «Понимание и преобразование информации»: определять тему и главную мысль текста, составлять план текста, интерпретировать и обобщать информацию,  преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста и др.;

блок «Применение и представление информации»: представлять одну и ту же информацию разными способами;

блок «Оценка достоверности получаемой информации»: на основе имеющихся знаний и жизненного опыта обнаружи вать пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов, выявлять содержащуюся в тексте или других источниках противоречивую информацию.

Каждый из перечисленных блоков может быть включен в комплексную работу как объект итоговой оценки. Очевидно, что все планируемые результаты, включенные в данную программу, не могут быть охвачены формализованной итоговой оценкой, осуществляемой в виде письменной работы. На итоговую оценку будут выноситься только те умения, которые необходимы для продолжения обучения в основной школе и которые можно проверить в рамках письменной работы.

Время завершения обучения в начальной школе считается временем, когда происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Поэтому основой для оценки являются тексты разного содержания. Содержание части текстов не должно выходить за пределы жизненного опыта выпускников начальной школь;. Однако большая часть текстов будет включать разнообразные учебные и практические ситуации, выходящие за пределы детского опыта, поскольку в основной школе им предстоит работать в основном именно с такими текстами.

Среди универсальных учебных действий, составляющих основу для продолжения обучения, для комплексной опенки могут быть выбраны следующие группы действий:

- в сфере регулятивных универсальных учебных действий         способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;

- в сфере познавательных универсальных учебных действий, использовать знаково-символические   средства,   в   том числе моделирование, владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приемы решения задач;

- в сфере коммуникативных универсальных учебных действий — адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

Таким образом, комплексная работа будет оценивать сфор-мированность отдельных универсальных учебных способов действий (регулятивных, познавательных и коммуникативных) в ходе решения различных задач на межпредметной основе.

Для проведения комплексной оценки разработаны специальные комплексные задания. В каждом задании предлагается ситуация, описанная в одном или нескольких текстах, в которых информация может быть представлена в разной форме, с привлечением рисунков, диаграмм, схем, таблиц и др. Каждое комплексное задание состоит из отдельных вопросов или заданий.

В связи с необходимостью охвата достаточно большого спектра умений по двум междисциплинарным программам структура работы включает две части, каждая из которых направлена на оценку достижения планируемых результатов по одной из оцениваемых программ. Время на выполнение каждой части составляет один урок. Работа выполняется в два дня.

Измерительные материалы для проведения комплексной итоговой работы могут включать разное число комплексных заданий, которое будет определяться особенностями объекта оценки и рассматриваемой ситуацией, предложенной для выполнения заданий, а также формой представления информации.

В работе используются разнообразные типы и формы заданий. По форме ответа можно выделить следующие типы заданий:

-с выбором одного или нескольких правильных ответов;

-на установление последовательности и соответствия;

-со свободным кратким ответом (требуется записать краткий ответ в виде числа или слова на отведенном месте, указать меетоположе ние предмета);

-со свободным развернутым ответом (требуется записать полный ответ, решение или объяснение к ответу).

Выполнение заданий предполагает использование предметных знаний и умений, сформированных у учащихся начальной школы в процессе изучения практически всех предметов (математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, технологии и др.), требования к которым не выходят за рамки планируемых результатов в части «Выпускник научится».

Комплексные итоговые работы должны проводиться на основе стандартизированного инструментария, имеющего возрастные нормы на выполнение как отдельных заданий, так и работы в целом.

По результатам выполнения комплексной работы предполагается выстраивать профили способности выпускников начальной школы работать с информацией и решать учебные и практические задачи с учетом привлечения знаний и умений из отдельных предметов и универсальных способов действий.

Выполнение отдельных заданий может оцениваться разным количеством баллов (от 0 до 5 баллов) в зависимости от структуры задания, его уровня сложности, формата ответа и особенностей проверяемых умений. Проверка выполнения заданий осуществляется на основе разработанных критериев, учитывающих реальные ответы выпускников начальной школы. Число выставленных баллов определяется с учетом полноты и правильности выполнения задания.

За выполнение заданий с выбором одного правильного ответа ученик получает 1 балл. Если выбрано более одного ответа, включая и правильный, то задание считается выполненным неверно (выставляется 0 баллов). Если ответ отсутствует, независимо от типа заданий, то ставится 0 баллов. За выполнение задании с множественным выоором может "быть выставлено t», 1 или 2 балла. За выполнение заданий с кратким или развернутым ответом ученик может получить от 0 до 5 баллов.

Оценка выполнения заданий со свободным развернутым ответом ведется с соблюдением следующих общих правил. Если наряду с верным ответом дан и неверный ответ, то задание считается выполненным неверно. Если наряду с верным ответом, дополнительно приведен ответ, не соответствующий поставленной задаче, задание считается выполненным частично.

Правильные ответы на задания с выбором ответа и с кратким ответом, решения заданий с развернутым ответом и описание полных и частично верных ответов на эти задания приводятся в рекомендациях по оценке выполнения заданий конкретной комплексной итоговой работы.

Выполнение учащимся работы в целом оценивается суммарным баллом, полученным учащимся за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы. Результаты выполнения комплексной работы представляются для каждого ученика как процент от максимального балла за выполнение заданий двух отдельных частей и всей работы.

Принятый минимальный критерий освоения учебного материала находится в пределах от 50 % до 65 % от максимального балла в зависимости от степени введения стандарта (планируемых результатов) в практику начальной школы. Для первого этапа введения комплексных работ можно ограничиться минимальным критерием в 50 % от максимального балла.

Вывод, по результатам выполнения комплексной работы делается с учетом полученного балла за ее выполнение.

Если выпускник начальной школы получает за выполнение всей работы число баллов, ниже заданного минимального критерия освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что он имеет недостаточную подготовку для продолжения обучения в основной школе. При такой подготовке можно прогнозировать возникновение у ученика трудностей в изучении отдельных предметов в основной школе.

Если ученик набрал число баллов, равное или превышающее заданный минимальный критерий освоения учебного материала, то можно сделать вывод о том, что учащийся демонстрирует овладение основными учебными действиями, необходимыми для продолжения образования на следующей ступени, на уровне правильного выполнения учебных действий или на уровне осознанного произвольного овладения учебными действиями.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Выпускник научится:    

  1. осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации);
  2. осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту;
  3. оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме илиотвечая на вопрос;
  4. вести диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения;
  5. работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас;
  6. читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного;
  7. читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения;
  1. ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами;
  2. ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;
  3. использовать простейшие приемы анализа различных видов текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения; делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план; находить различные средства выразительности (сравнение, олицетворение, метафора), определяющие отношение автора к герою, событию;
  4. использовать различные формы интерпретации содержания текстов: интегрировать содержащиеся в разных частях текста детали сообщения; устанавливать связи, не высказанные в тексте напрямую; объяснять (пояснять) их, соотнося с общей идеей и содержанием текста; формулировать, основываясь на тексте, простые выводы; понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык;
  5. передавать содержание прочитанного или прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов; передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного);
  6. коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт;
  7. ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию;
  8. составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу;
  9. самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.

Выпускник получит возможность научиться:

•  воспринимать художественную литературу как  вид искусства;

  1. осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;

осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

  1. определять авторскую позицию  и  высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
  2. доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение;
  1. на практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование создание текста по аналогии, рассуждение письменный ответ на вопрос, описание —   характеристика героя);
  2. писать отзыв о прочитанной книге;
  3. работать с тематическим каталогом;
  4. работать с детской периодикой.

Раздел «Творческая деятельность»

Выпускник научится:

  1. читать по ролям литературное произведение;
  1. использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий, этапность в выполнении действий; давать характеристику героя; составлять текст на основе плана);
  2. создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серий иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

Выпускник получит возможность научиться:

  1. творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
  2. создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
  3. работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты;
  4. способам написания изложения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Выпускник научится:

  1. сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;
  2. отличать прозаический текст от поэтического;
  3. распознавать особенности построения фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Выпускник получит возможность научиться:

  1. сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
  2. определять позиции героев и автора художественного текста;
  3. создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста).

ТЕКСТ

- Ну, что новенького пишут? – спросила Катя Костю Палкина, когда тот с газетой в руках вышел во двор.

        Костя всегда выходил во двор с газетой. Несмотря на свой небольшой возраст, он очень любил читать газеты и тут же рассказывал их содержание Кате и Манечке.

        - Да вот, про защиту природы пишут. Сейчас все лучшие люди природу защищают, а плохие люди природу портят: деревья ломают, реки засоряют. Если так дальше дело пойдет, никакой природы не останется!

        - А почему мы природу не защищаем? – сказала Катя. – Давайте тоже природу защищать.

        - Давайте! – закричала Манечка. – Чур, я первая!

        - А где же мы будем её защищать? Во дворе, что ли? – сказал Костя.

        - А что, во дворе у нас природы нет? Давайте объявим день защиты природы в нашем дворе.

        Они так и порешили. А на следующий день вышли во двор с утра и стали сторожить, чтоб никто по газонам не бегал. Но никто и не бегал.

        И тут какая-то маленькая собачка прыгнула на клумбу и принялась цветы нюхать.

        - Брысь! Вон из клумбы! – замахали руками Костя с Маней, забегали вокруг клумбы. А собачка жуёт какую-то травинку и на них никакого внимания не обращает.

        Тогда девочки не выдержали и в клумбу полезли. Манечка хотела собачку схватить, да шлепнулась прямо на георгины, два цветка сломала. Вот тебе и день защиты природы!

        - Ничего! – сказал Костя. – Вы не огорчайтесь! Животные – тоже природа. Давайте защищать животных в нашем дворе. Надо проверить, вдруг к животным кто-нибудь плохо относится?! Будем ходить по квартирам. Вы идите в этот подъезд, а я пойду в тот. Если увидите, что кто-нибудь обижает животных, то мы тогда напишем письмо в журнал «Друг природы».

        Они разошлись по подъездам, стали звонить во все квартиры подряд и спрашивать, есть ли у жильцов какие-нибудь животные.

        - Есть, - сказали в пятой квартире. – У нас канарейка, а что?

- А вы её кормите? – спросила Катя с Маней.

- Конечно.

- А вы её не бьёте?

- Кто же канарейку бить станет?!

- А вы с ней гулять ходите?

- Ну, конечно, мы её на поводке водим! – засмеялись в пятой квартире. – Видно, делать вам нечего, если глупые вопросы задаете!

- Ничего подобного! Просто мы животных защищаем! Если вы вашу канарейку обидите, мы про вас письмо в журнал «Друг  природы» напишем!

В тринадцатой квартире им открыл мальчишка, на вид  пятиклассник. Оказалось, что у него живет кошка с котятами.

- Ты свою кошку кормишь? – спросила у мальчишки Катя.

- А тебе какое дело?

- Очень даже большое! Кошку и котят надо кормить!

- Неужели? А я и не знал. Спасибо, что сказала, - ухмыльнулся пятиклассник.

- А ты их не бьёшь?

- Бью. Палкой. С утра пораньше, засмеялся мальчишка и вытолкал Катю с Маней за дверь.

- Дурак! – сказала Манечка.

Когда девочкам открыли дверь в сороковой квартире, на площадку выскочила большая овчарка и принялась их обнюхивать.

-  Ай! – испугались девочки. – Уберите её, пожалуйста, а то она укусится!

- Вам чего, девочки?

- Ничего, мы дверью ошиблись. А скажите, вы вашу собаку не обижаете?

- Зачем же её обижать? Она у нас замечательная, две медали имеет:  за  экстерьер и выучку!

Когда девочки встретились во дворе с Костей, выяснилось, что и он никого  не защитил. «Ну, может, завтра повезет!» - сказал Костя.

Когда девочки наконец вернулись домой, мама сердито им сказала:

- Где вы были? Стоит вам выйти на улицу, тут же все свои обязанности забываете! Готовы с утра до вечера гулять, а хомяки голодные сидят. И клетка у них грязная! И рыбкам давно пора воду менять. Три дня вас прошу – допроситься не могу! Неужели вам животных не жалко?

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»

Планируемый результат: осознает значимость чтения для дальнейшего обучения, понимает  цель чтения вообще (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументации, иной информации).

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- анализировать полученную информацию из текста для развития читательского кругозора;

- ставить цель дальнейшего изучения полученной информации, творчества автора и т.п.

Примеры заданий

Умение: анализировать полученную информацию из текста для развития читательского кругозора; ставить цель дальнейшего изучения полученной информации, творчества автора и т.п.

Задание базового уровня

Прочитав это произведение ты:

  1. нашел для себя новую информацию о защите окружающей среды;
  2. решил прочитать произведения подобного жанра;
  3. выяснил, почему нужно защищать природу;
  4. интересно провел время.

Задание повышенного уровня

Чем это произведение поможет тебе в жизни?

_________________________________________________________________

Планируемый результат: осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный); определять главную мысль и героев произведения; отвечать на вопросы по содержанию произведения; определять последовательность событий; задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- выявлять специфику различных видов текстов;

- демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения, отвечая на вопросы произведения, определяя последовательность событий;

- задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

Примеры заданий

Умение: выявлять специфику различных видов текстов.

Задания базового уровня

Прочитай текст и ответь на вопросы.

Определи, какой это текст. Отметь свой ответ.

  1. научно-популярный,
  2. учебный,
  3. художественный,
  4. справочный.

Объясни свой ответ, указав одну из особенностей текста.

Ответ: ______________________________________________________

Задание повышенного уровня

Поясни свой ответ, перечислив три важные особенности текста.

1)________________________________________________________

2)________________________________________________________

3)________________________________________________________

Умение: демонстрировать понимание прочитанного или прослушанного текста, определяя главную мысль и героев произведения, отвечая на вопросы произведения, определяя последовательность событий.

Задания базового уровня

1. Озаглавь прочитанный текст.

Ответ: _______________________________________________________

2. Выпиши из текста предложение, в котором говорится о том, почему дети решили заняться охраной природы.

3. Восстанови последовательность событий. Расставь цифры от 1 до 5 в том порядке, в котором происходили события в тексте.

1) Забытые обязанности.

2) Охраняем газоны.

3) Давайте защищать животных.

4) Сломанные георгины.

5) Обсуждение детьми статьи из газеты.

Задания повышенного уровня

1. Чтобы пересказать текст своему другу и ничего не упустить, надо составить план. Для этого расположи пункты, обозначенные буквами, в соответствующей очередности.

А) Обход квартир и опрос жителей дома.

Б) Решение присоединиться к защитникам природы.

В) Забытые питомцы.

Г) Защита клумбы во дворе.

Запиши в таблицу буквы плана в нужной последовательности.

1

2

3

4

2. Отметь предложения где, с точки зрения героев рассказа, должна заключаться защита животных. Выбери два верных утверждения и обведи кружком соответствующие буквы из перечня.

А) Надо обойти все квартиры подряд и узнать, кто обижает своих питомцев.

Б) О  заботливых хозяевах надо написать заметку в газету.

В) Если к животным плохо относятся написать письмо в журнал  «Друг природы».

Г) Надо написать объявление с призывом защищать природу.

Укажи верный ответ.

1) АВ     2) ВГ     3) БГ    4) АБ

3. Какие качества проявляют девочки – героини рассказа на протяжении повествования (не менее двух)? Приведи примеры поступков или слова, подтверждающие твое мнение. Для работы используй таблицу.

Качества

Примеры-подтверждения

1)

1)

2)

2)

Умение: задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту.

Задание базового уровня

Напиши вопросы к прочитанному тексту. Начни их со слов:

Кто __________________________________________________________

Почему _______________________________________________________

Что __________________________________________________________

Задание повышенного уровня

Придумай и напиши вопрос – загадку к прочитанному тексту.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        Планируемый результат: оформляет свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос.

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

- составлять (с опорой на авторский текст) краткий пересказ прочитанного;

- грамотно формулировать (выражать) свои мысли по предложенной теме или вопросу.

        Задание базового уровня

        Составь описание Кости, используя слова из текста.

        Задание повышенного уровня

        Составь небольшой текст – рассуждение, начав со слов «Если к природе плохо относятся,…».

        Предполагаемый результат: ведет диалог в различных учебных и бытовых ситуациях общения, соблюдая правила речевого этикета, участвовать в диалоге при обсуждении прослушанного/прочитанного произведения.

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

- вести диалог;

- обсуждать прочитанное, соблюдая правила речевого этикета.

        Задание базового уровня

        Как бы ты на месте героев ответил бы на предложенные вопросы?

1) Что нужно делать, если  животным плохо относятся?

2) Почему мы должны защищать природу?

        Задания повышенного уровня

        Какие вопросы ты задал бы главным героям при встрече?

1) _________________________________________________________

2) _________________________________________________________

        Какие советы ты дал бы героям рассказа.

1) _________________________________________________________

2) _________________________________________________________

3) _________________________________________________________

        Предполагаемый результат: работает со словом (распознает прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополняет свой активный словарный запас.

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

- распознавать в тексте прямое и переносное значение слова;

- включает данные слова в речевое высказывание на поставленный вопрос.

        Умение: распознавать в тексте прямое и переносное значение слова.

Задание базового уровня

        Тебе встретились слова, которые употребляются редко, но их значение при чтении текста  вполне понятно. Для каждого слова из первого столбца найди одно его верное толкование из второго столбца, обозначенное буквой.

СЛОВО

ТОЛКОВАНИЕ СЛОВА

1) медаль

2) порешили

3) экстерьер

А) внешний вид и телосложение животного

Б) договорились о чем – то, пришли к согласию

В) порода собак

Г) украшение, носимое обычно на шее, внутрь которого можно поместить фотографию

Д) знак отличия в виде металлического кружка с надписью, выдаваемый за заслуги

        Запиши в таблицу каждую выбранную букву под номером слова.

1

2

3

        Задание повышенного уровня

        Подбери и запиши синонимы к слову порешили.

Ответ: ________________________________________________________

        Определи и запиши, в каком значении употреблено слово выучка.

Ответ: ________________________________________________________

Придумай предложение с данным словом, подтверждающее твой ответ.

Ответ: ________________________________________________________

        Напиши пословицы и поговорки, которые соответствуют содержанию прочитанного текста.

1) ___________________________________________________________

2) ___________________________________________________________

3) ___________________________________________________________

        Предполагаемый результат: читает (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного.

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

- читать, осознавая (понимая) смысл прочитанного.

        Задания базового уровня

        Ты прочитал текст, в котором в основном говорится о том,

1) что прочитал Костя Палкин в газете;

2) как девочки гнали с клумбы собаку;

3) как девочки испугались большой овчарки;

4) что сделали ребята для защиты природы.

        Найди в тексте и продолжи предложение «Когда девочкам открыли дверь в сороковой квартире…».

        Задания повышенного уровня

        Продолжи рассуждение, найдя в тексте подходящие по смыслу строки: «Сейчас все лучшие люди…».

        Найди и выпиши предложения, в которых описывается поведение девочек, не соответствующее главной мысли рассказа. Подтверди высказываниями из текста.

        Предполагаемый результат: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

- соотносить свое видение решения данной проблемы с позицией автора;

- оценивать поведение героев;

- высказывать свою точку зрения  на поступки героев, доказывать свое мнение.

        Задания базового  уровня

        Манечка обозвала пятиклассника из тринадцатой квартиры потому, что тот

1) никогда не кормит свою кошку с котятами;

2) посмеялся над девочками и вытолкал их за дверь;

3) бьет своих животных палкой с утра пораньше;

4) не хотел слушать девочек и не открыл им дверь.

        Как бы ты поступил в данной ситуации на месте пятиклассника? Обоснуй свой ответ.

Ответ: _____________________________________________________________

        Задания повышенного уровня

        Какой вопрос Кати с Маней жильцы пятой квартиры посчитали самым глупым? Почему ты так думаешь?

Ответ: _____________________________________________________________

Раздел «Творческая деятельность»

Планируемый результат: читать по ролям литературное произведение.

Умения, характеризующие достижение обобщенного планируемого результата:

- находить в тексте слова героев и автора;

- определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя, и воспроизводить её при чтении вслух.

Примеры заданий

Умение: находить в тексте слова героев и автора.

Задание базового уровня

Прочитай текст от звездочки. Подготовь этот отрывок для чтения по ролям.

Задание повышенного уровня

Найди и отметь в тексте прямую речь. Прочитай эти отрывки по ролям.

Умение: определять с опорой на текст интонацию, выражающую характер и настроение героя, и воспроизводить её при чтении вслух.

Задание базового уровня

Прочитай про себя приведенный ниже отрывок из произведения, найди и подчеркни слово, которое показывает, с каким настроением надо читать слова героя.

«Когда девочкам открыли дверь в сороковой квартире, на площадку выскочила большая овчарка и принялась их обнюхивать.

-  Ай! – испугались девочки. – Уберите её, пожалуйста, а то она укусится!»

Прочитай этот отрывок выразительно вслух.

Задание повышенного уровня

Прочитай про себя последний абзац текста. Определи, с какой интонацией нужно читать слова героя. Докажи свой ответ ссылкой на текст. Прочитай этот абзац выразительно вслух.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»

Планируемый результат: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака.

Умения, характеризующие достижение этого результата:

- определять жанр литературного произведения;

- определять тематику литературного произведения;

- объединять произведения по разным основаниям (жанру, тематике, автору).

Примеры заданий

Умение: определять жанр литературного произведения.

        

Задание базового уровня

Как правильно назвать прочитанный тобой текст? Отметь ответ.

1) сказка;

2) стихотворение;

3) рассказ;

4) басня.

Задание повышенного уровня

Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к тому же жанру, что и прочитанный текст.

Ответ: ________________________________________________________

        Умение: определять тематику литературного произведения.

        Задание базового уровня

        В какую книгу надо было бы поместить этот текст? Отметь свой ответ.

1) Рассказы по истории.

2) Рассказы о  природе.

3) Поучительные истории.

4) Басни.

        Задание повышенного уровня

        Запиши название знакомого тебе произведения, относящегося к той же тематике, что и прочитанный текст.

Ответ: __________________________________________________________

        Умение: объединять произведения по разным основаниям (жанру, тематике, автору).

        Задание базового уровня

        Если бы тебе предложили поместить произведение в сборник, то какое название ты бы придумал для него? Запиши.

Ответ: __________________________________________________________

        Задание повышенного уровня

        Назови еще два произведения, которые ты бы поместил в этот сборник. Ответ запиши.

Ответ: ___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СИСТЕМА ОЦЕНКИ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Система оценки планируемых результатов освоения программы начального образования...

Планируемые результаты освоения программ начального образования. Русский язык.

 Выступление на Августовской районной конференции учителей....

Технология достижения планируемых результатов освоения программ начальной школы по предметам «Русский язык», «Чтение», «Математика», «Окружающий мир»

Стартовая диагностика:показатели, дидактические и раздаточные материалы          Стартовая диагностика в первых классах основывается на результатах м...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы.

Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта являются оценка образовательных достижений обучающихся и оценка результатов деятельности школы и ее педа...

Контрольно-измерительные материалы для оценки планируемых результатов освоения программы начального образования обучающихся СКОУ VIII вида.

    Оценивание работ, выполненных учащимися с нарушением интеллекта, получающим образование в специальном( коррекционном) образовательном учреждении VIII вида (С(К)ОУ), в специальных ...

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)

Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...

Планируемые результаты освоения программы «Чтение. Работа с информацией (текстом)»

Статья "Планируемые результаты освоения программы "Чтение.Работа с информацией". Работаем по ФГОС...