Конспекты занятий по развитию выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с легкой формой дизартрии
план-конспект

Путько Надежда Анатольевна

Представляю конспекты занятий с детьми дошкольного возраста, направленные на развитие выразительности речи детей через театрализованную игру.  Театрализованная игра может стать эффективным средством в развитии выразительности речи детей: восприятии и воспроизведении основного тона, темпа, силы, высоты, тембра голоса, логического ударения. Конспекты были разработаны для ВКР по теме " Развитие выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с лёгкой формой дизартрии в театрализованной игре"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Драматизация стихотворения «Плутишка».

Цель занятия: развитие интонационной выразительности в игре-драматизации.

Коррекционно-образовательные задачи:

-совершенствовать навыки воспроизведения предложений с разным тоном, соответствующим передачи эмоциональных состояний радости, удивления, грусти, страха, гнева;

-совершенствовать навыки употребления логического ударения.

-учить передавать характер литературного персонажа с помощью тембра, громкости, силы голоса.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать слуховую дифференцировку компонентов интонации;

-развивать воображение;

-развивать умение согласовывать свои действия с партнерами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать и поощрять инициативу детей;

-воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания.

Оборудование:  цветок из бумаги, на лепестках нарисованы пиктограммы эмоций.

Продолжительность занятия 30 минут.

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.    
  1. Приветствие. Разминка «Диалог». 

Я буду  хозяином, а вы - котами. Моя задача – уличить кота в краже сметаны, а ваша задача – не выдать себя. Дети отвечают на вопросы.

 Кто нитку прядет?

– Кто, кто – кот!

– А кто ткань ткет?

– Кто, кто – кот!

– А кто куртку шьет?

– Кто, кто – кот!

– А кто из кладовки

сметану крадет?

Молчит кот.

Только облизывает рот.

  1. Основная часть.    
  1. Упражнение «Выдели голосом». Развитие навыков употребления логического ударения. Произнести предложение несколько раз, каждый раз выделяя голосом следующее слово.

Наша Таня громко плачет.
Наша
Таня громко плачет.
Наша Таня
громко плачет.
Наша Таня громко
плачет.

Дети произносят предложение, потом анализируется изменение смысла высказывания в зависимости от места логического ударения.

3.  Игра «Интервью». Упражнение на логическое ударение.  Ответы на вопросы с заданным логическим ударением.

Мише купили машинку? Да, Мише

Мише купили машинку? Нет, не купили, подарили

Мише купили машинку? Да, машинку.

Ты съёл  кашу? Да, я съел кашу.

Ты съел кашу? Нет, еще не съел.

Дети отвечают на вопросы с заданным логическим ударением.

4. Игра «Фраза по кругу». На столе лежит  ромашка, на каждом лепестке нарисована пиктограмма радости, удивления, грусти, страха, гнева. Дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу с различной интонацией.

5. Чтение и обсуждения сценки «Плутишка».

-Ребята,  можно ли кота, которого вы изображали назвать плутишка? А как другими словами можно назвать плутишку? Почему его так называют? Я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, можно ли назвать сына плутишкой?


СЦЕНКА «ПЛУТИШКА».
(Мама подходит к сыну.)
МАМА: 
Кто поцарапал нашу дверь?
1 СЫН: Дверь поцарапал
страшный зверь!
МАМА:
 Кто вылил на пол весь компот?
2 СЫН: Компот? Наверно Васька-кот!
МАМА: А
 кто порвал сегодня книжки?
3 СЫН: 
Порвали Мышки-шалунишки!
МАМА:
 Кто посадил кота в мешок?
4 СЫН: 
Кота в мешок? Наш пёс Дружок!
Мама: А кто
неправду говорит?

5 СЫН: Наверно я, мне очень стыдно за себя.
(Юра опускает голову, а мама разводит руками)

6. Драматизация стихотворения.

Дети разучивают по строчке. Обсуждается интонация, с которой дети отвечают маме, логическое ударение в строчке.

III. Заключительная часть.

7. Драматизация стихотворения с изменениями.

-А теперь представьте, что волшебник заколдовал плутишку и он говорит только правду. А что может ответить сын на последний вопрос мамы? Помните, что сын говорит только правду, его заколдовала волшебница!

-Давайте посмотрим, какое стихотворение получится. Когда мама спрашивает, вы ей отвечайте правду. Например, мама спрашивает: Кто поцарапал нашу дверь? А сын ей отвечает правду: Дверь поцарапал я!

Дети отвечают на вопросы мамы правдиво.

Обсуждается  интонация, жесты и мимика нового варианта стихотворения.

Инсценировка повторяется ещё раз, но с изменением реплик детей, с изменением основного тона произнесения.

8. Подведение итога.

-Какой вариант вам понравился больше?

-Трудно говорить правду? А что чувствуешь, когда сказал правду?

-Молодцы! У вас все получилось!





Предварительный просмотр:

Тема: Драматизация стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Цель занятия: развитие интонационной выразительности в  театрализованной игре.

Коррекционно-образовательные задачи:

-расширить знания детей об интонации и способах ее реализации в жизненных ситуациях общения и в драматизации;

-учить понимать основной тон высказывания;

-обогатить словарь эмоционально-экспрессивной лексикой;

-учить передавать характер литературного персонажа с помощью интонации;

- учить согласовывать речь, движения и жесты;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми;

-развивать слуховую дифференцировку компонентов интонации;

-развивать воображение;

-развивать общую и мелкую моторику детей.

Воспитательные задачи:

-воспитывать и поощрять инициативу детей;

-воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания;

-воспитывать любовь и уважение к маме.

Оборудование: картины и карточки-пиктограммы эмоций радости, грусти, удивления, стыда, гнева; зеркало.

Продолжительность занятия 30 минут.

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.    

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята!                          

- Как еще можно поздороваться со своими друзьями?

-Правильно, а главное надо улыбнуться, давайте все вместе пожелаем добра друг другу, солнцу, птицам.

 Чтение стихотворение  «Доброе утро» (чтение с использование жестов и мимики)

«Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

Доброе утро (нормальная громкость голоса).

Доброе утро! - Солнцу и птицам (произнести громко, подняв голову вверх)

Доброе утро! — Улыбчивым лицам (произнести бодрым голосом, используя жесты приветствия, поворачиваться друг к другу и улыбаться)

И каждый становится

Добрым, доверчивым...

Пусть доброе утро

Длится до вечера.    

Дети повторяют слова стихотворения и движения за логопедом.        

       II. Основная часть.

2. Беседа. Введение в тему занятия.

-Почему всем так стало приятно, мы ведь только произносили «Доброе утро»?

- Важно ли то, как мы сказали каким голосом, улыбались ли  мы при этом?  

-Передать хорошее настроение нам помогла  интонации – изменения голоса, игра голосом ,  передающая чувства, настроение.

-А по выражению лица, мимике можно определить какое настроение у человека? Дети отвечают на вопросы, высказывают свое мнение.

3.  Игра  «Определи настроение».

Детям раздаются пиктограммы настроений. Предъявляются картины с изображением детей в различных эмоциональных состояниях.

-Как вы думаете, что чувствует мальчик (девочка)  на картинке? Как вы это поняли? Что помогло нам определить настроение? Дети находят карточку с тем же настроением и поднимают вверх.

-А теперь я приготовила вам загадки. Определите настроение в ситуации, которую я назову, и поднимите карточку с этим настроением. А что вы можете при это сказать, воскликнуть?

Назвать ситуации в произвольном порядке:

-подарили конструктор ЛЕГО, мама похвалила, друг выздоровел  ( радость, «Ура!»)

-друг заболел, плохая погода, потерял любимую игрушку (грусть, можно вздохнуть «Ох!»)

-кто-то разбаловался, напроказничал, обманул, не выполнил обещание (гнев, недовольство, «ай-ай-ай!»)

-неожиданный сюрприз, волшебник ночью поменял вывески на магазинах, с неба посыпались ириски (удивление, «О-о-о»)

-поступил плохо, обозвал друга, сказал неправду (стыд, эх, ой)

4. Чтение и обсуждение стихотворения Э. Успенского «Разгром».

Послушайте, какой случай произошел в одной семье.

«Мама приходит с работы,

Мама снимает боты,

Мама приходит в дом,

Мама глядит кругом.

-Был на квартиру налет?

-Нет.

-К нам приходил бегемот?

-Нет.

-Может быть, дом не наш?

-Может, не наш этаж?

-Просто…..

Прочитать детям большую часть стихотворения и специально сделать на этом месте остановку, чтобы дать возможность детям привести свои собственные объяснения, убедительные для мамы. Напомнить детям, что они должны быть находчивыми, главное для них - чтобы мама поверила и  не наказала.

Читается финал стихотворения:

-Просто приходил Сережка,

Поиграли с ним немножко.

-Значит это не обвал?

-Нет.

-Значит, слон не танцевал?

-Нет.

-Очень рада, оказалось,

Я напрасно волновалась».

Узнать мнение детей: понравилось ли стихотворение, бывали ли в их жизни такие случаи, и что говорили их мамы, с каким настроением и интонацией. Посоветоваться, можно ли сделать инсценировку этого стихотворения, распределить роли и реплики. Обсудить, каким тоном произносить ответы маме, громко или тихо, какими движениями сопровождать реплики, как стоять, какой взгляд должен быть при этом. Спросить с какой интонацией должна мама произносить вопросы.

Разучивание реплик  происходит в процессе игры – драматизации.

5. Инсценировка стихотворения.

Инсценировать беспорядок: дети разрывают листочек бумаги на мелкие части, разбрасывают на пол,  наводят беспорядок в своей одежде.

Слова мамы читает логопед. Реплики сына дети произносят первый раз хором, для запоминания очередности ответов, второй раз - каждый по очереди.

  1. Заключительная часть.

6. Игра «Мамины помощники». Действия с воображаемыми предметами.

-Мы с вами намусорили, давайте наведем порядок, соберем клочки бумаги с пола, приведем себя в порядок.

-А чем мы можем порадовать маму, чем помочь ей, как извиниться?

-Мы можем подмести пол, стереть пыль, помыть посуду, похлопать ковер на снегу.

-Давайте покажем, как мы будем это делать. Дети имитируют движения и действия с воображаемыми предметами: веником, тряпкой, губкой, палкой.

-Вы все молодцы! Как вы думаете, что скажет мама, когда увидит чистоту и порядок. А каким голосом она это скажет, с какой интонацией?

7. Подведение итога.

-Что помогло нам выразить настроение, чувство? Как вам кажется, наш спектакль понравился  бы маме, ребятам?

-Молодцы!  У вас получилось!



Предварительный просмотр:

Тема: Драматизация отрывка сказки «Колобок».

Цель занятия: развитие интонационной выразительности в игре-драматизации.

Коррекционно-образовательные задачи:

-расширить знания детей о тембральной окраске голоса, логическом ударении и способах их реализации в жизненных ситуациях общения и в драматизации;

-обогатить словарь эмоционально-экспрессивной лексикой;

-учить передавать характер литературного персонажа с помощью тембра, громкости, силы голоса;

-учить детей строить диалог по заданному сюжету.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать навыки эмоционального общения детей друг с другом и взрослыми;

-развивать слуховую дифференцировку компонентов интонации;

-развивать воображение;

- развивать быстроту реакций, координацию движений, владение жестами.

-развивать умение согласовывать свои действия с партнерами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать и поощрять инициативу детей;

-воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания.

Оборудование: мячик, маски Колобка, Медведя, Зайца, Волка, Лисы.

Продолжительность занятия 30 минут.

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.    

1. Приветствие. Игра на развитие полётности голоса и внимательность  «Эхо» (повторять 2 раза).

-Здравствуйте, ребята! Кто из вас знает, что такое эхо? Это отражение, только не предмета, а звука, это звук, который мы слышим и который повторяется.

-Где можно услышать эхо? Правильно, в горах, в пустом помещении. Вы сейчас превратитесь в эхо и будите повторять только окончание строчки. Помните, что эхо повторяет сначала громко, а потом все тише. Давайте попробуем превратиться в эхо, будьте внимательны. Первую строчку дети произносят вместе с логопедом, первый слог громко, второй тише.

-Собирайся, детвора              -ра-ра

-Начинается игра                   -ра-ра

-Ты ладоши не жалей            -лей-лей

-Бей в ладоши веселей          -лей-лей

-Сколько времени сейчас?    -час-час

-Сколько будет через час?    -час-час

-И неправда, будет два          -два-два

-Думай, думай, голова           -ва-ва

Как поет в селе петух?                   -ух-ух
Да не филин, а петух!
                 -ух-ух
Вы уверены, что так ?           -так-так
А на самом деле как?            -как-как

  1. Основная часть.

2. Знакомство с героем занятия. Игра «Колобок»

-Ребята, вспомните, герой какой сказки очень похож на этот мяч?

-Правильно, Колобок.

-Сейчас мы встанем в круг и будем бросать мяч друг другу. Тот к кому попадет «Колобок», должен ему сказать что-нибудь или спросить о чем-нибудь и потом передать другому. Например:

-Как тебя зовут?

-Колобок, давай с тобой дружить!

-Приходи ко мне в гости!

-Я знаю, из какой ты сказки!

На втором этапе игры дети обращаются к Колобку от лица других героев сказки: Волка, Зайца, Медведя, Лисы.

3. Игра «Кубик».

На каждой грани кубика изображено лицо, выражающее какое-либо эмоциональное состояние (радость, удивление, страх, печаль, гнев, стыд)

-Ребята, помните, чем закончилась сказка «Колобок?  - Лиса съела Колобка.

Попробуйте произнести эту фразу с тем настроением, которое выпадет вам на этом кубике. Дети бросают кубик, определяют эмоцию, подбирают интонацию и произносят предложение: «Лиса съела колобка».

-Молодцы, у вас отлично получилось.

- Что помогло вам передать настроение (эмоцию)?

4.  Подготовка к инсценировке, пересказ сказки, сочинение новой концовки, распределение ролей.

Логопед рассказывает начало сказки, потом задает вопросы, при ответе на которые дети сами восстанавливают последовательность событий сказки и реплики героев.

-После того как Колобок укатился от Бабушки и Дедушки, кого он первого встретил?

-Какую песенку пел Колобок, какое у него было настроение? Что потом произошло? Что сказал Заяц, Волк, Медведь, Лиса Колобку?

-Давайте, придумаем свой, неожиданный конец сказки! Как вы думаете, что могло случиться с Лисой, что мог сказать Колобок? Дети предлагают свои варианты окончания сказки.

-Чей вариант вам больше понравился? После того, как дети выразят свое мнение переходить к распределению ролей, выбору масок персонажей.

Обсудить интонационное оформление реплик каждого героя, громкость, тембр, высоту голоса персонажа. Еще раз напомнить новый конец сказки, проговорить фразы в правильной последовательности. Слова автора говорит логопед, подсказывает очередность вступления каждого ребенка.

5. Инсценировка отрывка сказки «Колобок» с новым окончанием.

Дети надевают на головы маски своих персонажей, разыгрывают  отрывок сказки «Колобок» с новым, придуманным ими концом.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога.

Ребята, как вы думаете, такая постановка с новым концом понравилась бы ребятам из вашей группы? Нам удалось говорить голосом героев сказки? Каким голосом говорили наши персонажи?

-Молодцы!  У вас получилось.



Предварительный просмотр:

Тема: Драматизация по рассказу Ушинского «Спор  животных».

Цель занятия: развитие интонационной выразительности в игре-драматизации.

Коррекционно-образовательные задачи:

-учить произвольно изменять темп речи, имитируя речь персонажа;

-совершенствовать навыки использования словесного ударения;

-совершенствовать навыки воспроизведения предложений различных коммуникативных типов;

-учить преобразовывать повествовательные предложения в восклицательные;

-совершенствовать навыки употребления логического ударения.

-учить передавать характер литературного персонажа с помощью тембра, громкости, силы голоса.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать слуховую дифференцировку компонентов интонации;

-развивать воображение;

- развивать быстроту реакций, координацию движений, владение жестами.

-развивать умение согласовывать свои действия с партнерами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать и поощрять инициативу детей;

-воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания;

Оборудование: игрушка робот; набор картинок (луна, радуга, лошадь, зонтик, пуговица, велосипед) для каждого ребенка; маски коровы, лошади, собаки, кошки; усы.  

Продолжительность занятия 30 минут.

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.    

1. Приветствие. Зарядка «Робот».

Стоит робот на дороге,

У него не гнутся ноги,

Может он махать руками,

Может он моргать глазами,

Может головой кивать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Дети повторяют слова и имитируют движения робота.

-Дети как ходит робот, как он разговаривает?  (четко, прерывисто, низким, как будто металлическим голосом, ощутить вибрацию голосовых складок).  

-А теперь повернитесь  друг  к другу,  поздоровайтесь, представьтесь. Например:  «Здравствуй, меня зовут робот Дима». Дети представляются, здороваются, имитируя тембр голоса, темп речи роботов.

 II.   Основная часть.

2.    Игра «Путаница».

-Робот учил названия предметов по картинкам, поднимите картинку, которую назовёт робот. Но будьте внимательны, робот мог что-то напутать.

Произносятся слова с неправильным ударением. В чем он ошибся? Как правильно сказать? Дети поднимают картинки, произносят слова, правильно расставляя ударения, напряженно и длительно произносят ударный слог. Сначала повторяя за логопедом, потом самостоятельно.

3.    Игра «Удивись». 

-Ребята, как вы думаете, робот умеет удивляться? Давайте его научим. Каждый посмотрит по сторонам и назовет сначала предмет, а потом про этот же предмет  скажет  с удивлением.

Например:  Вот  это шкаф. Вот это шкаф! Вот это окно. Вот это окно! Детям предлагается преобразовать повествовательное предложение в восклицательное со значением удивления.

4. Отработка навыков расстановки логического ударения.

-Робот многое знает, но вот чего он точно не умеет, так это выделять голосом целое слово, делать паузу перед этим словом. Но мы его попробуем научить! Сопряжено с логопедом дети проговаривают сначала вопросы с заданным местоположением логического ударения, затем возможные подходящие по смыслу варианты  ответов.

Мама купила яблоки? – Да, мама купила яблоки. – Нет, мама купила груши (апельсины, виноград и др.)

6. Чтение и обсуждение рассказа «Спор животных» по Ушинскому.

«Корова, лошадь, собака и кошка заспорили между собой, кого из них хозяин больше любит.

— Конечно, меня, — говорит лошадь. — Я ему дрова из лесу вожу. Сам он на мне в город ездит: пропал бы без меня совсем.

— Нет, хозяин любит больше меня, — говорит корова. — Я его семью молоком пою.

Нет, меня, — ворчит собака. — Я его дом стерегу.

Нет, меня, - промурлыкала кошка. – Я мышей к зерну не подпускаю.

Услыхал хозяин этот спор и говорит:

—Перестаньте спорить по-пустому: все вы мне нужны, и каждый из вас хорош на своем месте».

Обсуждение рассказа. Дети отвечают на вопросы: Кто стал спорить? О чем спорили животные? Что сказала лошадь? Что сказала корова? Что сказала кошка? Что сказала собака? А что сказал человек?

Затем  роли распределяются  между детьми и обсуждается особенности произнесения их реплик. Как каждый из животных убеждают, что именно его любит хозяин? Какие слова нужно выделить голосом? Каким голосом каждый из вас будет произносить реплики? Как обычно спорят, тихим голосом или громким?

7. Драматизация рассказа «Спор животных».

Дети надевают на головы маски своих персонажей, мальчик, исполняющий роль хозяина, прикрепляет усы; дети инсценируют рассказ. Слова автора произносит логопед.

III. Заключительная часть.

8.Подведение итога.

Ребята, как вы думаете, у робота получилось бы так хорошо сыграть в нашем маленьком спектакле? Чего не умеет робот? А чему научились вы? Нам удалось говорить голосом героев рассказа? Каким голосом говорили наши персонажи?

-Молодцы!  У вас получилось.



Предварительный просмотр:

 Тема: Драматизация рассказа  Б. Чабана «Тони, Рыба!».

Цель занятия: развитие выразительности речи в  игре-драматизации.

Коррекционно-образовательные задачи:

-учить детей управлять голосом с учетом ситуации общения;

-учить понимать основной тон высказывания и отражать с помощью голоса различные эмоциональные состояния;

-обогатить и активизировать словарь по лексическим темам «Рыбалка», «Базар»;

-учить согласовывать речь, движения и жесты;

-учить детей строить диалог по заданному сюжету.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивает быстроту реакций, координацию движений, владение жестами;

-развивать слуховую дифференцировку компонентов интонации;

-развивать воображение; 

-развивать умение согласовывать свои действия с партнерами.

Воспитательные задачи:

-воспитывать и поощрять инициативу детей;

-воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания.

Оборудование: удочка, картинки на магнитах с изображением рыбы, ржавых консервных банок, старых башмаков, игрушечные деньги,  маски  рыбы и раков, элементы декорации (пластмассовые водоросли, картина с изображением речного дна).

Продолжительность занятия 30 минут.

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.    
  1. Приветствие. Разминка «Как живешь?»

-Здравствуйте, ребята! Давайте вспомним, как еще можно поздороваться! Молодцы! А теперь покажем, что мы умеем делать: повторяйте движения, жесты и слова за мной.

- Как живешь?
- Вот так! (
большие пальцы вперед)
- Как плывешь?
- Вот так! (
имитация плавания)
- Как бежишь?
- Вот так!
(указательные и средние пальцы «бегут»)
- Вдаль глядишь?
- Вот так!
(«бинокль»)
- Ждешь обед?
- Вот так!
(подпереть щеку кулачком)
- Машешь вслед?
- Вот так!
(помахать кистью руки)
- Утром спишь?
- Вот так!
 (обе руки под щеку)
- А шалишь?
- Вот так!
(хлопнуть по надутым щекам).

II. Основная часть.

  1. Введение в тему занятия. Игра – действие с воображаемыми предметами.

-Ребята, кто из вас умеет ловить рыбу? Что нам нужно для рыбалки?

-Правильно, давайте отправимся на рыбалку.

Дети имитируют действия по добыванию червей, насаживанию на крючок, закидыванию удочки. Изображают радость, если попалась рыбка, складывают её в ведро, или огорчение, если рыба сорвалась с крючка.

  1. Игра «На рыбалке». 

На картину с изображением речного дна выкладываются магнитные картинки изображением вниз. Дети удочкой ловят «рыбок», переворачивают и передают с помощью мимики, слов чувства радости, восторга, удивления, огорчения, гнева в зависимости от того, что удалось поймать - рыбу или речной мусор.

-Молодцы, ребята, умеете вы ловить рыбу!

4.  Игра-импровизация «На базаре».

-А теперь, ребята, вы отправляетесь со своим уловом на базар.

-А что на базаре, ребята, делают? Как называют тех, кто продает? (продавцами), а тех, кто покупает (покупатели)? А что ещё особенное бывает на базаре? Можно ли на базаре изменить цену, снизить, купить дешевле? Как это называется?

-Представьте, что я пришла на базар и хочу купить рыбу, а ваша задача её продать и получить деньги. Как вы будете предлагать мне товар? Как будете нахваливать рыбу? Каким голосом вы будите убеждать меня? С какой интонацией, чувством?  А что я смогу из неё приготовить? (можно сказать, что рыба свежая, только из чистой речки выловлена, чешуя у нее блестит; большая, жирная рыба, из нее получится отличная уха, котлеты рыбные или её можно просто пожарить, запечь или сварить). Сколько стоит ваша рыба? А можете дешевле отдать? Дети отвечают на вопросы, рассуждают, расхваливают свой товар, убеждают, используют средства выразительности речи: интонацию, жесты, мимику;  назначают свою цену, торгуются, получают  игрушечные деньги.

  1. Чтение и обсуждение рассказа Б. Чабана «Тони, рыба!». Подготовка к  драматизации. 

Послушайте, какая история произошла с одной рыбой.

«—Тону! — весело крикнула Рыба.

И сделала вид, будто и вправду тонет.

  • Рыба тонет. Рыба тонет! — забеспокоились в норах раки и решили:
  •  Спасем Рыбу.
  • Стали спасать.
  • Каррраул! — завопила Рыба.— Спасают!!!

Удивились  раки.  Рассердились  раки.   Повернули  в  свои  норы:

—Тони, Рыба!

—Совсем раки глупые,— отдуваясь, сказала Рыба,— шуток не понимают.

И легла на дно».

-Кто главные герои рассказа? Как бы вы описали характер Рыбы? А Раков? Почему Рыба закричала «Тону!»? Вспомните, как она закричала? Что при этом сделала? Раки поверили, что Рыба тонет? Что они сказали, сделали? А Рыба, обрадовалась, что её начали спасать? Как она закричала? Что значит «завопила»? Как отреагировали раки, покажите как это? Что они ответили рыбе? Что сказала рыба в конце рассказа? У нее изменилось настроение? Какое оно стало? Произнесите фразу с этим настроение.

-Как вы думаете, мы с вами смогли бы показать эту историю? После того, как дети выразят свое мнение, переходить к распределению ролей, выбору масок персонажей. Обсудить интонационное оформление, громкость голоса.  Роль Рыбы исполняет 1 ребенок, остальные  исполняют роли Раков. Дети повторяют реплики своих персонажей. Слова автора произносит логопед, подсказывает очередность вступления каждого ребенка.

  1. Драматизация рассказа.

Дети надевают на головы маски своих персонажей, действуют и произносят реплики от их имени.  Дети проигрывают рассказ несколько раз, по желанию, меняясь масками Раков и Рыбы.

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога.

-Ребята, понравилась вам история, которую мы показали сегодня? Нам удалось изобразить настроение, передать интонацию героев рассказа? Как мы произносили слова Рыбы? А Раков?

А что ещё вам понравилось на занятии? Дети отвечают на вопросы, вспоминают и оценивают свои действия на занятии

-Молодцы!  У вас всё получилось.



Предварительный просмотр:

 Тема: Режиссерская игра по сказке М. Пляцковского «Какого цвета снег?»

Цель: Развивать интонационную выразительность в режиссерской игре.

Коррекционно-образовательные задачи:

-расширить знания детей об интонации и способах ее реализации в жизненных ситуациях общения и в драматизации;

-учить дифференцировать звучание голоса по громкости и высоте;

-учить изменять голос по высоте и громкости в зависимости от содержания высказывания;

-учить описывать характеристику голоса персонажа, расширение лексического запаса;

-учить передавать характер литературного персонажа с помощью интонации, тембральной окраски, громкости голоса.

Коррекционно-развивающие задачи:

-развивать слуховое внимание;

-развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции;

-развивать воображение;

-развивать внимательность;

-развивать творческую активность.

Воспитательные задачи:

-воспитывать и поощрять инициативу детей;

-воспитывать взаимопомощь, чувство сопереживания.

Оборудование: персонаж занятия дед Молчок, колокольчик большой и маленький, картины леса зимой и весной, фигуры волка, медведя, зайца, микрофон.

Продолжительность занятия 30 минут.

 Ход занятия.

  1. Организационный момент.    
  1. Введение в занятие. Знакомство с персонажем.

Сегодня к нам пришел необычный гость. Это дедушка Молчок, когда он появляется, становиться очень тихо.

«Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?

Где ты, мы хотим играть,

Много нового узнать,

Где ты,  добрый старичок?
Ти-ши-на… Пришел Молчок!
Не спугни его, смотри, тсс…

Ничего не говори».

Дети ищут дедушку Молчка, повторяют слова стихотворения, изменяя громкость голоса, воспроизводя вопросительную и восклицательную интонацию. Дети находят дедушку, здороваются.

  1. Ортофоническое упражнение «Колокольчик».

Дедушка Молчок показывает детям два колокольчика - большой (с низким звучанием) и маленький (с высоким звучанием). Выясняется какой голос у каждого колокольчика, потом дед Молчок просит исполнить «песенки» колокольчиков. Сначала в низкой тональности дети имитируют звучание большого колокола, произнося  сочетание «бом-бом-бом» (для контроля рука ребенка на груди, чтобы ладони ощущали вибрацию), затем дети поют «песенку» маленького колокольчика «бим-бим-бим» - в высокой тональности (ладони прикладываются к вискам для ощущения вибрации).

  1. Основная часть.    
  1. Отгадывание загадок. Знакомство с  персонажами сказки.

-Дедушка Молчок знает  много сказок, ему особенно нравится одна, но чтоб узнать про кого она, вам надо отгадать загадки дедушки. Будьте внимательны, Молчок придумывает загадки-обманки: ответ который  так и проситься сорваться с губ в рифму, может быть неправильным. Но стоит лишь быть чуть-чуть внимательнее и ответ на загадку очевиден. 

1. В чаще, голову задрав,
воет с голоду …
Ответ: волк

2. – Кто в малине знает толк?
– Косолапый, бурый...

Ответ: медведь

3.Кто в лесу дрожит под елкой,
Чтоб не встретиться с двухстволкой?
Скачет полем, осмелев.
Этот зверь зовется...

Ответ: заяц

-Молодцы, всех зверей угадали, а вот и они! (достаются фигурки волка, медведя и зайца).

  1. Беседа, описание голоса персонажа исходя из характеристики его действий, поступков.

Описания характера и голоса персонажа. Дети выбирают одного из персонажей.

-Давайте подумаем, каким голосом и как у нас могут говорить эти звери? Почему именно таким голосом? Почему с такой интонацией?

Выяснить, что волк может говорить грубым, глухим, может быть хриплым, низким, громким, может произносить слова отрывисто (он не любит много разговаривать, отвечает кратко). Медведь говорит грудным, низким голосом, громко, может растягивать слова, (рев медведя - грудное звучание). Заяц говорит тонким голоском, может звонко, может тихо, если опасность рядом, произносит прерывисто, как бы, трясясь от страха (недаром его прозвище «трусишка»)

  1. «Интервью у зверей».

-Дед Молчок хотел бы взять интервью у зверей, он будет задавать вопросы, а вы отвечайте от имени своего персонажа. Дед по голосу попытается узнать, кто отвечает ему.

Задаются вопросы:

-Вы впадаете в спячку зимой?

-Вы любите морковку?

-Какое ваше любимое занятие?

-Какого цвета ваша шуба?

Дети отвечают на вопросы дедушки и друг друга, имитируя голос персонажа.

-Молодцы!

  1. Чтение и обсуждение сказки «Какого цвет снег?»

-Дед Молчок приготовил сказку. Послушайте её.

Автор. Поспорили медведь с волком: какого цвета снег в лесу?

Волк. Снег белый!

Медведь. Нет, серый!

Волк (сердито). Белый. Что я снега не видел?

Медведь (упрямо). Серый. Я всегда такой вижу. Даже серо-черный! А весной совсем черный.

Автор. Долго они спорили. Вдруг из-за кустов заяц выскочил. Увидел зверей, застыл на месте.

Медведь. Эй, зайка! Иди-ка сюда. Спор у нас тут зашел: какого цвета снег? Я говорю: серо-черный, когда из берлоги вылезаю, он всегда такой.

Волк. Нет, белый он. Ты, заяц, вот всю зиму по снегу бегаешь. Какой он?

Автор. Посмотрел заяц на огромные лапы медведя, глянул на волчьи клыки и сказал:

Заяц   (испуганно,   со   страхом).   А   он   бело-серо-черный.

Показать картины зимнего и весеннего леса, сравнить состояние и цвет снега и выяснить, почему звери определяют цвет снега по-разному. Посоветоваться, можно ли сделать инсценировку этой сказки, распределить роли. Так как детей 5, а персонажей 3, в игре принимают участие по два волка и медведя и один заяц. Дети повторяют своими словами реплики зверей, соблюдая очередность ответов. С детьми обсуждается тембральную окраску голоса героев, интонацию, громкость, темп. 

  1. Режиссерская игра по сказке.

Слова автора произносит дед Молчок. Дети, действуя игрушками, одновременно проговаривают реплики за своего персонажа, передавая голосом его характер и  настроение. Сказка проигрывается дважды, изменяется состав актеров (волк и медведь).

III. Заключительная часть.

  1. Подведение итога.

Дед Молчок благодарит ребят, интересуется их мнением о получившейся постановке, прощается с ними.

-Молодцы!  У вас получилось!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯпо изобразительной деятельностидля детей старшего дошкольного возраста...

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста на основе наблюдений за природой и рассматривание пейзажных картин

Природа окружает ребенка с ранних лет. И.Г. Песталоцци отмечал, что это-источник, благодаря которому «ум поднимается от смутных, чувственных восприятий к четким понятиям», а познание разли...

«Вместе играем - речь развиваем».Игры и упражнения на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой...

статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

статья "Использование технологии "синквейн" в развитии речи детей старшего дошкольного возраста....

Использование метода наглядного моделирования в работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста в условиях работы логопункта ДОУ.

Использование метода наглядного моделирования  в работе по   развитию  речи  детей    старшего   дошкольного  возраста  в условиях работы ло...