Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Елена Викторовна Дидык

 

Цель:

  1. Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
  2. Работать над каллиграфией.
  3. Развивать умения работать в парах.
  4. Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
  5. Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_2klass.docx33.7 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 511

Пушкинского района Санкт-Петербурга

        Урок по теме:

 «Мягкие и твердые согласные звуки

Обозначение твердости и мягкости согласных звуков»

2 класс

УМК «Перспектива»

        

г. Санкт-Петербург

2020г

Цель:

  1. Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.
  2. Работать над каллиграфией.
  3. Развивать умения работать в парах.
  4. Создавать условия в ходе урока для оценки собственной деятельности и контроля за ней.
  5. Развивать познавательную деятельность учащихся через разные виды работы на уроке.

                                                         ХОД      УРОКА.   

1. Организационный момент.

                     Проверьте ребята

                         Готовы к уроку?

                         На месте, в порядке

                         Книга, пенал и тетрадки?

                         Проверили? Садитесь!

                       С усердием трудитесь.

2. Минутка чистописания.    

А) -На минутку чистописания первоклассник Коля прислал вот такое стихотворение. Прочитайте его и ответьте на вопрос мальчика.

                               Непонятно почему

                               С заглавной буквы я пишу

                               Света, Оля, Галя, Лина

                               И Анюта, Саша, Нина?          + ЫЕ                      

                        

-Какие слова ещё пишутся с заглавной буквы?

-По первым буквам имён собственных составьте новое слово, прибавив 2 буквы. Что получилось? ( СОГЛАСНЫЕ)

-Как мы можем отличить согласны звуки от других в потоке речи?

Б) Сегодня мы продолжим работу над согл. звуками и буквами. А с какими узнаем чуть дальше.

Запишите число и кл. работа.  

- На мин. Чистописания мы пропишем загл. буквы из имен собственных

Г / С // Л / Н// - что в них общего? Назовите правильно буквы.

 на какие две группы разделите данные буквы. (парные –непарные, Звон.-глухие)

-Назовите парн.-непарн., звон.-глух.

- Как образуются звонкие согл. звуки? глухие?

- Запишем слоги, используя гласные буквы:

        Ка    Со    Лы     Нэ            

        кя     сё     ли      не            

(САМООЦЕНКА на полях)

       

3. Определение темы и цели урока:      

 Учитель: А кто из вас догадался, почему я именно так разделила слоги  две строчки?

-Что общего между слогами первой строки? (Первый звук твердый)

-А в слогах второй строки? (Первый звук в них мягкий)

-Какие буквы указывают на твердость предшествующих согласных? ( Буквы а, о, ы, э, у)

- Какие указывают на мягкость согласных звуков? ( Буквы я, ё, ю, е, и.)

Учитель: Кто может предположить, о каких согл.зв. и буквах будем говорить на уроке?  

4.Орфографическая минутка:                    

А)-Как на схеме показываем тв. согл., мягкие?

-Запишите слова в 2 столбика по первым согласным звукам:

1- согл. твердый.

2-  мягкий согл.

П.нал,  к.ртина,  б. реза,  г.рой, м.роз   (у доски 2 человека)

-Поставьте ударение в словах, подчеркните гласную, которую надо запомнить.

-Выделите тв.согл.- синим и мягк.согл.- зеленым цветом.

-Проверка. (САМООЦЕНКА на полях)

Б) Составьте предложение с любым из данных слов. (повеств, побудительное, вопросит..)

Береги нос в большой мороз.   ( 1 ученик у доски.)

Дайте хар-ку предложению по цели, по интонации.

-Назовите слово, где все согл. мягкие(береги)

-Все согл. твердые. (нос, мороз) 

5. Физкультминутка.      

Немного отдохнем. Если первый согл. звук мягкий – мягко подпрыгиваем, если твердый- твердо топаем раз-два.

яд, мал, рад, мял, лук, люк, были, ров, Мал, нос, мел, бас, пир, пар, шёл били, рёв,    

  6.Работа по теме урока.           

-А у Ани и Вани снова возник спор. Они делали звуко-буквенный анализ слов МЕЛ-МЕЛЬ. Ваня считает, что в слове одинаковое кол-во звуков и что звуки в этих слова одинаковые, а Аня с ним не согласна.

-Давайте решим их спор состав звуковую схему. У доски 2 человека.

-Сколько звуков? Значит в этом Ваня прав.

-Какими звуками отличаются слова?  

- Как на письме показать мягкость согл. ль.?

Что мы о нем знаем?

-Давайте сделаем вывод, как ЕЩЕ на письме можно обозначить мягкость  согласных звуков?.

-Давайте вернемся к предложению.

-Найдите слово, в котором мягкость согласного не зависит от гласного?(большой)

1. Работа по учебнику:     

 а) Закрепление знаний

  Выполним упражнение 75с. 58

 -Прочитайте задание.        

- Выпишите слова, где мягкость согласного обозначена Ь знаком. Самооценка

-Найдите слово, в котором для обозначения мягкости согл. на письме не использовали Ь знак.?

б) Герой, май –нет мягкого знака, гласных а произносим мягко??

в) игра «Найди пару»                  

Подберите к последним согласным звукам пары по твердости- мягкости если они есть. 

 

 Какие слова остались без друзей? Почему?  

  - Проверим наше предположение по учебнику с.58. 

-Назовите непарные мягкие согласны звуки.(ч,щ), твердые согл.

     6. Итог урока.    

- Давайте еще раз повторим, как на письме обозначается мягкость и твердость согласных.

-А каким согласным не нужны для этого гласные?

7. Рефлексия.

     - Оцените свою работу на уроке.

Посмотрите, каких знаков на полях у вас было больше и поднимите такой же знак из конверта.

                                                                                                         

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе " Мягкие и твёрдые согласные звуки. Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков".

  Данный урок направлен на развитие познавательного интереса обучающихся, так как проводится в игровой форме;на воспитание чувства ответственности, взаимопомощи, на создание условий для оц...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И

Грамматическая тема: Образование множественного числа имен существиткльных. Образование родительного падежа имен существительных.Лексическая тема: Птицы.ЗадачиОборудованиеСтруктура занятия...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю на уровне сло...

"Буква Я и А для обозначения твердости и мягкости согласного звука"

1 класс учебник Репкина В.В. Тема: "Буква Я и А для обозначения твердости и мягкости согласного звука"...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Обозначение твердости и мягкости согласных звуков

Обозначение твердости и мягкости согласных звуков...