"Буква Я и А для обозначения твердости и мягкости согласного звука"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Звягина Ольга Александровна

1 класс учебник Репкина В.В. Тема: "Буква Я и А для обозначения твердости и мягкости согласного звука"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_itogoavya_attestatsiya.docx100.29 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО слушателя:  Звягина Ольга Александровна

Предмет:  Обучение грамоте

Класс: 1 класс

Тип урока: Постановка учебной задачи

Проектирование урока

Тема урока:  Буквы А-Я для обозначения мягкости согласного звука

Конкретизация темы:  Выделить способ обозначения мягкости согласного звука (буквами гласного звука)

Задачи урока

Предметные результаты:

1) формирование умения строить графическую модель слова;

2)формирование умения выделять звуки в слове (способ интонирования;

3) формирование умения определять характеристику согласных звуков.

Метапредметные результаты

Познавательные:

- формирование умения работать с информацией ( преобразовывать полученную информацию в схему);

-формирование умения задавать вопросы;

-формирование умения участвовать в учебном сотрудничестве.

Коммуникативные:

 - формирование умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- формирование умения  владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка;

- участвовать в обсуждении проблем — в группах или в классном коллективе;

- строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. 

Регулятивные:

- формирование умения отделять известное от неизвестного;

-формирование  умения формулировать вопрос;

- формирование умения контролировать свои действия при решении задачи.

Личностные: 

- осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям и следование принятым нормам поведения в школе;

 -осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие, установка на совместную учебную работу;

-  знание правил речевого этикета

Понятия урока:

Опорные: Буква – знак звука, способ интонирования

Новые:  

Ресурсы урока: ИКТ

Организация пространства: групповая работа, парная работа, фронтальная работа

Технология проведения: Учебное сотрудничество (ученик – ученик, ученик – учитель)

Ситуация 1.Демонстрация успеха

Демонстрация умения обозначать звучащее слово буквами.

Действия учителя

Содержание

Действия ученика

1.Добрый день.

2.Составьте звуко-буквенную модель слова РАМА

 

3. Давайте проверим работу ученика

Если ученики показывают знаки несогласия, ученик, выполняющий работу у доски, спрашивает причину несогласия

Буква – знак звука (Б-З).

Слышу звук, пишу букву

Учитель организует коммуникацию между учениками.

1.Ученики определяют смысл слова, определяют номинативную функцию слова (что слово называет)
2.Ученики самостоятельно выполняют задание в тетради.

Тот ученик, который выполнил работу первый, идёт выполнять задание у доски

3.Ученики сверяют свою работу с работой  на доске. Показывают знаки согласия или несогласия

Вывод 1  Буква –знак звука, чтобы правильно записать буквенную модель слова, надо выделить звук и обозначить звук  нужной буквой

Ситуация 2 Постановка проблемы

Формирование умения определять границы своего знания и незнания

1.Составляем звукобуквенную модель слова мал

2. Давайте проверим работу ученика

Если ученики показывают знаки несогласия, ученик, выполняющий работу у доски, спрашивает причину несогласия

Молодцы, давайте составим звукобуквенную модель слом МЯЛ

3. Что надо делать, если что- то не получается

4.Давайте  проверим. Что будем проверять и как.

5. Давайте сравним две записи слов МАЛ и МЯЛ и выделим отличие в этих словах

Буква – знак звука (Б-З).

Слышу звук, пишу букву

Интонируем слово, характеризуем каждый звук. Делаем вывод, что звуковая модель записана правильно.

При проверке выясняется, что буквенная запись записано неверно

1.Ученики определяют смысл слова, определяют номинативную функцию слова (что слово называет)

2.Ученики самостоятельно выполняют задание в тетради.

Тот ученик, который выполнил работу первый, идёт выполнять задание у доски

3.Ученики сверяют свою работу с работой  на доске. Показывают знаки согласия или несогласия

Ученики составляют звукобуквенную модель. При чтении слова ученики выясняют, что слово не получилось.

Надо проверить свою работу.

Давайте проверим, правильно ли мы записали слово звуками.

Ученики предлагают проверить буквенную запись

Ученики в парах начинают сравнивать две записи слова. При анализе записи двух слов выясняется, что два звука парные по твёрдости/мягкости обозначаются одной буквой

Вывод 2  Согласные звуки, парные  по твёрдости/мягкости обозначаются одной буквой

Ситуация 3 Формулирование вопроса

Что нового мы с вами узнали?

Как вы думаете, чему нам надо научиться?

? Как обозначать мягкость согласного звука, если два звука парные по мягкости/ твёрдости обозначаются одной буквой

Согласные звуки, парные  по твёрдости/мягкости обозначаются одной буквой  

Ученики в группе  пытаются сформулировать вопрос.

Вывод 3 Как обозначить мягкость  и твёрдость согласных звуков, парных по твёрдости\мягкости.

Ситуация 4.Нахождение ответа на вопрос

На какой вопрос нам надо найти ответ?

Давайте в группе попробуем найти ответ на вопрос

Давайте обсудим ваши решения

Молодцы! Вы придумали много вариантов, и все их можно использовать, но люди договорились мягкость согласного звука обозначать Я.

Как вы думаете, почему буквой Я?

Ученики предлагают разные варианты обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков.

Нарисовать возле буквы М звёздочку, написать букву ьи букву а

        

Как обозначить мягкость  и твёрдость согласных звуков, парных по твёрдости\мягкости.

Ученики в группе пытаются найти ответ на вопрос.

Ребята при произношении выясняют, что буква Я называет гласный звук А

Вывод. Ответили мы на вопрос?                      

Что расскажете дома родителям?

Чему будем учиться на следующих уроках?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными Ы и И

Грамматическая тема: Образование множественного числа имен существиткльных. Образование родительного падежа имен существительных.Лексическая тема: Птицы.ЗадачиОборудованиеСтруктура занятия...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё

Конспект логопедического занятия с учащимися 3 класса по устранению дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания. Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными О и Ё...

Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю

КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ С УЧАЩИМИСЯ 4 КЛАССА ПО УСТРАНЕНИЮ АКУСТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ Тема: Обозначение твердости и мягкости согласных на письме гласными У и Ю на уровне сло...

"Буквы гласных как показатель твердости и мягкости согласных звуков" 1 класс пнш

Данная презентация создана для дистанционного обучения...

Конспект коррекционно-логопедического занятия, 1 класс. Раздел: Звуки и буквы. Тема: Дифференциация согласных звуков по мягкости и твердости. Роль гласных букв в обозначении твердости и мягкости согласных.

Конспект занятия может быть использован в работе логопедами, учителями начальных классов. Задачи занятия: Развитие слуховой дифференциации близких по звучанию (мягкости-твердости) фонем. Учить на пись...

Обозначение твердости и мягкости согласных звуков

Обозначение твердости и мягкости согласных звуков...

Урок по теме: «Мягкие и твердые согласные звуки Обозначение твердости и мягкости согласных звуков» 2 класс УМК «Перспектива»

Цель:Формировать умения правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки и обозначать их на письме гласными буквами.Работать над каллиграфией.Развивать умения работать в парах.Создавать ус...