Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе«Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»
план-конспект урока (1 класс)

Методическая разработка урока обучения грамоте     по теме «Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon arhiv_zip_-_winrar.zip1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока обучения грамоте

                  по теме «Согласный звук [ш],буквы Ш,ш.»

 «МБОУ  «Паустовская оош» (УМК «Школа России» 1 класс)

                                           О.Н.Морозова (учитель начальных классов)

                                                                                                   

 Цель: создать условия для знакомства с буквой Ш и звуком, который она обозначает; учить слышать и различать этот звук в словах, читать слоги-слияния, слова с буквой ш; развивать фонематический слух, речь, внимание и память учащихся; воспитывать интерес к чтению, любовь к родному языку, внимательное и заботливое отношение к природе.

Задачи:

Личностные УУД: создать условия для формирования интереса к учебной деятельности, формировать умение выражать готовность к преодолению трудностей в освоении практических навыков чтения.

Метапредметные задачи:

Регулятивные: содействовать формированию умения принимать и сохранять учебную задачу; понимать выделенные учителем действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий.

Познавательные: содействовать развитию умения понимать знаки, символы, модели и схемы, приведенные в учебнике; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез;

Коммуникативные: учиться слушать и слышать учителя, одноклассников, совместно обсуждать проблему, уважительно относиться к  мнению собеседника.

Предметные:

- создать условия для формирования у учащихся умения выделять звук [ш] из слов, наблюдать за произношением нового звука в словах, распознавать его, характеризовать, обозначать буквой;

- содействовать активизации словаря учащихся, развитию фонематического слуха и культуры звукопроизношения, развитию познавательного интереса к чтению;

- содействовать воспитанию навыков культуры учебного труда на уроках обучения грамоте.

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, предметные картинки с изображением шаров, шишек, схемы слияний, сигнальные карточки, тетради на каждой парте.

Ход урока

I. Организационный момент.

Говорит учитель:

“Ноги вниз мы опустили
Руки вместе положили
Смотрим глазками вперед
Начинается урок чтения.”

–– К нам на урок заглянули не только учителя, но еще один гость, чтобы узнать его надо отгадать загадку.

В лесу живёт одна старушка.
Есть у неё чудо избушка.
Она летает на метле.
Детей ворует на заре.
И костяная у неё нога,
А зовут её…(Баба Яга)

– Но она не просто пришла, она улыбается, съесть девочку Машеньку, собирается. Она её в лес заманила и в избушку утащила и на печку пока посадила. Поможем Машеньке? Ну тогда поторопимся, быстро выполним все задания.

II. Определение темы урока и постановка цели и задачи урока:

1).Ознакомление с согласным звуком [ш].

 Послушайте стихотворение и скажите: какой звук часто повторяется в словах?

“Шорох, шептанье, шумок под окном 
шлёпанье лёгкое... Кто это -гном?
Ш-ш- ш !
Там за шторами возле окна
шустрым мышонком шуршит тишина .”

  - Какой это звук, гласный или согласный?

2).Знакомство с буквой ш, Ш.

-Посмотри на букву Ш -

Буква очень хороша,

Потому что из нее

Можно сделать е и ё. Слайд 2

3) Определение темы урока:

-Кто догадался, какая тема нашего урока?

 - Итак, тема нашего урока «Согласный звук [ш], Буквы Ш, ш ». . Слайд 3

4) Постановка целей урока:  Слайд 4

-Учитывая тему урока, постарайтесь поставить задачи

                           -познакомиться с новым звуком и новой буквой;

                          - учиться отличать новые звук и букву от других звуков и букв;

                          -учиться читать слоги, слова с новой буквой.

5) Характеристика звука:

  - Ребята, чтобы войти в сказочный лес, нужно  провести исследовательскую работу «Что же это за звук?»

- Произнесите его.

-Ладонью закройте уши и ещё раз произнесите этот звук. Какой он? ( Глухой. шипящий).

6) Работа в парах;

- На парте у вас предметные картинки, необходимо заполнить схемы этих слов. Произнесите слова тихонечко, это поможет вам определить твёрдость и мягкость согласных: ШАРЫ и ШИШКИ. Слайд 5

Вывод;

- Так каким бывает звук [ш],? (твёрдым).

Мы поселим звук [ш], в подвальчик.  Слайд 6

III.   Чтение с буквами Ш, ш.

1). Чтение слогов.

А сейчас я расскажу вам сказку, из которой вы узнаете, с какими гласными буквами дружит буква «Ш».

Однажды решила буква «Ш» с гласными а, о, у, ы, и в прятки поиграть. Выпало водить букве «Ш», остальные буквы побежали прятаться. Заглянула буква «ш» во все щели и первой нашла букву а. Стала с ней рядом и образовали они слог ша.

Походила буква «Ш» и увидела о. Стала рядышком и получился слог шо.

Хорошо ищет буква «Ш». Вот и букву «у» нашла, получился слог шу.

Долго искала остальные буквы. И вот, наконец, нашла букву и. Пристроилась буква Ш рядышком и получился слог… ши. Испугалась буква ш: «Разве могу я стоять рядышком с этой буквой, ведь я обозначаю только твердый звук, а буква и стоит только после мягких согласных. Но буква и была такая обаятельная, милая и добрая, что букве Ш захотелось с ней подружиться. А место, где стоят рядом буквы ш и и называют теперь опасным или орфограммой. Запомните: ши пиши с буквой и!

А вот буква ы так и не дождалась буквы ш. Обиделась на неё и рядышком никогда не становилась.

На доске:

ША

ШО

ШУ

ШИ

2) Чтение скороговорки. Слайд 7

ша-ша-ша мама моет малыша

шо-шо-шо всем ребятам хорошо.
шу-шу-шу я письмо пишу
ши-ши -ши аккуратно ты пиши, никогда не спеши

3) Создание проблемной ситуации. Слайд 8

На доске слова, которые нужно поставить в форму множественного числа и прочитайте:

Карандаш-карандаш_
шалаш-шалаш_
камыш-камыш_
малыш-малыш_
ландыш-ландыш_

– Какой гласный необходимо  дописать в конце слова?

ШИ- пиши с буквой и (чтение правила по слайду). Слайд 9

IV.  Физминутка

Первоклашки дружно встали,
И зверятами все стали.
Потоптались как слонята,
Повертелись как лисята,
Поскакали как зайчата.
Как жирафы потянулись
И друг другу улыбнулись.
Вперевалочку, как мишки
Дружно сели все за книжки.

V.  Письмо буквы ш в прописи. Слайд 10

-Дети, откройте тетрадь на странице  3. (ученики открывают тетрадь, проговаривая стихотворение:

        -Я тетрадь свою открою

         И наклонно положу.

         Сяду прямо не согнусь,

         За работу я возьмусь.

VI. Работа по учебнику.

Пока вы писали Баба Яга решила проверить, а умеете ли вы читать хорошо?

Стр. 17. Нужно не просто прочитать текст, а придумать имена детям. Обязательное условие; в словах должен быть звук ш.

(Гриша, Маша, Саша, Даша, Паша)

  • Чтение вслух;
  • Чтение по цепочке.

VII. Работа с предметными картинками:

-Кто из вас знает, как отличить сосновую и еловую шишку?

Игра « Найди своё место?»

( На доске картинки с изображением ели и сосны. Определите, где ель и отдайте ей её шишечку. Где сосна? Где её шишечка?  Учащиеся  озвучивают свою версию вслух и выполняют задание).

VIII. Подведение итогов урока.

- Ребята наш урок подходит к концу. Скажите, что нового вы узнали на уроке?  Чему учились сегодня  на уроке.

        Дети: Мы выучили согласный звук [ш], учились узнавать его в словах, читать слова   с ним. Учились читать, рассказывать по картинкам.

  1. Звук [ш] – согласный, глухой, всегда твёрдый.
  2. После Ш слышится Ы, а пишется И.

IX. Рефлексия.

Вы хорошо потрудились. Работали активно и дружно. Нам удалось спасти Машеньку. Баба – Яга тоже вами довольна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте по теме "Гласный звук [у], буква У,у"

Представлен конспект урока. На уроке ребята помогают сказочному герою Лнутику выполнить задания....

Конспект урока по обучению грамоте (литературное чтение) "Согласные звуки [б], [б,]. Буквы Б, б" УМК "Перспектива"

Познакомить с новыми буквами Б, б, обозначаемыми ими звуками и формирование умения читать её в словах в составе предложений, текстов...

Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе.«Звуки [х], [х’]. Буквы Х, х»

Некоторые этапы данного урока можно использовать во внеклассной работе....

конспект урока по обучение грамоте 1 класс УМК "Планета Знаний" «Буквы Ч, ч, обозначающие мягкий согласный звук [ч,]"

конспект урока по обучению грамоте УМК "Планета Знаний" тема:"Буквы Ч.ч, обозначающие  мягкий согласный звук [ч,]....

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. «Согласный звук [ц], буквы Ц, ц»

Технологическая карта урока по обучению грамоте. 1 класс. Тема урока: «Согласный звук [ц],  буквы Ц, ц». Тип урока: открытие новых знаний. Программ: УМК "Школа XXI века"....