Красивое письмо
статья (1 класс)

Красивое письмо важно не только как средство эстетического воспитания, но оно имеет особую связь с орфографией. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx400.28 КБ

Предварительный просмотр:

С чего начинается красивый  почерк

Обучение красивому письму в Греции получило название каллиграфии (пишу красиво), синонимом чего в русском языке является слово чистописание.

Красивое письмо важно не только как средство эстетического воспитания, но оно имеет особую связь с орфографией. К. Д. Ушинский указывал, что первоначальные навыки орфографии закладывает именно учитель чистописания. Приучая школьника к аккуратному и точному выполнению письменных работ, выправляя их почерк, учитель воспитывает в детях уважение к своему труду, ответственное отношение к выполняемому заданию, привычку к чистоте и порядку.

Письмо от руки — важный навык, он развивает разные отделы мозга, интегрирует разные его функции.

Конечно, есть вероятность, что электронные устройства скоро вытеснят ручное письмо, но пока такого не происходит, и это радует.

Если у ребенка плохой почерк, то нужно прописать с ним отдельные буквы. Не получаются буквы — вернуться к элементам. Если и здесь сложности — возвращаемся на этап развития графомоторных навыков, когда нужно раскрашивать, проводить прямые линии, рисовать круги и зигзагообразные элементы.

Ровный почерк — это ровные буквы. Ровные буквы — ровные штрихи одинаковой высоты. Чтобы научиться их выполнять, нужно контролировать наклон, расстояние и высоту этих штрихов. 

Достичь хорошего результата поможет перо.

Так убедительно доказано исследованиями учёных, письмо пером обладает следующими преимуществами перед шариковой ручкой:

  • лучше развивает мелкую моторику;
  • способствует раскрытию творческого потенциала детей;
  • вырабатывает прилежность и терпеливость;
  • лучше подходит для формирования правильной осанки.

Письмо пером в нынешнее время достаточно интересно  и увлекательно для ребят.  Начать писать пером не поздно в любом возрасте.

Письмо в прописях осуществляется остроконечным пером и чернилами. С их помощью легче выводить нажимные и волосные линии. Кроме письма пером в прописях, необходимо уделить внимание следующим этапам формирования почерка.

Этапы обучения

I. Работа в тетрадях в клетку

Размер клеток 7 х 7 мм. Работа выполняется простым карандашом. Детям предложены образцы орнаментов, которые они должны повторить.

           Умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе в тетрадях в клетку.

1. Умение держать карандаш правой рукой тремя пальцами. (Дети, работающие левой рукой, не переучиваются).

2. Нахождение линий (горизонтальных и вертикальных).

3. Умение находить пересечение линий и ставить в месте пересечения точку.

4. Способность ориентироваться в пространстве листа в клетку, находить необходимые координаты и отмечать их точкой.

5. Умение ставить точки через одно, два… пересечения в заданных направлениях.

6. Способность соединять заданные точки ровной линией.

7. Понимание логики орнамента, повторяемости его элементов. Умение симметрично дополнять элементы орнамента.

II. Обводка  каллиграфических рисунков.

Данная работа осуществляется простым карандашом , с грифелем диаметром 1,5 мм (возможно обведение цветными карандашами, соответствующей мягкости). Цели, которые ставятся при обведении каллиграфических рисунков, – усовершенствовать координацию движений, пластику руки, способность анализировать линейный рисунок и повторять его. Выполняя эти задания, дети знакомятся с изобразительными возможностями линии, эстетическими традициями каллиграфии, красивого письма.

III. Работа на меловой дощечке с графической сеткой.

 Умения и навыки, которые необходимо сформировать при работе на дощечке с графической сеткой.

1. Распознавание «ячеек», полос, линий и пересечений линий.

2. Умение изобразить основные элементы букв: Изображение палочек: Изображение крючка с плавным изгибом: Дети учатся, не отрывая руки, проводить палочку, «срезать» уголок «ячейки» и проводить прямую линию до необходимого пересечения.

3. Изображение букв. Письмо каждой изучаемой буквы на меловой дощечке в «ячейку» предшествует письму в прописях. Глядя на письменный алфавит, дети должны определять, из каких элементов состоят буквы, усвоить закономерность повторения типичных элементов: крючков, овалов, палочек, петелек, флажков… Последовательность изучения букв соответствует последовательности изучения букв в Азбуке, но обучение чтению опережает обучение письму.

IV. Работа в прописях

 Письмо простым карандашом. Дети имеют возможность пользоваться ластиком.

        Принципы изображения деталей букв и самих букв сходны с принципами, которым дети следовали при работе на дощечке с графической сеткой. При письме слов необходимо усвоить виды связей между буквами:

1. К буквам, заканчивающимся крючками или соединениями, в следующей «ячейке» приписывается необходимая буква.

2. К буквам, заканчивающимся овалом, необходимо приписать соединение в следующей «ячейке», а затем присоединить нужную букву. В этом случае возможны два вида соединений: снизу до средней середины рабочей строки, сверху в виде «дужки».

Внедрение и использование специальных заданий и упражнений, постоянный контроль за качеством каллиграфического навыка позволит:

  • преодолеть трудности первых уроков каллиграфии;
  • формировать осознанное овладение навыками письма;
  • повысить качество учебного процесса;
  • облегчить понимание и восприятие нового материала;
  • развить активность и самостоятельность учащихся;
  • найти пути для корректировки почерка у детей;
  • учащиеся легко списывают с печатного текста и пишут под диктовку/

Литература:

  1. Горячева И.А Учебные книги К.Д. Ушинского как образец педагогической деятельности, Е., Артефакт, 2020
  2. Амонашвили Ш.А. Основы формирования навыков письма и развития письменной речи в начальных классах, М., 1973.
  3. Истрин В.А. Развитие письма. М., 1961.
  4. Лурия Л.Р. Очерки психофизиологии письма. М., 1950.
  5. Львов М.Р. Правописание в начальных классах. М.: Просвещение, 1990.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка. Правила красивого письма

В процессе изучения элементов букв ребенок должен освоить основные правила красивого письма. ( "Как научить детей писать красиво" М.М. Безруких, М.И. Кузнецова) Стоит напомнить о них ученикам 2-4 клас...

Минуты красивого письма и орфографической зоркости.

Упражнения  развивают навык красивого письма, а также позволяют проявить орфографическую зоркость....

Минуты красивого письма и орфографической зоркости.

Упражнения  развивают навык красивого письма, а также позволяют проявить орфографическую зоркость....

Секреты красивого письма

Некоторые приёмы формирования каллиграфичекого письма у учащихся младших классов из опыта своей работы...

Упражнения для подготовки руки ребёнка к письму. Рекомендации для родителей "Писать красиво нелегко"!

Упражнения для  подготовки руки ребёнка к письмуРекомендации для родителейПисать красиво нелегко!...

Основные правила красивого письма.

Причины плохого подчеркаУпражнения для исправления плохого подчеркаВыбор ручки...

Методики обучения красивому письму в начальной школе.

Данная статья поможет сориентироваться в различных методиках обучения учащихся искусству каллиграфии....