Методики обучения красивому письму в начальной школе.
статья по русскому языку (1, 2, 3, 4 класс)

Шереметьева Татьяна Вячеславовна

Данная статья поможет сориентироваться в различных методиках обучения учащихся искусству каллиграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodiki_obucheniya_krasivomu_pismu.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Методики обучения красивому письму учащихся начальной школы.

        Шереметьева Т.В., воспитатель, группы продленного дня СПб ГАОУ средней школы № 577 Красногвардейского района Санкт-Петербурга.

        В.А. Сухомлинский писал: "Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли”.  Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие  движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики ребенка, тем проще ему будет осваивать речь.

Сегодня очень актуальным является вопрос об обучении младших школьников искусству красивого письма. У человека появляется необходимость писать не просто разборчиво, но и быстро, сохраняя при этом каллиграфический почерк. Именно в начальной школе закладываются основы почерка человека, поэтому в этом возрасте сразу и нужно начинать

писать правильно. Обучение каллиграфическому почерку считается одной из главных проблем школьного образования. Эту проблему изучают многие ученые и методисты.

Формирование правильного письма сегодня рассматривается с разных точек зрения. Рассмотрим некоторые из них.

Согласно Е.М. Гуровой, нужно выделять отдельные элементы каллиграфического

почерка и отрабатывать каждый из них. При этом нужно учить детей писать в такт или по

команде. Существует стойкое убеждение, основанное на фактах, что если придерживаться

строгого размера ритма, то можно легко освоить быстрый и в то же время красивый почерк. Упражнения по письму в такт позволяют не только правильно писать, но и помогают детям проявлять внимание (ведь нужно с первого раза понять и написать то, что говорит учитель). Также это позволяет тренировать память и развивать способность к усидчивости.

Программа В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» подразумевает формирование мускульной памяти. Отдельные элементы, о которых пишет Илюхина, нужно писать безотрывно. Еще один совет, который предлагает В.А Илюхина – это проговаривать каждую букву при ее написания. Дети легко усваивают главные элементы, которые встречаются чаще всего. На каждом уроке рассматривается новая буква. При этом уже во второй половине сентября детей отправляют на «самостоятельный поиск». Дети не всегда способны дать развернутый ответ на различные вопросы учителя. Но при этом на уроках часто звучит детская речь. Дети при этом самостоятельно комментируют свое написания буквы или слова. Они проговаривают каждый элемент в момент его написания. При этом письмо идет безотрывно от бумаги.

Н.Г. Агаркова предлагает собственную систему, которая применяет принципы ритмизированного написания. Такое письмо становится более четким и плавным. А ритмичность во время написания букв значительно ускоряет темп без ущерба для качества

письма. Этот коррекционный метод позволяет совершенствовать графо-моторный компонент у детей, который имеют свои двигательные особенности. Тактированное письмо вводится в три этапа. На первом этапе дети выполняют следующие задания: они обводят буквы на специально заготовленных образцах под кальку. Упражнение выполняется под счет. На следующем этапе дети с помощью кальки обводят уже не буквы, а слова, которые объединены в группы. В каждой группе находятся слова, имеющие схожие ритмические структуры и подобные ударения. Третий этап характеризуется тем, что дети уже начинают также обводить с помощью кальки целые предложения. Также постепенно внедряются стихи и даже небольшие тексты. Для успешного выполнения всех этих упражнений была издана рабочая тетрадь. С ее помощью дети в младшей школе формируют графо-моторный элемент письма.

Согласно Н.Г. Агарковой, занятия по обучению красивому и разборчивому почерку

нужно основывать на принципах, которые применяются в русской графике. Важно проводить регулярные занятия, с помощью которых дети до автоматизма доводят действияпо написанию букв. Принципы, о которых пишет Н.Г. Агаркова, следующие:

- буквы нужно изучать поэлементно;

- важно добиться стабильного одновариантного написания буквы;

- буквенные знаки нужно логически группировать.

Поэлементное освоение букв проявляется в том, что перед тем, как приступить к

начертанию буквы, нужно сформировать у ребенка ее зрительный образ в памяти так, чтобы он четко понимал, из каких отдельных элементов строится данная буква. Он также должен хорошо помнить, какие соотношения существуют между этими элементами. Буква

воспроизводится поэлементно, но теперь уже задействуются двигательные элементы. В

результате в сознании учеников формируется устойчивый буквенный образ. Это позволит

создать прочный фундамент для формирования хорошего каллиграфического почерка. Стабильное написание разных букв достигается за счет соблюдения закономерностей правильного движения рук в процессе написания текста на бумаге. Это круговые движения, которые замкнуты и направлены внутрь к плечу. Как правило, рука во время написания разных букв совершает одни и те же движения. Если логически группировать разные буквы, то можно достаточно быстро после изучения отдельных букв сформировать в сознании учеников ясные образы каждой буквы, а это позволит избежать частых графических ошибок при быстром письме. В результате закладывается прочный фундамент для формировании способности автоматически писать каллиграфическим почерком.

Тематическая литература, по исследуемой теме предлагает различные методики. Например, одна методика основана на копировальном методе написания. Другая – на генетическом подходе. Также существуют ритмические методики, шрифтовые методики, которые разработаны Н.Г. Агарковой. Н.А. Федосова позволяет не просто приобрести каллиграфический почерк, но и развить мелкую моторику, сформировать разные виды памяти. В.А.Илюхина предлагает методику, которая эффективно работает до конца обучения ребенка в школе.

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

1. Каждая рассмотренная методика основана на принципах и подходах, имеющих надежные исторически сложившиеся рекомендации;

2. Эти методики позволяют ученикам осознанно овладеть каллиграфическим почерком;

3. Современные технологии обучения развивают не только способность к письму, но и другие важные качества ребенка.

Использованная литература:

1. Агаркова, И.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. Программа для

начальной школы [Текст] / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1995. - №12. - С. 12-14.

2. Агаркова, Н.Г. Информационно-методическте письмо по каллиграфии в начальной школе [Текст] / Н.Г.Агаркова // Начальная школа. -1998. -№8. –с.9

3. Агаркова, Н.Г. Основы формирования графического навыка у младших школьников [Текст] / И.Г. Агаркова // Начальная школа. - 1999. - №4. - С. 36-39.

4. Гурова, Е.М. Подготовка руки ребенка к письму [Текст] / Е.М. Гурова // Начальная школа. – М., 2000. - № 5. - С. 61-62.

5. В.А.Илюхина «Письмо с секретом» (из опыта работы по формированию каллиграфических навыков письма учащихся) , М., Новая школа, 1994.

6. Н.Г. Савкина - Педагогическое сопровождение леворуких учащихся // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2013. - №6. – С. 343-345.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение письму в начальной школе

Развитие современного общества представляет собой сложный, многоплановый процесс. Решение научно-технических проблем, всесторонняя модернизация экономики предъявляют новые, повышенные требования...

Обучение ребенка чтению и письму в начальной школе

Почти все дети очень довольны, когда начинают изучать иностранный язык. Они чувствуют в этом неповторимую магию и очарование. Ребенок уже по своей детской природе тянется к иностранному языку,...

Обучение письму в начальной школе

Доклад на ШМО учителей начальных классов...

Представители системы образования обсудили результаты апробации инновационной методики обучения детей письму

В сентябре–октябре 2020 года сразу в четырех регионах страны прошла серия межрегиональных семинаров по обсуждению результатов апробации инновационного учебно-методического комплекса (УМК) «...

Статья на тему: "МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Аннотация: цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, его значения в формировании личностных качеств учащегося. На страницах будут затронуты та...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель статьи заключается в рассмотрении роли учителя физической культуры в образовательном процессе, его значения в формировании личностных качеств учащегося.На страницах будут затронуты такие важные п...

МЕТОДИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье раскрывается сущность использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются некоторые формы и направления использования КТ в учебном п...