МЕТОДИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
статья по русскому языку

Светлана Сергеевна Бабонова

 В данной статье раскрывается сущность использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются некоторые формы и направления использования КТ в учебном процессе, а также подчеркивается значимость и актуальность мультимедиа в современном образовании.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_babonovoy_svetlany_sergeevny_2.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация.

 В данной статье раскрывается сущность использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются некоторые формы и направления использования КТ в учебном процессе, а также подчеркивается значимость и актуальность мультимедиа в современном образовании.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, программные средства, русский язык, начальное образование.

Key words: information and communication technologies, software, Russian language, primary education.

В настоящее время жизнь невозможно представить без информационных технологий. Широко они используются и в образовательной сфере. Следует констатировать, что применение информационных технологий, которые позволяют сделать более эффективным процесс получения образования и повысить качество усвоения информации школьниками, является необходимым фактором модернизации образования.

Данные изменения, как отмечает Г.К. Селевко, взаимосвязаны и с новыми стандартами ФГОС НОО: если раньше использовалось, в основном, репродуктивное обучения – передача знаний от преподавателя к обучаемым, то «сейчас востребована креативная, творческая модель передачи информации» [5, с. 24].

Опыт применения данных технологий позволяет сделать вывод, что информационные педагогические технологии имеют ряд преимуществ для внедрения именно в сферу начального образования (Г.К. Селевко, Л.Л. Босова, М. И. Ларских  и др.):

Во-первых, новые формы педагогического воздействия имеют такие основные характеристики как интерактивность и взаимодействие учащегося, преподавателя и мультимедийного материала в процессе обучения. При этом внедряются новые методики обучения с применением информационных технологий, способствующие повышению качества и эффективности образования.

Во-вторых, при использовании в образовательном процессе информационных систем, знания не просто даются обучающимся в готовом виде, но и создаются условия для применении данной информации на практике. Благодаря распространению компьютерных технологий, появляются требования, предусматривающие формирование у обучающихся не только определенных навыков, но и развитие неординарного мышления, творческого подхода и т.д. [2, с. 33].

Одна из черт инновационной информационной образовательной среды – это возможность доступа к структурированным учебно-методическим материалам и различным образовательным мультимедийным комплексам. При этом обучающиеся могут выбирать гибкий режим обучения, модульные программы, что способствует личному росту [4].

Отдельно отметим, что указанные виды технологий в целом делают возможным получение дистанционного образования, что, по словам Е.В. Колпаковой, Т.А. Солодко, конкретизирует индивидуализацию образовательного маршрута, при котором проявляются черты личностно-ориентированного способа обучения [3, с. 77].

Электронные учебники по предмету, составленные в соответствии с технологиями гипертекста, очень просты и удобны в использовании. В них нет перегруженности информацией, и, в то же время, всегда есть возможность обращения к нужному материалу [1, с. 91]. Также на уроках русского языка педагог может использовать электронное приложение к учебнику, которое содержит в себе анимации, упражнения и образовательные игры. По причине этого процесс изучения станет более интересным и интерактивным. Приведем ниже способы использования электронного приложения к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого для развития навыков письма, чтения и анализа звуков речи.

Так, электронное приложение к «Русской азбуке» В.Г. Горецкого  уделяет особое внимание интерактивным упражнениям по составлению звуковой схемы. В электронном приложении реализован метод фиксации звучащей речи с помощью схемы, используются установленные в учебно-методическом комплексе обозначения. Первый экран с интерактивным упражнением показывает шесть иллюстраций, по клику на любую из них ученик попадает в окно непосредственной работы над звуковой схемой. После этого ученик составляет звуковую схему: перетаскивает те или иные блоки в нужную часть схемы, расставляет границы слогов, размещает значок ударения над нужным слогом. Интерактивный режим позволяет при неправильном размещении блока относить элемент на первоначальную позицию и предлагает выполнить действие заново. Благодаря этой операции учащийся сможет выполнить анализ собственных действий в процессе выполнения задания, регулировать ход выполнения работы.

Компьютерные технологии могут быть применимы в различных стилях обучения, при этом они хорошо воспринимаются людьми с различными психолого-возрастными особенностями восприятия. Например, презентации, сопровождаемые запоминающимися изображениями или анимацией, визуально более привлекательны для школьников младшего звена, чем статичный текст. Они могут поддерживать должный эмоциональный уровень учебного занятия, подкреплять интерес к представляемым материалам.

Так, для многих обучающихся русский язык, а именно изучение орфографии является самым сложным аспектом. В связи с этим появляется потребность в формировании у детей заинтересованности в овладении орфографическими умениями и навыками. Для этого можно использовать PowerPoint, которая позволяет создавать интерактивные таблицы для практического материала к урокам русского языка. Иллюстрации с теоретическим материалом сосредоточивают внимание обучающихся, способствуя углубленному усвоению знаний и умений. При работе с электронными таблицами ученики в игровой форме учатся работать с опорными схемами, узнают новый материал и закрепляют уже изученный.

Подчеркнём, что мультимедийные технологии позволяют метод метод игры и ИКТ в обучении. Например, задания по определению твердости/мягкости согласных звуков представлены в виде интерактивных игр. Герои-пингвины в «Русской азбуке» В.Г. Горецкого представляют собой обозначение твердости/мягкости согласных звуков в слогах с изучаемой буквой. Пингвинов, которые символизируют слоги с твердыми согласными, сажаются на льдинку. На гору снега попадают пингвины, которые изображают слог с мягким согласным. Такая игра с распределением согласных по твердости/мягкости может проводиться и при групповой, и при фронтальной работе.

Следует признать, что для реализации в полной мере академического потенциала мультимедийных технологий, обучаемым требуется поддержка компетентных преподавателей. Но реальность профессиональной подготовки в России такова, что многие исследователи отмечают как недостаточный уровень подготовки кадров, так и непроработанность сопутствующего методического материала [1; 4 и др.]. Курсы повышения квалификации, разработка организационно-методических материалов, инструкций при таком подходе предопределяет необходимость дальнейших исследований в данной области.

Однако, даже при минимальном использовании потенциала компьютерных технологий в начальном школьном обучении, занятие по русскому языку становится более интерактивным, повышается возможность оперативного получения и восприятия информации, происходит структурирование содержания учебного материала.

Таким образом, главными преимуществами такого обучения являются гибкость, модульность, доступность, рентабельность, мобильность, широкий охват аудитории, технологичность, социальное равноправие, интернациональность, что может быть особенно важно при преподавании русского языка.

Список литературы

  1. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. 2002. № 1. С. 86-94.
  2. Гадустова Е.В. Использование информационных технологий при изучении орфографии // Начальная школа. 2009. № 9. С. 33-37.
  3. Колпакова Е.В., Солодко Т.А. Мультимедийные пособия как эффективное средство в обучении // Фундаментальные исследования. 2008. № 5. С. 77-78.
  4. Ларских М. И. О современном состоянии компьютерной поддержки на уроках русского языка в начальной школе //Начальная школа. 2013. №. 2. С. 52-53.
  5. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. М.: Нии Школьных Технологий, 2005. 208 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.

Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"...

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах.

Использование интерактивных методов обучения и информационных компьютерных технологий на уроках русского языка в начальных классах....

Теоретические основы обучения русскому языку в начальной школе учеников – инофонов

Язык является важнейшим средством человеческого общения, формирования духовного развития личности. Российская школа сегодня отражает срез межкультурных, духовно-нравственных процессов, происходящ...

Обучение русскому языку в начальной школе через технологию системно-деятельностного подхода.

Как организовать работу на уроке с позиций деятельностного подхода? Основополагающим подходом, выбранном в новом стандарте, является системно-деятельностный подход. Именно с опорой на него разработана...

«Применение инновационных технологий на уроках русского языка в начальной школе как средство повышения качества обучения»

     Современный этап развития образования в России характеризуется интенсивным переосмыслением ценностей, поисками нового. Для современного этапа развития образования в РФ харак...