Обучение русскому языку в начальной школе с компьютерной поддержкой
статья по русскому языку на тему

Захарова Мария Николаевна

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С КОМПЬЮТЕРНОЙ ПОДДЕРЖКОЙ

Содержание федеральных государственных образовательных стандартов, изменение концептуальных представлений о роли русского (родного) языка как средства общения и как учебного предмета в контексте современной парадигмы образования требуют постановки новых задач в методике обучения языку. На сегодняшний день разнообразные технические средства обучения (ТСО), роль и значение которых в учебном процессе никогда не отрицались педагогической наукой, а в методике обучения русскому языку составили отдельную исследовательскую область, все больше развиваются на основе последних достижений компьютерных технологий.

Специфика учебного предмета «русский язык» в начальной школе и особенности возраста обучающихся определяют поддерживающий характер участия компьютерных средств в обучении русскому языку в сочетании с традиционными средствами обучения. На наш взгляд, выражение «поддерживающий характер» требует дополнительного содержательного осмысления.

В компьютерной лингводидактике, сравнительно молодой и современной области методики обучения языку, термины «компьютерное обучение языку», «компьютерная поддержка обучения языку», «методика компьютерного обучения языку», «компьютерное сопровождение в обучении языку» используются в качестве взаимозаменяющих. Эти понятия как  рядоположенные не разводятся между собой, не описывается характер и особенности каждого, что обусловливает их равноправное существование [1, с.35].

Мы   используем   понятие компьютерной поддержки  как   отражающее   в   своих   содержательных смыслах двусторонний характер содействия компьютерных средств процессу обучения русскому языку во взаимодействии учителя и ученика (включая взаимодействие учащихся между собой).

Поддерживающий характер участия компьютерных средств в обучении русскому языку проявляется в целесообразности их использования [1, с.24].

Определение этой целесообразности осуществлялось нами на основе анализа обучающих возможностей современных КСО, их экспериментальной проверке в процессе обучения русскому языку и выявления эффективности. В результате были определены компьютерные аналоги традиционных видов учебной работы по основным разделам начального языкового курса (графике, орфографии, грамматике, развитию речи на различных уровнях) (Таблица 1).

Таблица 1

Грамматико-орфографическое направление компьютерной
поддержки

Виды заданий

ТСО

Традиционное задание

Компьютерное задание аналог

1

2

3

ГРАФИКА

Конструирование буквы из отдельных элементов на основе предметной манипуляции.

Визуальное конструирование буквы из отдельных элементов с помощью манипулятора «мышь» на экране компьютера.

  1. Графический редактор.
  2. Текстовый редактор.
  3. путешествие в страну Букварию.
  4. Баба-Яга учится читать.
  5. Веселая Азбука.

1

2

3

Узнавание буквы в слове на основе ее статического показа.

Узнавание буквы в слове на основе ее статистического и динамического показа.

Звуко-буквенный анализ и синтез, соотнесение звукового и графического образов слова.

Озвучивание названий предметов, изображенных на предметных картинках, соотнесение звучащих и графических образцов слов.

Письмо печатными буквами.

Клавиатурный набор.

Работа  с разрезной азбукой.

Клавиатурный  набор/работа с «мышью»      (операция «перетаскивания» букв из   области   задач   в рабочее поле).

МОРФОЛОГИЯ

Грамматический анализ (разбор)  записываемых слов,    словосочетаний, предложений, посредством подчеркивания, использования условных обозначений, сокращений и пр.

Грамматический анализ             (разбор) заданных              слов, словосочетаний, предложений через введение           команд выбора         (условных обозначений, терминов), клавиатурного   набора грамматических характеристик.

  1. Семейный наставник. Русский язык. 2,3.4 классы.
  2. Радуга в компьютере.
  3. Лото.
  4. ЧуКоКола.
  5. Кот ученый /Веселый состав.
  6. Русский язык  (тесты).
  7. Местоимение.
  8. Генератор контроля «Visual Teacher».
  9. КиМ. Русский язык.

Моделирование языковых явлений.

Сочетание различных
видов моделирования языковых явлений (наглядно-образных,  мнемосхем), их динамический характер.

Неосложненное списывание           слов, предложений, текстов. Осложненное списывание           слов, предложений, текстов (со вставкой в слова пропущенных букв, обозначением начала и конца предложений, собственных и нарицательных существительных и пр.)

Клавиатурный набор на основе программ, предназначенных для редактирования текста.

Вставка (замена, перестановка) букв в заданном графическом наборе (слов, предложений, текстов) на основе программ, предназначенных для редактирования текста.

  1. Семейный наставник. Русский язык. 2,3.4 классы.
  2. Радуга в компьютере.
  3. Лото.
  4. ЧуКоКола.
  5. Кот ученый /Веселый состав.
  6. Русский язык  (тесты).
  1. Местоимение.
  2. Генератор контроля «Visual Teacher».

КиМ. Русский язык.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Лексический уровень: подбор синонимов и антонимов; уточнение значения слов.

Использование электронного тезауруса, локальных электронных словарей.

  1. Семейный наставник. Русский язык. 2,3.4 классы.
  2. Радуга в компьютере.
  3. Лото.
  4. ЧуКоКола.
  5. Кот ученый /Веселый состав.
  6. Русский язык  (тесты).
  7. Местоимение.

Генератор контроля «Visual Teacher».КиМ. Русский язык.

Синтаксический уровень: конструирование предложения из заданных слов, словосочетаний с последующей записью предложения; составление предложений по образцу (вопросу учителя и без образца) с последующей записью предложения.

Конструирование предложения с помощью «мыши» («перетаскивание» заданных элементов предложения в рабочее поле) или компьютерного набора; клавиатурный набор на основе программ, предназначенных для редактирования текста.

Текстовый уровень: конструирование текста из заданных предложений, частей с последующей записью; самостоятельное создание и запись текста.

Конструирование текста с помощью «мыши» («перетаскивание» заданных элементов текста в рабочее поле) или компьютерного набора; клавиатурный набор на основе программ, предназначенных для редактирования текста; клавиатурный набор в текстовом редакторе с подключением графического редактора, инструментов Интернет.

Представленные компьютерные варианты учебных заданий обладают определенными преимуществами наряду с бескомпьютерными аналогами заданий: динамическим показом языковых явлений, использованием элементов моделирования, применением мнемосхем, мобильностью конструирования ответа, использования электронного тезауруса, озвучивания задания и др. [2, с.27].

Положительный эффект выполнения этих заданий заключается [3, с.220].:

  1. в   повышении   заинтересованности   младших   школьников   учебной работой, создании ее положительного эмоционального фона; «давайте еще поразбираем слова», «смешно, как муравьишка охает» (реакция на закадровый голос персонажа обучающей программы);
  2. в развитии у младших школьников слуховых, зрительных анализаторов устной и письменной речи;
  3. в повышении плотности тренировочных упражнений на уроке в 1,5 раза, а увеличение   количества   используемого в уроке дидактического
    материала - с 50 до 80 слов;
  4. в усилении индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся.

С целью подтверждения выдвинутых положений в 2010- 2011 учебном году нами было проведено экспериментальное исследование на базе МОУ Лесогорская СОШ Нижегородской области. Результатом проведенной работы стала разработка факультатива для учащихся 2 классов «Компьютер - мой помощник». Целью факультатива является обеспечение у младших школьников необходимого технологического уровня для решения различных образовательных задач. Организационными условиями реализации факультатива выступали: деление класса на подгруппы, индивидуальная работа учащихся за компьютером в рамках одного еженедельного занятия. Работа за компьютером не превышала 20-25 минут, а остальное время урока посвящалось изучению теории, развивающим упражнениям, групповому взаимодействию при решении поставленных проблем. Приветствовалась инициатива детей в продолжении изучения того или иного учебного вопроса, рассмотренного на факультативе в условиях домашней работы с компьютером с помощью взрослых.

Начало работы факультатива (1 четверть 2 класса) было связано с тем, что первоначальные знания и умения по русскому языку, полученные в период обучения грамоте (по графике, орфографии, пунктуации, механизмам чтения и письма, составлению предложений), создавали основу для знакомства с клавиатурой компьютера, компьютерного набора элементарных слов и предложений в текстовом редакторе, ведения «диалога» компьютером через чтение команд с его экрана и выполнения соответствующих действий. Содержание
факультативных занятий в свою очередь, закрепляло изученный языковой
материал и создавало мотивацию, с одной стороны для технологического
воплощения, а с другой стороны – побуждало к последующему изучению
языкового курса.        

Осуществление межпредметных связей достигалось реализацией такого принципа компьютерной поддержки начального обучения русскому языку как спирально-концентрический принцип сочетаемости факультативного курса «Компьютер - наш помощник» и курса русского языка. Это способствовало тому, что технологические навыки редактирования текста совершенствовались в ходе изучения темы на занятиях по русскому языку в связи с орфографической работой, конструктивными и творческими заданиями по тексту и вместе с тем они обеспечивали компьютерную поддержку этих видов работы, их успешное выполнение.

В результате повышалась эффективность обучения русскому языку, развивались общеучебные умения и навыки, повышался рост компьютерной грамотности младших школьников.        

С опорой на содержание, разработанного нами факультатива «Компьютер – наш помощник» были выделены следующие уровни компьютерной грамотности детей младшего школьного возраста; «начинающий» (2 класс), «уверенный» (3 класс) и «опытный» (4 класс).

На протяжении всей экспериментальной работы постоянно проводилась диагностика по определению у детей уровня компьютерной грамотности. Этой диагностикой были охвачены дети, которым еще предстояло обучаться русскому языку с компьютерной поддержкой, а также дети, у которых эта поддержка уже осуществлялась (в том числе контрольный и экспериментальный классы).

В результате мы констатировали различие имеющихся у детей входных знаний и умений, предваряющих содержание факультативных занятий «Компьютер - мой помощник». Имея начальные знания и умения эти дети легче продвигались от уровня к уровню компьютерной грамотности, становились консультантами и помощниками учителя        и привлекались для оказания     помощи     одноклассникам, у которых         приобретение и совершенствование умений в обращении с компьютером шло труднее.

Как показала экспериментальная работа, уровень начинающего пользователя был пройден за год  всеми (100%) учениками экспериментального класса. Уровень «уверенного пользователя»: был сформирован у 88% обучающихся (исключение составили дети с недостаточно развитыми качествами навыка чтения). Переход на уровень «опытного пользователя» стал происходить в начале 2012-2013 учебного года. 4 классе. Это проявлялось в обращении школьников к компьютеру для решения разнообразных учебных и творческих задач по русскому языку, в индивидуальном и групповом взаимодействии по созданию информативно-творческих материалов с использованием разнообразных компьютерных программ, в использовании компьютерных средств для коммуникации (электронной переписки), во взаимном обмене компьютерными учебными материалами. В результате заключительного года факультативного обучения уровень «опытного пользователя» был показан 68% обучающихся.

Таким образом, в осуществлении компьютерной поддержки начального обучения русскому языку следует опираться на принципы обучения как исходные дидактические требования, обеспечивающие эффективность учебного процесса. При этом речь идет не только о замене традиционных принципов методики обучения русскому языку, а о наполнении их таким содержанием, которое позволяет конструктивно использовать их в ситуациях обучения, поддерживаемых компьютерными средствами.

Обучение русскому языку с компьютерной поддержкой подчиняется той же системе дидактических (индивидуализации, наглядности, активности, занимательности) и собственно методических принципов (коммуникативного, опережающего усвоения устной речи по отношению к письменной речи, литературной образцовости речевой среды и пр.), что и традиционное обучение.

Список литературы

  1. Актуальные направления развития начального образования / Под ред. А.В. Молоковой.– Новосибирск: Изд-во ИПКиПРО, 2010. –  56 с.
  2. Кувакина Е.В. Функциональные особенности компьютерной поддержки начального обучения русскому языку // Ярославский педагогический вестник, ЯГПУ, 2008. - №4. – С.26-30.
  3. Кувакина Е.В. Компьютерная поддержка русскому языку в начальной школе // Материалы Международной конференции «Чтения Ушинского». – Ярославль: ЯГПУ, 2008. – С.217-227.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе.

Описание опыта работы по теме "Проблемное обучение - основа обучения русскому языку в начальной школе"...

Формирование коммуникативной компетенции при обучении русскому языку в начальной школе

В данной статье содержатся рекомендации по обучению русскому языку учащихся начальной школы. Данная статья включает материал по нахождению способов взаимодействия с окружающими, практическое овла...

Системно-деятельностный подход в обучении русскому языку в начальной школе

Современный темп жизни накладывает свои отпечатки и на мышление обучающихся. Готовые часами напролет сидеть у мониторов компьютеров, они быстро устают и теряют интерес к учебным занятиям. Невероятно с...

МЕТОДИКО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье раскрывается сущность использования компьютерных технологий на уроках русского языка в начальной школе, рассматриваются некоторые формы и направления использования КТ в учебном п...