Конспект урока по русскому языку "Написание безударных личных окончаний глаголов"
план-конспект урока (4 класс)

Батаева Светлана Анатольевна

Данный материал преднозначен для учащихся 4 класса . Конспект написан по учебнику " К тайнам русского языка"  Соловейчик М,

Скачать:


Предварительный просмотр:

I   Организационный момент.

II  Актуализация знаний.

1. (СЛАЙД 1)

Что без меня предметы?

                                       Лишь названия..

А я приду – все в действие

                                         придет.

Летит ракета. Люди строят

                                          здания.

 Цветут сады. И хлеб  в полях

                                           растет.

-  О какой части речи говорится в этом четверостишии? (  о глаголе)

- Давайте вспомним  все, что знаем о глаголе.

2. - Проведем блиц-опрос и составим КЛАСТЕР по теме «Глагол»

(СЛАЙД 2)

1. Глагол - ….(какая часть речи?)

2. Что обозначает глагол?  (действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

    Какая форма глагола отвечает на два этих вопроса?  (неопределенная     форма, начальная форма, инфинитив)

4.  Как изменяется глагол?  (по временам и числам)

5.Какие времена глагола знаете?

5. Глаголы прошедшего времени  изменяются по …. (родам – м.р., ж.р., ср.р.)

6. Как называются окончания глаголов прошедшего времени? (родовые)

7.  Глаголы настоящего и будущего времени  изменяются по ….(лицам – 1, 2,    3 л.)

8. Изменение глаголов по лицам и числам называется ….(спряжением)

9. Что вы знаете о спряжении глаголов? ( I спр.  и  II спр.)

10. Глаголы  I спряжения имеют в окончании…( -е, _ут (ют)

11. Глаголы II спряжения….(-и, -ат, (ят)

( глаголы – исключения : брить, стелить, смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть,  гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть)

А знаете ли вы, что есть глаголы, которые не относятся ни к 1, ни ко 2 спр. Это разноспрягаемые глаголы. ( бежать, хотеть, дать)

Почему так называют? ( в личных окончаниях этих глаголов есть окончания и 1 спр., и 2 спр.)

- Для чего надо уметь определять спряжения? (правильно писать окончания)

Записываем «Упражнение  453»

Прочитайте слова.

(СЛАЙД 3)

Потерп.м , подгон.м, потуш.м, посе.м, задерж.м, закрас.м, поверт.м, постав.м.

- Какое задание можно предложить?

- Прочитайте слова, что можете о них сказать? ( глаголы б.в., мн.ч., 1 л.)

- Какой глагол лишний, почему? ( посеем – 1 спр.)

- Как вы рассуждали? ( 1. поставили в н.ф.

                                         2. определили спряжение)

- На какие две группы можно разделить оставшиеся слова? ( глаголы-исключения и глаголы не исключения )

- Запишите слова в два столбика по названному признаку, выделите окончания, укажите спряжение.

     потерпим                      потушим

     подгоним                    

     задержим                     закрасим

     повертим                     поставим

- В какой  столбик допишем «лишнее» слово?

3. Формулирование темы урока.

  -  Какая трудность возникает при написании глаголов из упражнения 453? ( выбор буквы в безударном личном окончании)      

- Определите тему урока.( Правописание безударных личных окончаний)

- Тема новая или мы с ней знакомы?

- Какие задачи поставим  перед собой на уроке?  (систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов, отработать навык правописания)

- Тема есть, задачи поставлены. Давайте еще раз вспомним, как определить выбор буквы в безударном личном окончании глагола?

Для этого составим алгоритм действий при определении спряжения и выбора буквы в безударных окончаниях глаголов.

- А что такое – алгоритм? ( последовательность действий , инструкция)

Работаем в группах.

А я буду наблюдать как вы:

• слушаете друг друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете возникшую проблему.

На столах лежат памятки, но порядок действий в них перепутан.

 В перечне есть основные действия для верного написания безударного личного окончания,  и действия – помощники. Выделите основные действия и пронумеруйте их.

СЛАЙД 4

3

Реши, на что оканчивается неопределенная форма.

4

Узнай, это глагол –исключение или нет?

2

Поставь глагол в неопределенную форму

Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени

5

Определи спряжение

1

Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке – вопрос к неопределенной форме

Выясни лицо и число глагола

6

Напиши нужное окончание

 Коллективная проверка. (разъяснение по пунктам)

СЛАЙД  5 ( алгоритм)

3

Реши, на что оканчивается неопределенная форма.

4

Узнай, это глагол –исключение или нет?

2

Поставь глагол в неопределенную форму

5

Определи спряжение

1

Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке – вопрос к неопределенной форме

6

Напиши нужное окончание

- Ребята, не забудьте, что только глаголы с безударными личными окончаниями нужно ставить в неопределенную форму, в остальных случаях в этом нет  необходимости.

III  Физминутка

Если глагол 1 спр. – поднимаем руки вверх, Если глагол  2 спр. – руки в стороны.

Гонишь,  гладит, греет,  терпит, кушает, сеет, верит, роет, видит,

Лечит,стонет.

IV Формирование знаний.

Ну что же, давайте попробуем применить нащ алгоритм на деле.

1 Коллективная работа

СЛАЙД 6

Славно ласточка щебечет,

Ловко крыльями стрижет.

Всем ветрам она перечит,

Но и силы бережет.

Реет верхом, реет низом,

Догоняет комара.

И в избушке под карнизом

Отдыхает до утра.

-  Кто увидит в тексте все слова с орфограммой по теме урока?

( щебечет, перечит, реет, догоняет, отдыхает) (5)

- Почему глаголы «стрижет и бережет», вы не назвали? ( в этих глаголах нет ошибкоопасных мест в окончаниях глаголов)

- Выпишите глаголы с ошибкоопасными местами в безударных окончаниях. Докажите, что окончания верно написаны.

Как будем действовать? (по алгоритму)

Давайте усложним задачу и запишем глаголы в форме 3 л. мн.ч.

Щебечет – щебетать – 1 спр. – щебечут

Перечит – перечить-2 спр. – перечат

Реет- реять – 1спр. – реют

Догоняет – догонять – 1 спр.- догоняют

Отдыхает- отдыхать -1 спр.- отдыхают

2. Работа в парах.

Карточка

В каждой строке «Найди лишнее» слово  и выпиши в тетрадь., выделяя окончания, указывая спряжение.

Один работает у доски.

1. Пиш.м, вяж.м, стира.м, друж.м. (II )

2. Стро.м, клее.м, отвеча.м, говор.м.(I)

3. Пролета.м, слыш.м, исчеза.м, ожива.м.(II)

4. Гон.м, люб.м, смотр.м, лета.м.(I)

5. Брить, стелить, ненавидеть, слышать,(1 спр.)

Проверяем по СЛАЙД 7

ВЫВОД

V Применение знаний

Самотоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовы ли вы самостоятельно применить полученные знания?

Предлагаю вам задания различной сложности.

Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задания на желтых карточках.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания. укажи спряжение.

Встреча.шь, пригрева.т , поблескива.т, оседа.т, превраща.тся.

Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках.

Найди и исправь  ошибки в личных окончаниях глаголов.

Весна! Ее встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам снег. А днем он постепенно оседаит. С крыш бежит капель. Ночью она превращаится в красивые ледяные сосульки.

Проверяем по СЛАЙДУ 8

- Сколько ошибок? (5)

Весна! Ее встречаЕшь с большой радостью. Солнце пригреваЕт сильнее. Весело поблескиваЕт по утрам снег. А днем он постепенно оседаЕт. С крыш бежит капель. Ночью она превращаЕтся в красивые ледяные сосульки

ВЫВОД. Как рассуждали?

- Какой глагол не относится к теме урока? Почему?

( в нем нет ошибкоопасного места при написании окончаний)

- При составлении кластера мы упоминали этот глагол. Что вы о нем можете сказать? ( разноспрягаемый)

Давайте докажем.

 Запишем глагол, поставим в н.ф. и  в форму 3 л. мн.ч..

Выделим  окончание.

Развитие речи.

О  чем идет речь в тексте? Тип текста? ( описание)

Какие еще типы известны? ( рассуждение и повествование)

Я предлагаю вам немного порассуждать на тему  Как вы относитесь к весне.

Напишите 2-3 предложения со своими рассуждениями.

VI Рефлексия

Итак, мы с вами в начале урока ставили задачу- систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов, отработать навык правописания.

ВЫВОД. ( слайд )

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберете для себя одну из строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме и на полях в тетради поставьте соответствующий знак.

СЛАЙД 9

Урок полезен, все понятно ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ( ! ? )

Еще придется потрудиться.( ? )

Да, трудно все- таки учиться! (…..)

                           



Предварительный просмотр:

I   Организационный момент.

II  Актуализация знаний.

1. (СЛАЙД 1)

Что без меня предметы?

                                       Лишь названия..

А я приду – все в действие

                                         придет.

Летит ракета. Люди строят

                                          здания.

 Цветут сады. И хлеб  в полях

                                           растет.

-  О какой части речи говорится в этом четверостишии? (  о глаголе)

- Давайте вспомним  все, что знаем о глаголе.

2. - Проведем блиц-опрос и составим КЛАСТЕР по теме «Глагол»

(СЛАЙД 2)

1. Глагол - ….(какая часть речи?)

2. Что обозначает глагол?  (действие предмета)

3. На какие вопросы отвечает? (что делать? что сделать?)

    Какая форма глагола отвечает на два этих вопроса?  (неопределенная     форма, начальная форма, инфинитив)

4.  Как изменяется глагол?  (по временам и числам)

5.Какие времена глагола знаете?

5. Глаголы прошедшего времени  изменяются по …. (родам – м.р., ж.р., ср.р.)

6. Как называются окончания глаголов прошедшего времени? (родовые)

7.  Глаголы настоящего и будущего времени  изменяются по ….(лицам – 1, 2,    3 л.)

8. Изменение глаголов по лицам и числам называется ….(спряжением)

9. Что вы знаете о спряжении глаголов? ( I спр.  и  II спр.)

10. Глаголы  I спряжения имеют в окончании…( -е, _ут (ют)

11. Глаголы II спряжения….(-и, -ат, (ят)

( глаголы – исключения : брить, стелить, смотреть, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть,  гнать, держать, дышать, вертеть, и зависеть, и терпеть)

А знаете ли вы, что есть глаголы, которые не относятся ни к 1, ни ко 2 спр. Это разноспрягаемые глаголы. ( бежать, хотеть, дать)

Почему так называют? ( в личных окончаниях этих глаголов есть окончания и 1 спр., и 2 спр.)

- Для чего надо уметь определять спряжения? (правильно писать окончания)

Записываем «Упражнение  453»

Прочитайте слова.

(СЛАЙД 3)

Потерп.м , подгон.м, потуш.м, посе.м, задерж.м, закрас.м, поверт.м, постав.м.

- Какое задание можно предложить?

- Прочитайте слова, что можете о них сказать? ( глаголы б.в., мн.ч., 1 л.)

- Какой глагол лишний, почему? ( посеем – 1 спр.)

- Как вы рассуждали? ( 1. поставили в н.ф.

                                         2. определили спряжение)

- На какие две группы можно разделить оставшиеся слова? ( глаголы-исключения и глаголы не исключения )

- Запишите слова в два столбика по названному признаку, выделите окончания, укажите спряжение.

     потерпим                      потушим

     подгоним                    

     задержим                     закрасим

     повертим                     поставим

- В какой  столбик допишем «лишнее» слово?

3. Формулирование темы урока.

  -  Какая трудность возникает при написании глаголов из упражнения 453? ( выбор буквы в безударном личном окончании)      

- Определите тему урока.( Правописание безударных личных окончаний)

- Тема новая или мы с ней знакомы?

- Какие задачи поставим  перед собой на уроке?  (систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов, отработать навык правописания)

- Тема есть, задачи поставлены. Давайте еще раз вспомним, как определить выбор буквы в безударном личном окончании глагола?

Для этого составим алгоритм действий при определении спряжения и выбора буквы в безударных окончаниях глаголов.

- А что такое – алгоритм? ( последовательность действий , инструкция)

Работаем в группах.

А я буду наблюдать как вы:

• слушаете друг друга;

• помогаете друг другу;

• вместе решаете возникшую проблему.

На столах лежат памятки, но порядок действий в них перепутан.

 В перечне есть основные действия для верного написания безударного личного окончания,  и действия – помощники. Выделите основные действия и пронумеруйте их.

СЛАЙД 4

3

Реши, на что оканчивается неопределенная форма.

4

Узнай, это глагол –исключение или нет?

2

Поставь глагол в неопределенную форму

Убедись, что глагол в настоящем или будущем времени

5

Определи спряжение

1

Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке – вопрос к неопределенной форме

Выясни лицо и число глагола

6

Напиши нужное окончание

 Коллективная проверка. (разъяснение по пунктам)

СЛАЙД  5 ( алгоритм)

3

Реши, на что оканчивается неопределенная форма.

4

Узнай, это глагол –исключение или нет?

2

Поставь глагол в неопределенную форму

5

Определи спряжение

1

Задай вопрос к глаголу, а по его подсказке – вопрос к неопределенной форме

6

Напиши нужное окончание

- Ребята, не забудьте, что только глаголы с безударными личными окончаниями нужно ставить в неопределенную форму, в остальных случаях в этом нет  необходимости.

III  Физминутка

Если глагол 1 спр. – поднимаем руки вверх, Если глагол  2 спр. – руки в стороны.

Гонишь,  гладит, греет,  терпит, кушает, сеет, верит, роет, видит,

Лечит,стонет.

IV Формирование знаний.

Ну что же, давайте попробуем применить нащ алгоритм на деле.

1 Коллективная работа

СЛАЙД 6

Славно ласточка щебечет,

Ловко крыльями стрижет.

Всем ветрам она перечит,

Но и силы бережет.

Реет верхом, реет низом,

Догоняет комара.

И в избушке под карнизом

Отдыхает до утра.

-  Кто увидит в тексте все слова с орфограммой по теме урока?

( щебечет, перечит, реет, догоняет, отдыхает) (5)

- Почему глаголы «стрижет и бережет», вы не назвали? ( в этих глаголах нет ошибкоопасных мест в окончаниях глаголов)

- Выпишите глаголы с ошибкоопасными местами в безударных окончаниях. Докажите, что окончания верно написаны.

Как будем действовать? (по алгоритму)

Давайте усложним задачу и запишем глаголы в форме 3 л. мн.ч.

Щебечет – щебетать – 1 спр. – щебечут

Перечит – перечить-2 спр. – перечат

Реет- реять – 1спр. – реют

Догоняет – догонять – 1 спр.- догоняют

Отдыхает- отдыхать -1 спр.- отдыхают

2. Работа в парах.

Карточка

В каждой строке «Найди лишнее» слово  и выпиши в тетрадь., выделяя окончания, указывая спряжение.

Один работает у доски.

1. Пиш.м, вяж.м, стира.м, друж.м. (II )

2. Стро.м, клее.м, отвеча.м, говор.м.(I)

3. Пролета.м, слыш.м, исчеза.м, ожива.м.(II)

4. Гон.м, люб.м, смотр.м, лета.м.(I)

5. Брить, стелить, ненавидеть, слышать,(1 спр.)

Проверяем по СЛАЙД 7

ВЫВОД

V Применение знаний

Самотоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Готовы ли вы самостоятельно применить полученные знания?

Предлагаю вам задания различной сложности.

Те, кто не очень уверен в своих силах, могут выбрать задания на желтых карточках.

Вставь пропущенные буквы, выдели окончания. укажи спряжение.

Встреча.шь, пригрева.т , поблескива.т, оседа.т, превраща.тся.

Тем, кто более уверен в себе, предлагаю задание на зеленых карточках.

Найди и исправь  ошибки в личных окончаниях глаголов.

Весна! Ее встречаишь с большой радостью. Солнце пригреваит сильнее. Весело поблескиваит по утрам снег. А днем он постепенно оседаит. С крыш бежит капель. Ночью она превращаится в красивые ледяные сосульки.

Проверяем по СЛАЙДУ 8

- Сколько ошибок? (5)

Весна! Ее встречаЕшь с большой радостью. Солнце пригреваЕт сильнее. Весело поблескиваЕт по утрам снег. А днем он постепенно оседаЕт. С крыш бежит капель. Ночью она превращаЕтся в красивые ледяные сосульки

ВЫВОД. Как рассуждали?

- Какой глагол не относится к теме урока? Почему?

( в нем нет ошибкоопасного места при написании окончаний)

- При составлении кластера мы упоминали этот глагол. Что вы о нем можете сказать? ( разноспрягаемый)

Давайте докажем.

 Запишем глагол, поставим в н.ф. и  в форму 3 л. мн.ч..

Выделим  окончание.

Развитие речи.

О  чем идет речь в тексте? Тип текста? ( описание)

Какие еще типы известны? ( рассуждение и повествование)

Я предлагаю вам немного порассуждать на тему  Как вы относитесь к весне.

Напишите 2-3 предложения со своими рассуждениями.

VI Рефлексия

Итак, мы с вами в начале урока ставили задачу- систематизировать знания о правописании безударных окончаний глаголов, отработать навык правописания.

ВЫВОД. ( слайд )

Я сейчас буду читать стихотворение, а вы каждый выберете для себя одну из строк, которая соответствует вашим знаниям по данной теме и на полях в тетради поставьте соответствующий знак.

СЛАЙД 9

Урок полезен, все понятно ( ! )

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно ( ! ? )

Еще придется потрудиться.( ? )

Да, трудно все- таки учиться! (…..)

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"

Конспект урока по русскому языку "Склонение личных местоимений 3-го лица единственного и множественного числа"...

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи». Класс: 4

laquo;Личные местоимения. Повторение. Роль местоимений в речи».Создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи....

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...

Конспект урока по теме: «Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени» (4 класс). УМК Школа России

Цели деятельности учителя: создание условий для формирования умений правописания окончаний глаголов в безударной позиции; обобщить полученные ранее знания учащихся и на их основе составить алгоритм пр...

Конспект урока "Правописание глаголов с безударными личными окончаниями"

Цель урока: закрепление изученных способов действия при написании безударных личных окончаний глаголов, фиксирование учащимися собственных затруднений в деятельности, выявление их причин. Задачи ...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Личные местоимения 1,2,3 лица. Личные местоимения единственного и множественного числа". ("УМК Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, умения определять лицо и число местоимений.Планируемые результатыПредметные:Знатьграмматические признаки личных местоимений;уметь ...