Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни школьников
статья

Семенова  Ольга Борисовна

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни школьников

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование позитивной мотивации на здоровый образ жизни школьников

 

Введение

 

В условиях современного образовательного процесса здоровье учащегося определяется, с одной стороны, влиянием внешних и внутренних воздействий на его организм и, с другой стороны, возможностями самого организма противостоять данным воздействиям.

В рамках организации учебного процесса перед каждым учебным заведением определяется следующая задача: вести подготовку учащихся на высоком уровне, с применением современных методов организации учебно-воспитательного процесса, направленных на использование здоровьесберегающих технологий, а именно всех психолого-педагогических технологий, программ, методов, которые ориентированы на:

·         воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению;

·         формирование представлений о здоровье как высшей ценности;

·         формирования мотивации на ведение здорового образа жизни.

 

К сожалению, на сегодняшний день здоровыми можно назвать всего лишь 14% от общего количества учеников, у остальных 86% наблюдаются различные – как физические, так и психологические – нарушения состояния здоровья. Одним из главных факторов неблагополучия здоровья школьников является недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья, так как на состояние здоровья подрастающего поколения влияет целый ряд причин. Нарушение здоровья учащихся, в свою очередь, негативно сказывается на их способностях к освоению программ общего образования.

        Целью деятельности учителей, таким образом, является формирование у учащихся мотивации к ведению здорового образа жизни, привитие интереса к занятиям спортом, а также развитие положительного отношения к собственному состоянию здоровья.

        Говоря другими словами, смысл воспитания здорового образа жизни у обучающихся заключается в эффективной мотивации, когда конечной целью становится формирование самомотивации – понимания необходимости ведения здорового образа жизни на постоянной основе. В сложившейся ситуации проблема сохранения здоровья и формирования здорового образа жизни у подростков представляет особый интерес для педагогической науки и школьной практики.

Однако прежде чем перейти непосредственно к методам и приемам формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни школьников, ознакомимся с некоторыми статистическими данными.

Научно доказано, что здоровье человека в процентном соотношении зависит от следующих факторов:

·         20% – наследственность;

·         20% – природное окружение;

·         7-10% – уровень здравоохранения;

·         50% – образ жизни конкретного человека.

 

Исходя из вышеизложенных данных, можно сделать вывод, что только 20% уровня здоровья зависят от наследственных факторов, 20% – от экологии, 10% – от деятельности институтов здравоохранения, а остальные 50% приходятся на долю образа жизни определенного человека. Понятие «образ жизни», в свою очередь, включает такие понятия, как:

·         физическая, психо-интеллектуальная и трудовая деятельность;

·         двигательная активность;

·         общение;

·         бытовые взаимоотношения;

·         привычки;

·         режим;

·         особенности работы.

 

В связи с тем, что бóльшую часть времени ученик проводит в стенах учебного заведения, состояние его здоровья напрямую зависит от условий на него там воздействующих.

 

К сожалению, тенденция ухудшения состояния здоровья учащихся – согласно статистике – за последние 10-15 лет продолжает сохраняться. В процентном соотношении понимание термина «здоровый образ жизни», в соответствии с проведенными среди учащихся исследованиями, можно классифицировать следующим образом:

·         68 % обучающихся не задумываются о последствиях учебной перегрузки и их негативного влияния на здоровье;

·         около 32 % школьников отметили понимание необходимости вести здоровый образ жизни;

·         23 % респондентов осведомлены, как грамотно вести ЗОЖ;

·         55 % обучающихся серьезно не задумываются о необходимости следить за здоровьем с детского возраста, многие обнаруживают поверхностное знание понятия «здоровье»;

·         39 % обучающихся данный термин интерпретируют весьма упрощенно, как отсутствие каких-либо заболеваний или вредных привычек;

·         33 % затрудняются четко определить это понятие;

·         28 % обучающихся четко формулируют понятие «здоровье» и определяют его компоненты.

 

Термин «здоровье» может быть охарактеризован как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Физически здоровый и психологически сбалансированный человек является, как правило, продуктивной и успешной личностью, способной к полной самореализации в обществе. Исходя из вышесказанного, к главным компонентам здоровья могут быть отнесены такие понятия, как физическая функциональность организма, психологическая сбалансированность, духовно-нравственное здоровье и социальная успешность.

 

В теории воспитания акцент преимущественно ставится на сохранении и формировании физического здоровья через обозначение важности здорового образа жизни. Подростки признаются наиболее восприимчивой возрастной категорией в аспекте формирования мотивов здорового образа жизни, поскольку именно в данном возрасте происходит усвоение важнейшей информации, связанной со здоровым образом жизни. Следовательно, подростковый возраст является переломным в формировании иерархии мотивов.

 

Важным аспектом, однако, является формирование позитивной мотивации к правильной организации жизнедеятельности школьников, направленной на сохранение и укрепление их здоровья. Является общеизвестным фактом, что из-за чрезмерной учебной перегрузки дети школьного возраста приобретают различные хронические заболевания.

Интенсификация образовательного процесса ведет к дисгармоничному психофизическому развитию учащихся: снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем способствует снижению работоспособности обучающихся.

Предпосылки формирования здорового образа жизни школьников:

·         понимание здорового образа жизни как особой формы жизнедеятельности, определяемой как биологическими, так и социальными факторами;

·         необходимость интеграции различных подходов к здоровью и проблеме формирования здорового образа жизни;

·         недостаточность раскрытия путей включения подростка в процесс овладения основами здорового образа жизни;

·         неудовлетворительная разработка критериев и показателей сформированности мотивов здорового образа жизни;

·         неполная реализация потенциала взаимодействия педагогов и учащихся;

·         необходимость дальнейшего уточнения и разработки вопросов, содержания и методики реализации педагогических программ формирования мотивов здорового образа жизни.

 

Проблема формирования мотивации ведения здорового образа жизни у подростков многогранна по своему характеру и может рассматриваться в разных плоскостях:

·         психолого-педагогическое сопровождение формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

·         своевременная диагностика здоровья у подростков, которые подвержены усиленной умственной работе в условиях современной образовательной системы;

·         управление процессом целенаправленного формирования мотивации здорового образа жизни у обучающихся.

 

В связи с тем, что склонность к ведению здорового образа жизни, положительное отношение к занятиям спортом и физической культурой закладывается в школьные годы, роль педагогов заключается в формировании у учащихся соответствующей мотивации. Таким образом, ответственность за овладение теоретическими знаниями и практическими навыками здорового образа жизни попадает в поле деятельности учителей, работа которых, в первую очередь, должна быть направлена на перманентное развитие личностных умений и навыков каждого ученика.

 

В связи с этим, процесс формирования мотивации здорового и безопасного образа жизни у школьников целесообразно рассматривать, как органичную часть целостного педагогического процесса, так как на протяжении всего учебного года учителя используют различные методы, приемы и формы работы с учениками. Осознание школьниками необходимости самостоятельного накопления, сохранения здоровья и создание учителем всех необходимых условий дают действенный, стойкий положительный эффект в формировании культуры здоровья учащихся.

На формирование мотивации обучающихся к ведению здорового образа жизни в образовательной среде можно оказать положительное воздействие с помощью создания следующих педагогических условий:

·         поэтапная организация с учетом индивидуальных особенностей развития личности учащихся;

·         построение последовательной системы взаимодействия всех субъектов педагогического процесса;

·         использование возможностей педагогического, психологического, медицинского и информационного сопровождения процесса;

·         создание в классе благоприятной среды, способствующей ведению здорового образа жизни.

 

Таким образом, процесс формирования положительной мотивации к ведению здорового образа жизни у подростков сопряжен с постановкой и реализацией следующих педагогических задач:

·         создание целостной и упорядоченной системы совместных действий всех участников педагогического процесса;

·         обеспечение реализации различных видов и форм педагогической работы;

·         координация совместных усилий педагогов, учащихся и родителей, что позволяет обеспечить активное взаимодействие со всеми субъектами образовательной среды;

·         оказание методической поддержки педагогов, воспитателей, что позволяет обеспечивать необходимый уровень качества реализуемых программ, осуществлять грамотное научно-методическое сопровождение духовного, физического, психологического развития обучающихся;

·         мотивирование и стимулирование деятельности в области здорового образа жизни, что позволяет подросткам выстроить систему личных ценностных приоритетов.

Подростки признаются наиболее перспективной возрастной категорией в деле формирования мотивов здорового образа жизни, поскольку именно в данном возрасте вырабатываются фундаментальные жизненные принципы, происходит интенсивная работа над формированием собственного образа жизни.

Немецкий философ и психолог Э. Шпрангер разработал культурно-психологическую концепцию подросткового возраста, а также описал три возможных типа развития личности в данный период.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда подростковый возраст переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое "Я".

Второй тип развития – плавный, медленный, постоянный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности.

Третий тип представляет собой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Данный тип характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Основной целью педагогов является способствование формированию у школьников положительного отношения к собственному здоровью, позитивной мотивации к здоровому образу жизни в целом, а также необходимости сохранения, восстановления и укрепления здоровья организма на протяжении всей жизни. Ведь именно с осознания ценности здоровья начинается формирование мотивации к ведению здорового образа жизни.

Долгое время термин "воздействие" неправомерно отождествлялся с возможностью манипулировать личностью, однако, целенаправленность педагогического процесса обязательно предусматривает положительное влияние педагога на ребенка.

Назначение педагогического воздействия заключается не в манипулировании ребенком, а в предоставлении ему возможности самостоятельно и осознанно производить выбор в пользу необходимого действия и поведения, ибо требование полного выполнения всех предписанных правил, как правило, приводит к развитию выраженного внутреннего конфликта, что может в конечном итоге привести к реакциям отрицания.

    Используя различные формы и методы педагогической работы, каждый учитель обязан учитывать, что решение о следовании здоровому образу жизни учащийся принимает самостоятельно. В связи с этим главной задачей преподавателя является не навязывание ЗОЖ, а способствование формированию соответствующей мотивации, а также осознанию необходимости ведения ЗОЖ. Практический опыт показывает, что учащиеся способны не только самостоятельно формировать цели, но и воплощать их, однако, им, тем не менее, необходим учитель, ментор. Данная форма педагогической работы позволяет согласовать цели, поставленные педагогом, с собственными целями обучающихся, обеспечить постепенное повышение самостоятельности и ответственности обучающихся, а также не в теории, а на практике обеспечить единство учебного и воспитательного процессов.

          Таким образом, подростку, с одной стороны, необходимо предоставить свободу выбора способов и приемов здорового образа жизни, соответствующих его индивидуальности, а с другой – обустроить процесс формирования здорового образа жизни как совместную деятельность педагога и учащегося, где назначение педагога заключается именно в содействии ученику в выборе индивидуального способа здорового образа жизни.

         В основе формирования приверженности к ведению здорового образа жизни лежат следующие мотивации:

·         самосохранение – знание об опасности того или иного действия и, соответственно, воздержание от его совершения;

·         получение удовольствия от процесса самосовершенствования;

·         возможность осуществлять процесс самосовершенствования;

·         достижение состояния максимально возможной комфортности.

Процесс формирования у учащихся позитивной мотивации к здоровому образу жизни включает в себя следующие условия:

·         осуществление поэтапной организации педагогической работы по формированию мотивации к ведению здорового образа жизни с учетом особенностей развития личности подростка;

·         использование возможностей педагогического, психологического, медицинского и информационного сопровождения процесса формирования положительной мотивации к здоровому образу жизни у подростков;

·         создание школьной среды, способствующей ведению здорового образа жизни;

·         заострение внимания на сохранении собственного здоровья;

·         своевременное оказание помощи в развитии позитивного отношения к физической культуре;

·         формирование мотивации к развитию личностных физических качеств;

·         проведение профилактической работы в области информирования учащихся о вредных привычках;

·         организация культурно-массовых мероприятий;

·         информационная и профилактическая работа с родителями для успешного становления принципов здорового образа жизни.

К главным критериям эффективности формирования здорового образа жизни относятся следующие показатели:

·         уровень физического развития и физической подготовки;

·         уровень иммунитета;

·         стрессоустойчивость;

·         целесообразный режим и распорядок дня, учебной недели;

·         внутренняя установка на здоровый образ жизни;  

·         высокий уровень осознания личностью значения здоровья как главной ценности;

·         развитая система знаний о здоровье и здоровом образе жизни;  

·         достаточный уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья;

·         умение самостоятельно выстраивать индивидуальную программу здорового образа жизни;

·         активная жизненная позиция;  

·         наличие перспективных и ближайших жизненных целей;  

·         способность соотносить свои физические возможности с желаниями, целями;

·         способность определять оптимальную норму физической и умственной нагрузки, избегать перегрузок;

·         способность осуществлять смену видов деятельности;

·         способность рационально распределять учебное время и время досуга, соблюдать режим дня.

 

Анализ подходов к определению сущности мотивации и рассмотрение особенностей понятия здорового образа жизни позволяют определить основные модели формирования здорового образа жизни у подростков.

1. Когнитивная модель.

Предполагает цепочку: знание – отношение – поведение.

Основная идея: человек, знающий о качествах поведения, отрицательно влияющих на здоровье, будет воздерживаться от такого поведения, и наоборот, зная о чем-то полезном для здоровья, будет стремиться к соответствующему поведению.  Хорошим примером в данном случае могут послужить программы антиалкогольного и антинаркотического воспитания.

2. Аксиологическая модель.

Суть данной модели заключается в том, чтобы с помощью большого количества поэтапных шагов оказать влияние на поведение человека в отношении улучшения собственного здоровья:

·         комплексный анализ альтернативного поведения;

·         рассмотрение всех возможных целей, которые могут быть достигнуты, а также оценка ценностей, связанных с совершаемым выбором;

·         исчерпывающий анализ всех возможных последствий, связанных с выполнением каждого действия;

·         поиск информации, релевантной для оценки возможных альтернатив;

·         оценка полученной информации, даже если она отличается от того образа жизни, к которому изначально был готов принимающий решение человек;

·         повторная оценка последствий известных альтернатив, до того, как будут приняты окончательные решения, причем даже тех альтернатив, которые изначально рассматривались как неподходящие;

·         составление детального плана для осуществления поставленной цели, разработка вариантов его воплощения в случае появления нежелательных последствий.

3. Теория мотивированных действий.

Согласно данной модели индивид сначала оценивает, что принесет ему данный образ действий, а потом рассчитывает, что о нем подумают другие люди, если он будет вести себя подобным образом.

4. Социальная модель.

Данная модель основана на необходимости изменить внешние обстоятельства, с целью содействовать правильному принятию решения о здоровье.

5. Модель самоусиления.

Данная модель является квинтэссенцией предыдущих моделей и, по мнению психологов, является самой эффективной, потому что объединяет в себе:

·         достоверную информацию (профилактическая модель);

·         навыки, требуемые для принятия решения, (образовательная модель);

·         окружение, дающее психологическую поддержку и поддерживающее здоровый образ жизни (радикально-политическая модель).

6. Модель действий на благо здоровья, отражающая все социальные и психологические воздействия, которым подвергается индивид и которые существенным образом сказываются на принятии решений о действиях на благо здоровья.

7. Модели превентивного обучения, нацеленные на формирование навыков сопротивления общественному давлению, а также на овладение способами отказа в случаях возникновения неблагоприятных для индивида предложений, например, пробы употребления наркотиков.

     В целях успешного воплощения вышеуказанных моделей необходимо, чтобы каждый урок заключал в себе следующие компоненты, или, как минимум некоторые из них:

·         информативность – увеличивает уровень знаний учащихся о здоровом образе жизни;

·         эмоциональность – предоставляет возможность повышения уровня доверия школьника к педагогу и к самому себе;

·         воспитательная составляющая;

·         практическая составляющая – ориентируется на реальные способы развития и сохранения здоровья.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что в процессе проведения урока следует обязательно объединять разъяснительную и  воспитательную работу, а также различные формы практических занятий; при успешном воплощении данного подхода вышеописанные составляющие, в конце концов, станут неотъемлемой частью жизни школьников.

В целях успешного внедрения в процесс урока вышеуказанных компонентов следует проводить с учащимися следующие разновидности работы:

 

1. Мониторинг знаний о ЗОЖ.

Практические исследования демонстрируют, что большинство учащихся считают, что термин «ЗОЖ» является синонимом понятия «здоровье», что говорит о том, что они неправильно понимают, значение понятия «ЗОЖ». Другие учащиеся обладают элементарными представлениями о ЗОЖ, однако, их знания являются несистематизированными и фрагментарными.

 

2. Проведение информационно – профилактической работы, а именно классных часов и мероприятий, посвященных теме ЗОЖ, а также занятий «Основы здорового образа жизни» в рамках внеурочной деятельности.

 

3. Проведение на уроках физкультминуток.

Физкультминутки на уроках, активные перемены с использованием физических упражнений способствуют эффективности отдыха и последующей установке на учебную деятельность. Кроме того, они снимают лишнюю напряженность, в связи с чем являются оптимальным средством формирования привычек правильного поведения, взаимоотношений с одноклассниками.

4. Проставление акцента на ЗОЖ при изучении тем по математике таких как «Диаграммы», «Обыкновенные дроби», «Проценты» и др.

5. Разработка календарного плана воспитательной работы, в который включены различные практические мероприятия, подчеркивающие важность ведения ЗОЖ, например: «День здоровья», спортивные праздники, субботники, уборка школьной территории, прогулки на свежем воздухе, экскурсии и пр.

6. Накопление практического материала и активное вовлечение учащихся в проведение тематических классных часов: подготовка презентаций, докладов, рефератов.

7. Проведение работы с родителями путем включения тем, посвященных ЗОЖ на повестку родительских собраний.
    Важно помнить, что в мероприятиях, требующих физической активности, должны участвовать не только дети, но и учителя, на собственном примере демонстрируя приверженность к установкам здорового образа жизни. Пример педагога может стать для учащегося решающим фактором в процессе формирования позитивной мотивации к ведению здорового образа жизни.

      Подводя итог можно сказать, что хорошо организованная внеклассная оздоровительная и спортивно-массовая работа является не только средством к глубокому усвоению учащимися программного материала, но и дает возможность выявить интересы учеников для последующего привлечения их к различным видам, как урочной, так и внеурочной деятельности.

Заключение

В настоящий момент в практике образовательных учреждений на регулярной основе реализуются образовательные и образовательно-оздоровительные программы, а содержательная часть уроков дополняется информацией о здоровом образе жизни.

В контексте реализуемых программ большое значение придается следующим факторам:

·         тенденции пристального внимания к здоровью субъектов образовательного процесса;

·         признание здоровья субъектов образовательного процесса приоритетной ценностью, целью, результатом и необходимым условием успешной деятельности каждого образовательного учреждения;

·         обращение к здоровому образу жизни и утверждение его как основы жизненного стиля основных участников педагогического процесса.

  Таким образом, одним из ключевых моментов в выработке мотивации учащегося на сознательное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих является создание у него ситуации успеха – результат сотворческой деятельности педагога и воспитанника – в решении вопросов физического и нравственного совершенствования. Задача педагога заключается в том, чтобы тщательно спланировать воспитательный процесс, направив его в нужное русло.

         Наилучшим решением в процессе формирования положительной мотивации на здоровый образ жизни является использование активных методов, основанных на взаимодействии учителя с учеником, так как они способствуют формированию критического мышления, инициативы и творчества. К ним также относятся социальное проектирование, метод открытой трибуны, ситуационно-ролевая игра, социально-психологический тренинг, интеллектуальный аукцион, метод анализа социальных ситуаций с морально-этическим характером, игра-драматизация и пр. Целесообразно применять как традиционные, так и нетрадиционные методы обучения и воспитания; главным условием является их соответствие психофизическому развитию учеников.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что готовым продуктом формирования позитивной мотивации на здоровый образ жизни у школьников является:

·         осознание необходимости к самообразованию и развитию, которое базируется на формировании, сохранении и укреплении собственного здоровья;

·         снижение уровня заболеваний;

·         способствование улучшению микроклимата в классе;

·         обеспечение полноценной счастливой жизнедеятельности классного коллектива;

·         повышение социальной активности;

·         улучшение работоспособности организма;

·         искоренение вредных привычек;

·         максимальное рациональное использование время на отдых и труд;

·         обеспечение жизнерадостности, повышение настроения.

        Подводя итог, можно сделать вывод, что, в настоящее время в распоряжении образовательной системы имеются мощные возможности для позитивного воздействия на здоровье учащихся путем повышения уровня их грамотности, воспитания культуры здоровья, приобщения к ведению здорового образа жизни. Главную роль в данном случае играет фундаментальный принцип педагогики: качество подготовки ученика к реальной жизни определяется, в конечном счете, профессионализмом учителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о нормах здорового образа жизни у младших школьников средствами программы внеурочной деятельности «Растём здоровыми и сильными» (Развивающая система Л.В.Занкова)

Описываемый в данной работе  курс выполняет не только просветительскую, воспитательную функции, но имеет и практическую направленность. Так, беседа о необходимости соблюдения режима дня подкрепля...

План-конспект родительского собрания «Формирование здорового образа жизни школьника»

План-конспект родительского собрания  «Формирование здорового образа жизни школьника» Цель: формирование у родителей устойчивой мотивации по сохранению и укреплению своего здоровья и з...

Старший дошкольный возраст – время формирования мотивации на здоровый образ жизни.

Детство-это период интенсивного и целенаправленного   развития, основной этап формирования физического, интеллектуального, психического, нравственного и социального развития, совершенствован...