Почему ребёнок плохо пишет и читает?
консультация (2 класс)

Маковеева Галина Николаевна

Нарушения письма и чтения приносят много неприятностей, сложностей, разочарований и проблем, тревожат учителей, родителей и детей, так как  напрямую влияют на учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения). 

В чём проблема? Давайте разберемся!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pochemu_rebyonok_ploho_pishet_i_chitaet.docx22.01 КБ

Предварительный просмотр:

В чём проблема? Давайте разберемся!

        Нарушения письма и чтения приносят много неприятностей, сложностей, разочарований и проблем, тревожат учителей, родителей и детей, так как  напрямую влияют на учебные успехи. Такие нарушения называются дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения).

        Причина их возникновения – нарушение отдельных компонентов речи или всех её компонентов (ОНР). При этом интеллект у детей может быть не нарушен.

        Различные ошибки в письменных работах делают и дети, не страдающие дисграфией. Но только у дисграфиков ошибки определенного типа носят стойкий характер, повторяются изо дня в день. Дисграфические ошибки отчетливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, т.е. ее отчетливо слышно. Например, в слове «ложка» неправильно написать первую букву («рожка») может только дисграфик, а вот ошибиться в середине слова («лошка») может любой ребенок, плохо усвоивший правило.

        Больше дисграфических ошибок встречается в диктантах. Хотя не исключены они и при списывании: если ребенок прочитывает слово, а затем сам себе диктует, не глядя на образец.

Ниже предлагается ряд рекомендаций по работе с детьми – дисграфиками для родителей и учителей. Характерные для детей – дисграфиков ошибки и как помочь данной категории детей.

Дисграфические ошибки и помощь родителей ребенку – дисграфику.

Что делать?  Развивать фонематическую сторону речи.

Оптические ошибки – в основе лежит нарушение зрительного восприятия. Дети путают буквы, имеющие сходные элементы в написании.

Проявление: ребенок не видит разницы в написании букв: ц – щ, ш – щ, ш – и, б – д; зеркальное письмо отдельных букв или целых текстов.

Что делать?  Развивать у ребенка умение ориентироваться в пространстве и также развивать зрительный анализатор.

Если ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы; можно буквы, вызывающие затруднение, лепить из пластилина, складывать с помощью конструктора «Лего», вышивать, рисовать на бумаге и на снегу и т.д. Только обязательно затем сравнивать получившееся изображение с образцом. Можно задействовать тактильные ощущения и с закрытыми глазами на ощупь узнавать объемные буквы. Узнать букву, «написанную» пальцем на спине или на ладони.

Описывать очертание буквы словами (учитель рассказывает – дети угадывают букву, затем пытаются сами описать какую-нибудь букву).

Какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?

В ряду правильно написанных букв найти одну неправильную. Найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах.

Разобрать несколько букв в наложенном изображении: какие буквы «свалились в кучу» и спрятались на рисунке.

Несколько упражнений, которые помогут справиться с дисграфией:

1. Ежедневно в течение 5-10 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву "А" зачеркнуть, а букву "О" обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5-10 мин) улучшается качество письма.

2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях простым карандашом. Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Ребенок имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. На всём протяжении занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у ваших ребятишек может развиться невроз. Поэтому, если уж необходимо провести проверку на скорость чтения, сделать это как можно в более щадящей форме.

3. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуко-буквенный анализ слова.

4. Не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается.

Очень важно не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам.

Итак выводы:

1.Прежде всего не бояться и не паниковать!

2. Приготовиться к медленной и размеренной работе, сложной для ребенка, но легкой для взрослого.

3.Не ждите мгновенного результата, но помните: успех обязательно будет!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Про «плохое» поведение: Почему ребёнок плохо себя ведёт? Как по-настоящему любить своего ребёнка?

1. Причины «плохого» поведения.2. Как по-настоящему любить ребёнка.3. Приемы родительского воздействия.4. Наказания....

почему ребёнок плохо учится

материал для родительского собрания. цель: сформировать устойчивое понимание таких понятий как отставание и неуспеваемость и распространить опыт преодоления неуспеваемости...

Родительское собрание "Почему ребёнок плохо учится"

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам,Гулять и играть должен юный мальчишка,Девчонка не хочет всегда сидеть дома, –Такая проблема всем взрослым знакома!Как всё же ребёнка заставить учиться,За книж...

Почему ребёнок плохо читает и пишет?

Доклад на тему:"Почему ребёнок плохо читает и пишет" подготовлен для родительского собрания...

Буклет. Ребёнок плохо пишет и читает.

Ваш ребенок вроде бы смышленый и неглупый, а в тетрадках у него ошибка на ошибке. Читает по слогам, как маленький. Про оценки даже говорить не хочется. Что с ним происходит?На самом деле виной всему о...

Почему ребёнок плохо пишет и читает?

Нарушения письма и чтения приносят много неприятностей, сложностей, разочарований и проблем, тревожат учителей, родителей и детей, так как  напрямую влияют на учебные успехи. Такие нарушения назы...