Программа по ритмике 1 класс
календарно-тематическое планирование по физкультуре (1 класс) по теме

Дорофеева (Семенова) Татьяна Сергеевна

Программа разработана для  работы по внеурочной деятельности 1 классе (2011-2012)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 14

Согласованно                                Согласованно                          Утверждаю

на заседании ШМО                      зам.директора по УВР             директор «МОУ СОШ № 14 учителей начальных классов       __________________               ________________________

________________________

Рабочая программа

по ритмике для 1 класса

на 2011 – 1012 учебный год.

Учитель начальных классов:

Семенова Татьяна Сергеевна

г.Электрогорск

2011 г.


Пояснительная записка.

        

        Настоящая программа по ритмике предназначена для неспециализированной общеобразовательной школы. Основная цель программы заключается в общем развитии ребенка, формировании у него разнообразных умений, способностей и качеств личности средствами музыки,  ритмических и танцевальных движений.

        Известно, что эффективность образования детей в школе во многом зависит от состояния их здоровья. Мы живём во времена бурного развития современной и массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником, быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеры, сотовая связь и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья подрастающего поколения. Современная школа стоит перед фактором дальнейшего ухудшения не только физического, но и психического здоровья детей. Чтобы внутренний мир, духовный склад детей был богатым, глубоким, а это по настоящему возможно лишь тогда, когда “дух” и “тело” находятся в гармонии, необходимы меры целостно развития, укрепления и сохранения здоровья учащихся. Определяющим фактором в системе сохранения и развития здоровья подрастающего поколения может стать валеологически обоснованный учебно-воспитательный процесс в школе.

        Приходя в школу, ребенок имеет ограниченный запас двигательных навыков, с нарушенной осанкой, координацией. Одни скованы, неподвижны, медлительны, другие - разболтаны и суетливы. Часто дети плохо держатся: гнутся, поднимают плечи, неправильно ставят ноги при ходьбе (носки внутрь) и т.п.

        Необходимо создать условия для коррекции этих недостатков и обогащения запасов двигательных навыков детей, давая им специальные тренировочные упражнения.

        Ритмика способствует правильному физическому развитию и укреплению детского организма. Развивается эстетический вкус, культура поведения и общения, художественно - творческая и танцевальная способность, фантазия, память, обогащается кругозор. Занятия по ритмике направлены на воспитание организованной, гармонически развитой личности.

        На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, функциональное состояние сердечно-сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

        Основная цель курса – привить ребенку необходимые двигательные навыки и умение чувствовать и ощущать музыкальный ритм, привить учащимся культуру общения между собой и окружающими.

        Приоритетные задачи:

  1. укрепление психического и физического здоровья средствами ритмики в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки; содействие профилактике плоскостопия; снижение психического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.);
  2. совершенствование психомоторных способностей (развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координационных способностей; развитие чувства ритма, музыкального слуха, памяти,, внимания, умения согласовывать движения с музыкой; формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев);
  3. развитие творческих и созидательных способностей детей (развитие мышления, воображения, познавательней активности, расширение кругозора; формирование навыков самостоятельного выражения движений под музыку; воспитание умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях);

поддерживать увлечение занятиями музыкой и пластикой.

  1. всестороннее, гармоническое развитие форм тела и функций организма человека, направленное на совершенствование физических способностей, укрепление здоровья;
  2. формировать важные музыкально-двигательные умения, навыки и вооружение специальными знаниями;
  3. учить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;
  4. пробуждать фантазию, способность к импровизации;
  5. развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы
  6. воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;
  7. сплотить коллектив, строить в нём отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;

Общая характеристика.

        Ритмика включает ритмические упражнения, музыкальные игры, музыкальные задания по слушанию и анализу танцевальной музыки, поскольку недостаточное музыкальное развитие детей на первом этапе обычно является основным тормозом в развитии их танцевальных способностей. Упражнения этого раздела способствуют развитию музыкальности: формируют музыкальное восприятие, представления о выразительных средствах музыки, запас музыкальных впечатлений, используя их в разных видах деятельности, развивают чувство ритма, умение ориентироваться в маршевой и танцевальной музыке, определять ее характер, метроритм, строение и особенно, умение согласовывать музыку с движением.

         Танцевальная азбука содержит упражнения, которые способствуют развитию и укреплению мышц, исправлению физических недостатков, в осанке вырабатывают умения владеть своим телом, совершенствуют двигательные навыки, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

        Задачей педагога при работе с детьми на первом этапе является правильная постановка корпуса, ног, рук, головы, развитие физических данных, выработка элементарной координации движений.

        В процессе обучения следует учитывать физическую нагрузку детей, не допуская перенапряжения, а также учить их правильно дышать при исполнении упражнений и танцев.

         Танцевальные движения используются не только в танцах, но и во многих упражнениях и играх. Очень важно обогатить детей запасом этих движений, научить их двигаться технически грамотно, легко, естественно, выразительно. Овладев танцевальными элементами, дети смогут составлять комбинации, придумывать несложные танцы.

Направления:

1. Развитие музыкальности:

• воспитание интереса и любви к музыке, потребности слушать знакомые новые музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и кто их написал;

• обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру музыкальными сочинениями;

• развитие умения выражать в движении характер музыки и ее настроение, передавая как контрасты, гак и тонкие нюансы: изящество, тревожность, грусть, восторг и т.д.; уметь в слове выразить характер движений, подбирая точные эпитеты;

• развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности: темп (разнообразный, а также ускорения и замедления), динамику (усиление и уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний, низкий); ритм ( разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3-чатную форму произведения (с малоконтрастными по характеру частями); уметь пользоваться простейшими музыкальными терминами: ритм, темп, динамика и т. д.;

• развитие способности различать жанр произведения - плясовая (вальс, полька, старинный и современный танец и др.), песня (песня-марш, песня-танец и др.), марш (разный по характеру) – и выражать это в соответствующих движениях, в словесных описаниях.

2. Развитие двигательных качеств и умений.

        Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя различные виды движений (основные: ходьба, бег, прыжковые движения; общеразвивающие; имитационные; плясовые).

3.Развитие умений ориентироваться в пространстве.

        Уметь самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары и друг за другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять перестроения и уметь их моделировать на плоскости листа бумаги, доске и т.д.

4. Развитие творческих способностей:

• умения описывать словами музыкальный образ и содержание музыкально произведения;

• умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;

• формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях: под другую музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;

• развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для выражения характера музыки, умения оценивать свои творческие проявления и давать обоснованную оценку другим детям.

5. Развитие и тренировка психических процессов:

• развитие воли, произвольного внимания, способности координировать слуховое представление и двигательную реакцию в соответствии с тонкими нюансами звучания музыки;

• развитие эмоциональной сферы и умения выражать свои эмоции в мимике и пантомимике – радость, грусть, страх, тревогу, насмешку, сочувствие и т.д., то есть разнообразные по характеру настроения;

• тренировка подвижности нервных процессов: умения быстро менять направление характер движения, мгновенно реагируя на различный темп, динамику, ритм и форму музыкального произведения;

• развитие музыкальной и двигательной памяти, мышления (умения сравнивать, анализировать характер мелодии, движения, выражая это в суждениях и т.д.).

6. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

• развитие способности к эмпатии – умения сочувствовать, сопереживать другим людям и животным – персонажам песен, музыкальных пьес и других произведений;

• воспитание стремления и умения обучать музыкальным движениям других детей;

• воспитание умения вести себя в классе во время движения со сверстниками; формирование чувства такта;

• воспитание культурных привычек в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

        Программа рассчитана на четыре года обучения с 1-го по 4-й класс и содержит следующие разделы: «Игроритмика», «Игрогимнастика», «Основы танцевального искусства», «Игропластика», «Музыкально-подвижные игры».

Основное содержание.

(1 класс)

Общие теоретические понятия.

        В течение все курса обучающиеся знакомятся со следующими понятиями:  позиции ног, позиции рук, позиции в паре, позиции европейских танцев, позиции латиноамериканских танцев, линия танца, направление движения, углы поворотов.

Разминка.

        Проводится на каждом уроке в виде “статистического танца” в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям.

        Задача – развитие координации, памяти и внимания, умения “читать” движения, увеличение степени подвижности суставов и укрепление мышечного аппарата.

Общеразвивающие  упражнения.

        Движения на развитие координации, элементы асимметричной гимнастики, движения по линии танцев:  на носках, каблуках, перекаты стопы, высоко поднимая колени, выпады, ход лицом и спиной, бег с подскоками, галоп лицом и спиной, в центр и со сменой ног.

Перестроения для танцев:

“линии”, “хоровод”, “шахматы”, “змейка”, “круг” и т. д..

        Задача – через образное восприятие обогатить набор движений, развить их координацию, разработать мышцы стопы, научить ориентироваться в зале, выполнять команды.

Основы танцевального искусства.

        Изучаются основные движения и вариации из них, а также некоторые популярные танцы, которые развивают чувство ритма, координацию движений, умение двигаться под музыку, коммуникабельность. Улучшается память, внимание, внутренняя организация.

Хореографические упражнения. Танцевальные позиции ног: I, II, III; танцевальные позиции рук: подготовительная, I, II; полуприседы, выставление носка вперед и назад.

• Танцевальные шаги. Мягкий, высокий на носках, приставной, переменный шаг польки, русский хороводный, русский каблучный шаг; прыжки с ноги на ногу, другую ногу сгибая назад, прыжки на двух ногах на месте в сочетании с различными движениями рук. Прямой и боковой галоп.

        Обучить отдельным бальным танцам, задача которых – отработка корпусного движения, правильного и полного переноса тела, точной работы стопы.

Игроритмика.

Специальные упражнения для согласования движений с музыкой.

•  хлопки и удары ногой, на каждый счет и через счет, только на первый счет:

• ходьба на каждый счет и через счет;

• выполнение различных движений руками, туловищем в различном темпе.

Игрогимнастика.

• Строевые упражнения. Построение в шеренгу и колонну по сигналу: перестроение из одной шеренги в несколько по образному расчету и указанию: повороты направо, налево переступанием по команде; перестроение в круг, парами по кругу и друг за другом: бег «змейкой».

• Общеразвивающие упражнения. Ходьба бодрая, спокойная, на носках и с высоким подниманием бедра; сочетание основных движений прямыми или согнутыми руками; стойка на прямых и согнутых ногах в сочетании с другими движениями; основные движения головой; сочетание упоров с движениями ногами. Упражнения на координацию.

• Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Потряхивание кистями рук и предплечьями; раскачивание руками из различных исходных положений; контрастное движение руками на напряжение и расслабление, расслабление рук в положении лежа на спине; потряхивание ногами из положения лежа на спине. Лежа на спине при напряжении мышц – выдох, при расслаблении мышц – вдох. Упражнение на осанку в стойке: руки за спину с захватом локтей.

Игропластика.

• Упражнения для развития силы, гибкости в образных и игровых двигательных действиях, жестах и заданиях, раскрывающих понятный детям образ, настроение, ощущение тяжести или легкости.

• Упражнения на развитие мимики и пантомимики: радость, грусть, страх.

• Выполнение знакомых движений под другую музыку.

Музыкально- подвижные игры.

«День - ночь», «Запев - припев». «Горелки», «Море волнуется», «Музыкальная шляпа», «Зоомагазин»,  «Гуливер и лилипуты», «Волк во рву», «Лавата», «Музыкальные змейки», «Пятнашки» и др.

Творческие занятия.

        Конкурс инсценировки песни  по творческим группам. Инсценировка  сказок. Музыкально-творческие игры «Ай да я», «Передай танец». Специальные задания «Художественная галерея», «Выставка картин», «Создай образ», «Импровизация под песню».

Методические аспекты освоения программы

        Основными в освоении Программы данного курса являются принципы: “от простого к сложному”, “от медленного к быстрому”, “посмотри и повтори”, “осмысли и выполни”, “от эмоций к логике”, “от логики к ощущению”.

        Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, места его происхождения, его ритмическим характером и темпом. Освоение элементов происходит постепенно.

        Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающемуся считывать движения.

        Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.

        На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.

        В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ритмике 4 класс школа 8 вида

рабочая программа и календарно-тематическое планирование...

Программа по ритмике 1-4 класс для детей с нарушением интеллекта

Рабочая  программа по ритмике представляет собой целостный документ, включающий 6 разделов: пояснительную записку; календарно-тематический план; перечень учебно-методического обеспечения; требова...

Программа Логопедическая ритмика

Пояснительная записка.АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ. Современный этап развития коррекционного образования характеризуется процессами модернизации.Теоретико-методологические основы комплексного под...

Программа по ритмике в коррекционном классе 1-2 класс

В данном материале представлено полное планирование курса предмета "Ритмика"....

Программа ФГОС. «Ритмика» для учащихся 1-х классов на 2012\2013 учебный год. Руководитель: Елисеева О.В.

Педагогические принципы и идеи.Соответственно были выбраны следующие педагогические принципы и идеи:гуманизации образования; - личностно-ориентированного подхода; научности; интеграции; осуществление,...

Рабочая программа кружка "Ритмика"

рабочая программа кружка предназначена для учащихся 1-4 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ ДЛЯ 1 КЛАССА НА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОД Настоящая программа разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4 классов, (допущенной Министерством образов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РИТМИКЕДЛЯ 1 КЛАССАНА 2015 /2016 УЧЕБНЫЙ ГОДНастоящая программа разработана на основеПрограммы специальных (коррекционных)образовательных учреждений VIII видадля подготовительного,...