Программа Логопедическая ритмика
рабочая программа по теме

Шевелева Валерия Константиновна(Хсеевна)

 

Пояснительная записка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

 

Современный этап развития коррекционного образования характеризуется процессами модернизации.

Теоретико-методологические основы комплексного подхода в работе учителя – логопеда наряду с традиционными программами предполагает разработку инновационных форм и модулей вариативных программ обучения и воспитания .

 Это предполагает поиск и внедрение в практику работы учителей-логопедов коррекционно-образовательных учреждений оптимальных методических систем профилактики и коррекции речевых нарушений.

Контингент учащихся коррекционной школы отличается сложностью диагнозов и проблемами развития и воспитания :

Ø :это дети с задержкой психического развития

Ø учащиеся с девиантным поведением

Ø воспитанники детских домов

Ø дети из семей мигрантов

 

У данной группы учащихся коррекционной школы отмечается целый комплекс речевых нарушений:

·      Дефекты произношения (недостаточность звукопроизношения выражается в не совсем четком произношении звуков в потоке речи ,в общей вялости артикуляции; наиболее часто встречаются дефекты шипящих, свистящих, сонорных звуков).

·      Трудности восприятия звуков родного языка (ошибки при последовательном выделении звуков ,не умеют выделять слова в предложении ,предложении из текста наблюдается смешивание звуков : звонких -глухих ,твердых –мягких).

·      Словарный запас учащихся с проблемами в развитии отличается бедностью и недифференцированностью.

·      Грамматический строй недостаточно сформирован.

·       Уровень связной речи примитивный .

·      Затруднена коммуникация и социализация учащихся с проблемами в развитии.

·      Речь как особый вид деятельности не осознается учащимися.

 

Актуальным становится введение в учебный план специального урока по развитию и коррекции всех сторон речи, когнитивных возможностей ребенка, коммуникации, игровой деятельности , творческих способностей детей с проблемами в развитии - логопедической ритмики.

Целью программы является развитие всех сторон речи, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные и творческие способности детей с проблемами в развитии средствами логопедической ритмики и другими коррекционными технологиями в условиях коррекционной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_logoritmiki_sheveleva_v.h.docx45.76 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

        специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 3         

Петроградского района Санкт-Петербурга

СОГЛАСОВАНО

Спб АППО кафедра специальной (коррекционной) педагогики

Зав. кафедрой __________ Н.Н. Яковлева

«____» ____________ 20_____г.

СОГЛАСНОВАНО

Директор специальной (коррекционной) школы №3 Петроградского района

_______ Л.Л. Сушкина

«____» ____________ 20_____г.

ПРИНЯТО

На педагогическом совете

Протокол №____

«____» ____________ 20_____г.

Программа

Логопедическая ритмика

для младших школьников

специальной (коррекционной) школы VII

Составитель: Шевелева В.Х.,

учитель-логопед

Санкт-Петербург

2011 год

Пояснительная записка……………………………………………………

Актуальность программы…………………………………………………

Коррекционные технологии………………………………………………

Содержание программы ………………………………………………….

Раздел I

Диагностический……………………………………………………………

Раздел II

Нормализация просодической стороны ………………………………...

Раздел III

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития речи………………………………………………………………………….

Раздел IV

Формирование элементов детской риторики…………………………..

Культура общения………………………………………………………….

Список литературы………………………………………………………...

Тематическое планирование курса

«Логопедическая ритмика»……………………………………………….

        


Пояснительная записка.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ.

Современный этап развития коррекционного образования характеризуется процессами модернизации.

Теоретико-методологические основы комплексного подхода в работе учителя – логопеда наряду с традиционными программами предполагает разработку инновационных форм и модулей вариативных программ обучения и воспитания .

 Это предполагает поиск и внедрение в практику работы учителей-логопедов коррекционно-образовательных учреждений оптимальных методических систем профилактики и коррекции речевых нарушений.

Контингент учащихся коррекционной школы отличается сложностью диагнозов и проблемами развития и воспитания :

  1. :это дети с задержкой психического развития
  2. учащиеся с девиантным поведением
  3. воспитанники детских домов
  4. дети из семей мигрантов

У данной группы учащихся коррекционной школы отмечается целый комплекс речевых нарушений:

  1. Дефекты произношения (недостаточность звукопроизношения выражается в не совсем четком произношении звуков в потоке речи ,в общей вялости артикуляции; наиболее часто встречаются дефекты шипящих, свистящих, сонорных звуков).
  2. Трудности восприятия звуков родного языка (ошибки при последовательном выделении звуков ,не умеют выделять слова в предложении ,предложении из текста наблюдается смешивание звуков : звонких -глухих ,твердых –мягких).
  3. Словарный запас учащихся с проблемами в развитии отличается бедностью и недифференцированностью.
  4. Грамматический строй недостаточно сформирован.
  5.  Уровень связной речи примитивный .
  6. Затруднена коммуникация и социализация учащихся с проблемами в развитии.
  7. Речь как особый вид деятельности не осознается учащимися.

Актуальным становится введение в учебный план специального урока по развитию и коррекции всех сторон речи, когнитивных возможностей ребенка, коммуникации, игровой деятельности , творческих способностей детей с проблемами в развитии - логопедической ритмики.

Целью программы является развитие всех сторон речи, эмоционально-волевую сферу, интеллектуальные и творческие способности детей с проблемами в развитии средствами логопедической ритмики и другими коррекционными технологиями в условиях коррекционной школы.

Задачи логопедической ритмики

1. Формирование чувства темпа-восприятия равномерной последовательности одинаковой деятельности.

2. Формирование осознанного восприятия пространства.

3. Развития мышечного ощущения направления движения.

4. Стимуляция творческой активности.

5. Развитие музыкально-ритмического мышления.

6. Формирование коммуникативных возможностей учащихся.

7. Развитие способности принимать грамматические формы слов,

Формирование фразовой речи, развитие речевой и артикуляторной моторики.

Программа построена на основе дидактических принципов:

  1. Принцип системности определяет развитие речи как системы: лексической, грамматической, фонематической , семантической.
  2. Принцип сознательности и активности обуславливает различные приемы по активному усвоению школьниками двигательных, сенсорных и речевых заданий.
  3. Принцип наглядности реализуется на каждом уроке: показ педагогом движения, действия, артикуляции; образец правильной речи учителя-логопеда, использование педагогом наглядного и дидактического материала, игровых и проблемных ситуаций.
  4.  Принцип доступности и учета индивидуальных и психофизиологических особенностей учащихся позволяет особыми проблемами позволяет определить основные направления развития речи учащимися разного возраста (от 7 до 12 лет).
  5. Принцип постепенного повышения требования определяет постановку перед учащимися все более трудных новых заданий, словесных ,двигательных, музыкальных, творческих. Переход к более сложным происходит постепенно по мере закрепления формирующих навыков.
  6.  Принцип опоры на сохранные анализаторные системы ,на постепенное использование по мере коррекции зрительного, слухового, тактильного, кинестетического анализаторов

 В содержании программы «Логопедическая ритмика» отражается личностно-развивающая функция языка, коммуникативно-речевая направленность логопедической работы.

Оптимизации учебно-коррекционного воздействия способствуют процессы интеграции междисциплинарных связей предметов родного языка и логопедических занятии., обновление методологической базы усиление идей психологизации и гуманизции коррекционного воздействия.

Деятельностный подход коррекционно-развивающего обучения, Частично-поисковые методы и проблемные задачи приходят на смену традиционным, иллюстративно – объяснительным.

 На традиционных и инновационных уроках ученики изучают и углубляют содержания понятий, терминов.

Усваивают алгоритмы решения умственных, речевых задач.

Учитывая современные тенденции актуальными становятся вопросы содержания ,форм, средств, приемов коррекционной работы.

На занятиях по логоритмической ритмике осуществляется развитие оптико-пространственных представлений, слуховых функций, праксиса, тактильного гнозиса, интеллектуальных и творческих способностей, происходит осознание собственных эмоций, развитие эмпатии, коррекции речевой функциональной системы.

Коррекционные технологии:

1.Логопедические распевки.

Вокальное музицирование.

Вокалотерапия, караоке.

2.Ритмические упражнения. Инструментальные упражнения.

Выстукивание на музыкальных инструментах (барабан, бубен, заменители, шумовые инструменты и т.п.)

Ритмослоги. Ритмосхемы.

3.Дыхательно артикуляционный тренинг.

4.Игровой массаж и пальчиковая гимнастика.

5.Речедвигательные игры и упражнения.

6.Речевые и ролевые стихи. «Расскажи стихи руками»

7.Танцевально-ритмические упражнения (игрогимнастика ,игроритимика).

8.Эмоцмональнально-волевой тренинг.

9.Креативный тренинг (элементы психогимнастики, этюды).

10.Логопедические сказки.

11.Уроки-мастерские.

Занятия по логопедической ритмике проводятся 1 раз в неделю и находятся в тесной связи с другими средствами комплексного коррекционного воздействия.

Продолжительность занятия 40 минут .Группа от 6-12 человек.

Выбор детей из класса. Дети со следующими речевыми и другими проблемами ,дизартрии ,заикание, логоневрозы ,синдром двигательной

активности, гипервозбудимость, нарушение коммуникации и др.

 Программа состоит из четырех разделов.

I раздел.

II раздел. Нормализация просодической стороны речи.

III. Преодоление фонетико-фонематического недоразвития.

IV.Формирование элементов детской риторики: культура общения.

В I разделе программы осуществляется диагностика, уточнение артикуляторных возможностей, моторики, чувства ритма, координации движения.

В II разделе программы представлены материалы по развитию просодии речи.

В системе даны упражнения на развитие физиологического и речевого дыхания, снятие напряженности и монотонности речи, на развитие координации и переключаемости при выполнении ритмических движений. на развитие голоса и навыков владения голосом. При помощи средств выразительности: словесных и логических ударений, пауз, темпа, ритма, мелодики формируется интонационно выразительная речь. Указанные функции развиваются на основе метода логопедической ритмики.

III раздел включает речевой материал направленный на совершенствование фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза. фонематических представлений.

Эта работа осуществляется параллельно с коррекцией звукопроизношения, с воспитанием четкой дикции.

Используется технологии логопедических распевок по методике Овчинниковой, логопедические сказки.

IV раздел представляет собой программу формирования элементов детской риторики.

Раздел насыщен этикетными формулами ,которая является основой человеческой культуры.

Основная цель этого раздела – помочь учащимися овладеть этикетными нормами нашей речи.

В процессе обучения дети овладевают практическими навыками культурного общения при разыгрывании речевых ситуаций.

Материалы всех разделов программы имеют коррекционно-развивающую направленность, способствуют развитию эффективных коммуникативных навыков детей с проблемами в развитии.

В программу включен материал, соответствующий требованиям Федерального стандарта образования по русскому языку и отражающий коммуникативно-речевой и культурологический поход к изучению звуковой системы языка.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Содержание, количество часов и форма во всех параллелях одинаковы.

Содержание программы (34 часа)

Раздел I.Диагностический

При оценке развития и индивидуальных особенностей школьников с различной патологией принимаются во внимание следующие показатели:

  1. Физическое состояние и сенсорно-моторное развитие ребенка (состояние слуха, зрения, нарушения общей и мелкой моторики, координация движений, строение артикуляции, особенности работоспособности)
  2. Особенности и уровень развития познавательной сферы (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи).
  3. Отношение к учебной деятельности особенности мотивации (отношения «учитель-ученик», осознание своих неуспехов в учебе ,отношение к неудачам, к похвале и порицанию, контроль за собственной деятельностью).
  4. Особенности эмоционально-личностной сферы (эмоционально-волевая зрелость, способность к волевому усилию, наличие аффективных вспышек, нарушения поведения и вредные привычки).
  5. Особенности усвоения знаний, умений, навыков (общая осведомленность в кругу бытовых понятий).
  6. Особенности речевого развития (формирование фонетико-фонематических процессов, особенности звукопроизношения, речевой анамнез, просодика, темп, ритм языка, лексико-грамматические особенности).

Результаты фиксируются в речевой карте, логопедическом представлении, карте индивидуального маршрута обучения ребенка.


Раздел II.Нормализация просодической стороны речи.

1.Развитие физиологического дыхания.

Задачи:

- развитие длительного плавного вдоха. сильного плавного выдоха, умения управлять своим вдохом и выдохом.

- развитие речевого дыхания;

- развитие естественных движений(ходьбы, бега, прыжков. движений руками).

Виды деятельности:

  1. Правильный вдох и выдох в статическом положении.
  2. Развитие плавного длительного выдоха.
  3. Дидактические игры на развитие физиологического дыхания.
  4. Динамические дыхательные упражнения с движениями рук, ног, под музыку без речи.
  5. Развитие речевого дыхания.
  6. Речевые упражнения с постепенным увеличением фразы, (гласные звуки, гласные-согласные, цепочки слогов: прямых, обратных с одним согласным, с разными согласными и т.д.).
  7. Регуляция ритма общих движений с ритмом музыки, спокойная ходьба под музыку, бубен, барабан).

Игры, упражнения, дидактический материал.

  1. Дыхательные упражнения.

Дети стоят по кругу: положить руку на область диафрагмы; сделать вдох носом (брюшная стенка при этом выпячивается вперед) затем выдохнуть через рот (область диафрагмы втягивается) 2-3 раза.

  1. Игры на развитие физиологического дыхания:

«Осторожные птицы», «Узнай цветок», «Надуй игрушку»

  1. Динамические дыхательные упражнения

Подняться на носки, подняться на носки, руки потянуть

Вверх-вдох. опуститься на полную стопу, руки на пояс –выдох.

4 .Фонационные упражнения.

На выдохе дети учатся произносить те или иные звуки:

Вдох через полуоткрытый рот, после чего спокойно произнести:

О____х______, или а______х_____. выпуская воздух через рот.

 5.Игры на развитие речевого дыхания:

«Приятный запах»,

6.Речевые упражнения с постепенным увеличением ряда звуков и

          Слогов:

         -а-у-о.

          -а-у-о-ы

-а-у-о-ы-и-э

-ла-ло

ла-ло-лу

ла-ло-лу-лы

ас-ос

ас-ос-ус-ис

ша-са

ша-са-ша

са-ша-са

7. Логопедические распевки Овчинниковой.

  1. Упражнения на развитие ходьбы, бега с использованием любых аудио записей музыки в ритме марша, ходьба в колонне.

Знания и умения

-производитель длительный плавный вдох.

         -управлять своим вдохом и выдохом пользоваться плавным выдохом при произнесении звуков.

 2.Работа над голосом. Развитие высоты ,силы ,тембра голоса.

(4 часа).

1.Высота голоса ( высоко –низко -средне).

2.Сила голоса ( громко-тихо- средне).

Задачи:

-формирование знаний о изменение голоса по высоте (высоко- низко- средне).

-формирование знаний о силе голоса (тихо – нормально - громко).

-формирование умений изменение голоса по высоте и силе.

Виды деятельности:

1.Определение высоты голоса и силы звучания.

2.Распознание высокого и низкого голоса.

3.Распознание громкого и тихого голоса.

4.Выполнение упражнений по подражанию на изменение высоты и силы голоса.

5.Сравнение голоса по высоте ( высоко - низко – средне) и по силе ( громко – тихо – нормально ).

6.Запоминание и воспроизведение нужной силы и высоты голоса.

7.Проведение игр на изменение силы и высоты голоса.

8.Ходьба под бубен и музыку разной силы звучания.

9.Хлопки .притопы разной силы.

10.Проговаривание текстов с разной силой и высотой голоса.

Игры, упражнения , дидактический материал, технологии:

  1. Послушай, как говорит учитель?: громко ? нормально? тихо?

2. Каким голосом?: высоким? низким? средним?

3.Сказкотерапия, элементы: логопедические сказки: «Три медведя»,Т «Теремок», «Глупый мышонок», «Кошкин дом».

4. Логопедические распевки Овчинниковой, песенки, потешки.

5. Скажи тихо, нормально, громко.

6.Игры на развитие силы голоса: «Гудок», «Ветер»

7.Хороводы под бубен, барабан «Громко-тихо»

3. Развитие интонационной и эмоциональной выразительности речи. (8 часов ).

1.Словесные и логические ударения, паузы, мелодика.

2.Темп и ритм речи.

3.Эмоциональные оттенки речи, тон высказывания.

Задачи:

-формирование представлений о словесном ударении: ударный слог говорим протяжнее и громче, чем безударный.

-формирование представлений о логическом ударении: важные по смыслу слова выделяем голосом.

-формирование представлений о том, что темп бывает: нормальный, медленный быстрый.

-формирование умений двигаться и говорить в заданном темпе,

-развитие чувства ритма в движениях и речи.

-развитие умения различать интонацию: повествовательную, вопросительную, восклицательную.

-развитие умения выражать свои чувства (радость - грусть).

Виды деятельности:

1. Определение ударного слога в двухсложных словах.

2. Восприятие и воспроизведение слов с ударением на1-м,2-м

слоге ,подбор слов к нужной схеме.

3. Выделение голосом важного по смыслу слова в предложении.

4. Повторение за учителем предложений с выделением паузы в конце предложений.

5.Ходьба и движения рук с речью в заданном темпе.

6.Выполнение ритмических упражнений ходьба, хлопки, притопы.

7.Различение на слух нужной интонации (радостной, грустной, вопросительной, восклицательной).

Игры, упражнения, дидактический материал ,технологии.

1.Определи на какой слог падает ударение.

2.Позови слово.

3.Поставь картинку по схеме.

4.Изменяй ударение по образцу: руки – рука.

5.Выдели ударные слова из текста. ПТИЦА летит. Птица ЛЕТИТ.

6.Слушай,запоминай,в нужном темпе шагай!

7.Отхлопай,отстучи на муз. инструменте в нужном ритме:// /// // /// // // потопай // // ///.


РАЗДЕЛ III

ПРЕОДОЛЕНИЕ ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО

НЕДОРАЗВИТИЯ

1.Развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, анализа и синтеза фонематических представлений.

( 8часов ).

Задачи:

-Развитие фонематического восприятия и речевого слуха.

-формирование фонематического анализа и синтеза.

-уточнение фонематических представлений.

Виды деятельности:

1.Игры и упражнения на развитие речевого слуха.

2.Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия.

3.Упражнения га развитие фонематического анализа и синтеза:

-выделение звука на фоне слова.

-нахождение месс та звука в слове

-определение первого и последнего звука в слове.

-последовательное выделение звуков в односложных словах состоящих из обратных слогов.

-составление слов из отдельных звуков на слух,3,4,5звуков.

4.Развитие фонематических представлений:

-придумывание слов, начинающих на заданный звук.

2.Автоматизация и дифференциация

Звукопроизношения (4 часа).

Задачи:

-развитие общей, ручной и пальчиковой моторики, развитие речевой моторики.

-коррекция звукопроизношения.

-развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно.

-Развитие навыков дифференцировать звуки, сходные акустически.

-совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза.

-развитие связной выразительности речи и коммуникативных умений на базе правильно произносимых звуков.

-развитие внимания ,памяти, мышления на отработанном в произношении материале.

Виды деятельности ,игры, упражнения, технологии.

1.Дыхательная гимнастика.

2.Пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр.

3.Дыхательно-артикуляциооный тренинг.

«говорливый ручеек», «гудок», «кричалки», «мыльные пузыри».

4.Отраженное повторение за педагогом слогов, слов словосочетаний, предложений.

5.Заучивание стихотворений, чистоговорок ,насыщенных нужными звуками.

6.«Расскажи стихи руками»

7.Творческие игры упражнения, диалог.

8.Логопедические сказки. Распевки, лото.

9.Игровой массаж лица, пальчиков.

10.Игры на дифференциации


IV раздел

ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ДЕТСКОЙ РИТОРИКИ

КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ( 5часов).

1.Виды общения.

2.Речевая деятельность.

3. Речевой этикет.

Задачи:

-Формирование понятия об общении.

-формирование понятий о речи как важном средстве общении.

-формирование навыка культурного общения, этикетные

формулы: приветствие, прощание, благодарности.

Виды деятельности, упражнения, дидактический материал, технологии.

1.Иллюстрации, фильмы, книги, стихи, настольные игры «этикет дома и в школе»

2.Слушание сказок, рассказов, аудиозаписи.

3.ИКТ технологии «Вежливые сказки. Уроки вежливости».

4.Разыгрывание сценок,  диалогов, составление словаря этикетных формул для каждого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая ритмика как средство коррекции заикания

Логопедическая ритмика -  вид активной терапии движениями. Она основана на взаимосвязи слова, музыки и движения, и в коррекции имеющихся нарушений в развитии детей с речевой патологией опира...

Логопедическая ритмика.

Материал, размещенный в данном материале, бедет полезен  логопедам, и не только. Уважаемые коллеги, буду рада, если мой материал будет Вам полезен....

Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....

Педагогический проект «Система занятий по логопедической ритмике, как средство профилактики речевых нарушений у детей дошкольного возраста» (для детей первой младшей группы)

Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания....

Конспект занятия по логопедической ритмике «Домик для зверей».

Занятие по логопедической ритмике для учащихся с ОВЗ  (I вариант обучения)....

Логопедическая ритмика, как средство преодоления разнообразных речевых расстройств у детей с ОВЗ

Цели, задачи и средства логоритмики. Преодоление речевой потологии, через развитие двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой. Развитие неречевых процессов средствами логоритмики. Необходимост...