Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)
рабочая программа по логопедии (1 класс) на тему

Юдина Елена Сергеевна

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_logoritmike.doc180 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 ИМЕНИ ГЕРОЯ РОССИИ АРТУРА РИШАТОВИЧА КУРБАНГАЛЕЕВА»

 

                                                                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ:

                                                                                                                                                                          Директор МАОУ «СОШ №7

                                                                                                                                                                          им.Героя России А.Р.Курбангалеева»

                                                                                                                                                                           _____________/Некрутова И.В./           .                                                                                                                          

                                                                                                                                                                          Приказ № ______________  

                                                                                                                                                                          «_____»___________________2015 г.                                                                                                                                                        

 

 

  Программа коррекционного курса

для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи

«Логопедическая ритмика»

1 класс

                                                                                                                                   

                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

г. Усть - Катав

2015 г.

Пояснительная записка

          За последние  годы  отмечается значительный рост количества детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), обучающихся в общеобразовательных  учреждениях. Среди них большую группу составляют дети, имеющие недоразвитие или нарушение речи.  Это дети,  которые страдают алалией, дизартрией, заиканием, афазией, ринолалией, ЗПР. Большое внимание в работе с такими детьми необходимо уделять коррекционной работе. Коррекционная направленность должна  осуществляться на всех предметах.

          Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) начального общего образования определяет систему новых требований к структуре, условиям реализации основной образовательной программы. Большое внимание в Стандарте уделяется формированию универсальных учебных действий (УУД) на начальном периоде обучения, поскольку этот период является фундаментом для последующего успешного обучения. В начальной школе у обучающихся должно быть сформировано базовое умение – учиться, в основе которого лежат:

  • коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников, выстраивать коммуникативное взаимодействие;
  • познавательные УУД: обрабатывать полученную информацию, предоставлять ее в устной и письменной формах.

Особое значение придается формированию коммуникативных действий, которые необходимы для общения ребенка в социуме (школа), с близкими (дом) и сверстниками. Сформированность коммуникативных УУД обусловливает развитие способности ребенка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира.

При  нарушениях  речи,  как  правило,  имеются  нарушения  двигательных, речедвигательных,  психических  процессов. Страдают  общая  и  мелкая  моторика,  координация  движений.   Развитие детей  отличается неустойчивым вниманием, неспособностью  к переключению, низким уровнем словесно-логического мышления,   недостаточной сформированностью символичных функций, психической истощаемостью, низкой познавательной, речевой и эмоциональной активностью. 

В данном контексте значимость коррекционной работы в общеобразовательной школе как особого вида помощи детям, имеющим тяжелые нарушения речи, трудно переоценить.

Логопедическая ритмика представляет активную технологию, реализующуюся в структуре коррекционно-логопедического воздействия по устранению нарушений речи. Логопедическая ритмика играет существенную роль как в коррекции нарушений речи, так и в развитии естественных движений обучающихся с ТНР (тяжелыми нарушениями речи).  

Данная  программа рассчитана на обучающихся 1 класса муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 7 имени Героя России Артура Ришатовича Курбангалеева»  с ТНР (тяжелыми нарушениями речи), имеющих рекомендации ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) об обучении и воспитании по адаптированной образовательной программе начального общего образования в соответствии с модельным ОБУП С(К)ОУ V вида.

Цель коррекционного курса «Логопедическая ритмика»

Преодоление нарушений речи путем развития, воспитания и коррекции нарушений координированной работы двигательного/речедвигательного и слухового анализаторов в процессе интеграции движений, музыки и речи.

Коррекционный курс «Логопедическая ритмика» является пропедевтическим для уроков развития речи, произношения, индивидуальных логопедических занятий.

Задачи коррекционного курса «Логопедическая ритмика»

-развитие общей, тонкой и артикуляторной моторики;

-развитие дыхания и голоса;

-развитие восприятия, различения и воспроизведения ритмов, реализующихся в различном темпе;

-воспитание координации речи с темпом и ритмом музыки, умения сочетать систему движений (речевых, общих) с музыкой различного темпа и ритма;

-воспитание умения вносить коррективы в характер выполняемых движений в соответствии с заданной установкой (с характером темпа и ритма музыкального произведения);

-коррекция речевых нарушений средствами логопедической ритмики.

Планируемые результаты освоения программы коррекционного курса «Логопедическая ритмика»

Обучающиеся должны знать и уметь:

- вырабатывать четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

- совершенствовать общую и мелкую моторику;

- расширить лексический запас;

- развить слуховую память и внимание;

- совершенствовать фонематическое восприятие, дикцию, темп речи.

Ожидаемые результаты

  1. исправление и смягчение дефектов речи детей;
  2. улучшение  двигательных способностей  детей (появляется четкость и координация движений, способность ощущать ритмическую выразительность);
  3. усиление  впечатлительности, музыкального  восприятия, что в свою очередь, активизирует умственную деятельность;
  4. увеличение  количества  энграмм, появление  потребности  в красивом выразительном движении и «слиянии с музыкой».  

Содержание коррекционного курса «Логопедическая ритмика»

В логоритмическом воздействии выделяются два основных направления работы:

- развитие,  воспитание  и  коррекция неречевых процессов у обучающихся с ТНР (слухового и зрительного внимания, памяти; оптико-пространственных представлений; сукцессивных и симультанных процессов; артикуляторного праксиса, координации движений, чувства темпа и ритма в движении в соответствии с темпом и ритмом музыки);

- развитие речи и коррекция речевых нарушений (формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания и на его основе – речевого дыхания с воспитанием его объема, плавности, ритмичности, продолжительности; коррекция нарушений голосообразования; темпа, ритма, интонационного оформления речи, паузации, обучение умению правильно использовать логическое и словесно-фразовое ударение; развитие фонематического восприятия; коррекция речевых нарушений в зависимости от механизма, структуры речевого дефекта и методических подходов к их преодолению).

Развитие и  коррекция  неречевых процессов

Развитие слухового восприятия. Формирование ритмического, гармонического, мелодического (звуковысотного), тембрового, динамического слуха. Восприятие и воспроизведение различных ритмических структур, как простых (неакцентированных), так и акцентированных, с целью развития слухомоторных дифференцировок, сукцессивных функций рядовосприятия и рядовоспроизведения; развитие межанализаторного взаимодействия (слухо-зрительных, слухо-двигательных, зрительно-двигательных связей); создание предпосылок для усвоения словесного ударения, правильного воспроизведения акцентно-ритмической, звукослоговой структуры слова; дифференциация звучания различных по высоте источников звука (звучащие колокольчики, поставленный вертикально металлофон и др.), различных по силе и характеру звучания источников звука (звучащие игрушки, музыкальные инструменты). Развитие слухового восприятия как основы формирования фонематического восприятия.

Развитие внимания и памяти. Формирование концентрации (устойчивости), объема, переключения и распределения внимания; быстрой и точной реакции на зрительные и слуховые сигналы; способности распределять внимание между сигналами различной модальности. Обучение умению сосредоточиваться и проявлять волевые усилия. Развитие качеств всех видов памяти: зрительной, слуховой, двигательной; умения удерживать в памяти и воспроизводить заданный ряд последовательных движений, сохраняя двигательную программу.

Регуляция мышечного тонуса. Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц по контрасту с напряжением/расслаблением и по представлению. Формирование умений регулировать мышечный тонус, обеспечивающих произвольное управление движениями общескелетной/артикуляторной мускулатуры. Укрепление мышц стоп, спины, живота, плечевого пояса, ног, артикуляторного аппарата.

Развитие движений. На фоне нормализации мышечного тонуса развитие всех параметров общих/ручных/артикуляторных движений. Обучение различным видам ходьбы; формирование статической и динамической координации общих/ручных/артикуляторных и мимических движений (в процессе выполнения последовательно и одновременно организованных движений); пространственно-временной организации двигательного акта. Все движения выполняются ритмично, под счет или в соответствии с определенным акцентом в музыке.

Развитие чувства музыкального размера (метра). Усвоение понятия об акценте как ударном моменте в звучании. Умение прислушиваться и различать отдельные ударные моменты на фоне звучания равной силы, давать на них ответную реакцию движением. Умение воспринимать неожиданный, метрический (равномерно повторяющийся) и переходный акцент и соответствующим образом реагировать на него (переход на другое движение, прекращение или поочередное выполнение движения и т.п.).

Развитие чувства музыкального темпа. Чувство музыкального темпа как основа дальнейшей работы над темпом речи. Восприятие и различение темпа музыки с целью его согласования с темпом простых движений (хлопки, взмахи руками) и более сложных движений (ходьба, бег, построения, перестроения, движения с реальными и воображаемыми предметами). Умение чувствовать темп музыкального произведения с целью его соотнесения темпом речи.

Развитие чувства музыкального ритма и чувства ритма в движении. Чувство музыкального ритма и ритма в движении как основа дальнейшей работы по формированию ритма речи. Основные сенсорные компоненты чувства музыкального ритма: отношения длительности звуков и пауз, лежащих в основе ритмического рисунка; отношения акцентированных и неакцентированных   звуковых   элементов,   составляющих  основу   музыкального метра; скорость следования опорных звуков, определяющая музыкальный темп. Восприятие, усвоение, и воспроизведение ритмического рисунка на инструментах (бубен, маракасы, барабан) и в движении (хлопками, ходьбой, бегом, поворотами туловища, взмахами рук и т.п.).

Развитие речи и коррекция речевых нарушений

Развитие дыхания и голоса. Развитие дыхания и голоса проводится в соответствии с этапами коррекционно-логопедической работы и решает задачу нормализации деятельности периферических отделов речевого аппарата, создает предпосылки для формирования четкой дикции. Формирование оптимального для речи типа физиологического дыхания (смешанно-диафрагмального) и на его основе – продолжительного плавного речевого выдоха. Статические дыхательные упражнения, обеспечивающие дифференциацию носового и ротового дыхания, подготавливающие речеголосовой аппарат к ощущению правильного резонирования и создающие необходимые условия для развития фонационного дыхания. Динамические дыхательные упражнения (в сочетании с движениями рук, туловища, ног, головы), обеспечивающие навыки полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц брюшного пресса во время вдоха и выдоха и способствующие снятию голосовой зажатости. Произнесение различного речевого материала на выдохе (гласных, глухих согласных звуков, их сочетаний, двух-трехсложных слов с открытыми и закрытыми слогами, фраз) с учетом параметров движения: интенсивности (характеризующей динамический компонент артикуляции), напряженности (характеризующей степень напряжения различных мышц, участвующих в артикуляции), длительности.

Удлинение выдоха приемом наращивания слогов, увеличения числа слов, произносимых на выдохе, постепенного распространения фразы. При этом учитываются физиологические возможности обучающихся с ТНР.

Развитие темпа и ритма дыхания в процессе двигательных упражнений сначала без речи с музыкальным сопровождением (что обеспечивает музыкально-ритмические стимуляции), затем с речью. При выборе музыкального сопровождения предпочтение отдается танцевальной музыке, в которой без труда различаются ритмические удары (акценты).

Развитие высоты, силы, тембра, модуляций голоса. Голосовые (ортофонические) упражнения как средство выработки координированной работы речевой мускулатуры. Мелодекламация и чтение стихотворений с соблюдением физиологических приемов голосоведения.

Специфика содержания работы по формированию дыхания, голоса, звукопроизношения определяется с учетом механизма речевой патологии.

Развитие фонематического восприятия. Подготовительные упражнения: восприятие и анализ музыки различной тональности, характера, громкости, темпа и ритма. Произношение/пропевание под музыку речевого материала, насыщенного оппозиционными   звуками. 

Развитие темпа и ритма речи. Ритмическая основа речи, обеспечивающая овладение слоговой/акцентной структурой слова, словесным ударением. Ориентация на ритмическую основу слогов, слов и фраз на основе формирования чувства ритма (музыкального и двигательного).Развитие чувства ритма, координации ритмических движений с музыкой в соответствии с ее характером, динамикой, регистрами и речью (движения с хлопками, действия с предметами: флажками, лентами, платочками, мячами). Счетные упражнения, обеспечивающие соблюдение двигательной программы, пространственную организацию двигательного акта и использующиеся в качестве сигнала для выполнения движений. Двигательные инсценировки стихотворений, песни-пляски, в которых движения согласуются со словом, а речевой материал обеспечивает автоматизацию и дифференциацию звуков, обогащение лексикона, развитие грамматического строя речи.

Развитие просодической стороны  речи. Просодическое оформление речи: мелодика, темп, ритм, акцент (логическое ударение), паузация. Развитие просодии на основе воспитанных характеристик речевого дыхания, темпо-ритмической организации движений, звуковысотных, динамических изменений, речевого слуха, обеспечивающего способность точно распознавать интонации, устанавливать связь интонационных средств со смыслом высказывания. Организация и уточнение семантической стороны речи, лексического значения слов. Сопровождение высказываний различных коммуникативных типов (повествование завершенное и незавершенное, вопросительная интонация с вопросительным словом и без вопросительного слова, восклицательная, побудительная интонация) выразительными движениями в соответствии с характером музыки.

Исходя из целей  и реальных возможностей обучающихся, выбираются и методы работы. Целесообразно,  выделив  специфику  нарушений, осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход.  В  этом  случае  приемы  и  методы  коррекционной  работы акцентировано  направлены  на  данный  дефект.  

Направление работы на уроках

Группы речевых  нарушений

Вид  коррекционной  работы

Работа  над  дыханием

Темп и ритм дыхания

- заикание                                                         - ринолалия                                                         - дизартрия                                                                - нарушения голоса                                                   - ДЦП

Певческие упражнения с речью (звуки, слоги, слова, сочетания) на выдохе.

Упражнения без  речи.

Работа  над оральным праксисом      

- дислалия                                                           - ринолалия                                                          - дизартрия                                                                  - афазия                                                                    - алалия                                                                    - заикание                                                       (если нарушено звукопроизношение)                     - ДЦП

Специальные артикуляторные упражнения для губ, языка.

Упражнения  на  основе  точности, скорости  общих  движений  рук, ног, головы.  Доводить движения до автоматизма, развивая моторные и сенсомоторные координации. Использовать упражнения для артикуляции, использовать элементы расслабляющего  массажа

Работа  над  просодией  речи

- дизартрия                                                         - заикание                                                                  - ринолалия                                                                       - нарушение голоса                                                              - ДЦП

Использовать певческие упражнения  на  гласные  и  слоги. На основе  их воспитывать темп и ритм дыхания,  выразительность голоса,  что активизирует работу  артикуляторного аппарата,  речевого  слуха.

Работа  над  темпом  и  ритмом  речи      

- заикание                                                                - тахилалия                                                              - брадилалия                                                                     - спотыкание в речи                                                              - афазия                                                                       - дизартрия                                                                      - ДЦП

Создается  музыкально-двигательно-речевая  основа  речи.

ПРИМЕЧАНИЕ:

При заикании учитывать личностные   особенности, этап  работы  (шепотная, сопряженная, отраженная  речь).  

При  дизартрии  учитывать двигательные и речедвигательные возможности, характер и  степень  моторной  и  членораздельной  речи, возраст.

 Развитие  голоса    

- дизартрия                                                               - ринолалия                                                                    - нарушение голоса

Использовать ортофонические  упражнения, направленные на  развитие координации дыхания,  фонации, артикуляции.  Сначала  давать  артикуляционную  гимнастику,  массаж, расслабление  шеи.

Развитие  фонематического  восприятия                  

- дизартрия                                                                        - алалия

Фонематические  процессы совершенствуются при восприятии музыки (динамика, темп, тональность, ритм).  Улучшает  различение звуков  на слух,  воспитывает ассоциации между  звуком  и  мелодией. Дифференциации  фонем способствует  произнесение  текста  под  музыку.

Развитие  звуковысотного  слуха

При  всех  речевых  дефектах

Пение  песен  с  показом  рукой  направления  мелодии,  отстукивание  ритма,  темпа.

Развитие  координации  между  слухом  и голосом

При  всех  речевых  дефектах

 Количество часов:   всего в год: 29 часов; в неделю: 1 час. Продолжительность занятия - 30 минут.

Структура занятий

Оптимальные результаты, как показывает практика, достигаются при равномерном распределении психофизической нагрузки по следующей примерной схеме (И. Скрыпник):

- ритмическая разминка, дающая установку на нужный темп движений и речи (вводное упражнение);

- упражнения для развития внимания;

- упражнения, регулирующие мышечный тонус;

- упражнения для развития чувства темпа и ритма;

- упражнения для развития координации слова с движением;

- слушание музыки;

- пение;

- упражнения для развития мелкой мускулатуры пальцев рук;

- упражнения для развития речевых и мимических движений;

- игра;

- заключительное упражнение на релаксацию.

Для достижения наилучших результатов логоритмические занятия строятся с учетом равномерности распределения психофизической и речевой нагрузки. Все задания, предлагаемые детям в рамках одного занятия, объединяются одной лексической темой и проводятся по следующей схеме:

  1. Вводная часть предусматривает приветствие, объявление педагогом темы предстоящего занятия и проведение ритмической разминки.

Вводная часть составляет примерно 10% от времени всего логоритмического занятия.

Задача ритмической разминки – подготовить организм ребёнка к предстоящей моторной и речевой нагрузке. Разминка включает различные виды двигательных упражнений под музыку: ходьбу спокойного характера, энергичную ходьбу, маршировку и бег с изменением направления, с перестроениями, а также со сменой видов движений.

2. Основная часть составляет 70-80% времени логоритмического занятия. В зависимости от логопедического диагноза детей и от этапа коррекционной работы она включает в себя разнообразные виды музыкальных, двигательных и речевых упражнений.

З. Заключительная часть по времени непродолжительна (около 10-15%). Заканчивается любое логоритмическое занятие, как правило, упражнениями на восстановление дыхания, релаксацию, различными видами спокойной ходьбы и легкого бега.

Заключительная         часть,         кроме того, предполагает подведение итогов занятия. Дети, отвечая на вопросы педагога, еще раз называют тему пройденного занятия, закрепляют полученные на нём знания в виде новых слов, выражений или информации об окружающем мире.

В заключении педагог даёт оценку работы детей на занятии.

                   

Обследование состояния психомоторики детей

Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями проводятся учителем-логопедом  в начале и по окончании коррекционного обучения на основе соблюдения принципов комплексности, возрастного и индивидуального подхода, учёта личностных особенностей, состояния двигательной сферы и речевого нарушения ребёнка. Обследование проводится по следующим заданиям (по Г.А. Волковой):

  1. Исследование двигательной памяти и переключаемости движений.

Прием: повторять за педагогом движения за исключением одного, заранее обусловленного, «запретного» движения.                                                        Отметить: качество, правильность, последовательность выполнения движений.

2. Исследование произвольного торможения движений.                                                                                                                                                                             Приём: маршировать и остановиться внезапно по сигналу.

3. Исследование статической координации движений.                                                                                                                                                                       Приём: стоять с закрытыми глазами, стопы ног поставить на одной линии так, чтобы носок одной ноги упирался в пятку другой, руки вытянуты вперёд. Время выполнения 5 секунд, по два раза для каждой ноги.                                                                                                                                                          Отметить: свободно удерживает позу или с напряжением, раскачивается ли из стороны в сторону, балансирует ли туловищем, руками, головой, сходит с места, касается пола другой ногой, открывает глаза.

4. Исследование внимания.                                                                                                                                                                                                                      Приём: проделать одновременно два движения одной
рукой и одно движение другой. Правой: в сторону, вверх; левой: вперёд. Каждой рукой выполнять движение по два раза, затем соединить движения обеих рук.                                                                                                                                                                                                                              
Отметить: единовременность выполнения. Точность и плавность движений.

5. Исследование координации движений, переключаемости и их пространственной организации.                                                                                                                                                                                                                                                    Приёмы: ноги в стороны, на ширине плеч, руки вверх: левую ногу выставить вперёд па носок, руки на поясе. Повернуться туловищем влево, вправо, не отрывая ног от пола.                                                                                                                                                                                                                                         Отметить: наличие (или отсутствие движения), выполнение с первого, второго, третьего раза, невыполнение задания.

6. Исследование произвольной моторики пальцев рук.                                                                                                                                                                                              Приём: выполнить под счёт: пальцы сжать в кулак разжать (5-б раз); сложить пальцы в кольцо - раскрыть ладонь; попеременно соединять все пальцы рук, большим пальцем (игровое упражнение «Здравствуй, пальчик»).                                                                                                                                                            Отметить: плавное, чёткое и одновременное выполнение проб; напряженность, скованность движений,
нарушение темпа выполнения движений, невыполнение, наличие леворукости.

7. Исследование орального праксиса. Исследование объема и качества движений губ.                                                                                                                             Приём: вытянуть губы вперёд («трубочкой»), растянуть губы в «улыбке», поднять верхнюю губу вверх, опустить нижнюю губу вниз.                              Отметить: выполнение правильное, диапазон движений невелик, чрезмерное напряжение мышц.

8. Исследование объёма и качества движений мышц щёк.                                                                                                                                                                    Приём: надуть левую щёку, надуть правую щёку, надуть обе щеки одновременно.                                                                                                                        Отметить: выполнение правильное, сильно напрягается противоположная щека, изолированное надувание одной щеки не удаётся.

9. Исследование подвижности языка.                                                                                                                                                                                                   Показать язык. Показать язык, поднять его к верхней губе («достать кончик носа»). Пощёлкать (поцокать) языком.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Отметить: выполнение правильное, движения языка недостаточного диапазона, содружественные движения в мышцах, язык движется неуклюже, неточно, медленно.

10. Исследование произвольной мимической моторики.                                                                                                                                                                     Приём: нахмурить брови, поднять брови вверх, наморщить лоб.                                                                                                                                                           Отметить: выполнение правильное, движения выполнить не удаётся.

11. Исследование слухового внимания.                                                                                                                                                                                                              Приём: показать какой предмет прозвучал: барабан, маракасы, погремушка, металлофон.                                                                                                                       Отметить: ошибки в восприятия услышанного.

12. Исследование музыкального слуха.                                                                                                                                                                                                            Приём: спеть один куплет из знакомой песни (без музыкального сопровождения).                                                                                                                                                                                 Отметить: музыкальный слух абсолютный, относительный, не развит.

13. Исследование динамического слуха.                                                                                                                                                                                                    Прослушать звучание различных инструментов по типу «горячо-холодно»: например, педагог подаёт на инструменте сильный или слабый звук, ребёнок называет словом, как звучал инструмент: сильно или слабо.                                                                                                                                         Отметить: различает (нет) испытуемый сильное и слабое звучание инструмента.

14. Исследование ритмического чувства.                                                                                                                                                                                               Используется приём «музыкальное эхо»: педагог ударяет в определённо ритме по ударному инструменту, например в бубен или треугольник, а ребёнок в этом же ритме должен точно повторить услышанное.

15. Исследование продолжительности и силы выдоха.                                                                                                                                                                Используется приём на сдувание с руки пушинки, ватки, кусочка бумаги.                                                                                                                            Отметить: продолжительность выдоха, укороченный выдох.

16. Исследование темпа.                                                                                                                                                                                                                                          В течение определённого отрезка времени удержать заданный темп в движениях рук, показываемых педагогом (движения рук вперёд, вверх, в стороны, на пояс, опустить). Затем по сигналу педагога предлагается выполнить движения мысленно, а по следующему сигналу (хлопок) показать, на каком движении испытуемый остановился.                                                                                                                                                                                                   Отметить: темп нормальный, замедленный, ускоренный.

После обследования данные обследования по группе испытуемых заносятся в таблицу.

Показатели психомоторного развития обучающихся (начало/конец учебного года)

№ п/п

Ф.И.

 класс

Параметры обследования

баллы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Показатели оцениваются по следующей системе: 

1 балл – плохое выполнение                                                                                                                                                                                                                                 2 балла – среднее (удовлетворительное) выполнение                                                                                                                                                                                                    3 балла – хорошее выполнение.

Максимальное количество баллов может составлять 48.                                                                                                                                                                                      Чем ближе показатели ребенка к данному результату, тем выше уровень его психомоторного развития.

Обследование должно быть проведено в начале – конце учебного года для сравнения показателей и установления эффективности и результативности проводимой работы.

Список дополнительной литературы

  1. Андреева Н.Г. «Логопедические занятия по развитию речи младших школьников»- М.: ВЛАДОС, 2009
  2. Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика: Методическое пособие.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.- 64 с.+ вкл. 8 с.
  3. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика в школе и детском саду: практикум по работе со слабослышащими детьми. – М.: Учебная литература, 1997.- 376 с., ил.
  4. Волкова Г.А.  «Логопедическая ритмика», М.: Просвещение, 1985.
  5. Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе: пособие для учителей-логопедов, педагогов доп. Образования, воспитателей и родителей/ О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук.-М.: Просвещение, 2012.- 176 с.: ил.- (Работаем по новым стандартам).
  6. Логопедия в школе: Практически опыт/ Л.А.Барсукова [и др.]; под ред. В.С.Кукушина.- Изд.3-е, перераб. и доп.- Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ»; Феникс, 2010.- 368 с.-(Педагогическое образование).
  7. Лопухина И.С. «Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи» », М.: Аквариум, 2005
  8. Методика музыкально-ритмических занятий с детьми, имеющими нарушение слуха. Под редакцией профессора Пузанова Б. П. Москва, «Просвещение», 2003 год. Допущено учебно-методическим объединением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 031600 «Сурдопедагогика».

   Календарно - тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

1

Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями.

1

2

 У бабушки в деревне (овощи и фрукты).

1

3

Сбор урожая. Огород на целый год.

1

4

Путешествие в осенний лес.

1

5

Золотая осень.

1

6

Дикие животные наших лесов.

1

7

На лесной полянке.

1

8

Наши пернатые друзья.

1

9

Почему улетают птицы?

1

10

Волшебница зима.

1

11

Зимние забавы

1

12

Вот какой Снеговичок.

1

13

Скоро Новый год.

1

14

Сказка о Маше-растеряше (одежда).

1

15

Встреча с Федорой (посуда).

1

16

«А что у Вас?» (профессии).

1

17

Поездка по городу (транспорт).

1

18

Путешествие в Простоквашино (домашние животные).

1

19

Почему грустит щенок? (домашние животные).

1

20

Прогулка в зоопарк.

1

21

Животные жарких стран.

1

22

Весна, весна на улице!

1

23

День космонавтики

1

24

Весенний дождик.

1

25

В царстве Нептуна.

1

26

 Волшебный мир цветов.

1

27

Чудо на ладошке (насекомые).

1

28

Здравствуй, лето!

1

29

Обследование состояния психомоторики детей с речевыми нарушениями.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)

Цель данной программы: компенсация  нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: вниман...

Программа коррекционного курса для обучающихся 1кл. (обучение по программе 7 вида)

Данна программа была разработана и апробирована при работе с детьми 1 класса, обучающихся по программе 7 вида (дети с ЗПР).  Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся&ra...

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)

АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ  С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1)Пояснительная запискаАдаптированная основная общеобразова...

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения)

Адаптированная основная общеобразовательная рабочая программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (вариант 5.2. 1 отделение – 5 лет обучения) (УМК "Школа Р...

Коррекционно-развивающее занятие для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 2 класс на тему: «Светлые и темные качества человека»

В технологической карте представлены эффективные приемы, способствующие формированию у обучающихся с тяжелыми нарушениями речи стремления к самопознанию и умению адекватно оценивать себя....

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи 4 класс

Речевые нарушения при задержке психического развития (ЗПР) обусловлены в первую очередь недостаточностью межанализаторного взаимодействия, а не локальным поражением речевого анализатора.Характерные пр...