Программа коррекционного курса для обучающихся 1кл. (обучение по программе 7 вида)
рабочая программа (1 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

Данна программа была разработана и апробирована при работе с детьми 1 класса, обучающихся по программе 7 вида (дети с ЗПР).

  Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся» содержит в себе следующие блоки: "Сказки для адаптации", который способствуют лучшей адаптации первоклассников к школе; "Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, наглядно-образного мышления и восприятия", благодаря которому у  первоклассников будут сформированы необходимые для успешного обучения умения и блок "Песочная терапия", способствующий развитию эмоциональной сферы детей и формированию  начальных  навыков релаксации. Деятельность, которая организуется на уроках носит учебный характер по содержанию, но является игровой по форме. На уроках применяется большое количество игр: "Пуговицы", "Сложи узор", "Найди выход в лабиринте", "Обводилки", "Найди отличия" и т.д. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка на уроке.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_krz_s_obuchayushchimisya_1_kl_programma_7_vida.docx35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

________________________ Т.В. Дидич

«___» _________________20___ г.

УТВЕРЖДЕНО

приказом от «___» _________________20___ г.

№_____

Рабочая программа коррекционного курса

«Развитие познавательной сферы обучающихся»

 1 класс

2017 - 2018 учебный год

Педагог-психолог: Удовенко Л.В.

Квалификационная категория: высшая категория

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол № ____ от «____» _______________ 2017 г.

г. Советский

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", психологической  программы  развития когнитивной сферы учащихся 1-4 классов Локаловой Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников.» – М.: «Ось-89», 2006.Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением\автор-составитель Д.А. Глазунов. – 2-е издание, М.: Планета, 2011. – 240с., Программа «Учись учиться» Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. Е.В. Языканова М.: Чистые пруды, 2006.

Цель коррекционного курса: создание оптимальных условий для детей с трудностями в обучении в соответствии с их возрастными и индивидуально-типологическими особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья, способствующих их интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию; содействие социально-культурной адаптации в современном социуме.

Задачи программы обучения: 

  • Актуализация и развитие познавательных процессов и мыслительных операций с учетом уровня актуального развития учащихся;
  •  Создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, посредством внедрения современных здоровьесберегающих технологий;
  •  Содействие становлению и развитию личностных качеств и эмоционально-волевых особенностей учащихся, способствующих нормальному протеканию процесса обучения и воспитания и осуществлять их коррекцию;
  •  Развитие коммуникативных умений и навыков, необходимых для продуктивного взаимодействия с социумом;
  •  Создание условий для эффективной социально-психологической адаптации школьников к новым условиям жизни, помощь в решении проблем социального взаимодействия.

Краткие сведения о категории детей с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) является одной из наиболее распространенных форм психической патологи детского возраста. ЗПР – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, восприятие, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

Дети  с  ЗПР  имеют  потенциально  сохранные  возможности  и  интеллектуального развития,  однако для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью  эмоционально-волевой  сферы,  двигательной  расторможенностью  или вялостью.  

Недостаточная  выраженность  познавательных  интересов  у  детей  сочетается  с  незрелостью  высших  психических  функций:  память,  внимание,  плохой координацией движений.

У  детей  данной  категории  все  основные  психические  новообразования  возраста  формируются  с  запаздыванием  и  имеют  качественное  своеобразие.  Для  них характерна значительная  неоднородность  нарушенных  и  сохранных  звеньев  психической деятельности, а так же ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической  деятельности.  Такие  дети  не  имеют   нарушений отдельных анализаторов и крупных поражений мозговых  структур,  но  отличаются  незрелостью   сложных форм поведения,  целенаправленной  деятельности  на  фоне  быстрой  истощаемости, утомляемости, нарушенной работоспособности.

Индивидуальные особенности обучающихся:

  • несформирована  мотивационная  готовность.  
  • отмечается  низкий уровень эмоционально-волевой готовности.
  • несформированы структурные компоненты учебной деятельности;
  • испытывают  трудности  при  выполнении  заданий,  связанных  на  развитие мелкой моторики;
  • непроизвольное внимание развито значительно лучше, чем произвольное;
  • несоответствие между уровнем наглядно действенных операций и словесно-логического мышления;

Основные направления коррекционно-педагогической работ:

  • развитие общей и мелкой моторики;
  • развитие двигательных навыков;
  • развитие пространственных представлений;
  • развитие познавательной сферы(внимание, восприятие, мышление, память, воображение).

Общая характеристика коррекционного курса

Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся» содержит в себе следующие блоки: "Сказки для адаптации", который способствуют лучшей адаптации первоклассников к школе; "Развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, наглядно-образного мышления и восприятия", благодаря которому у  первоклассников будут сформированы необходимые для успешного обучения умения и блок "Песочная терапия", способствующий развитию эмоциональной сферы детей и формированию  начальных  навыков релаксации. Деятельность, которая организуется на уроках носит учебный характер по содержанию, но является игровой по форме. На уроках применяется большое количество игр: "Пуговицы", "Сложи узор", "Найди выход в лабиринте", "Обводилки", "Найди отличия" и т.д. Это необходимо для того, чтобы поддерживать интерес ребёнка на уроке.

Место коррекционного курса в учебном плане

В 1-ом классе на коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся» отводится  33 часа (1 ч в неделю, 33 учебные недели).

Ценностные ориентиры содержания коррекционного курса

Коррекционный курс способствует  интеллектуальному, личностному и эмоционально-волевому развитию учащихся. На  уроках  у  детей развиваются  недоформированные психические процессы, что позволит  им  с  большей успешностью овладевать  учебным  материалом на  уроках.

Личностные и предметные результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты: целостный, социально ориентированный  взгляд  на мир в его органичном единстве и разнообразии; принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  уважительное отношение к иному мнению;   способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; доброжелательность  и эмоционально-нравственная отзывчивость , понимание и сопереживание чувствам других людей; адекватные  представления о собственных возможностях; овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия; способность к осмыслению картины мира, ее временно-пространственной организации.

Метапредметные результаты:  умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; развитие моторики, ориентации в пространстве, свойств внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения;  умение выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

 

Содержание коррекционного курса

Сказки для адаптации (3ч.)

 Знакомство с правилами школы вместе со сказочными героями "Лесных сказок": как необходимо вести себя на уроках; как строить взаимоотношения с учителем; в какие игры нужно играть на переменах, а в какие не стоит. Каждая сказка после прослушивания обсуждается, ребёнок выполняет иллюстрации в соответствии с тематикой урока.

Развитие мелкой моторики (4 ч.)

Как правильно обводить по точкам и линиям. Штриховки в различных направлениях  и правила их выполнения. Правила раскрашивания рисунков карандашами. Работа с шнуровками и трафаретами. Как правильно держать ножницы и вырезать по имеющемуся контуру.

Развитие зрительно-моторной координации (7 ч.)

Развитие  представлений  о  схеме  тела.  Развитие пространственного восприятия и умения ориентироваться в пространстве:«Права-лево, вверх-вниз».Ориентировка  на  листе  бумаги « выше-ниже, левее-правее».  Выполнение графических диктантов. Копирование фигур по клеточкам и точкам. Анализ фигуры и проговаривание поэтапной её прорисовки.  

Развитие  наглядно-образного мышления  (10 ч.)        

Игра "Пуговицы": воспроизведение образца, выполнение заданий по устной и письменной инструкции, самостоятельное составление устной и простой письменной инструкции. Закономерности: продолжение и самостоятельное их составление. Простые лабиринты: поиск выхода.

Развитие восприятия (4ч.)

Игра "Сложи узор" (с использованием 4-х кубиков):  выкладывание по образцу, по памяти и по собственному представлению.

Песочная терапия (3ч.)

Работа с песочным столом. Правила работы с песочным столом . Упражнения: "Прятки", "Отпечатки", "Песочный дождик",  "Тематический мир".

Диагностика (2ч.)

Диагностика интеллектуального развития: детский вариант Амтхауэра, методика Равена, методика "10 слов", методика Тулуз-Пьерона.

Диагностика эмоционально-волевой сферы: методика Люшера, методика "Домики", тест Темпл-Дорки-Амена, КРС.

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

1.

Сказки для адаптации.

3ч.

Выполнять правила  поведения в школе. Называть качества хорошего ученика. Отвечать на вопросы после прочтения сказки. Высказывать своё мнение по поводу прочитанного.

Развитие коммуникативных навыков. Развитие творческих способностей.

2.

Развитие мелкой  моторики.

4 ч.

Выполнять упражнения на развитие мелкой моторики: обводить и вырезать фигуры  по контуру, штриховать в разных направлениях, рисовать фигуры по точкам, штриховать фигуры. Продолжать заданные закономерности по клеточкам.

 Развитие мелкой и крупной моторики. Развитие умения ориентироваться по клеткам.

3.

Развитие зрительно-моторной координации.

7 ч.

Ориентироваться в пространстве тела, листа бумаги.  Копировать фигуры по точкам, клеточкам. Выполнять графические диктанты по устной и письменной инструкции. Сравнивать фигуры. Дорисовывать фигуры по образцу.  

Развитие зрительного восприятия.  Развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения. Развитие произвольного внимания. Развитие мелкой моторики.

4.

Развитие наглядно-образного мышления.

10ч.

Ориентироваться на листе бумаги. Анализировать образец. Выкладывать фигуры по устной и письменной инструкции взрослого. Составлять устную и письменную инструкцию.  Продолжать заданные простые закономерности. Придумывать закономерности, используя разноцветные геометрические фигуры. Находить "лишние" фигуры .

Формирование умения действовать по инструкции. Развитие восприятия, внимания, памяти. Развитие знаково-символической функции. Развитие коммуникативных навыков.

5.

Развитие восприятия.

4ч.

Анализировать образец. Выполнять действия по зрительному образцу. Выкладывать фигуры по устной инструкции.

Формирование умения действовать по инструкции. Развитие коммуникативных навыков. Развитие зрительного анализа. Развитие мелкой моторики.

6.

Диагностика.

2 ч.

Выполнять тестовые задания. Действовать по  устной   инструкции.

7.

Песочная терапия.

3ч.

Знать правила работы с песком. Оценивать свои тактильные и зрительные ощущения. Снимать мышечное и эмоциональное напряжение при помощи песка и цвета. Рассказывать о своих ощущениях.

Развитие тактильных ощущений. Развитие мелкой моторики. Развитие воображения.

ИТОГО

33 ч.

Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности

- помещение для проведения занятий;

- наличие специализированных методических материалов, пособий;

- набор материалов для детского творчества (пластилин, краски, цветные карандаши, фломастеры, цветная бумага, клей, картон, ножницы, цветная самоклеящаяся бумага и т.д.).

диагностический инструментарий.

-раздаточный материал: комплекты для игры "Пуговицы", кубики Кооса и задания к ним, геометрический материал

- Локалова Н.П. «120 уроков психологического развития младших школьников» {Психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). - М.: «Ось-89», 2006.

- Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие с электронным приложением\автор-составитель Д.А. Глазунов. – 2-е издание, М.: Планета, 2011. – 240с.,

- Программа «Учись учиться» Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. Е.В. Языканова М.: Чистые пруды, 2006.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

пп

Название  темы

Дата

по плану

по факту

Сказки для адаптации. "Создание Лесной школы", "Букет для учителя".

Сказки для адаптации. "Смешные страхи".

Сказки для адаптации. "Игры в школе", "Школьные правила"

Развитие умения обводить фигуры по контуру.

Развитие умения соединять точки, раскрашивать получившиеся фигуры.

Штриховка. Правила. Виды.

Вырезательный тренажёр.

Копирование фигуры по клеточкам.

Копирование точек.

Графический диктант.

Одинаковое - разное.

Копирование фигуры по клеточкам.

Графический диктант.

Копирование фигуры.

Игра "Пуговицы": повторение по образцу.

Игра "Пуговицы":  развитие внимательности.

Выкладывание пуговиц  по устной инструкции.

Самостоятельное  составление устной инструкции.

Выкладывание пуговиц по письменной инструкции.

Самостоятельное составление письменной инструкции.

Закономерности.

Составление простых закономерностей.

Лабиринты.

Развитие логической операции "Исключение лишнего".

Игра "сложи узор". Выкладывание узоров по наглядному образцу (4 кубика)

Выкладывание узора по устной инструкции (4 кубика)

Выкладывание узора по наглядному образцу (4 кубика).

Выкладывание узора по памяти (4 кубика).

Диагностика интеллектуального развития.

Диагностика эмоционально-личностной сферы.

Песочная терапия. Знакомство с правилами работы с песочным столом.

Песочная терапия. Упражнения "Прятки", "Дождик из песка"

Песочная терапия. Упражнения "Отпечатки", "Тематический мир".

ИТОГО

33ч.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)

Цель данной программы: компенсация  нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: вниман...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с ЗПР (7.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с задержкой психического развития на основе Адаптированной основной общеобразо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.1)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся с НОДА (6.2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» составлена для учащихся  с нарушениями опорно-двигательного аппарата на основе Адаптированной основной ...