Программа коррекционного курса для обучающегося 3кл. (ребёнок с нарушением зрения)
рабочая программа (3 класс)

Удовенко  Лариса  Викторовна

  Цель данной программы: компенсация  нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций; стимуляции зрительной, познавательной, творческой активности учащегося с нарушением.

   Нарушение зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влечет за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировке в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В свою очередь все перечисленное приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости детей данной категории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_krz_s_obuchayushchimsya_3kl_narushenie_zreniya.docx36.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1г. Советский»

«СОГЛАСОВАНО»                                                                                                                        УТВЕРЖДЕНО

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе                                                        приказом  от «___» __________ 20____ г.                                                                                                                

________________________ Т.В. Дидич                                                                                      № _____

 «___» __________ 20____ г.

Рабочая программа   коррекционного курса

для Зубакова Данила, обучающегося 3 «в» класса

2017 - 2018 учебный год

Педагог-психолог: Удовенко Л.В.

Квалификационная категория: высшая

Рассмотрено на заседании школьного методического объединения

Протокол №  от «» __________2017 г.

г. Советский

2017 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе: Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья", программы коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста Шевляковой И.Н. «Посмотри внимательно на мир».Изд. ГЕНЕЗИС,2003,  "Примерной адаптированной основной общеобразовательной  программы начального общего образования для слабовидящих обучающихся", одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15.

Цель данной программы: компенсация  нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процесса зрительного восприятия

в единстве с развитием несенсорных психических функций: внимания, памяти, мышления, мотивации, установок, интересов, эмоций;

 стимуляции зрительной, познавательной, творческой активности учащегося с нарушением.

Задачи программы обучения: 

  • Формирование  потребности в самостоятельном    использовании зрительных умений и навыков для установления логических  и

причинно-  следственных связей при отражении множества объектов окружающего мира.

  • Расширение и коррекция предметных  представлений и конкретных способов обследования предметов  через углубление знаний о

предметах окружающего мира за счет целенаправленного и полисенсорного восприятия, формирование  системы основных  умственных действий и операций (анализа, синтеза, сравнении,  обобщения,  классификации).

  • Повышение уровня сенсорного развития путем совершенствования  системы сенсорных эталонов,  научения пользоваться  эталонами

при анализе качеств и свойств предметов окружающего мира.

  • Развитие умения оценивать глубину пространства,  формирование навыка переноса знаний в практическую деятельность в свободном

пространстве. Формирование измерительных навыков (в малом и большом пространстве), обучение ориентировке  на основе

пространственных представлений.

  • Совершенствование навыков зрительно-моторной координации.
  • Развитие зрительных функций.

Краткие сведения о категории детей с  нарушениями зрения.

Нарушение зрения, обусловливая снижение остроты зрения и других зрительных функций, влечет за собой снижение скорости, конкретности, дифференцированности, аналитичности восприятия, возникновение трудностей в овладении оперировании сенсорными эталонами, зрительными образами и представлениями, в овладении измерительными навыками, ориентировке в пространстве. Это неизбежно приводит к появлению вторичных отклонений в зрительном восприятии предметов окружающей действительности и влечет за собой недостаточное удовлетворение зрительных потребностей детей, отрицательно сказывается на развитии мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения. В свою очередь все перечисленное приводит к возникновению трудностей в обучении, снижению успеваемости детей данной категории.

Индивидуальные особенности обучающегося (Зубакова Данила):

Объём кратковременной  и отсроченной памяти  соответствует  норме. Уровень  развития  внимания соответствует уровню  патологии. Работоспособность снижена.  Произвольная сфера недоформирована. Зрительно-моторная координация сформирована на недостаточном   уровне.Уровень наглядно-образного мышления – низкий, словесно-логического мышления – соответствует возрастной норме.Наблюдается   оптимальный  уровень  мобилизованности организма. Нервно-психическое состояние в целом  удовлетворительное.  

Эмоциональная  сфера  отличается  нестабильностью:  бывают  нервные  срывы, которые  проявляются  в  плаксивости,  отказе  от  работы.  Как    правило, это  является  реакцией  на  ошибки.  

Основными направлениями коррекционно-педагогической работы являются:

  • Развитие наглядно-образного мышления
  • Формирование умения создавать и использовать знаково-символические средства для решения познавательных задач
  • Развитие логических форм мышления
  • Развитие самоконтроля (формирование операции проверки и оценки своей работы).
  • Развитие произвольного внимания

Место коррекционного курса в учебном плане

На коррекционный курс отводится 34  часа (1 ч в неделю, 34 учебные недели).

Планируемые результаты освоения коррекционного курса

Личностные результаты:формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии; формирование познавательной активности; формирование уважительного отношения к иному мнению; формирование этических чувств — стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально­нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей; способность к самооценке;готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества

Метапредметные результаты: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; использование знаково-символических средств представления информации.

Развитие моторики, ориентации в пространстве, свойств внимания, мышления, восприятия, памяти, воображения.Формирование умения выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Содержание коррекционного курса

Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги (9ч.)

Важным  разделом  работы  по  развитию  пространственного  восприятия  является  обучение  ребёнка  ориентировке  на  листе  бумаги. Для этого используются графические диктанты, содержащие до 15 команд. Они выполняются по словесному указанию и по замыслу самого ребёнка. Важной составляющей развитие зрительно-моторной координации является конструирование из палочек по образцу с обязательной зарисовкой полученного  результата.  Для развития зрительного анализа используется конструирование из геометрических фигур (игра "Танграмм")

 

 Приучение к умению  удерживать в поле зрения зрительный стимул во время выполнения задания на зрительно-моторную координацию (3ч.)

 Выполнение зрительного диктанта по памяти, с опорой на алгоритм выполнения: рассмотри, перечисли, запомни, закрой, выложи, рассмотри повторно, проверь (с использованием игры Никитина "Сложи узор" из 4-х кубиков). Нахождение подобных объектов и частей рисунка. Видение закономерностей в рисунках и приведение их к одинаковому. Прослеживание движения по предложенному схематичному изображению.

 

Активизация зрительно-целостных образов и сенсорных эталонов (6ч.)

 Формирование умения узнавать предметы по силуэтному и контурному изображению и дорисовывать их до имеющегося образца. Развитие умения пересказывать текст, опираясь на цветовые символы и графические изображения. Конструирование по представлению, опираясь на свои зрительные образы (использование фигур игры "Танграмм") и зарисовка результата конструирования.

 

Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных  связей (5ч.)

 Знакомство с алгоритмом работы с таблицами Шульта, состоящими из 25 квадратов. Выполнение упражнений на нахождение и логической закономерности. Развитие умения распознавать позу и мимику человека  по схеме. Расширение представлений об эмоциях человека с использованием художественных произведений.

  Составление календаря времён года, с опорой на знание их признаков и логику последовательности их смены.

  Использование восприятия для развития зрительного анализа   при работе с кубиками Никитина (образцы из 9-ти кубиков).

 

Развитие бисенсорного восприятия окружающего мира  (5ч.)

  Развитие мелкой моторики и формирование автоматизированных навыков синхронизации действий руки и глаза в различных видах деятельности ( лепке и конструированию с использованием наборов LEGO) способствуют развитию бисенсорного  восприятия мира слабовидящими детьми.

Развитие эмоционально-волевой сферы (4ч.)

На занятиях обучающийся знакомится с методами снятия эмоционального напряжения, посредством изобразительных и дыхательных техник, а также способов визуализации.

 

 Диагностика (3ч.)

Для отслеживания уровня развития обучающихся применяются диагностические исследования личностной и интеллектуальной сферы. При исследовании интеллектуальной сферы используется: методика  Ясюковой, корректурная проба и методика «10слов». При исследовании личностной сферы применяется: методика Люшера, КРС (кинетический рисунок семьи), РНЖ (рисунок несуществующего животного),  методика «Лесенка»,  методика Кеттела.

Тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего
часов

Основные виды учебной
деятельности обучающихся

Коррекционно-развивающая направленность

1.

 Развитие зрительно-моторной координации при работе на листе бумаги.

9 ч.

 Выполнять конструирование из палочек, геометрических фигур. Ориентироваться в пространстве.  Выполнять корректурные пробы. Удерживать правила игры.  Контролировать свои действия в соответствии с поставленной целью.

Развитие ориентации в пространстве и зрительного восприятия.

Формирование навыков  внимания и преодоления стереотипов.

  2.

 Приучение к умению  удерживать в поле зрения зритель-

ный стимул во время выполнения задания на зрительно-моторную координацию.

3 ч.

Выполнять действия по намеченному плану. Составлять план действий в соответствии с поставленной целью.  Находить все фигуры заданной формы.

Развитие самоконтроля.

  3.

Активизация зрительно-целостных образов и сенсорных

 эталонов.

6 ч.

Различать геометрические формы. Выстраивать цветовые оттенки в соответствии с их интенсивностью. Сравнивать  предлагаемые  изображения с эталонами. Анализировать , классифицировать, обобщать  предлагаемые изображения. Пересказывать сказку, используя цветовые и графические символы.

Развитие наглядно-образного мышления.

  4.

Использование зрительного восприятия как средства решения логических задач и установления причинно-следственных  связей.  

5 ч.

Решать познавательные  задачи. Анализировать, классифицировать, обобщать, сравнивать  полученную информацию. Проводить аналогии, используя имеющуюся информацию. Различать причину и следствие в предлагаемых ситуациях. Находить последовательно числа в таблице Шульта.

Развитие логических операций.

Развитие смысловой памяти.

Развитие произвольного внимания.

  5.

Развитие бисенсорного восприятия окружающего мира.

5ч.

Синхронизировать действия руки и глаза в различных видах деятельности.

Развитие мелкой моторики. Развитие самоконтроля и саморегуляции  движений.

6.

 Развитие эмоционально-волевой сферы

 4ч.

Понимать свои чувства и чувства других людей. Различать эмоциональные состояния. Называть эмоции.

Прогнозировать последствия тех или иных поступков.

Развитие умения расслабляться. Развитие творческого мышления.  

7.

 Диагностика

  2 ч.

Выполнять тестовые задания. Действовать по  устной   инструкции.

Приложение

Календарно-тематическое планирование

пп

Название  темы

Дата

по плану

по факту

Закрепление навыков работы на листе в клетку. Выполнение графических диктантов.

Выполнение графических работ по словесному указанию.

Выполнение графических работ по собственному  замыслу.

Совершенствование умения узнавать предметы по деталям и дорисовывать их

Конструирование из счётных палочек по образцу и зарисовка результата.

Конструирование из геометрических фигур по словесному указанию. Игра "Танграм".

Конструирование из геометрических фигур по силуэту. Игра "Танграм".

Конструирование из геометрических фигур по словесному указанию. Игра "Танграм".

Конструирование из геометрических фигур по силуэту. Игра "Танграм".

Выполнение зрительного диктанта по памяти, с опорой на алгоритм выполнения. Игра "Сложи узор" (4 кубика).

Выделение объектов среди подобных.

Прослеживание движения по предложенному схематичному изображению (при помощи стрелок, схематичных рисунков), самостоятельное составление маршрутов.

Совершенствование умения узнавать предметы в натуральном виде и их изображения (реальное, силуэтное, контурное).

Закрепление представления об основных и дополнительных цветах. Совершенствование навыков различения оттенков. Закрепление умения создавать цветовые гаммы по насыщенности цвета.

Пересказывание истории (сказки) с опорой на цветовые символы.

Пересказывание истории (сказки) с опорой на графические символы.

Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти. Игра "Танграм".

Конструирование по представлению, опираясь на образы зрительной памяти.

Узнавание и воспроизведение позы человека по схеме. Изображение движения схемой (бежит, идёт, приседает, ползает, залезает, перелезает, подлезает, прыгает).

Закрепление знаний и умений по определению, моделированию эмоциональных состояний. Расширение представлений об эмоциях, их сравнение.

Составление календаря времён года, с опорой на знание их признаков и логику последовательности их смены.

Анализ образца. Составление целого из частей. Игра "Сложи узор" (9 кубиков).

Создание новых комбинаций из имеющихся элементов. Игра "Сложи узор" (9 кубиков).

Синхронизация действий руки и глаза в лепке. "Черепашка"

Синхронизация действий руки и глаза в лепке. "Жираф".

Синхронизация действий руки и глаза. Конструирование по инструкции.

Синхронизация действий руки и глаза. Конструирование по наглядной инструкции.

Синхронизация действий руки и глаза. Конструирование по инструкции.

Диагностика интеллектуального развития

Диагноститка эмоционально-личностной сферы

Снятие психоэмоционального напряжения с помощью изобразительных средств.

Снятие психоэмоционального напряжения при помощи дыхания.

Снятие психоэмоционального с помощью визуализации.

Техника мышечной релаксации.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа коррекционного курса для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи "Логопедическая ритмика" (1 класс)

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО и реализуется в общеобразовательной школе в классе инклюзивного образования, где обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи....

Программа коррекционного курса «Речевая практика» для обучающегося 1 класса с нарушением опорно-двигательного аппарата

Речевая практика  играет важную роль в реализации основных целевых установок начального образования, способствуют социальной адаптации и развитию личности ребенка с нарушением опорно-двигательног...

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1

Программа коррекционного курса для обучающихся с нарушениями интеллекта №1...

Программа коррекционного курса для обучающихся 1кл. (обучение по программе 7 вида)

Данна программа была разработана и апробирована при работе с детьми 1 класса, обучающихся по программе 7 вида (дети с ЗПР).  Коррекционный курс «Развитие познавательной сферы обучающихся&ra...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса для обучающегося с задержкой психического развития 1 – 4 классов (вариант 7.1.):...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» для обучающихся С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) (ВАРИАНТ 2)

Рабочая программа по курсу «Дефектологические коррекционно-развивающие занятия» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умс...

Программа коррекционного курса "Альтернативная коммуникация" для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми, множественными нарушениями развития (вариант 2)

Рабочая программа коррекционного курса «Альтернативная коммуникация»  разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования об...