Рабочая программа по физической культуре для начальной школы
рабочая программа по физкультуре (1 класс) на тему

Рабочая программа по физической культуре 1-4 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalnoe_obshchee_obrazovanie.docx43.55 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ

ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ 1- 11 КЛАССОВ.

Составили учителя  физической культуры ГБОУ школы №558 Выборгского района, г. Санкт-Петербурга                 Ельцына И.Н., Политова Т.Н.


Начальное общее образование.

1 – 4  классы

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная область «Физическая культура» призвана сформировать у обучающихся устойчивые мотивы и потребности в бережном отношении к своему здоровью и физической подготовленности, целостном развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств физической культуры в организации здорового образа жизни.

В процессе ее освоения обеспечивается формирование у школьников целостного представления о единстве биологического, психического и социального в человеке, о законах и закономерностях развития и совершенствования его психофизической природы.

      На основании распоряжения Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 04.04.2011 N 568-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих программы общего образования, на 2011/2012 учебный год» на изучение физической культуры в начальной  школе отводится 3 часа в неделю: в 1 классе - 99 ч, во 2-4 классах – по 102 ч  в каждом классе. Для разработки рабочей учебной программы  по физической культуре для 1-4 классов, а также составления календарно-тематического планирования были использованы следующие  нормативные документы:

  • Закон  РФ «Об образовании»
  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

Физическая культура. (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской Академии образования от 23 декабря 2003г, № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего и  среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 №1089);

  • Федеральный базисный учебный план. Извлечение (одобрен решением коллегии

Минобразования России и Президиума Российской Академии образования от 23 декабря 2003г, № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного среднего и  среднего (полного) общего образования» от 09.03.2004 №1312);

  • Обязательный минимум содержания основного общего образования по физической

культуре;

  • Примерные  образовательные программы  по физической культуре для

общеобразовательных  школ, рекомендованные (допущенные) МО РФ;

  • Оценка качества подготовки выпускников начальной школы;

Настоящая  рабочая  программа  курса физической культуры соответствует обязательному минимуму содержания основного общего образования по  физической культуре, составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта  с учетом базисного учебного плана и опирается на комплексную программу по физическому воспитанию 1-11 классов для общеобразовательных учреждений авторов В. И.  Ляха и  А.А. Зданевича, допущенную МО РФ (Издательство «Просвещение», 2007),

Программа  адресована учащимся 1-4 классов общеобразовательных учреждений.

Содержание программного материала состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности независимо от того, чем бы хотел молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент составляет основу общегосударственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика. Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Цель обучения образовательной области «Физическая культура» в начальной школе — формирование личности школьника посредством освоения основ содержания физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью.

В соответствии с целью образовательной области «Физическая культура» формулируются задачи учебного предмета:

  • формирование знаний о физкультурной деятельности, отражающих ее культурно-исторические, психолого-педагогические и медико-биологические основы;
  • совершенствование навыков в базовых двигательных действиях, их вариативного использования в игровой деятельности и самостоятельных учебных занятиях;
  • расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и овладения новыми, с повышенной координационной сложностью;
  • формирование навыков и умений в выполнении физических упражнений,  связанны  с  коррекцией телосложения, правильной осанкой и культурой движения;
  • расширение    функциональных    возможностей систем организма, повышение его адаптивных свойств за счет направленного развития основных физических качеств и способностей;
  • формирование практических умений, необходимых в организации самостоятельных занятий физическими упражнениями в их оздоровительных и рекреативных формах, групповому взаимодействию, посредством подвижных игр и элементов соревнования.

Сформулированные цель и задачи базируются на требованиях «Обязательного минимума образования по физической культуре» и отражают основные направления педагогического процесса по формированию физической культуры личности: теоретическая, практическая и физическая подготовка школьников.

Особенностями программы образовательной области «Физическая культура» в начальной школе являются:

  • направленность на реализацию принципа вариативности, дающего возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастно-половыми  особенностями  учащихся,  материально-технической   оснащенностью   учебного   процесса, видом учебного учреждения  и региональными климатическими условиями;
  • с учетом принципа доступности и сообразно структурной организации физкультурной деятельности содержание учебного материала структурируется в соответствующих разделах программы: «Основы знаний о физкультурной деятельности»,   «Способы физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью», «Требования к уровню подготовки учащихся»;
  • учебное содержание каждого из разделов программы излагается в логике от общего (фундаментального) к частному (профилированному) и от частного к конкретному (прикладному), что задает определенную направленность в освоении школьниками учебного предмета, переводе осваиваемых знаний в практические навыки и умения;
  • содержание программы функционально соотносится с организационными формами физического воспитания в школе (физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня, спортивные соревнования и физкультурные  праздники,  занятия  в  спортивных кружках и секциях, самостоятельные занятия физическими упражнениями).

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  • Распределение учебного времени
  • Содержание программы
  • Учебные нормативы
  • Требования  к уровню подготовки учащихся
  • Минимальные требования к оснащенности учебного процесса
  • Критерии оценивания подготовленности учащихся по физической культуре
  • Календарно – тематическое планирование

Распределение учебного времени на различные виды программного материала уроков физической культуры (сетка часов)

Вид программного материала

Классы

1

2

3

4

Основы знаний

В процессе урока

Навыки и умения:

Гимнастика

44

31

31

23

Легкая атлетика

37

57

57

45

Подвижные игры

18

14

14

7

Волейбол

11

Баскетбол

16

Развитие двигательных качеств

В процессе урока

2. Содержание программы

ДВИГАТЕЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ И НАВЫКИ

Гимнастика с основами акробатики

Организующие команды и приемы: построение в шеренгу и колонну; основная стойка и команда «Смирно!»; основные положения рук, ног; стойки по команде «Вольно!» и «Равняйсь!»; размыкание в шеренге и колонне, на месте и в движении; команды «Шагом марш!», «На месте!» и «Стой!»; построение в круг колонной и шеренгой; повороты на месте налево и направо по команде «Налево!» («Направо!»); размыкание и смыкание приставными шагами в шеренге; повороты кругом с разделением по команде «Кругом! Раз-два»; перестроение по два в шеренге и колонне; передвижение в колонне с разной дистанцией и темпом, по «диагонали» и «противоходом».

Акробатические упражнения: упоры (присев, лежа, согнувшись, лежа сзади); седы (на пятках, с наклоном, углом); группировка из положения лежа и раскачивание в плотной группировке (с помощью); перекаты назад из седа с группированием и обратно (с помощью); из упора присев назад и боком; из положения лежа на спине стойка на лопатках (согнув и выпрямив ноги); кувырок вперед в группировке; из стойки на лопатках полупереворот назад в стойку на коленях; кувырок назад до упора на коленях и до упора присев; «мост» из положения лежа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом ее вращения; акробатические комбинации типа: «мост» из положения лежа на спине, опуститься в исходное положение,  переворот в положение лежа на животе, с опорой на руки прыжком в упор присев; кувырок вперед в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев кувырок вперед до исходного положения, кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперед.

Прикладные гимнастические упражнения: передвижение по гимнастической стенке вверх, вниз, горизонтально, спиной к опоре; переползание по-пластунски; преодоление полосы препятствий с элементами лазанья, перелезания, переползания; танцевальные упражнения; перелезание с опорой на руки и ноги, с опорой на руки, поочередно перемахом правой и левой ногой;  упражнения на низкой перекладине — вис стоя, вис присев, вис лежа, вис на согнутых ногах. Упражнения в смешанных висах и в смешанных упорах.

Легкая атлетика

Бег: разминочный, беговые и прыжковые упражнения, бег с изменением направления движения («змейкой», «по кругу», «спиной вперед»), из разных исходных положений и с разным положением рук; высокий старт с последующим стартовым ускорением.

Прыжки: на месте (на одной, на двух, с поворотами вправо и влево), с продвижением вперед и назад, левым и правым боком, в длину и высоту с места; спрыгивание и запрыгивание на горку матов; в высоту с прямого разбега и способом «перешагивание»; в длину с разбега, согнув ноги.

Броски: большого мяча на дальность двумя руками из-за головы, от груди, снизу из положения стоя и сидя.

Метание: малого мяча в цель, на дальность способом «из-за головы» с места, с шага, с разбега.

Подвижные игры

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, заданий на координацию движений типа «веселые задачи», с «включением» (напряжением) и «выключением» (расслаблением) звеньев тела; «Змейка», «Иголка и нитка», «Пройди бесшумно», «Тройка», «Раки», «Через холодный ручей», «Петрушка на скамейке», «Не урони мешочек», «Конники-спортсмены», «Запрещенное движение», «Отгадай, чей голос», «Что изменилось», «Посадка картофеля», «Прокати быстрее мяч», «Кузнечики», «Парашютисты», «Медвежата за медом», «Увертывайся от мяча», «Гонки мячей по кругу», «Догонялки на марше», «Альпинисты», эстафеты (типа: «Веревочка под ногами», «Эстафета с обручами»).

На материале легкой атлетики: «Два мороза», «Пятнашки», салки «Не попади в болото», «Пингвины с мячом», «Зайцы в огороде», «Лисы и куры», «К своим флажкам», «Кот и мыши», «Быстро по местам», «Гуси-лебеди», «Не оступись», «Вызов номеров», «Шишки-желуди-орехи», «Невод», «Третий лишний», «Заяц без дома», «Пустое место», «Мяч соседу», «Метко в цель», «Космонавты», «Мышеловка», «Салки с ленточками», «Кто дальше бросит», «Мяч среднему», «Белые медведи», «Кто обгонит», «Круговая охота», «Капитаны», «Ловля парами», «Пятнашки в парах (тройках)», «Подвижная цель», «Не давай мяча водящему».

На материале спортивных игр.

Баскетбол. Стойка игрока. Передвижения, прыжки, остановки, повороты. Ловля мяча, летящего низко, на средней высоте, высоко. Передача мяча двумя руками от груди. «Перестрелка», «Мяч капитану», «Нападают пятерки».

Волейбол. Стойка игрока (исходные положения). Перемещения в стойке приставными шагами: правым, левым боком, лицом вперед. Сочетание способов перемещений (бег, остановки, повороты, прыжки вверх). Передача мяча сверху двумя руками вперед-вверх (в опорном положении). «Мяч над головой», «Обстрел чужого поля», «Не урони мяч», эстафета «Передал садись».

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ

На материале гимнастики с основами акробатики

Развитие гибкости: ОРУ без предметов, с предметами (из И.П. стоя, сидя, лежа на полу), у гимнастической стенки; наклоны вперед, назад, в сторону, выпады, полу – шпагаты; высокие взмахи  попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;  индивидуальные комплексы по развитию гибкости.

Развитие координации: ОРУ на 8 и более счетов; произвольное преодоление простых препятствий; передвижения с изменением направления движения с остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну в разном темпе и длиной шага, поворотами и приседаниями; игры на переключение внимания, концентрацию ощущений, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя и лежа); преодоление полос препятствий, включающих в себя висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа «Ласточка» на широкой ограниченной опоре с фиксацией равновесия положений; жонглирование мелкими предметами на месте, в движении; упражнения на переключение внимания; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.

Формирование осанки: укрепление мышц стопы (ходьба на носках, на пятках, на внешнем своде стопы, на внутреннем своде стопы с различным положением рук),  с предметами на голове;  комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений , на контроль осанки в движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета.

Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, на локальное развитие мышц туловища с использованием веса тела,  комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп; лазанья (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке: в упоре на коленях и в упоре присев); перелезание  и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; сгибание и разгибание рук в упоре лежа с опорой на гимнастическую скамейку; прыжки вперед-вверх толчком одной и двумя ногами и индивидуальные комплексы избирательной направленности на отдельные мышечные группы.

На материале легкой атлетики

Развитие координации: бег с изменением направления; пробегание коротких отрезков из разных исходных положений; прыжки через скакалку на месте на одной, двух ногах, поочередно на правой и левой.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных положений; челночный бег; броски в стенку и ловля теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений, с поворотами; «рывки» с места и в движении по команде (по заданному сигналу).

Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м (с сохраняющимся или уменьшающимся интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400 м; равномерный 6-минутный бег, кроссовая подготовка.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков, повторное преодоление препятствий (15—20 см); передача набивного мяча (1 кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений, сбоку, снизу, от груди); прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; напрыгивание и последующее спрыгивание с горки матов; спрыгивание и последующее запрыгивание на горку матов.

     

            Минимальные требования к оснащенности учебного процесса

 (В соответствии с Перечнем учебного оборудования для общеобразовательных учреждений России. МО РФ № 529 от 27.12.93)

Оборудование спортивное:

 основной комплект учебного спортивного оборудования;

— комплект для занятий по общей физической подготовке;

— тренажеры и устройства для воспитания и развития физических качества;

— комплект для занятий гимнастикой;

— комплект для занятий легкой атлетикой;

— комплект оборудования для занятий спортивными и подвижными играми.

Вспомогательное оборудование:

 вспомогательное оборудование для оснащения мест хранения спортивного инвентаря и оборудования.

Оборудование для пришкольных спортивных площадок:

 гимнастический городок с полосой препятствий;

 легкоатлетическое ядро;

 футбольное поле;

 баскетбольная площадка;

 волейбольная площадка.

3. Основные требования к уровню знаний и умений учащихся.

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.

Знать и иметь представление:

  • об особенностях зарождения физической культуры, истории  Олимпийских игр древности и современности;
  • о способах и особенностях движений человека;
  • о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;
  • о роли зрительного и слухового анализаторов;
  • знание терминологии;
  • о физических качествах и  их тестирования;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;
  • о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения.

Уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики;
  • вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью;
  • организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий физической культуройы

4. Система оценивания учащихся

2 класс

№ п/п

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 30м.

6.2

6.8

7.2

6.3

6.9

7.3

2

Челночный бег 3х10м

9.8

10.2

10.6

10.4

10.8

11.5

3

Бег 1000м.

Без учета времени

4

Метание мяча в цель с 6м из 5 попыток

3

2

1

3

2

1

5

Подтягивание

3

2

1

8

6

4

6

Прыжки в длину с места см

150

140

130

140

125

105

7

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

7

5

4

5

4

3

8

Наклон вперед из положения сидя

6

4

2

8

6

3

9

Поднимание туловища за 1мин

20

18

15

20

18

15

10

Прыжки на скакалке 1мин

25

18

12

30

25

15

11

Многоскок,

8 прыжков

12.0

10.5

9.00

12.0

10.0

9.00

3 класс

№ п/п

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1

Бег 30м.

5.7

6.2

7.0

5.8

6.3

7.2

2

Челночный бег 3х10м

9.1

9.8

10.4

9.6

10.4

11.0

3

Бег 1500м.

Без учета времени

4

Бег 1000м.

5.15

5.55

6.15

5.45

6.25

7.15

5

Метание мяча в цель с 6м из 5 попыток

4

3

1

4

3

1

6

Подтягивание

4

2

1

13

8

6

7

Прыжки в длину с места см

155

145

135

145

130

110

8

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

9

7

6

7

6

5

9

Наклон вперед из положения сидя

8

6

2

10

8

4

10

Поднимание туловища за 1мин

25

20

18

25

20

18

11

Прыжки на скакалке 1мин

50

35

20

60

35

20

12

Многоскок

12.5

11.5

10.0

12.5

11.0

10.0

13

Бросок набивного мяча 1кг (см)

260

240

210

250

230

200

4 класс

№ п/п

Контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

«5»

«4»

«3»

«5»

«4»

«3»

1.

Бег 60м, с

10.6

11.2

11.8

10.8

11.4

12.2

2.

Челночный бег 3х10м

8.6

9.4

10.0

8.8

9.5

10.0

3.

Бег 1000м

5.00

5.40

6.00

5.30

6.10

7.00

4.

Бег 1500м

Без учета времени

5.

Метание мяча на дальность

27

22

18

17

15

12

6.

Подтягивание

5

3

2

14

9

7

7.

Прыжки в длину с места, см

165

145

135

155

140

120

8.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

11

9

8

9

8

7

9.

Наклон вперед из положения сидя

10

6

2

12

8

4

10.

Поднимание туловища за 1мин  

30

20

15

30

20

15

11.

Прыжки на скакалке 1мин

55

40

35

70

40

35

12.

Прыжок в

высоту см

100

90

80

95

90

80

13.

Бег 30м, с

5,6

6,0

6,8

5,7

6,1

7,0

14.

Бросок набивного мяча 1 кг (см)

300

280

260

280

260

240

5. УМК

-Программа: «Физическая культура». В. И. Ляха. 1-4 классы.

-Учебник В. И. Лях – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2012 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культуре - 1 класс ("Школа России")

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 класс (99ч) Тематическое планирование в соответ­ствии с учебником для общеобразовательных учреждений автора В. И. Ляха: «Физическая культура. 1—4 ...

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы

     Программа по физической культуре разработана на основе государственного стандарта среднего (полного) общего образования. Она определяет инвариантную (обязательну...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Физическая культура» для начальной школы 1-4 классы ФГОС

Программа по предмету «Физическая культура» для учащихся начальной школы разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании» в части духовно-нравственного развития...

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

АДАПТИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ДЛЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ...

Рабочая программа по физической культуре в начальной школе

Рабочая программа включает в себя :пояснительную записку, содержание учебного материала  1-4 класс....

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по физической культуре для начальной школы

Программа предназначена для обучающихся 1-4 класса при проведении уроков физической культуры...