«Методика обучения игры в баскетбол учащихся младшего и среднего возрастов»
учебно-методический материал по физкультуре на тему

Полянская Галина Викторовна

Первые шаги в баскетболе.Ознакомление и освоение  понимания игры.Качества присущие наставнику. Мотивация учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Методика обучения игры в баскетбол учащихся младшего и среднего возрастов»

Каждый из начинать играть в баскетбол по-разному. Многие из нас впервые познакомились с данной игрой в школе, а некоторые, не замечая этого, еще и с  раннего детства. Вспомните - игрушечный обруч дома, кольцеброс, игра, перебрасывание колец и ловля их на лету на палку. Так или иначе,  это и будет началом вашего интереса к данному виду спорта. Также мы начинаем заниматься баскетболом с друзьями во дворе или на площадках  в школе. Изучать даже упрощенные правила игры важно для нашего постоянного интереса к баскетболу.

На этапе ознакомления  и освоения мы получаем базовое понимание того, как играть. Благодаря родителям, ребятам со двора, тренерам в спортивных школах мы начинаем интересоваться баскетболом как видом спорта и изучать более подробно правила игры. Многие  начинающие игроки развивают навыки, подражая своим сверстникам или спортсменам, которых они видят на более высоких уровнях игры, например по телевизору или на профессиональных турнирах.

Возможно, кто-то из вас верит, что сможет добиться успеха на более высоком уровне. Но, вам обязательно стоит учитывать, что достичь этого можно только через тяжелую работу, самоотверженность и использование своих лучших качеств. И тогда вы сможете играть в баскетбол достаточно хорошо, чтобы сначала стать лучшими  игроками своей школы, а после спортсменами более высокого уровня.

Тренера и преподаватели в школе должны сразу  предупредить: не все из вас достигнут желаемого успеха. Еще меньшее количество игроков будет отобрано для игры за сборную города, а тем более национальную команду своей страны.

Важно понимать и принимать тот факт, что кем бы вы ни были: игроком высокого уровня или просто любителем данной игры, все вы будете вовлечены в баскетбол и он станет частью вашей жизни. А для некоторых это станет ее смыслом. Например, известно много случаев, когда бывшие игроки становились учителями, тренерами, комментаторами и просто не могли бросить дело всей своей жизни.

Есть много причин, почему человек решил стать наставником по баскетболу. Как мы писали ранее, некоторые из нас - бывшие игроки, которые  надеются вернуться или остаться затянутым в игру. У некоторых из нас есть дети, которых мы надеемся вовлечь в любимую игру.  Также, многие ребята просят нас помочь улучшить свои  навыки в игре. Независимо от вашей причины, тренировка молодых игроков требует высокого уровня ответственности и зрелости. Именно тренировка молодых игроков должна быть увлекательной, захватывающей, полезной и веселой. Чтобы подготовить себя, примите во внимание следующее характеристики, которые необходимы каждому баскетбольному наставнику:

ТЕРПЕНИЕ. Помните, что вы тренируете детей. Молодых людей нужно обучать, но они также нуждаются в возможности и свободе делать ошибки. Ваша роль как тренера состоит в том, чтобы преподавать, а затем помогать вашим игрокам учиться на своих просчетах. Вместо того, чтобы ожидать от ваших игроков безупречной игры,  вы должны дать им возможность развиваться на собственных промахах и осечках. Этот подход требует значительного количества терпения, но будет максимально полезен в дальнейшем.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЗРЕЛОСТЬ. Даже на начальном этапе обучения, во время игры во всю кипят нешуточные страсти. Ваш долг вести себя как ответственный взрослый наставник при любых обстоятельствах. Вы всегда должны держать свои эмоции под контролем, несмотря на всевозможные ошибки и неудачи.

Вы всякий раз будете под наблюдением людей, имеющих отношение к игре: зрителей, родителей, болельщиков, игроков и тренеров других команд и так далее. Поэтому вы должны демонстрировать сдержанность во всех игровых и неигровых ситуациях.

ЗНАНИЕ БАСКЕТБОЛА. Как и любое динамично развивающееся явление, баскетбол не стоит на месте. Поэтому, вы, как наставник, всегда должны следить за тенденциями изменения правил игры и судейства  в любой момент времени. Только так вы сможете добиться наивысших результатов.

РАССТАВЛЯТЬ ПРИОРИТЕТЫ. Важно понимать, что, как и любом спорте, в баскетболе важна не победа, а участие. Особенно это касается ребят, которые только начинают познавать  азы игры. Действительно, наибольшую. пользу для определения уровня игры команды, а также пути развития отдельных игроков имеют поражения, нежели победы. Это связано с тем, что при неудачах мы выявляем свои недостатки и слабые места, которые, вскоре, можем исправить и улучшить.

Есть четыре основных качества, которым хороший наставник должен обучить своих подопечных. Этими качествами должен обладать каждый потенциальный игрок команды:

БЫТЬ ТЕРПЕЛИВЫМ. Игрок, который обладает терпением, принимает и признает, что существуют такие технические элементы, о которых он еще не знает и соответственно  не может сделать в данный момент. Такой член команды готов пойти на уступки ради достижения общей цели, чтобы в будущем добиться наилучших результатов.

ОСОЗНАВАТЬ ЦЕЛЬ. Легче всего обучать игрока, осознающего свою цель и стремящегося к ней несмотря на всевозможные трудности и неудачи, встречающиеся у него на пути. Главная цель учителя- научить своих учеников акцентировать внимание не на том, что "блестит", хватаясь за все сразу, а сформулировать перед собой реальные задачи, чего необходимо добиться в жизни, что нужно получить в дальнейшем и что для этого требуется.

НЕ ОПУСКАТЬ РУКИ. Игрок, теряющий возможность и способность действовать правильно и надежно при виде малейших трудностей,  не добьется в баскетболе никаких результатов. Достигая цели, мы не можем двигаться вперед и успешно работать, без веры в себя, в свои силы. Задача тренера состоит в укреплении морального духа своих подопечных и их наставлении на единственно верный путь. Кропотливый труд, образование, уважение всех, с кем мы живем и учимся, принесут нам необходимую веру. Сильнее ее нет ничего. Человек с верой может все. В это нужно только поверить и упорно работать.

ВЕРИТЬ В ТРЕНЕРА. Для того, чтобы достичь высоких результатов, игрок должен довериться своему тренеру. Ценить своего учителя, тренера, наставника по жизни - это одно из главных условий успехов, удач и побед. Настоящий учитель поможет, подскажет, как сформировать цель, зная ваши предрасположенности, возможности, знания, умения и желания. Он должен понимать, что наставник, совместно с родителями,  желает ему только лучшего. Если такого доверия не будет, то не будет и прогресса, и, возможно, игрок начнет стагнировать или даже хуже.

В своей работе наставники используют различные методы и приемы. Наиболее важнейшие из них мы хотим отметить в данной статье. Они помогут вам в улучшении взаимопонимания между игроками, а также между учениками и тренером. Используя эти методы можно объяснить подопечными положительные и отрицательные стороны моментов, с которыми они встретятся в будущем не только в игре, но и в жизни.

• Уделите время, чтобы научить игроков истине, что независимо от того, что как бы они не старались контролировать разного рода ситуации, жизнь всегда будет состоять из взлетов и падений. Получение такого незаменимого опыта закладывает основу для решения последующих проблем, которые могут возникнуть.

• Прислушивайтесь к своим игрокам, чтобы помочь им разобраться, что они чувствуют. Например, спросите: "Похоже ты раздражен. - Ситуация тебя разозлила?". Задавая подобные вопросы игроки будут верить, что вы их слышите.

• Честно критикуйте поведение игрока в ситуации, но не критикуйте его общий характер. Например, фраза «Команда потеряла мяч, ты можешь владеть им намного лучше» гораздо эффективнее, чем «Ты никогда не слушаешь и не выполняешь то, что я говорю».

• Обсуждайте с игроком его предыдущие игры, найдите в них его положительные и отрицательные стороны, и постарайтесь их исправить, чтобы в будущем ваш подопечный стал еще лучше.  

• Показывайте свое участие, самообладание вашим игрокам, когда они сталкиваются с неблагоприятными ситуациями. Тренер, обладающий данными качествами пользуется большим авторитетом и пониманием со стороны своих подопечных.

Для меня, как для тренера, важно, чтобы каждый игрок видел для себя определенную цель. Однако, такая постановка нужна не только отдельным подопечным, но и всей команде в целом.

Каждый человек ставит в жизни перед собой задачи с желанием реализовать их в жизнь. Конечно же, большая часть из нас является максималистами ставя перед собой запредельные цели. Но кто из учеников может реально оценить свои возможности? А это один из главных вопросов в постановке намеченной цели. Большинство игроков школьной команды не смогут играть в баскетбол как звезды НБА, хотя в юности, наверняка мечтали и стремились быть самыми лучшими, не только в классе на уроках, но и в сборной школы,  играя за город и т.д. Цель должна быть реальной и адекватной, на грани выполнения. Завышая цель мы можем поломать человека, а при заниженной -погружаем его в лень, пассивность, высокомерие. Поэтому постановка целей, адекватной возможностям, является главной задачей учителей и наставников.

Постановка целей позволяет выбирать методы обучения, которые будут максимально эффективны для команды и каждого игрока в отдельности.

Установка достижимых целей даст дополнительную мотивацию при занятиях  игрой.  Как только игрок  или команда достигли поставленной цели они могут ставить перед собой более сложные задачи.

Теперь хотелось бы рассмотреть некоторые методики обучения, которые применяются для обучения детей на начальной стадии. Именно они являются азами игры, и без них дальнейшее развитие невозможно.

Работа с мячом и дриблинг имеют первостепенное значение. Эти два навыка позволяют грамотно и рационально передвигаться по всей площадке. На базовом уровне владения мячом и дриблингом  применяются, для того, чтобы игроки смогли в дальнейшем участвовать в игре два на два, три на три, четыре на четыре, и в конце концов, пять на пять.

Владение мячом на месте - эффективный и действенный способ, чтобы помочь игрокам повысить уровень комфорта при перемещении по площадке. Хотя некоторые из упражнений, которые дает тренер на тренировка никогда не используются в игре, однако они все же необходимы для развития уверенности игрока, в частности, в ситуациях борьбы с соперниками. Ниже приведены несколько примеров

1."Восьмерка" с началом вращения из-за спины.

2. Вращение вокруг талии.

3.Вращение  вокруг головы.

Передача и ловля мяча - это фундаментальные навыки игры в баскетбол. Гарантировано, что игроки, хорошо играющие в пас и ловящие передачи ,имеют прекрасные шансы стать важными членами команды. Существует несколько примеров для развития данного навыка:

1. Передача мяча из положения над головой.

2. Ловля двумя руками опущенными вниз.

3. Развитие периферического зрения в упражнении с двумя мячами.

Обработка мяча является одним из важнейших аспектов игры. Именно она помогает игрокам уверенно двигаться по площадке при давлении со стороны соперника. Как и в предыдущем примере, многие из упражнений не применяются в игре, они все же должны быть включены в тренировку для общего развития игроков. Также пара примеров:

1. Поворот на 360° со сменой ведущей руки.

2. Обратное ведение мяча.

Существуют различные виды дриблинга, которые должны уметь выполнять подопечные при нападении и защите. В любой момент игрок может завладеть мячом.  Это навык, в основе которого лежит не зрение, а осязание. Чтобы не допустить досадных ошибок и непредвиденных потерь, каждый должен уметь грамотно распорядиться мячом после его получения. Тренеры должны обучать подопечных зигзагообразным способам передвижениям для того, чтобы игрок защиты мог оперативно реагировать на движения нападающего, предотвращать продвижение противника к своему кольцу.  

Дриблинг является одним из таких методов. Вот несколько примеров:

1. Ведение мяча по определенным линиям на площадке.

2.Выполнение дриблинга вправо, возвращается влево, создавая зигзагообразное движение.

Накрытие - исходный способ обучения игроков на ранней стадии. Данный прием позволяет игроку защиты одновременно закрывать и контролировать нападающего с мячом. Благодаря накрытию игрок защиты снижает вероятность точного броска противника, а также препятствует ему в дальнейшем продвижении к кольцу, тем самым, замедляя атаку.

1. Накрывание и отбивание мяча из различных исходных положений по отношению к нападающему, совершающему дистанционные броски мяча с места и  в медленном темпе.

При обучении этим приемам надо дать понять ученикам, что овладеть мячом надо «чисто», не задев противника.

Игроки, которые могут менять скорость и направление при движении, становятся

более эффективными во всех аспектах  игры. Понимание варьирования скорости и направления формирует основу для многих других навыков, которым игроки будут учиться на более высоких уровнях.

1.Ведение и изменением темпа.

2.Используя точно специфическое ведение должны быстро остановиться, контролируя движения, по команде тренера (по свистку)

Передача мяча в парах на ходу. Важно понимать, что пасы являются неотъемлемой частью игры. Данный элемент встретиться игрокам в любом матче, поэтому они должны быть всегда к нему готовы. Передачи и ловли мяча - лучший способ нападающей командной игры и они являются наиболее эффективным путем достижения цели. Например:

1.Движение игрока по прямой, контролируемый  даже  одним соперником, передвигается  из центра в вправо,  и обратно в центр,  в влево и обратно в центр.

2.Передача мяча в парах в движении с изменением скорости и направления движения.

3. Передача мяча партнеру; движение для получения передачи; ловля, поворот, передача; движение для получения передачи; ловля, поворот, передача; поворот, передача; движение для получения передачи; получение мяча и бросок в движении или после остановки.

Действия игрока после отскока мяча от пола. Эти упражнения учат игроков как правильно принимать мяч в определенные моменты игры.

1. Передача мяча двумя руками от груди (прямо и с отскоком от площадки).

2.Передача мяча одной рукой от плеча (прямо и с отскоком от площадки).

3. Борьба за мяч у стены.

Блок и заслон. Игроки команд должны иметь представление и уметь выполнять блоки и заслоны во время игры. Игроки на начальном уровне обучения должны правильно выполнять защитные действия, чтобы помочь товарищам по команде пройти под кольцо. Примеры для развития данной техники:

1.Первое движение, увидев атакующего игрока, сделать шаг в его сторону при попытке прохода.

2. При постановке заслона игроку, стоящему на месте, применяют передний, задний или боковой заслон. Их различают в зависимости от того, где по отношению к сопернику располагается ставящий заслон нападающий.

Основным элементом игры в баскетболе является конечно же  бросок. Это фундаментальное обучение в данной игре . Цель игры - забить мяч в кольцо согласно всем правилам. Для того чтобы броски получались у игроков на автомате, они должны владеть всеми навыками и техникой самого броска. Основным способом считается бросок двумя руками.  После того, как игрок овладел техникой броска, можно учить выполнять бросок с двух шагов. Нельзя забывать тот факт, что не стоит начинать тренировку с выполнения данного упражнения. Это может стать причиной серьезных травм, а также плохо скажется на технике броска. Мы рассмотрели лишь малую часть методик по обучению детей начальной и средней школы   игры в баскетбол. Их же конечно великое множество. Хотелось бы отметить выдающегося тренера Е.Гомельского, С. Белова, Ю Железняк,
автора поурочной учебной программы для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.

Баскетбол – спортивная игра, требующая соответствующей физической, технической и тактической подготовки игроков, что достигается при помощи специальных и постоянных тренировок. Основное внимание должно быть направлено не на подготовку в узкой направленности, а на создание общих предпосылок успешного обучения спортивным играм в школе.

Баскетбол является увлекательной атлетической игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания. Не случайно он очень популярен среди школьников.

Разнообразие технических и тактических действий игры в баскетбол и собственно игровая деятельность обладают уникальными свойствами для формирования жизненно важных навыков и умений школьников, всестороннего развития их физических и психических качеств. Освоенные двигательные действия игры в баскетбол и сопряженные с ними физические упражнения являются эффективными средствами укрепления здоровья и рекреации и могут использоваться человеком на протяжении всей его жизни в самостоятельных формах занятий физической культуры.

Моя  задача,  как учителя,  постоянно быть в поиске новых идей, иметь желание постоянно совершенствовать свои умения и навыки, доказывать свою компетентность, свой уровень, мастерство и профессионализм. Следует наслаждаться даже самыми малыми успехам и даже  неудачами. Все в наших руках и необходимо верить в это, работая, проявляя терпение и радуясь даже маленьким победам, из которых складывается большой результат.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования детей «Куклы вокруг нас»(предназначена для детей младшего и среднего возраста,рассчитана на три года обучения)

Образовательная программа дополнительного образования детей  « Куклы вокруг нас»  содержит теоретические и практические материалы по развитию творческой личности детей средствами театральног...

картотека малоподвижных игр младший и средний возраст

Малоподвижные игры Это игры, в которые играют практически на месте, но есть некоторые движения (сидя, стоя или во время спокойного шага). Также это спокойные игры, нацеленные не на развитие мышц ребен...

Подвижные игры как средство профилактики СДВГ в среднем возрасте детей дошкольного обучения

Здесь представлены классификация и содержание подвижно-ролевых игр, сюжетных сценариев для профилактической работы в дошкольном учебном заведении. Меры воздействия, применительно к разновидности нозол...

Тема"Обучение игре "Квадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом"

Тема: " Обучение игре "Кквадрат" для детей младшего школьного возраста с целью формирования навыка овладения мячом" ( из опыта работы учителя физической культуры)...

Методическая статья :"Вокальные упражнения как способ формирования певческих навыков у учащихся младшего и среднего возраста".

Почему важно распеваться перед пением?    Так же, как спортсмен готовится к состязанием, овладению какому-либо спортивному достижению, онпроводит ряд упражнений, «разогревающих» ...

Методика обучения шахматам детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Методика обучения детей шахматам имеет большое значение....