Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у младших школьников
методическая разработка по физкультуре

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Как показали исследования, младший школьный возраст является одним из благоприятных для развития координационных способностей. Особенно эффективным методом, для разработки ловкости учащихся начальных классов является применение популярных игр, например футбола.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metraz_podvizhnye_igry_shkolniki.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижные игры с мячом как средство развития ловкости у младших школьников

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и так называемой игровой ловкости у младших школьников. Из практики давно известно: чтобы узнать, насколько складен в движениях, координирован ребёнок, порой достаточно проверить, как он выполняет броски, ловлю, ведение и другие задания с мячом. Вот поэтому включение в программу физического воспитания учащихся 1 – 4 классов упражнений с большими и малыми мячами полностью себя оправдывают. Как показали исследования, младший школьный возраст является одним из благоприятных для развития координационных способностей. Особенно эффективным методом, для разработки ловкости учащихся начальных классов является применение популярных игр, например футбола.

Футбол как средство физического воспитания способствует всестороннему физическому развитию и укреплению здоровья. Он формирует ценные морально-волевые качества: коллективизм, взаимопомощь, уважение к сверстникам, являющимся партнёрами или соперниками в играх, сознательную дисциплину, активность, чувство ответственности.

Использование футбола и мини-футбола в учебной методике на уроках физкультуры, расширяет и углубляет знания учащихся по футболу. В процессе занятий происходит закрепление и совершенствование знания учебного материала, изучаемого на уроках. Кроме этого, у учащихся расширяются и углубляются знания о видах спорта и физкультурно-спортивной деятельности. В условиях спортивных соревнований формируется стойкая мотивация для систематических занятий различными видами спорта.

Содержание учебной программы должно ориентировать педагога на творческий подход в работе с учащимися, проведение олимпиад, викторин, различных конкурсов, выставок фотографий, рисунков и т.д.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по физической культуре в начальной школе.

Предмет исследования: средства и методы формирования двигательных умений.

Выполнение учебной программы должно быть направлено на решение следующих задач:

  • повышение общей физической подготовленности учащихся и укрепление их здоровья;
  • развитие ловкости младших школьников;
  • формирование умений и навыков владения мячом, сотрудничество со сверстниками в процессе совместной физкультурной и спортивной деятельности;
  • воспитание положительных черт характера: дисциплинированности, доброжелательности, коллективизма, честности, отзывчивости, смелости;
  • отбор и передача талантливых и перспективных учащихся в учебно-тренировочные группы по футболу специализированных учебно-спортивных учреждений.
  • Одна из основных тенденций развития современного общества - это сохранение и укрепление здоровья человека. Для выполнения данного требования необходима популяризация различных видов спорта, здорового образа жизни. Занятия по футболу и мини - футболу являются хорошей школой физической культуры, школой укрепления здоровья, школой формирования моральных и волевых качеств, школой навыков общественного поведения.

1. ОСОБЕННОСТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ СРЕДСТВАМИ ПОДВИЖНЫХ ИГР

1.1. Двигательная активность младших школьников

Возможность научиться рациональным двигательным действиям зависит от приобретения знаний о сути, правилах и условиях их выполнения, но превращение знаний в действие может произойти лишь на основе его практического осуществления.

При овладении техникой какого-либо двигательного действия, вначале возникает умение его выполнить, затем, по мере дальнейшего углубления и совершенствования, умение постепенно переходит в навык. Умение и навык отличаются друг от друга главным образом степенью их освоенности, то есть способами управления со стороны сознания человека. Умение выполнять новое двигательное действие возникает на основе следующих предпосылок: овладения необходимыми знаниями о технике действия, наличие двигательного опыта, достаточного уровня физической подготовленности, при творческом мышлении в процессе построения новой формы движений.

Обычно двигательное действие выполняется вначале с повышенным напряжением и лишними движениями, вынужденными задержками между входящими в него операциями, скованно и замедленно. Это обусловлено неотлаженностью операций и отсутствием прочных связей между ними , необходимостью детально контролировать движения и концентрировать внимание на всех основных моментах действия.

«Двигательное умение — это такой уровень владения двигательным действием, который отличается необходимостью подробного сознательного контроля за действием всех основных опорных точек, невысокой быстротой, нестабильностью, итогов, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и малой прочностью запоминания». Двигательные умения имеют большое дидактическое значение. Их формирование требует от ребёнка активного участия в обучении, приучает анализировать сущность поставленных задач, условия исполнения, управлять собственной умственной, перцептивной и двигательной деятельностью.

В современных условиях требования к качеству подготовки специалистов по физической культуре возрастают, в том числе требования к эффективному обучению детей и молодежи новым двигательным действиям. Поэтому проблема совершенствования двигательных качеств и умений не только актуальна для подрастающего поколения, которое воспитано на компьютерных играх, социальных сетях, но и для сфере подготовки педагогов по физической культуре (ФК).

1.2. Методические подходы к организации занятий с мячом в начальной школе

Овладение учащимися начальных классов рациональной техникой метания малых мячей положительно сказывается в будущем при освоении метания гранаты, копья, диска, толкании ядра. Более того, упражнения с мячами разной массы и формы положительно сказывается на формировании учащихся разнообразных навыков при письме, рисовании, конструировании, резьбе, лепке и т.д.

Уже первые попытки в ловле, передаче и ведении мяча требуют от первоклассника проявления необходимых координационных способностей. Однако упражнения с мячом можно лишь тогда рассматривать как координационные, когда они на этапе начального и углублённого разучивания предъявляют повышенные требования к проявлению у занимающихся основных свойств координационных способностей - точности, быстроты, рациональности, а на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования – ещё и двигательной находчивости, т.е. умения применять навыки работы с мячом в различных условиях игровой деятельности.

Также, координационные упражнения должны содержать элементы новизны или являться для исполнения новыми и необычными.

И наконец, упражнения с мячами будут только тогда способствовать развитию координационных способностей, когда они, являясь знакомыми и в какой-то степени привычными для занимающихся и в то же время выполняются:

  • при заданном изменении отдельных характеристик (пространственных, временных, силовых или их сочетании);
  • при изменении привычного способа двигательного действия;
  • в непривычных сочетаниях;
  • при различных внешних условиях.

Далее будут приведены упражнения с большими мячами. Они направлены на развитие координационных способностей, относящихся к группе спортивно игровых двигательных действий. Вместе с тем на уроках в начальной школе эти упражнения можно использовать с таким расчетом, чтобы они оказывали воздействие преимущественно на одну или несколько специфических координационных способностей. Это, например способность:

  • к ориентированию в пространстве и быстроте перестроения двигательных действий;
  • способность точно воспроизводить, отмеривать и оценивать пространственные, временные и силовые параметры движений;
  • способность к ритму и реакции.

Из данных упражнений можно подобрать и составить комплексы, определить число повторений с учётом возраста занимающихся и уровня их физической подготовки.

Примерные упражнения для развития координационных способностей на этапе начального разучивания двигательных действий с мячами:

  • Стоя в шеренге. Передача мяча из рук в руки (вправо, влево) перед грудью, за спиной.
  • Стоя в колонне. Передача мяча из рук в руки над головой, между ногами.
  • В парах. Занимающиеся стоят лицом друг к другу. Перекатывание мяча одной и двумя руками. То же стоя на полу ноги врозь на расстоянии 3-4 метров.
  • Стоя в двух шеренгах лицом друг к другу, ноги врозь. Первые игроки перекатывают двумя руками свои мячи партнёрам, стоящим напротив. Те, наклонившись вперёд, ловят мячи двумя руками и поднимают над головой. После этого накланяются вперёд и перекатывают мячи по полу первым номерам.
  • Броски мяча вверх и ловля его двумя руками.
  • Броски мяча вниз и ловля его двумя руками, а затем одной рукой.
  • Мяч в правой (левой) руке. 1-подбросить мяч вверх; 2-поймать его той же рукой; 3-ударить мяч об пол; 4-поймать мяч.
  • Мяч впереди в правой руке. Подбросить мяч вверх влево, поймать его левой рукой. Подбросить мяч вверх - вправо, поймать его правой рукой. В такт броскам и ловле мяча можно сгибать и разгибать ноги.
  • Стоя в парах ноги врозь лицом друг к другу. Расстояние между партнёрами 2-4 метра. Передача и ловля мяча двумя руками снизу.
  • Стоя в парах. Передача и ловля мяча двумя руками от груди.
  • Стоя в парах. Передача двумя руками из-за головы и ловля двумя руками.
  • Подбрасывание мяча правой (левой) рукой и ловля двумя руками.
  • Удары мячом об пол правой рукой и ловля левой (и наоборот).
  • Броски мяча в стену двумя руками от груди и ловля его. То же после отскока мяча от пола и ловля его.
  • Ведение мяча на месте.
  • Ведение мяча вокруг партнёра.
  • Ведение мяча правой левой рукой в ходьбе.
  • Броски мяча поочерёдно правой (левой) рукой от плеча в стену и ловля его двумя руками.
  • Перебрасывание мяча через сетку или веревку, натянутую на высоте 1,5 – 2 метра.
  • Броски мяча снизу, сверху, из-за головы в обруч, лежащий на полу на расстоянии 2-3 метров.
  • Броски мяча в корзину или круг на точность попадания.

Примерные упражнения для совершенствования координационных способностей на этапе закрепления и дальнейшего совершенствования двигательных действий с мячом.

  • Ведение мяча в сочетании с остановкой, передачей или броском.
  • В парах во время ходьбы передача мяча при сближении и удалении партнёров.
  • Передача мяча в парах при противодействии одного защитника.
  • В парах на расстоянии 2 метров друг от друга. По сигналу учителя партнёры начинают передавать мяч друг другу заданным способом. Побеждает пара, сделавшая раньше всех 10 передач не уронив мяча.
  • То же стоя в шеренгах на лицевых линиях волейбольной площадки.
  • Броски мяча в цель, установленную на высоте 1,5 – 2 метров, разными способами: после ловли, после ведения с фиксацией остановки.
  • То же, но броски в горизонтальную мишень обруч, кольцо.

Методические указания к применению упражнений с мячами.

Чтобы учащиеся 1 – 4 классов успешно овладевали умениями и навыками в бросках и ловле больших и малых мячей демонстрировали высокий уровень развития координационных способностей учителю необходимо учитывать некоторые особенности использования упражнений. Так на уроке, в который включено обучение двигательным действиям с мячами, учащимся рекомендовано выполнять по 4-6 приведённых выше упражнений. При этом общее количество повторений упражнений в бросках и ловле мяча должно быть достаточно большим – до 30-40 раз. Следует также обращать внимание на то, чтобы каждый бросок занимающиеся выполняли в соответствии с заданием учителя.

При обучении двигательным действиям с мячами необходимо идти от простых и доступных упражнений, к более сложным. Это надо учитывать при составлении комплексов.

В овладении двигательными действиями с большими мячами дети 7-10 лет показывают ярко выраженные индивидуальные особенности. Одни быстро и легко осваивают эти действия, другие обучаются им значительно дольше. Поэтому упражнения с мячами предоставляют хорошие возможности для осуществления индивидуального, дифференцированного подхода в обучении и совершенствовании.

Эстафеты и подвижные игры с мячами.

«Школа мяча». Команды строятся в колонны по одному, в руках у направляющих по мячу. Перед каждой колонной на полу размечен круг диаметром 60-70 сантиметров. По сигналу направляющий, ударив мячом в круг двумя руками, уходит в конец колонны. После отскока мяч ловит следующий игрок, который повторяет задание и т.д. Побеждает команда первой закончившая эстафету и сделавшая меньше ошибок.

«Мяч в корзину». Команды стоят в колонны по одному перед линией броска за которой н расстоянии 2-4 метров установлены большие корзины или ящики. По сигналу первые номера в руках, которых по мячу, поочерёдно выполняют броски двумя руками снизу, стараясь забросить мяч в корзину. Игрок, выполнивший бросок становится в конец колонны. Побеждает команда, у которой больше попаданий.

Передвижения с мячом». Играющие строятся в колонны по одному. В руках у направляющих мячи. По сигналу участники поочерёдно выполняют различные задания. Пробегая с мячом указанное расстояние (6-10 метров). Способы передвижения с мячом: Держа мяч на ладони; ударяя мячом об пол с ловлей двумя руками; Ведение мяча одной рукой; ведя мяч ногами и т.д.

«Играй, но мяч не теряй». Каждый учащийся самостоятельно играет с мячом в любом свободном месте зала. По сигналу все как можно быстрее должны поднять мяч вверх. Опоздавшие получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Выигрывают учащиеся, которые во время игры не получили штрафных очков.

Развивая координационные способности можно давать детям ещё ряд игр и эстафет: «Быстро и точно», «Попади в обруч», «Перекати мяч», «Передача мяча», «Мяч водящему», «Гонка мячей по кругу», «Овладей мячом» и т.д.

Эстафеты и подвижные игры можно включать в урок физкультуры лишь в том случае, когда применяемые в них действия достаточно хорошо освоены учащимися. В противном случае использование эстафет и подвижных игр может повлечь за собой образование неправильных навыков и умений.

Для совершенствования координационных способностей, проявляемых в упражнениях с мячами на уроках в 1-4 классах, проводится 1-2 эстафеты или подвижные игры.

Продолжительность этапов начального обучения и углублённого разучивания зависит от ряда обстоятельств: индивидуальные особенности школьников, наличия необходимого инвентаря, мастерства учителя. Однако в среднем на этап начального разучивания упражнений уходит примерно 6-8 уроков, а на этап углубленного разучивания 8-10 уроков. На этап закрепления и дальнейшего совершенствования до14 уроков. На этом освоение и совершенствование данных двигательных действий не заканчивается. Оно продолжается в 5-6 классах с использованием более сложных в координационном отношении упражнений.

1.3. Формы организации физического воспитания школьников

Процесс физического воспитания школьников складывается из многочисленных, и проводимых в определённой системе, занятий физическими упражнениями. Все эти занятия можно подразделить на несколько групп, каждая из которых из-за своих особенностей, требует и особых форм организации занятий.

Ф о р м а физического воспитания - это определённым образом организованная система использования средств и методов, направленная на решение специфических, характерных только для неё, задач.

Реализация всего многообразия форм физического воспитания школьников организуется в основном в трёх сферах:

• в учебных заведениях всех типов;

• в организациях и учреждениях, осуществляющих внешкольное воспитание

• в условиях семейного быта.

В отечественной системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ сложились разнообразные формы организации занятий физическими упражнениями. Основными из них являются:

• классно-урочная форма физкультурных занятий;

• физкультурно-оздоровительные мероприятия, проводимые в структуре учебного дня, к которым относятся: гимнастика до занятий, физкультминутки и физкультпаузы во время во время уроков, подвижные перемены, физкультурные занятия в группах продлённого дня;

• внеклассные формы физкультурно-спортивных занятий, включающие: занятия в спортивных секциях и кружках физической культуры, занятия в группах общей физической подготовки, занятия в группах лечебно-оздоровительной физической культуры;

• общешкольные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия, к которым относятся: школьные спартакиады, первенства по отдельным видам спорта, туристские походы и слёты, ежемесячные дни здоровья и спорта;

• реализация межпредметных связей в системе школьного образования, когда в содержание уроков по другим общеобразовательным дисциплинам включаются преподавание и усвоение знаний по физической культуре;

Всё это многообразие форм должно обязательно дополняться комплексом самостоятельных физкультурно-спортивных занятий в рамках реализации форм семейной и “дворовой” физической культуры: утренняя гигиеническая гимнастика, закаливание, спортивные и подвижные игры во дворе и местах отдыха, выполнение домашних заданий по физической культуре, турпоходы выходного дня, подготовка и участие в соревнованиях типа “Папа, мама, я - спортивная семья” и т. п.

К сожалению, очень распространённым является мнение о том, что такое многообразие форм необходимо исключительно для увеличения длительности воздействия, увеличения времени и общего объёма занятий физическими упражнениями в течение учебного дня, учебной недели школьников. Это действительно очень важно, но главное всё же в другом. Дело в том, что изъятие хотя бы одного звена из комплексной организации физического воспитания учащихся приводит не только к нарушению непрерывности этого процесса, но и невозможности обеспечения качественного решения всего комплекса задач физического воспитания. Это обусловлено тем, что каждая из перечисленных форм организации физического воспитания школьников имеет собственную целевую направленность и призвана решать свои специфические задачи. Из этого следует ряд взаимосвязанных и очень важных положений.

Во-первых, игнорирование какой-то из форм существенно обедняет целостный процесс физического воспитания, так как исключает возможность решения целой группы специфических задач физического воспитания.

Во-вторых, это свидетельствует не только о нежелательности, но и невозможности полноценной подмены одних форм другими.

В-третьих, полноценное решение всех задач физического воспитания школьников возможно только на основе комплексного использования всех форм занятий физическими упражнениями.

В-четвертых, успешное решение всего комплекса задач физического воспитания школьников возможно только на основе объединения усилий всего педагогического коллектива школы, родителей учащихся, а также проявления со стороны самих школьников искренней заинтересованности, высокой активности, самоорганизации и самоуправления.

Эффективная реализация форм физического воспитания тесно связана с представлениями о рациональном двигательном режиме школьников, который в значительной мере определяется совокупностью форм физического воспитания, реализуемых в той или иной школе. Как уже отмечалось, наиболее полным он бывает тогда, когда школьные формы физического воспитания дополняются самостоятельно организованными занятиями и спонтанной двигательной активностью. Из этого следует, что ежедневный двигательный режим школьника должен состоять из следующих слагаемых.

• Утренняя гигиеническая гимнастика. Должна выполняться каждое утро и состоять из 9 - 10 упражнений. Их выполнение ускоряет переход от состояния сна к бодрствованию, стимулирует деятельность центральной нервной системы, активизирует работу всех органов и систем организма, способствует бодрому, жизнерадостному настроению.

• Прогулки по дороге в школу и обратно. Само пребывание на свежем воздухе в сочетании с энергичной ходьбой дает общеукрепляющий, оздоровительный эффект.

• Гимнастика до учебных занятий. Призвана содействовать созданию условий для активного начала учебного дня, мобилизации на продуктивную работу на уроках.

• Уроки физической культуры. Их содержание определяется Государственным стандартом и учебной программой. Предполагают освоение учащимися знаний, необходимых для более целенаправленных и эффективных занятий физическими упражнениями, овладения различными двигательными умениями и навыками, а также целенаправленного развития основных двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости; а также воспитания воли, смелости, решительности, настойчивости и др.

• Физкультминутки на уроках, а также во время приготовления домашних заданий. Они помогают преодолеть утомление, появляющееся в результате напряженного умственного труда. Переключение с умственной деятельности на активное выполнение физических упражнений позволяет быстрее восстанавливать умственную работоспособность

• Физические упражнения и подвижные игры во время больших перемен способствуют эмоциональной разрядке, активному отдыху школьников в середине учебного дня

• Ежедневные “Часы здоровья” Позволяют учащимся в течение 40-60 минут заниматься разнообразными физическими упражнениями по собственному выбору. В значительной мере способствуют профилактике заболеваний, являющихся следствием недостатка двигательной активности

• Спортивный час. Проводится в группах продлённого дня для учащихся младших классов. Помогает снять усталость после уроков. Эта форма занятий имеет большое оздоровительно значение и закаливающий эффект, предполагает участие младших школьников в различных соревнованиях, конкурсах, играх и т. п.

• Занятия в кружках, группах, секциях по различным видам спорта. Способствуют приобщению школьников к систематическим занятиям физическими упражнениями, повышению уровня общей и специальной физической подготовки, удовлетворению индивидуальных интересов и потребностей в занятиях любимым видом спорта, раскрытию и совершенствованию спортивных талантов, подготовке к участию в спортивных соревнованиях и т. п.

• Общешкольные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия К ним относятся ежемесячные дни здоровья и спорта, физкультурные праздники, общешкольные соревнования и т. п. Эти массовые мероприятия позволяют вовлекать в занятия физическими упражнениями всех учащихся, способствуют приобщению, привитию интереса и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями, каким-либо видом спорта и т. п.

• Самостоятельные занятия физическими упражнениями. Являются важнейшим компонентом двигательного режима. При определенных условиях могут оказаться самым эффективным его элементом, так как в наибольшей степени согласуются с индивидуальными интересами и индивидуальными возможностями человека. Предполагают сформированность потребностно-мотивационной сферы, хорошее знание особенностей и индивидуальных возможностей своего организма, а также наличие инструктивно- методических знаний и умений по организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Двигательный режим может рассматриваться как достаточный и полностью удовлетворяющий потребности растущего организма в движениях, только при условии активного участия школьника во всех выше перечисленных формах физического воспитания, культивируемых в школе, а также внешкольных формах и систематических самостоятельных занятиях, общее количество времени которых должно приближаться к 12 - 14 часам в неделю.

Для младших школьников суммарное время на малые формы физического воспитания, такие как утренняя гигиеническая гимнастика, физкультпаузы, игры во время перемен, активный отдых, должно составлять около 2-2,5 часов в день. Особое значение среди этих форм имеет утренняя гимнастика. Именно с неё должно начинаться приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Достаточный по объему и интенсивности двигательный режим должен быть тесно связан с правильно организованным режимом питания. Вместе они являются важнейшим условием здоровья, хорошего физического и умственного развития школьников. Под режимом питания подразумевается кратность питания в течении суток, правильное распределение суточного рациона, правильное сочетание по времени с занятиями физическими упражнениями.

Правила приема пищи до и после занятий физическими упражнениями сводятся к следующему:

• после завтрака и обеда можно заниматься физическими упражнениями только через два часа;

• после второго завтрака или полдника - через час-полтора;

• интервал между окончанием занятий физическими упражнениями и приёмом пищи должен быть не менее 30-40 минут.

2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФУТБОЛУ И МИНИФУТБОЛУ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1. Основные принципы включения футбола и мини-футбола в образовательный процесс

Одним из важнейших требований, предъявляемых к факультативным занятиям по футболу, является достижение максимального оздоровительного эффекта для учащихся. Выбор места занятий и использование упражнений, подвижных игр, проведение спортивных соревнований должны соответствовать возрастно-половым особенностям учащихся.

Проведение и подготовка мест занятий осуществляется в соответствии с действующими санитарными нормами, правилами, гигиеническими нормативами и требованиями к содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования и правилами безопасности проведения занятий физической культурой и спортом.

Учащиеся, не прошедшие медицинский осмотр и не получившие разрешение врача, к практическим факультативным занятиям и участию в соревнованиях по футболу не допускаются.

На занятиях для девочек рекомендуется использовать облегчённые футбольные мячи размером № 4 (для мальчиков - мячи размером № 5) и гандбольные ворота. Для овладения техническими приёмами предусматривается также использование различных стоек.

Место проведения занятий выбирается в зависимости от сезона и местных условий, по возможности на свежем воздухе. Содержание практических занятий рекомендуется определять в зависимости от степени освоения учащимися двигательных умений и навыков, используемых во время игры в футбол, в том числе, полученных ими на уроках физической культуры. Особенности восприятия младших школьников требуют широкого использования на практических занятиях подвижных игр и эстафет с приемами игры в футбол.

Каждое занятие должно включать разминку с двигательными действиями, обусловленными основной его целью. Как правило, в неё входят доступные по координационной сложности и физической нагрузке упражнения без мяча: ходьба, разновидности бега, прыжки, упражнения в парах, тройках и т. д., которые способствуют должной двигательной активности занимающихся. Вторая часть занятия должна быть посвящена формированию и совершенствованию двигательных умений и навыков игры в футбол, а также игровой практике. В конце основной части занятия для закрепления технических примеров должна использоваться учебная игра. В заключительной части целесообразны упражнения на восстановление дыхания, обсуждение успехов и неудач.

Результатом внедрение занятий по футболу и мини-футболу в образовательный процесс должно стать:

  • увеличение количества учащихся, занимающихся физической культурой и спортом (до 80%).
  • снижение уровня заболеваемости учащихся школы.
  • повышение качества знаний учащихся.
  • повышение уровня культуры здоровья учащихся.
  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  • развитие этических качеств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
  • оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных заданий, проявлять доброжелательное и уважительное отношение при объяснении ошибок и способов их устранения.
  • организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементарные соревнования, осуществлять их объективное судейство.
  • формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
  • взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;

2.2. Методика обучения футболу

Футбол — любимая игра мальчишек. В футбол играют все и всюду. И совсем не обязательно большое поле, настоящие ворота, новенькие бутсы. Пришли 8—10 человек и, быстро разделившись на две команды, уже затеяли игру на ближайшей свободной площадке.

На уменьшенных полях соревнования по мини-футболу проводятся при численном составе каждой команды 4—8 человек. Правила соревнований в основном те же, что в футболе. Но есть и некоторые изменения, вызванные в основном размерами поля и количеством играющих. Например, на поле 25X50 м (рис. 1) от середины линии ворот проводится дуга радиусом 10 м, образуя штрафную площадку. В пределах ее, в 8 м от линии ворот, делается отметка, с которой пробивается штрафной удар без защиты (пенальти). Ворота высотой 2 м и шириной 3 м изготавливаются из дерева или металла и могут быть переносными. 

Дети 10—12 лет могут играть волейбольными или облегченными мячами, а подростки и юноши — обычными.

Заменять игроков во время матча можно любое количество раз. Замена производится, когда мяч вышел из игры;

Судейство можно проводить без судей на линии.

Продолжительность игры: для мальчиков 10— 12 лет — 30 мин., для подростков 13—15 лет — 40 мин., для юношей 16—18 лет 60 мин. Время игры делится на две половины с 10-минутным перерывом. Перед началом игры с центра все футболисты должны находиться на своей половине поля. Игроки команды, не выполняющей начального удара, располагаются на расстоянии не менее 3—6 м от, мяча.

Правила «вне игры» угловой удар отменяются. В случае выхода мяча за линию ворот от игрока защищающейся команды атакующая команда вбрасывает мяч руками из мест подачи углового удара.

При свободных и штрафных ударах игроки противоположной команды располагаются не менее чем в 5 м от мяча.

Мяч, перешедший боковую линию, вбрасывается в поле обеими руками с замахом из-за головы. Если после неточного удара по воротам мяч отскочит от лицевого борта и вновь возвратится на штрафную площадь, игроки атакующей команды могут забивать его в ворота.

За грубое нарушение правил и неспортивное поведение судья может сделать игроку предупреждение, удалить его с поля на 2, 5 мин. или до конца матча без права замены. Техника ударов, остановки мяча, ведения, игры вратаря в мини-футболе такая же, как и в большом футболе.

3. ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

На сегодняшний день, занятия физической культуры в школе являются немаловажной частью укрепления здоровья подрастающего поколения. Преподаватели физической культуры используют различные формы, методы и средства для того, чтобы занятия были интереснее и интереснее. Но зачастую они сталкиваются с некоторыми проблемами, которые могут приводить к разным осложнениям в ходе образовательного процесса.

Зачастую школьники не желают посещать уроки физкультуры. Многие дети систематически прогуливают урок физкультуры.

Чем же вызвано это массовое явление?

Дело в том, что в процессе физического воспитания, многие педагоги пренебрегают принципами обучения. В частности принципом индивидуализации. Они по какой- то причине не думают, даже не хотят думать о том, что в классе могут быть самые разные дети с самыми разными способностями и особенностями. Педагоги ставят на одну планку возможности всех учащихся, не задумываясь о том, что не все могут заниматься на одном уровне. А ведь эффективность обучения зависит от соответствия избираемых воздействий возможностям ученика, то есть, при соблюдении такого важного принципа обучения, как принцип индивидуализации .

В самом общем определении индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями учеников.

Индивидуализация в физическом воспитании предполагает необходимость учета функциональных возможностей, типологических особенностей ребенка. Он позволяет улучшать врожденные задатки, развивать способности, тренировать нервную систему, воспитывать положительные качества и способности ребенка.

Принцип индивидуализации в физическом воспитании осуществляется на основе общих закономерностей обучения и воспитания. Опираясь на индивидуальные особенности, педагог всесторонне развивает ребенка, планирует и прогнозирует его развитие. С учетом уровня индивидуальной подготовленности ребенка, его двигательных способностей и состояния здоровья намечаются пути совершенствования двигательных навыков, построения двигательного режима, приобщения к разным формам двигательной деятельности. Используя природные данные ребенка, педагог направляет и стабилизирует его всестороннее развитие .

Учитель обязан знать учебные возможности школьников усвоить содержание образования преподаваемой дисциплины, мог своевременно определить показатели физического развития, двигательной подготовленности и познавательных качеств, отклонения от установленных закономерностей, характерных для пола детей и подростков. С учетом выявленных особенностей учитель дифференцирует учебно-воспитательный процесс. Решению этой задачи способствуют углубленный медицинский осмотр учащихся, прогностические контрольные испытания по показателям двигательной подготовленности в начале учебного года, семестра, четверти, педагогические наблюдения на уроках.

Индивидуализация — процесс активный. Она предусматривает не только учет особенностей ребенка, но и совершенствование в процессе обучения его форм и функций.

Принцип индивидуализации требует учета уровня развития современного ребенка. Поэтому неправомерно оценивать, например, степень его физической подготовленности по стандартам, разработанным для сверстников, обучавшихся десятилетия назад. Однако и современные дети неодинаково проявляют себя в той или иной деятельности. В связи с этим принцип индивидуализации требует учета характера индивидуальных различий детей. Эти различия многообразны и выражаются:

1) в неодинаковом уровне здоровья детей (отсюда деление школьников на медицинские группы);

2) в различном уровне физической подготовленности (включая физическое развитие) даже внутри одной и той же медицинской группы (например, одни дети основной медицинской группы могут иметь спортивные разряды, а другие — нет; тип телосложения может определять выбор не только спортивной специализации, но и способ исполнения двигательного действия);

3) в неодинаковом возрасте детей в пределах одной учебной группы при условии обучения по единой программе (кстати, наибольшая возрастная вариативность наблюдается, как правило, в средних классах);

4) в наличии учеников обоего пола в одной и той же учебной группе (именно поэтому школьные программы предусматривают соответствующую дифференциацию содержания и нормативных требований);

5) в различном объеме знаний и двигательных умений детей при прочих равных их характеристиках (например, два мальчика могут иметь одинаковый возраст, равную спортивную подготовленность, но разные полноту, глубину и действенность специальных знаний);

6) в неодинаковом характере протекания мыслительных процессов (гибкость ума либо его стереотипность в подходах к изучению каждого двигательного действия; быстрота либо замедленность в освоении новых движений; наличие либо отсутствие критического подхода к учебному материалу и т. п.);

7) в различной физической работоспособности детей (возможность совершать объемную работу при необходимой ее интенсивности, сосредоточиваться либо легко отвлекаться и т. п.);

8) в неодинаковом уровне познавательной и практической самостоятельности, творческой активности (стремление к самостоятельному овладению специальными знаниями и физическими упражнениями);

9) в разном темпе продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению;

10) в неравноценном отношении к учению (положительном, безразличном, отрицательном);

11) в различном уровне волевого проявления (высоком, среднем, низком).

Необходимость учета перечисленных индивидуальных различий детей связана с рядом трудностей в организации учебно-воспитательного процесса. По способу преодоления этих трудностей индивидуализация обучения может осуществляться двумя путями: типовой индивидуализацией и персональной.

Типовая индивидуализация обучения основана на возможности организации обучения детей, обладающих некоторыми схожими характеристиками: уровнями здоровья и физической подготовленности, возрастом и полом. Подобная индивидуализация—это самое грубое приближение к учету возможностей детей, это необходимость, рожденная потребностями группового обучения. Организационные основы типовой индивидуализации закреплены в соответствующих методических указаниях по комплектованию медицинских групп, учебных классов, учебных групп в спортивных секциях и пр.

Персональная индивидуализация обучения предусматривает учет тех характеристик, которые присущи конкретной личности, но чрезвычайно многообразны и трудно поддаются определению в процессе практической работы (характер протекания психических процессов, уровень работоспособности и т. п.). В условиях персональной индивидуализации одинаковый программный материал осваивается учениками разными методами, с различным распределением нагрузок и отдыха и т. п. Например, для учеников с сильной нервной системой наиболее эффективным оказывается соревновательный метод, улиц со слабой нервной системой этот метод создает излишнее нервно-эмоциональное напряжение (Н. С. Уткина и др.). Сложность персональной индивидуализации возрастает с увеличением количества одновременно занимающихся учеников у одного педагога. Поэтому одним из существенных показателей мастерства учителя является умение построить обучение с учетом особенностей как можно большего количества учеников.

Основное правило сочетания путей индивидуализации предусматривает опору на четкую типовую индивидуализацию с установкой на более широкую персональную, что кратко выражается формулой: «персональная индивидуализация внутри типовой». Оба пути индивидуализации необходимы при решении любых задач физического воспитания, но с разным соотношением. Например, при общем физическом воспитании, осуществляемом в обязательном порядке в школах и СПТУ по единым государственным программам, наибольший удельный вес занимает типовая индивидуализация. Внутри нее в меру возможного осуществляется персональная индивидуализация методов обучения и некоторых дополнительных средств (предположим, подводящих упражнений). При спортивной специализации, особенно на ее высоких уровнях, персональная индивидуализация приобретет значение, охватывая не только методы обучения, но и все содержание. Типовая индивидуализация остается необходимостью при групповых тренировках на начальных этапах спортивной подготовки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Игры-эстафеты как эффективное средство развития двигательной активности младших школьников.

        Существенная роль в развитии личности принадлежит физическому воспитанию. Проблема повышения двигательной активности учащихся младшего школьного возраста связана с д...

Упражнения на развитие ловкости у младших школьников

В пособии представлен комплекс упражнений на развитие ловкости у младших школьников...

Развитие ловкости у младших школьников на уроке физической культуры.

Развитие ловкости у детей младшего школьного возраста,помогает достичь хороших результатов на уроках физической культуры. Именно это физическое качество на мой взгляд нужно развивать в ребенке с первы...

Статья по теме "Подвижная игра как средство развития выносливости у младших школьников"

В статье затронута проблема развития выносливости у младших школьников и ее решение посредством использования подвижных игр в образовательном процессе...

Методическая разработка "Упражнения с мячами как средство развития координационных способностей младших школьников"

Упражнения с мячами – важное средство развития и совершенствования координационных способностей и игровой ловкости у младших школьников....

Якутские подвижные игры как средство развития двигательной активности младших школьников

В обществе стремительно происходят значительные научно– технические изменения, в том числе и в детской игре. Детские игры существенно изменились под развитием распространения компьютерных игр и ...