Особенности организации коррекционных занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.
статья по физкультуре

Фёдорова Тамара Петровна

В статье представлен материал из опыта работы с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osobennosti_organizatsii_korrektsionnyh_zanyatiy.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации коррекционных занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями

(из опыта работы).

     «Забота о здоровье»- это важнейший труд учителя. От жизнерадостности  бодрости детей зависит их духовная жизнь ,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

                                                                        В.А.Сухомлинский.

            Здоровье – это сложное понятие, которое включает характеристики физического и психического развития человека, адаптационные возможности его организма, его социальную активность, которые в итоге и обеспечивают определенный уровень умственной и физической работоспособности.

 Здоровые дети – это основа жизни нации. Народная мудрость гласит: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным ,сделайте его крепким и здоровым».

В настоящее время приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети много проводят времени в школе, сидя за партами, дома за уроками и за  компьютером. Из-за этого они начинают испытывать « двигательный дефицит». Ведя малоподвижный  образ    жизни   усиливается статическая нагрузка на определенные группы мышц.   Снижается сила и работоспособность мускулатуры. Ухудшается зрение. Нарушаются функции организма.

     В настоящее время  очень много детей имеют различные заболевания. Для таких детей в нашей школе организована группа  по лечебной  физической культуре. Занятия проходят три раза в неделю по  40 – 45 минут. Во время занятий используются здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья школьников. Каждый ребенок имеет индивидуальный подход.

Во время занятий решаются  следующие задачи:

1) Формирование правильной осанки ( укрепление мышечного корсета);

2)Профилактика плоскостопия;

3)   Улучшение и сохранение зрения, профилактика близорукости и дальнозоркости;

4) Развитие дыхательной системы и её мускулатуры;

5)Развитие физических качеств : ловкости, координации  ,   силы ,  выносливости; 6)Ориентации в пространстве.          

В процессе проведения занятия по лечебной физкультуре используется   тренажерно-информационная система «Тисса» с модуляцией мягких природных и биологических колебательных процессов (ММПБКП) – в которой  применяется метод, сочетающий в себе применение средств  физической культуры с одновременным сеансом вибрационного воздействия. Широкое применение средств физической культуры, до 500развивающих и коррегирующих  упражнений  , обусловлен  не только общеукрепляющим эффектом, но и возможностью использовать специальные физические упражнения, с разгруженным позвоночником под различными углами; оказывающие воздействия на отдельные звенья патогенеза заболеваний, в качестве метода неспецифической  стимулирующей терапии.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                 Так же известно о широком использовании вибрации, как лечебного фактора. При действии умеренных доз механических вибраций на организм возникает большое разнообразие его ответных реакций: усиление тонуса симпатико-адреналовой и гипофиз-адреналовой систем, активация метаболических процессов, нормализация функционального состояния центральной нервной системы. Его использование на уроках помогает  в развитии координации, ловкости,  смелости, ориентации в пространстве, а так же умению преодолевать себя.          

Универсальный  многофункциональный тренажер «ТИСА»  предназначен  для выполнения до 500 развивающих и корректирующих упражнений на фоне модуляции мягких природных и биологических колебательных процессов, оказывающих положительное воздействие на биологические процессы организма. Обеспечивает выполнение упражнений с разгруженным позвоночником под различными углами, нормализует мышечный тонус.

Горка корректирующая –устройство с шаровыми опорами, скатом , предназначена для проработки тазобедренных суставов, точек стопы, улучшения ориентации в пространстве, координации, нормализации мышечного тонуса.

  Виброскамейка  предназначена для упражнений  для скольжений в различных положениях: лежа на животе, на спине, сидя, что оказывает воздействие на ЦНС и вегетативную систему, нормализует мышечный тонус.

  Вибродорожка большая -  применяется для нормализации мышечного тонуса и баланса между  симпатикой и парасимпатикой. Позволяет выполнять вибродренаж для больных бронхиальной астмой, бронхолегочными  заболеваниями. Используется при нарушениях осанки, остеохондрозах для улучшения кровообращения, оказывает противовоспалительное действие.

    Устройство для моделирования ситуаций,  предотвращающих травматизм. Предназначено для улучшения координации и ориентации в пространстве , для проработки передней, средней и задней частей стопы при плоскостопии.

  Устройство для вестибулярного аппарата, предназначено для нормализации связочно-суставного  аппарата , используется как степ платформа для отработки ритма шагов.

На занятиях лфк активно используется   система физических упражнений, разработанная Йозефом Пилатесом. Это серия упражнений для увеличения прочности тела, развития мышц корпуса, улучшения осанки, баланса и координации. Каждое упражнение выполняется с особым вниманием к правильной технике дыхания и контролю брюшных мышц. Это помогает выполнять движения с максимальной мощностью и эффективностью. Система  Пилатес  удлиняет и укрепляет мышцы, улучшает мышечную эластичность и подвижность суставов.

Она  определяется не количеством упражнений, а их качеством. Упражнения, как правило, делаются в определенном порядке, мягко сменяя одно за другим. Это не тот вид тренировки, когда вы работаете до седьмого пота, но вы определенно будете чувствовать напряжение ваших мышц во время каждого упражнения. Вы получите более сильные, тонированные мышцы, при этом повысите гибкость и улучшите состояние вашего позвоночника. .Особенностью этого метода является использование «рёберного» дыхания, которое является важной частью упражнений. Воздух, поступающий в лёгкие во время занятий пилатесом, не расширяет переднюю часть грудной клетки и не надувает живот, а концентрируется на заполнении нижней части лёгких и, таким образом, возникает ощущение, что вы раздуваете спину. Эта форма глубокого дыхания позволяет наклоняться и двигаться, не ограничивая объем вдыхаемого воздуха. Поступающий воздух насыщает кислородом задействованные в упражнениях мышцы

На занятиях провожу подвижные игры. Часто в играх даю детям  мягкие сделанные из поролона  мячи. Использование таких мячей дает возможность не бояться детям,  что им будет больно, и это позволяет  скорее освоить всевозможные финты с мячами. Кроме того, занятия проводятся с фитбольными  мячами, которые  используются не только как средство для проведения упражнений, но также и в эстафетах и играх.  

  «Забота о здоровье»- это важнейший труд учителя. От жизнерадостности  и бодрости детей зависит их духовная жизнь ,мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.»

         Моя задача как можно больше дать детям информации на уроке по здоровому образу жизни, привить интерес к занятиям физической культурой ,научить правильно оценивать свое физическое состояние, не перегружая свой организм чрезмерными нагрузками.  В то же время  выработать у ребенка устойчивую мотивацию к систематическим занятиям физической культурой и спортом, ориентироваться на здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая мастерская «Пусть каждый день приносит счастье!» (познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья ).

Открытое мероприятие.   Творческая мастерская«Пусть каждый день приносит счастье!»(познавательное занятие для детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья )....

Создание условий психологической безопасности на совместном коррекционно-развивающем занятии педагога-психолога и учителя-логопеда с детьми младшего школьного возраста, имеющих ограниченные возможности здоровья.

Печатная работа , посвященная  совместной работе педагога-психолога и логопеда в коррекционной школе для детей с нарушениями интеллекта. Приводятся примеры занятий при  взаимодействии педаго...

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-дефектолога с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Информационно-комуникационные технологии – это широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям создания, сохранения, управления и обработки данных, в том числе, с прим...

Особенности организации коррекционных занятий по физической культуре с детьми младшего школьного возраста с ограниченными возможностями.

Презентация была подготовлена для выступления на семинаре "Технологии сопровождения ребёнка с ОВЗ (по зрению) в образовательном пространстве"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия для учащихся младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития)

Занятие  направлено  на  развитие познавательной сферы детей за счет стимуляции психических процессов, развитие коммуникативных навыков для успешной адаптации и социализации.Упражн...