МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
статья по физкультуре (3 класс)

Стехонина Юлия Александровна

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической культуры по лыжной подготовке проявляется динамическое равновесие, которое существенно отличается от статического, и требует определенных мышечных усилий в непродолжительный период времени. Для динамических проявлений характерно постоянное сохранение устойчивого положение тела, что предъявляет более высокие требования к уровню физической подготовленности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК 796.921

МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ НА УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПО ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Ю.А. Стехонина

магистрант 2 курса

 факультета физической культуры и спорта

 заочного отделения

научный руководитель Л.Д. Назаренко

доктор педагогических наук, профессор

Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова

Ульяновск, Россия

Аннотация

Сохранение вертикального положения тела в поле земной гравитации имеет огромное значение для человека. Равновесие - это определенное взаимодействие человека с земной гравитацией. На уроках физической культуры по лыжной подготовке  проявляется динамическое равновесие, которое существенно отличается от статического, и требует определенных мышечных усилий в непродолжительный период времени. Для динамических проявлений характерно постоянное сохранение устойчивого положение тела, что предъявляет более высокие требования к уровню физической подготовленности.  

Ключевые слова:

Двигательная координация, равновесие,  лыжная подготовка, педагогический эксперимент.

Актуальность исследования

        Ходьбе на лыжах  дети обучаются с дошкольного возраста. В начале они учатся «ступающему шагу» без палок, при этом туловище должно быть немного наклонено, ноги выносятся вперёд согнутыми в коленях. Одновременно с ними работают и руки: с движением левой ноги вперёд выносится вперёд правая рука и наоборот. После освоения «ступающего шага» дети знакомятся с передвижением «скользящим шагом» без палок. Его суть заключается в следующем. Когда левая лыжа впереди, вес тела переносится на правую ногу и производится толчок, при этом нога выпрямляется полностью. Затем вперёд выдвигается правая лыжа, а вес тела переносится на левую ногу- ребёнок скользит. А потом весь цикл повторятся. При этом руки слегка согнуты в локтевых суставах, одна выносится вперед до уровня плеча, а другая отводится назад. Таким образом, освоение навыка одноопорного скольжения сопряжено непосредственно с формированием такого двигательного качества, как равновесие [9, 3].

        Равновесие – одно из наиболее трудно тренируемых качеств, что связано с более высокими требованиями к системе анализаторов, опорно-двигательному аппарату, вегетативным системам, умению управлять мышечным напряжением в более сложных, непривычных условиях [5].

Формированию равновесия необходимо уделять постоянное внимание, т.к. его высокий уровень обеспечивает более комфортное условие для двигательной деятельности [7]. Формирование данной двигательной координации должно создать определенную базу для дальнейшего совершенствования в этом технически сложном виде. У детей, начиная с младшего школьного возраста необходимо развивать и совершенствовать проявление равновесия. Достижение успешности в обучении существенно зависит от способности обеспечить устойчивость при движении. На уроках по лыжной подготовке  школьникам важно  уметь сохранять равновесие на спусках, при прохождении поворотов и приспосабливать свои движения к рельефу местности [8].

Цель исследования: Разработать методику развития равновесия на уроках физической культуры по лыжной подготовке у младших школьников.  

Методика и организация исследования.

Педагогический эксперимент проводился на базе МОУ Ишеевской основной школы среди учащихся 3-х классов. Экспериментальная группа (далее ЭГ) состояла из 16 человек  3 Б класса, а контрольная группа (далее КГ) состояла из 18 человек  3 А класса.

На первом уроке по лыжной подготовке было проведено тестирование учащихся, которым предлагалось выполнить ряд упражнений:

- прокат на одной ноге (поочередно, сначала на правой, потом на левой),  после предварительного разгона, на дальность;

- спуск с горы, с торможением;

- прохождение поворота.

Выполнение тестовых  упражнений оценивалось по следующим критериям:

5 баллов- задание выполнено уверенно;

4 балла- задание выполняется несколько скованно;

3 балла- задание выполнено напряженно, с боязнью падения.

2 балла- задание выполнено напряженно, с ошибками.

1 балл- задание выполнено с падением.

                Школьной программой по лыжной подготовке,   ориентированной на УМК:  Физическая культура 3-4 класс, «Планета знаний» [2],  рекомендованным приказом  Министерства  образования и науки Российской Федерации  от 31.03.2014 №  253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию  при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями, предусмотрены упражнения на развитие равновесия: передвижение на лыжах различными ходами, прохождение спусков и подъемов, прохождение равнинных участков без палок. По мере приобретения уверенности в движениях, крутизна спусков и подъемов увеличивается. Задание выполняется с палками, что позволяет увеличить скорость скольжения и изменить направление движения. Включение в занятие различных вариантов прохождения спусков, поворотов и торможения.

Согласно учебному плану МОУ Ишеевской основной школы в 2018-2019 учебном году  на лыжную подготовку в 3 классе отводилось  18 учебных часов, 3 учебных  часа в неделю. Перерыв между уроками не превышал 48 часов. Таким образом, выполнялось одно из главных требований к физической нагрузке- непрерывность [4].

На уроках физической культуры в экспериментальной группе в конце основной части давались упражнения с более  сложными условиями выполнения двигательных заданий: попеременное скольжение на правой (левой) ноге на уклоне; упражнение «самокат», которые выполнялись без палок на отрезке 50 метров, отмеченном флажками, поочередно друг за другом. Дистанция между учащимися составляла 5 метров. Спуск после предварительного разгона, с передачей тяжести тела на одну, затем на другую ногу; спуск с уклона на одной ноге, после предварительного разгона, как можно дальше;  упражнение «ласточка». Упражнения выполнялись на коротком склоне (до 50 м.) малой крутизны () так же без палок. Учебно-тренировочный склон  выбирался с учетом снежного покрова.

Нами  использовались следующие методы обучения:

- словесный метод применялся в виде разъяснений и замечаний в процессе урока. С помощью слова у занимающихся формируется представление об изученном движении, исправляются отдельные ошибки. В условиях низких температур, применение словесного метода имеет свои особенности: следует избегать длительных объяснений, желательно их делать по ходу, используя общепринятую терминологию;

- наглядный метод  применялся в виде показа. Показ должен быть образцовым. Иногда показ осуществлялся в более медленном темпе с обращением внимания на детали [3].

 Для дальнейшего совершенствования равновесия эти задания отрабатывались с закрытыми глазами. По мере совершенствования координационного качества увеличивалась амплитуда, скорость и ритм движений.

Результаты и их обсуждения.

Анализ полученных результатов тестирования показал: средний балл в ЭГ составил 3,620,26, а в КГ- 3,610,26. Обе группы находятся на одинаковом уровне физической, технической и психологической подготовленности: неустойчивое положение, неуверенное скольжение, боязнь падения. Темп и частота шагов у детей  8—9 лет не имеют прямой зависимости.  Частота шагов довольно высокая. В более старшем возрасте и с формированием навыка, увеличивается длина проката и скорость. В связи с этим уровень подготовленности определялся методом наблюдения [3].

Формирование способности к равновесию осуществлялось с помощью комплекса физических упражнений на лыжах, отвечающим требованию координационной сложности. На начальном этапе  по лыжной подготовке  на уроках физической культуры следует применять 1) подводящие упражнения, способствующие освоению новых элементов передвижения на лыжах; а затем 2) развивающие упражнения, направленные непосредственно на развитие координационных способностей школьников [1].

После 6 недельного обучения  контрольной и экспериментальной группы,  в занятия которой включались упражнения, направленные на развитие равновесия, повторно произведено тестирование:

 - прокат на одной ноге (поочередно, сначала на правой, потом на левой),  после предварительного разгона, на дальность;

- спуск с горы, с торможением;

- прохождение поворота.

         По итогам тестирования получены следующие результаты: в ЭГ средний балл составил 4,250,26, а КГ- 3,830,26 балла. Тестирование показало, что ученики  экспериментальной группы более уверенно выполняют передвижение на лыжах, темп и частота шагов уменьшились, увеличилась длина проката  и скорость передвижения на лыжах. Учащиеся стали рациональнее передвигаться на учебно-тренировочной трассе, более уверенно проходить повороты и спуски (пропала боязнь скорости и падения). Уровень физической, технической и психологической подготовленности у учащихся экспериментальной группы стал выше, по сравнению  с контрольной группой. Появилась мотивация к занятиям по лыжной подготовке. Кроме того, учащиеся из экспериментальной группы стали победителями и призерами в школьных соревнованиях по лыжным гонкам среди учащихся 3-4 классов, как мальчики, так и девочки.

Заключение

Данная методика, направленная на развитие равновесия, позволяет повысить уровень физической, технической и психологической  подготовленности младших школьников. В качестве объективных критериев эффективности комплекса упражнений стали скользящий шаг и скорость,  устойчивость учащихся при передвижении на лыжах, уверенное прохождение спусков и поворотов, которые оценивались наглядно.

 Результаты педагогического эксперимента показали, что применение данных упражнений на уроках физической культуры в школе повышает устойчивость положения тела при  передвижении на лыжах, увеличивает возможность управления приростом показателей данной координации, способствует дальнейшему совершенствованию равновесия у младших школьников на уроках физической культуры.

Литература:

  1. Корсаков С.В., Солодов И.А., Шатагин А.Н., Меликов А.В., Андреева Е.Г. Тренировка для развития равновесия при обучении передвижению на лыжероллерах,- Научно-теоретический журнал "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта", 8 (138), 2016
  2. Лисицкая, Т.С., Новикова, Л. А.- Физическая культура 3- 4 класс, -М.: Дрофа, Астрель, 2016- 128 с.,
  3. Лях, В.И., Зданевич, А.А.-Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов  – М.: Просвещение, 2010.-128 с.
  4. Назаренко, Л.Д.- Физиология физических упражнений. 2016.- Ульяновск: ФГБОУ ВО «УлГПУ им. И.Н. Ульянова», 2017-262 с.
  5. Назаренко, Л.Д.- Развитие двигательно-координационных качеств как фактор оздоровления детей и подростков.- М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2001.- 332с., ил.
  6. Назаренко, Л.Д.- Средства и методы развития двигательных координаций.- М.: Изд. «Теория и практика физической культуры», 2003.- 259 с., ил.
  7. Назаренко, Л.Д. Содержание и структура равновесия как двигательно-координационного качества / Л.Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 1. – С. 54-58
  8. Трофимов, О.Н. Развитие координационных способностей и равновесия у детей младшего школьного возраста / О.Н. Трофимов // Ярославский педагогический вестник. – 2011. – № 3. – Т. II. – С. 114-118.
  9. Шамаева, А.А. Этапы лыжной подготовки детей в школах.- Вопросы образования и науки сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции. 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические основы построения урока физической культуры, направленных на подготовку школьников 7-8 лет по выполнению нормативов ГТО.

Учитывая имеющиеся научные данные о низком базовом уровне физической подготовленности и низкой мотивации детей 7 – 8 лет к занятиям физической культурой и спортом, можно утверждать, что без пред...

Конспект урока по физической культуре. Тема "Лыжная подготовка"

Конспект  урокапо лыжной подготовке«Совершенствование скользящего шага»(для учащихся 2-го класса)...

Технологическая карта урока физической культуры по лыжной подготовке. Тема "Ступающий шаг.Обучение скользящему шагу"

Урок ориентирован на учащихся 2 класса. Тип урока по ФГОС - урок открытия нового знания....

«Физическая культура как необходимый компонент жизнедеятельности младших школьников».

Физическая культура как необходимый компонент жизнедеятельности младших школьников...

Урок по теме "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА НА УРОКЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ"

Организация групповой работы в процессе урока физической культуры в начальных классах может строиться в зависимости от специфики класса, уровня развития. Организуя работу в группе, педагог может коорд...

Методика круговой тренировки на уроках физической культуры в школе для развития физических качеств.

В статье рассматривается необходимость включения в процесс физического воспитания детей младшего школьного возраста 9-11 лет применение круговой тренировки, направленное на развития физических качест...

Методическая разработка мастер – класс Тема: «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры»

Уважаемые коллеги! Тема моего мастер-класса сегодня «Игры и упражнения на развитие координации движений, ориентировки в пространстве и равновесия на уроках физической культуры». Мы совмест...