Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.
статья по физкультуре (3 класс)
Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_attestatsiyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»
Статья на тему:
Особенности методики развития ловкости у детей младшего
школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях
по баскетболу.
Автор исполнитель:
Учитель физической культуры
ГБОУ лицей №533
Красногвардейского района
Першина Ирина Николаевна
Санкт-Петербург
2021г
Содержание.
- Актуальность.
- Элементы баскетбола в школе.
- Методические приёмы.
- Список используемой литературы
Актуальность представленного опыта.
Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Существует множество методик развития ловкости, но эффективность развития этого качества неодинаково на различных возрастных этапах и в связи с этим каждый учитель ищет наиболее эффективные средства и методы. Поэтому развитие ловкости приобретает важное значение, и является одной и значимых задач учебно-тренировочного процесса.
Данная тема выбрана не случайно поскольку, значимость способности, которая характеризуется, как ловкость, является принципиально важной в баскетболе, а именно без развития ловкости, на наш взгляд, невозможно достичь каких-либо результатов в спорте.
Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста.
Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.
С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972 г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.
Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.
Урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.
Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга. Общеобразовательная школа должна, начиная с первого класса, воспитывать физически крепкое молодое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом.
В нашем лицее уроки физической культуры с элементами баскетбола проводятся с первого класса. Возраст 7-11 лет благоприятен для развития ловкости. Учащиеся с большим интересом выполняют упражнения с мячом и очень быстро осваивают элементы баскетбола. В результате возрастающего интереса к этой подвижной игре на базе Отделения Дополнительного Образования открыта секция баскетбола для учащихся начальных классов.
Элементы баскетбола в программе школы.
Элементы баскетбола, входящие в программный материал, способствуют формированию жизненно важных качеств и оказывает всестороннее развитие координационных качеств: ориентирование в пространстве, быстрота реакции, быстрая смена двигательной деятельности.
В учебный материал 1-2 классов входит техника безопасности на уроках физической культуры с элементами баскетбола, основы техники ведения мяча на месте и в движении, основы техники приёма и передачи мяча двумя руками от груди, основы техники передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди. Основы техники броска мяча в кольцо двумя руками от груди. В 3-4 классах ребята совершенствую ранее изученные элементы, разучивают новые: основы техники передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола, передачи мяча с передвижением, бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча. Основы техники ведения мяча в высокой средней и низкой стойке. Выполняют игровые действия, в ходе которых выполняют большое количество разнообразных движений в различных темпах, направлениях, с различными скоростями – всё это способствует развитию ловкости. Очень важно формировать способность анализировать технику выполнения упражнений, видеть ошибки и исправлять их.
Методические приёмы.
На каждом уроке при выполнении упражнений соблюдается дидактический принцип “от простого к сложному”. Упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Интерес к упражнениям служит действенным средством для овладения техническими элементами спортивной игры. Для этого используются следующие приемы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении. Чтобы ученику на уроке было интересно, чтобы он смог проявить себя, чтобы осуществлять компетентный подход в обучении, применяем разнообразные способы обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальная работа используется при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповая тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.). Отношения на занятиях строятся на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности.
В основу методики развития ловкости положены комплексный подход и принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявления качества. Основным методом контроля эффективности уроков физкультуры являлось изучение развития координационных способностей.
В каждом учебном занятии планировались упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий (кроме выносливости) объединены по направленности воздействия в четыре группы:
1. Упражнения для отработки передачи и приёма мяча (скорость движения, ловкость, развитие силы рук и пальцев).
2. Упражнения для отработки ведения мяча ( ловкость, скорость движения).
3. Упражнения для отработки броска мяча в кольцо (развития ловкости).
4. Специально – развивающие упражнения (развитие координации).
В каждое из трех занятий в неделю поочередно включаются группы упражнений, направленные на развитие ловкости.
Детям предлагаются упражнения повышенной координационной сложности и с элементами новизны (упражнения с предметами, игры с часто меняющейся обстановкой), упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространственного времени, степени мышечных усилий.
Список литературы для педагогов.
1. «Баскетбол для юниоров» - П. Баррел, П.Патрик, 2007г.
2. «Мини-баскетбол в школе» - Ю.Ф. Буйлин, Ю.И.Портных, 1996г.
3. «Баскетбол. Теория и методика обучения» - Д.И. Нестеровский, 2004г.
4. «Подвижные игры в системе подготовки баскетбола» - Е.А.Чернова, 2002г.
5. «Баскетбол. Начальный этап обучения» - В.В.Кузин, С.А. Полиеский, М.ФиС, 1999г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.
Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
В помощь молодым специалистам....
Статья : Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста с использованием нетрадициооных видов рисования на занятиях в группе продленного дня.
Для молодых специалистов...
Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"
В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...
Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Что такое творчество.Основы творческого мышления.Способы стимулирования творческой активности....
Статья «Организация слушания музыки зарубежных композиторов как средство развития творческого воображения детей младшего школьного возраста с ОНР»
Статья посвящена поэтапному развитию творческого воображения детей младшего школьного возраста....
Особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
для педагогов и методистов...