Статья на тему: Особенности методики развития ловкости у детей младшего школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях по баскетболу.
статья по физкультуре (3 класс)

Першина Ирина Николаевна

Обьектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_attestatsiyu.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение лицей №533 «Образовательный комплекс «Малая Охта»

Статья на тему:

Особенности методики развития ловкости у детей младшего

школьного возраста на учебно-тренировочных занятиях

по баскетболу.

                                                                                Автор исполнитель:

                                                                                Учитель физической культуры

                                                                                 ГБОУ лицей №533

                                                                                 Красногвардейского района

                                                                                 Першина Ирина Николаевна

                                                                                 

                                               

Санкт-Петербург

2021г

Содержание.

  1. Актуальность.
  2. Элементы баскетбола в школе.
  3. Методические приёмы.
  4. Список используемой литературы

Актуальность представленного опыта.

Ловкость – сложное комплексное двигательное качество, уровень развития которого определяется многими факторами. Наибольшее значение имеют высокоразвитое мышечное чувство и так называемая пластичность корковых нервных процессов. От степени проявления последних зависит срочность образования координационных связей и быстроты перехода от одних установок и реакций к другим. Существует множество методик развития ловкости, но эффективность развития этого качества неодинаково на различных возрастных этапах и в связи с этим каждый учитель ищет наиболее эффективные средства и методы. Поэтому развитие ловкости приобретает важное значение, и является одной и значимых задач учебно-тренировочного процесса.

Данная тема выбрана не случайно поскольку, значимость способности, которая характеризуется, как ловкость, является принципиально важной в баскетболе, а именно без развития ловкости, на наш взгляд, невозможно достичь каких-либо результатов в спорте.

Объектом исследования является учебно-тренировочный процесс по баскетболу с детьми младшего школьного возраста.

Баскетбол – одна из интереснейших спортивных игр. Родиной баскетбола является Америка. В 1891 году эту игру изобрел преподаватель физического воспитания Спрингфилдского колледжа в штате Массачусетс Джеймс Нейсмит.

С 1936 года баскетбол включен в программу олимпийских игр. Сборная мужская   команда нашей страны стала олимпийским чемпионом в 1972 г., а женская сборная дважды – в 1976 и 1980 гг. завоевывала олимпийские медали.

Интерес к баскетболу с каждым годом растет, поэтому по массовости и популярности он опережает многие виды спорта. У баскетбола есть ещё одно ценное качество – он универсален. Так, систематические занятия баскетболом оказывают на организм школьников всестороннее развитие, повышают общий уровень двигательной активности, совершенствуют функциональную деятельность организма, обеспечивая правильное физическое развитие.

Урок баскетбола в школе рассматривается нами как средство не только физической подготовки, освоения технической и тактической стороной игры, но и повышения умственной работоспособности, снятия утомления учащихся, возникающего в ходе занятий по общеобразовательным дисциплинам.

Баскетбол формирует такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы коллектива, класса, команды, взаимопомощь, чувство долга. Общеобразовательная школа должна, начиная с первого класса, воспитывать физически крепкое молодое поколение с гармоничным развитием физических и духовных сил. Польза от занятий баскетболом огромна – вовлечение учащихся в регулярные занятия баскетболом должно всемерно поощряться, это не погоня за медалями и рекордами - это здоровье миллионов, это готовность к труду, это подготовка к военной службе. В данной программе предполагается использовать современные методики, основанные на постоянном изучении всех элементов баскетбола и тактики, с последующим совершенствованием игры в целом.

В нашем лицее уроки физической культуры с элементами баскетбола проводятся с первого класса. Возраст 7-11 лет благоприятен для развития ловкости. Учащиеся с большим интересом выполняют упражнения с мячом и очень быстро осваивают элементы баскетбола. В результате возрастающего интереса к этой подвижной игре на базе Отделения Дополнительного Образования открыта секция баскетбола для учащихся начальных классов.

Элементы баскетбола в программе школы.

Элементы баскетбола, входящие в программный материал, способствуют формированию жизненно важных качеств и оказывает всестороннее развитие координационных качеств: ориентирование в пространстве, быстрота реакции, быстрая смена двигательной деятельности.

В учебный материал 1-2 классов входит техника безопасности на уроках физической культуры с элементами баскетбола, основы техники ведения мяча на месте и в движении, основы техники приёма и передачи мяча двумя руками от груди, основы техники передачи мяча одной рукой от плеча, двумя руками от груди. Основы техники броска мяча в кольцо двумя руками от груди. В 3-4 классах ребята совершенствую ранее изученные элементы, разучивают новые: основы техники передачи мяча двумя руками от груди с отскоком от пола, передачи мяча с передвижением, бросок мяча в кольцо одной рукой от плеча. Основы техники ведения мяча в высокой средней и низкой стойке. Выполняют игровые действия, в ходе которых выполняют большое количество разнообразных движений в различных темпах, направлениях, с различными скоростями – всё это способствует развитию ловкости. Очень важно формировать способность анализировать технику выполнения упражнений, видеть ошибки и исправлять их.

Методические приёмы.

 На каждом уроке при выполнении упражнений соблюдается дидактический принцип “от простого к сложному”. Упражнения постоянно должны усложняться в зависимости от того, как владеют техникой ученики. Интерес к упражнениям служит действенным средством для овладения техническими элементами спортивной игры. Для этого используются следующие приемы обучения: рассказ, показ, имитация без мяча, с мячом, стоя на месте, в движении. Чтобы ученику на уроке было интересно, чтобы он смог проявить себя, чтобы осуществлять компетентный подход в обучении, применяем разнообразные способы обучения: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный, командный, соревновательный. Индивидуальная работа используется при отработке определенных умений и навыков (ведение мяча, передвижения, бросок в кольцо). Групповая тогда, когда есть необходимость выполнения и отработки действия (передачи, взаимодействия и т.д.). Отношения на занятиях строятся на основе доверия, взаимоуважения и доброжелательности.

 В основу методики развития ловкости положены комплексный подход и принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявления качества. Основным методом контроля эффективности уроков физкультуры являлось изучение развития координационных способностей.

В каждом учебном занятии планировались упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий (кроме выносливости) объединены по направленности воздействия в четыре группы:

1. Упражнения для отработки передачи и приёма мяча (скорость движения, ловкость, развитие силы рук и пальцев).
2. Упражнения для отработки ведения мяча
( ловкость, скорость движения).
3. Упражнения для отработки броска мяча в кольцо (развития  ловкости).
4. Специально – развивающие упражнения
(развитие координации).

В каждое из трех занятий в неделю поочередно включаются группы упражнений, направленные на развитие ловкости.

Детям предлагаются упражнения повышенной координационной сложности и с элементами новизны (упражнения с предметами, игры с часто меняющейся обстановкой), упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий (упражнения по выработке чувства пространственного времени, степени мышечных усилий.

Список литературы для педагогов.

1. «Баскетбол для юниоров» - П. Баррел, П.Патрик, 2007г.

2. «Мини-баскетбол в школе» - Ю.Ф. Буйлин, Ю.И.Портных, 1996г.

3. «Баскетбол. Теория и методика обучения» - Д.И. Нестеровский,  2004г.

4. «Подвижные игры в системе подготовки баскетбола» - Е.А.Чернова, 2002г.

5. «Баскетбол. Начальный этап обучения» - В.В.Кузин, С.А. Полиеский,  М.ФиС, 1999г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста.

Занятие по развитию внимания у детей младшего школьного возраста включает ряд упражнений, способствующих развитию внимания. Могут использоваться на любых уроках....

Статья "Роль исследовательской деятельности в развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста"

В настоящее время проблема исследовательской деятельности младших школьников является особенно актуальной. Подготовка ребёнка к такому виду деятельности, обучение его умениям и навыкам исследова...

Статья "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"

Что такое творчество.Основы творческого мышления.Способы стимулирования творческой  активности....